|
Внешний контекст рекламного сообщения
Не только детали и элементы рекламного сообщения определяют его значение. Этому также способствуют и параметры того информационного пространства, в которое помещено рекламное сообщение и в котором его обнаруживает потребитель.
Одна и та же реклама может совершенно по-разному восприниматься в женском или мужском журнале. Более того, в каждом из этих случаев она будет по-разному интерпретирована женщиной и мужчиной.
Все аспекты, составляющие среду, в которой бытует рекламное сообщение, но не зависящее от него, мы называем внешним контекстом.
К внешнему контексту относятся:
· Рекламоноситель (пресса, телевидение, наружная реклама и т.п.);
· Жанр СМИ, в котором размещено сообщение (например: журнал/газета, тип журнала/газеты, направленность, стилистика, аудитория);
· Информационное окружение сообщения (рекламные и редакционные материалы, соседствующие с сообщением в рамках одного носителя, например статьи и рекламные полосы, находящиеся рядом с вашей рекламой в журнале);
· Ситуация в обществе и культуре (события, мода на жанры и тенденции);
· Рекламное пространство товарной категории.
Внешний контекст, являясь также парадигматическим измерением, может оказывать значительное воздействие на восприятие рекламного сообщения, поскольку он во многом задает коды, которыми оперирует рекламополучатель при интерпретации сообщения в конкретное время, в конкретном обществе и в конкретном средстве массовой информации. Многим памятна история рекламного ролика, использовавшего в качестве юмористического сюжета немецкую подводную лодку времен Великой Отечественной войны, всплывающую на поверхность озера на глазах удивленных рекламных героев. Эфир ролика совпал с трагическими событиями, связанными с катастрофой подлодки «Курск», в связи с чем ролик приобрел совсем иные, далекие от позитивных коннотации.
В рекламе часов Accu 2, размещенной в мужском журнале, использован достаточно рискованный образ сексуальной женщины. В контексте журнала для мужчин персонаж воспринимается как иносказание, персонифицированный образ часов и вполне вписывается в тематику и стилистику окружающих редакционных материалов. Если бы этот макет появился в женском журнале, где традиционно женские образы выступают в качестве икон или индексов («типичная представительница целевой аудитории»), в рамках привычных моделей интерпретации женский персонаж воспринимался бы читательницами как индекс. А это, согласитесь, могло бы показаться оскорбительным многим женщинам, не желающим выступать исключительно в роли объекта мужского вожделения.
Коммуникация
Наличие рекламной коммуникации подразумевает установление определенного стиля общения. Через конкретные знаковые формы (слова, образы, интонации, поведение персонажей) рекламное сообщение устанавливает формат взаимоотношений потребителя и рекламодателя, который во многом определяет восприятие интерпретацию данного сообщения рекламополучателем. При структурном анализе необходимо учитывать несколько факторов, формирующих взаимоотношения адресата и адресанта.
Диалогичность.Коммуникация — это двустороннее общение. Но мера активности сторон при этом может быть различной. Является ли сообщение монологом одной стороны или активным диалогом? Насколько интерактивен и как оформлен этот диалог?
Мы всегда исходим из того, что инициатором рекламной коммуникации является рекламодатель. Поэтому его роль в общении с потребителем всегда активна. От того, какую форму общения предложит рекламодатель адресату, во многом зависят нюансы восприятия последним содержания рекламы и соответственно ее эффективность.
Следует отметить, что в российской рекламе долгое время господствовала монологическая форма. Корни приверженности этому формату рекламного общения уходят, по всей видимости, в советское прошлое, когда в редких примерах потребительской рекламы безраздельно властвовал императивный, приказной тон («Летайте самолетами Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе!» и т.п.). От потребителя в этом случае практически не ожидалось активного взаимодействия или критического отношения к рекламному сообщению.
В западной школе рекламы, напротив, прочно укрепился формат рекламного диалога. Диалогичность рекламы проявляется далеко не только в прямых обращениях или вопросах к рекламополучателю. Западные рекламисты успешно используют массу форм и приемов, позволяющих создать эффект диалога с потребителем. Незаконченные предложения, которые потребитель должен сам додумать, опираясь на рекламный контекст; построение рекламного повествования как цепочки логических причинно-следственных связей, которые потребитель должен восстановить в ходе восприятия рекламы; тонкие рекламные метафоры, к которым вместо расшифровок даются ключи для самостоятельной трактовки иносказания потребителем; использование в рекламе персонажей, обращенных на потребителя и обеспечивающих прямой контакт «лицом к лицу». Все эти приемы рассчитаны на то, чтобы человек в процессе восприятия рекламы как можно более активно взаимодействовал с сообщением, проделал умственную и эмоциональную работу при его декодировании. Именно активное участие потребителя в процессе восприятия рекламного сообщения, а вовсе не наличие в тексте формальных показателей диалога (например синтаксической формы обращения или местоимений второго лица) обеспечивают рекламе подлинную интерактивность и диалогичность.
