Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. ПРЕВРАЩЕНИЕ АЗАМАТА





ВВЕДЕНИЕ

Педагогика занимает особое место в мире наук. Она вооружает людей теорией и практикой исследовательской работы, учить получать знания, передавать их другим людям. Все остальные науки возникли, развивались благодаря педагогике. Поэтому ее изучали и обогащали все: астрономы, биологи, этногрофы, теологи, физики, филологи, фольклористы, родители и т.д.

Педагогика в нашей стране до 20 века была достаточно развитой наукой. Однако за годы советской власти, с началом так называемой «новой эры» в России, она постепенно превращалась в мифологию и по сей день остается такой. Современные ученые не могут правильно объяснить даже предмет изучения педагогики – воспитание. В учебнике «Педагогика» И.П. Подласого, например, на воспитание дается такое определение: «Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [Подласый, И.П.Педагогика. - В 2 кн. - Кн. 2. Процесс воспитания. /И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999. – 253 с. - С. 7].



В этом определении три непростительные ошибки. Во-первых, воспитание не всегда «целенаправленный, специально организованный, управляемый процесс». Оно может быть и стихийным. Воздействие природы, влияние случайных людей, событий разве не формируют у человека знания, умения, отношения, черты характера?! Во-вторых, воспитание не всегда «воздействие воспитателей и воспитанников». Оно может осуществляться и без воспитателей. Например, тогда, когда человек сам себя воспитывает. В-третьих, воспитание формирует не только «нужных и полезных обществу» личностей. И пьяницы, хулиганы, преступники формируются воспитанием.

Ни в одном учебнике, ни в одном директивном документе о системе образования, даже в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет правильного ответа на этот вопрос. Если вопрос № 1 педагогики неправильно объясняется, то, что можно говорить о других темах педагогики!?

Несмотря на то, что воспитание в природе является единственным процессом, формирующим личность, ученые ошибочно считают, что кроме воспитания существуют и «обучение», и «педагогический процесс». Этот основной миф о предмете педагогики порождает многочисленные другие мифы, например, такие, как воспитывающее обучение, развивающее обучение, проблемное обучение; личностно-ориентированное воспитание, деятельностный, компетентностный, личностный подходы, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, этнопедагогика, продуктивная педагогика, ясельная педагогика, образовательная технология, педагогическая психология; принципы: наглядности; обучения на высоком уровне трудности и т.д.



Все это свидетельствует о том, что педагогика в нашей стране находится в глубоком кризисе. Этот кризис, в свою очередь, вызывает и другие кризисы: семейные, психологические, экономические, медицинские, нравственные и т.д.

В развитии науки большую роль играют диссертационные исследования. Именно в них содержится «научная новизна» - «накопительная часть» науки. Диссертация создается в длительное время, путем анализа, оценки многочисленных исследований, на основе экспериментов, апробации и т.д. Ее качество обсуждается коллегиально с участием солидных ученых: членов кафедры, диссертационного совета, экспертов, рецензентов. После защиты диссертационное исследование утверждается на Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

«Защита диссертации, по мнению членов Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК, должна быть особого рода научной деятельностью. Ведь именно там должны проходить апробация работы, сопоставление и даже столкновение разных мнений, отстаивание той позиции, которую занимает диссертант, претендующий на ученую степень.



На самом деле защита превращается в заранее спланированный формальный спектакль» [В. Молодцова. Педагогикой призванные. – Учительская газета, 2008. - №10. – 4 марта].

Бывший «руководитель Федеральной службы по надзору в образовании и науке В. Болотов рассказывает, что в некоторых советах (по защите диссертаций – С.Ф.) числились люди, давно ушедшие в мир иной. Просто дух захватывает (от ужаса!), когда думаешь, как же этим ушедшим удается голосовать «за». Вернее, не так: как советам удается оформить протоколы голосования» [Там же].

Председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК, вице-президент РАО Д. Фельдштейн признает плохое качество диссертаций. «Экспертами отмечается сегодня весьма низкий уровень значительного числа диссертационных исследований», - говорит он [Совершенствование аттестации научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям (доклад Д. Фельдштейна о психолого-педагогических диссертациях на совещании ВАК-РАО 20.11. 2012 г.) // Проблемы современного образования. – 2012. - №6].

«Снижение качества диссертационных исследований приводит к снижению качества педагогических инноваций, что дезориентирует инновационные процессы, приводит к распылению финансирования на сомнительные нововведения, а в итоге наносит обществу значительный экономический ущерб» [Игошев Б.М., Новоселов С.А. Диссертация по педагогике как объект интеллектуальной собственности // Педагогическое образование в России. – 2014. №1. – С. 66].

Факты свидетельствуют: многие диссертации по педагогике не имеют научной новизны. А ведь как справедливо утверждает глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) В. Филиппов, диссертационная «работа действительно должна показать что-то новое в науке, что-то, что до этого не делалось, …личный вклад этого ученого, который сам все это сделал» [Механизм заработал. – Лента. ру].

Вопросы качества диссертационных исследований беспокоит и руководителей страны. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев на встрече с руководителями библиотек говорил: «Диссертация – это постоянная головная боль Министерства образования. Сколько на эту тему разговоров сейчас ведется, копий ломается, вскрываются различного рода нарушения – и реально существующих, и надутых, мнимых» [Москва. РИА Новости Москва, 13 января 2015 г.].

Диссертации стали символом безнравственности. Интернет полон объявлениями о продаже «диссертаций под ключ»; стало привычным конструирование диссертаций из так называемых «некорректных заимствований».

Плагиат сильно распространен в нашей стране. Этим злом страдают «члены Совета Федерации, высокопоставленные чиновники исполнительной власти, губернаторы субъектов РФ, руководили силовых ведомств, российские миллиардеры, врачи» [О диссернете // Википедия], школьники, студенты и другие категории людей.

Плагиат стал эпидемией. Она страшнее эпидемии гриппа. Грипп может привести к осложнению мозга, может и не привести. А плагиат – уже имеющееся осложнение в мозге, вернее, в психике человека. Это универсальное осложнение, содержащее в себе склонность к обману, воровству, несправедливость, безпринципность и т.д.

Плагиат имеет отрицательные последствия. Он учит обманывать, воровать, убивает доверие к науке, снижает авторитет образования, причиняет экономический ущерб и т.д.

Все это требует борьбы с плагиатом.

В последние годы работа в этом направлении немножко оживилась. Она началась со «скандала диссертации директора Учебно-научного центра имени Колмогорова при МГУ Андрея Андриянова, который по итогам разбирательства в специально созданном комиссии Минобрнауки был лишен степени, а диссертационный совет в МГПУ, где он защищался – закрыт». Возникло общественное движение по разоблачению плагиата – «Диссернет». «Диссернет» (полностью – Вольное сетевое сообщество «Диссернет») – организованное на добровольных началах сетевое сообщество, в состав которого входят профессиональные ученые, работающие в различных областях науки как в России, так и за рубежом, а также журналисты, гражданские активисты, волонтеры. Деятельность сообщества в основном заключается в проведении экспертиз кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в российских научных образовательных учреждениях в период с конца 1990-х годов, и в максимально широком обнародовании результатов таких экспертиз.

Задача экспертиз «Диссернета» - выявление случаев грубого, преднамеренного нарушения установленных законом правил аттестации научных работников, а также правил и регламентов присуждения ученых степеней. Диссертации, в которых по результатам экспертиз выявлены такие нарушения, «Диссернет» считает фальсифицированными, а дипломы о кандидатских и докторских учёных степенях, присуждённые в результате защиты таких диссертаций, — незаконными и подлежащими аннулированию.