Не следует, однако, считать, что открытый диалог всегда лучше монолога. По практическому опыту мы знаем, что иногда, для определенных типов людей и определенных групп товаров, жесткий императивный стиль гораздо эффективнее диалога. Диалог, при всех его преимуществах, подразумевает активность потребителя, его самостоятельность в принятии решений. Далеко не все люди готовы проявлять самостоятельность во всех жизненных ситуациях. Точно определить, какая форма общения наиболее эффективна для данной аудитории, данного продукта и данной концепции продвижения, можно, протестировав образцы различных форм коммуникации на реальных потребителях. Формы рекламной коммуникации можно классифицировать по их интерактивности. Для себя мы выделяем две основные формы — монолог и диалог. Последний, в свою очередь, может быть более или менее интерактивным.
Монолог.Активность проявляет только один участник коммуникации. При этом форма коммуникации не предполагает отклика от оппонента. Чаще всего присутствие второй стороны вообще никак не обозначается. Монологичность состоит прежде всего в отсутствии прямых указаний на адресата: нет обращений в тексте; нет изображения адресата на иллюстрации. При этом сам адресант может даже не фигурировать в рекламе визуально. А в случае присутствия его позиция (ракурс, поза, направление взгляда) демонстрирует полное игнорирование аудитории (повернут «от зрителя», взгляд вверх, вниз или в сторону, ракурс «снизу»).
В рекламе «Внешэкономбанка» ярко выражен монологический стиль, в котором образ адресанта не визуализирован, а текст представляет постулаты корпоративной философии, изложенные в утвердительной манере без попыток вовлечь в обсуждение адресата, позиция которого никак не заявлена. В рекламе «Автобанка», также выполненной в монологическом стиле, присутствует визуализированный и даже частично персонифицированный (фрагменты офисного помещения, техника, люди на рабочих местах) образ рекламодателя. Но при этом масштаб изображения (общий план) и позы людей (углублены в себя, не смотрят на зрителя) не дают возможности говорить о каких-либо попытках установить контакт с адресатом. Текст также представляет собой типичный императив, характерный для монологического стиля в рекламе. То, что адресат в нем обозначен максимально широким и абстрактным понятием
(«большая страна»), которое подчеркнуто выводит отношения между рекламодателем и рекламополучателем за грани персонального и переводит их в область политики и государственности, только увеличивает разрыв между адресантом и адресатом, превращая последнего в безмолвного и пассивного слушателя.
Монолог может сопровождаться и визуальными присутствием в рекламе образа адресата. Но позиция адресата в этом случае является подчеркнуто пассивной: отсутствие прямого контакта адресата со зрителем или образом адресанта (поза, положение тела, направление взгляда), упоминание адресата в третьем лице общими родовыми словами (он, они), манипулирование адресатом против его воли (неестественное положение или поведение адресата, его неосведомленность о том, что с ним происходит согласно рекламному сюжету).
На рекламе компании Sprint, производителя электронных офисных систем, образ потребителя, хоть и присутствует в рекламном макете, тем не менее подчеркнуто выключен из коммуникации: взгляд направлен в сторону, корпус развернут от зрителя. Надпись, помещенная на лоб персонажа, делает его объектом внешнего воздействия, фактически переводя в ранг демонстрационной модели. Кроме того, смысл надписи явно противоречит ощущению персонажа, который выглядит вполне позитивно настроенным и явно не чувствует ограничений. Таким образом, налицо неосведомленность потребителя о реальной ситуации и неспособность контролировать окружающую действительность. О персонаже говорится исключительно в третьем лице. Все в совокупности определенно помещает адресата в положение объекта, который тщательно препарируется адресантом.
Непрямой диалог.По-прежнему основную коммуникативную активность проявляет лишь одна сторона. В непрямом диалоге адресат все еще не участвует в общении непосредственно. Но позиция адресата заявлена более активно: его определенно принимают во внимание. Больше всего это похоже на общение по переписке или ответ редакции на письма читателей.