Наиболее важными элементами фальсификации диссертаций, выявляемыми в ходе экспертиз «Диссернета», являются:

- массовые недобросовестные и неатрибутированные заимствования текста из чужих аттестационных работ и иных публикаций, допущенные авторами проверяемых работ вопреки правилам корректного цитирования, зафиксированным в регламентах Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки России;

- фальсификация научных публикаций, наличие которых является, согласно регламентам ВАК, обязательным условием присуждения соискателю соответствующей учёной степени;

- грубые нарушения правил подготовки диссертационной работы (документирование проведённых исследований, взаимодействие с научным руководителем, консультантом, оппонентами, соавторами, получение формальных отзывов и т.п.), а также процедуры защиты диссертации, предписанной регламентами ВАК» [Википедия VRL: dissernet.orgl (hhttp: //www. dissernet.orgl].

Деятельность «Диссернета» заслуживает уважения и поддержки. Необходимо содействовать его распространению, создавая его региональные отделения по всей стране. «Нам важно создать нетерпимую обстановку вокруг околонаучной деятельности, - говорит Д. Фельдштейн. – Ведь на карту поставлена честь российского ученого» [В. Молодцова. Педагогикой призванные. – Учительская газета. – 2008. - №10. – 4 марта].

Вслед за «Диссернетом» в активную борьбу с плагиатом подключились государственные и административные органы. Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. 3 1139 «О порядке присвоения ученых званий», разработано положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования». «Вводится персональная ответственность лиц, участвующих в оценке научных работ: если они пропустят некачественную, то поплатятся должностью. Сами тексты диссертаций будут опубликованы в интернете за несколько месяцев до защиты, а срок подачи апелляции на них увеличен с трех до десяти лет» [Минобрнауки защитило диссертации / http://www.kommersant.ru/doc/2236064)Минобрнауки].

«Теперь за несколько месяцев до защиты на сайте научной организации, где происходит защита, вывешивается полный текст диссертации. Любой желающий может ее прочитать и пропустить через любую известную систему антиплагиата… Параллельно вывешиваются отзывы оппонентов и все прочие отзывы на эту работу» [Механизм заработал - http://lenta.ru/articles/2014/07/30/filipp1/].

Такая работа с плагиатом, конечно, приведет к определенным результатам. Однако до полного искоренения этой эпидемии, особенно по педагогической науке, еще далеко. Это объясняется следующими обстоятельствами:

- слишком много людей, получившие ученые степени и звания путем плагиата;

- борьба с конкретными случаями плагиата часто вручается руководителям, администраторам, которые сами таким образом стали учеными. Они, как правило, не заинтересованы в борьбе с этим злом;

- наличие среди плагиаторов высокопоставленных чиновников, законодателей, представителей правоохранительных органов, работников прессы;

- недоверие к педагогике. Многие люди, даже профессионалы, потеряли веру в педагогическую науку. По их мнению, и без плагиата педагогика испорчена, бесполезна и т.д.;

- равнодушное отношение определенной части граждан к любым нарушениям, отсутствие общественного мнения, осуждающего подобного рода поступки;

- причастность большого количества людей (специалистов) в допуске плагиата (научный руководитель, рецензенты, оппоненты, члены диссертационного совета, ВАК) и т.д.

Однако, несмотря на это, необходимо бороться с плагиатом, защитить общество от фальшивых ученых.

В начале введения мы говорили, что борьба с плагиатом началась с Андрея Андриянова, т.е. с буквы «А». В этом деле надо пройти по всем буквам алфавита.

В предлагаемой книге мы остановились на букве «К». Кумушкулов – типичный представитель современного плагиата. Ознакомление с его научной и административной карьерой, разоблачение его неблаговидных поступков вызовут у читателей желание бороться с этим общественным злом.

 

Глава 1. ПРЕВРАЩЕНИЕ АЗАМАТА

В АЗАМАТА МИНИГАЛИЕВИЧА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.