Наиболее яркое выражение этого типа коммуникации можно наблюдать на вербальном уровне, в приеме «обращение» (местоимения «вы», «ты», грамматические формы обращения). Также непрямой диалог может выражаться в приеме «ответ на вопрос», когда текст от имени говорящей стороны построен как реакция на предшествующее ей, но оставшееся «за кадром» высказывание собеседника. К примеру, это может быть повторение вопроса, с которого начинается текст («Вы спрашиваете нас, как мы добиваемся такого качества?»).
Так, в рекламе автомобиля Land Rover, в которой присутствует как объект рекламы, так и образ адресата (типичные представители аудитории — активные мужчины среднего возраста, любители экстремальных путешествий), отсутствует прямой контакт между персонажами и зрителем. Но при этом текст дан в форме ответа на вопрос, оставшийся за кадром, что сразу задает формат диалога.
Рекламное сообщение, построенное в форме непрямого диалога, может использовать персонаж, воплощающий адресанта или адресата, но в этом случае его позиция будет отстраненной, исключающей прямой контакт глаз.
В рекламных материалах компании Micron Electronics используются образы адресатов — типичных представителей аудитории «менеджеры среднего звена». Текст от имени рекламодателя обращен к персонажам, что задает формат диалога. При этом сами персонажи рекламных материалов находятся в «выключенной» позиции: их взгляд направлен не на зрителя, а в сторону, что говорит об их углубленности в себя. Таким образом, создается деликатная коммуникация, где четко проявлено желание адресанта общаться, но право поддержать или проигнорировать обращение оставлено за адресатом.
Прямой диалог.Это высшая форма «демократизма» адресанта, когда он ставит себя на одну доску с адресатом или даже признает первенство последнего.
На визуальном уровне прямой диалог реализуется позицией «глаза в глаза» с рекламным персонажем, который, как правило, дан крупным планом. На вербальном уровне диалог выражается в формах прямой речи, использовании обращений, личных местоимений, стилистики разговорной речи.
В рекламе компании Computer Associates образ адресата обращен на зрителя в ракурсе, обеспечивающем максимально близкий контакт «глаза в глаза». Помимо этого, текст дан от первого лица, что создает у зрителя ощущение прямого и открытого общения с адресантом.
Наиболее демократичная форма диалога — это речь от имени адресата, когда основным визуальным образом рекламы является реальный или «типичный» потребитель, который активно действует в рекламном контексте и передает часть информации.
Прямая речь рекламного персонажа-потребителя, хоть и может формально быть построена как монолог, все равно будет восприниматься как диалог, поскольку инициатором общения выступает рекламодатель. Монолог персонажа-потребителя создает ощущение, что рекламодатель «дал высказаться собеседнику», то есть фрагмента самого настоящего диалога.
В рекламе UPS атмосферу прямого диалога создает визуальное отображение образа адресата-потребителя в активной позиции прямого зрительного контакта с аудиторией. Позиция адресанта выражена вербально, причем в форме прямого обращения к адресату. Таким образом, адресат находится в активной сильной позиции и явно включен в коммуникацию.
Реклама Swissair идет еще дальше, запечатлев диалог в момент коммуникативной активности адресата-потребителя. И визуальный (портрет в позиции «анфас, взгляд в камеру»), и вербальный (прямая речь) элементы, имеющие наибольший удельный вес в рекламном материале, воплощают образ потребителя — взыскательной и уверенной в себе клиентки.
Перечисленные формы взаимодействия адресанта-адресата расположены в порядке возрастания диалогичности.
При анализе рекламного сообщения мы внимательно рассматриваем все знаки, которые указывают на присутствие и активность в рекламном контексте адресанта и адресата. На основании всей совокупности проявлений и их характера мы можем определить характер взаимодействия адресанта и адресата, смоделировать их тип взаимоотношений.
Роли.Ролевые модели участников рекламной коммуникации (синтагматический уровень) проявляются в различных формах. «Помощник» может предстать в образе родителя, сильного животного или даже доброго волшебника. «Партнер» может воплотиться в делового человека или члена спортивной команды.
Выбор той или иной формы для воплощения ролевых функций персонажа определяет эмоциональный план восприятия рекламы и позволяет реализоваться тем или иным ассоциациям.
Роли, которые играют персонажи в рекламе, проявляются как на вербальном, так и на визуальном уровне.
В тексте роль лучше всего определять по лексике, которой пользуется персонаж или которой он описывается. Так, дружеская, неформальная позиция, создающая эффект «приятельской беседы», достаточно четко задается обращением к потребителю на «ты». Обилие повелительного наклонения в тексте рекламы, напротив, ставит рекламодателя в позицию начальника или строгого учителя по отношению к потребителю.
Кроме того, ролевые позиции могут достаточно четко проявляться и в визуальном ряде рекламы. Начиная от явного обозначения ролей (использование в рекламе «говорящих голов» с четко определенной ролью «врача», «учителя», «босса») и заканчивая более скрытыми проявлениями ролевых функций (например, угол изображения объекта рекламы снизу вверх диктует превосходство рекламодателя, а сверху вниз, напротив, ставит в превосходящую позицию потребителя).
От того, какая модель преобладает в рекламном пространстве товарной категории, зависит ожидаемая позиция, которую изначально готов занять потребитель при контакте с новой рекламой. Знание этого может хорошо помочь рекламисту, который хочет произвести на потребителя впечатление. Так, если все предшественники-рекламодатели в вашей товарной категории общались с потребителем не иначе, как с позиции учителя, то переход в вашей рекламе к более демократичной позиции партнера или друга может оказать сильное положительное влияние на человека, повысив степень его эмоционального контакта с рекламой и, как следствие, степень интереса к продукту.
В рекламе финансовой компании Lombard Odier ролевые функции между адресатом и адресантом четко распределяются по модели «ребенок» (слабый, ведомый)/«родитель» (сильный, опытный, защитник). Роли проявляются прежде всего на уровне изображения: детская и взрослая руки задают тему ребенка и родителя, положение детской руки внизу ставит адресата в зависимую позицию, более активное «поведение» детской руки, которая крепко вцепилась в деликатно согнутую взрослую руку, дает понять, что компания очень нужна клиенту. На вербальном уровне ролевые позиции реализуются через тему доверия, что также является одним из основных критериев отношения ребенка к родителю.
В рекламе Deloitte Consulting адресат также занимает ролевую позицию ребенка, которому покровительствует адресант. Но последний выступает в роли «защитника», который не только сильнее своего подопечного, но и беззаветно предан ему. Поэтому в данном случае адресат выглядит более самостоятельным и в свою очередь оказывает влияние на адресанта (поскольку собаки зависят от своих хозяев).
Реклама техники Ricoh и Lombard Odier задействует единую синтагму «деловое партнерство» и демонстрирует общую тематическую парадигму «бизнес — это спорт». Но, если в рекламе Lombard Odier позиции адресата и адресанта равноправны (члены одной команды), то в рекламе Ricoh адресант управляет адресатом, выступая в позиции тренера.
Парадигматический анализ
Наличие отсутствия
Осуществляя парадигматический анализ рекламного сообщения, мы ищем различные парадигмы, использованные в рекламных материалах для того, чтобы создавать смысл. Наша задача — понять, почему в рекламном материале для создания определенного смысла (обозначение элемента синтагмы) была использована именно эта, а не иная форма. Следовательно, анализируя парадигму конкретного рекламного сообщения, мы принимаем во внимание не только присутствующие формы, но и отсутствующие, которые могли бы быть использованы в рекламе в качестве альтернативы имеющемуся изображению или слову. Выбор одного из возможных элементов парадигмы определяет тон, стиль, оттенки рекламного сообщения.
Последовательно анализируя все материалы исследуемого нами участка рекламного пространства, мы получаем не только перечень активных членов различных парадигм, но и полную картину самих парадигм, включающую как присутствующие, так и отсутствующие члены.
Тематические парадигмы
Все разнообразие форм, составляющих парадигму, можно свести к единому смыслу. Этот смысл, являющийся ключевым для вхождения слова именно в данную, а не в какую-либо другую парадигму — воображаемая шкала, на двух полюсах которой лежат противоположные по значению проявления одного и того же свойства: добрый—злой, мужчина—женщина, дорогой—дешевый т.п. Так, языковую парадигму, состоящую из слов «прекрасный», «симпатичный», «отталкивающий», «уродливый», «неказистый» , можно свести к единой тематической парадигме, представленной бинарной оппозицией «красивый—некрасивый».
Поскольку объектом структурного анализа является не одно рекламное объявление, а весь корпус рекламы, формирующей рекламное пространство товарной категории, у нас всегда есть возможность, сопоставив парадигматические единицы в различных рекламных материалах, вычленить единый смысловой компонент в самых разных формах и на основании этого вычленения составить систему тематических парадигм рекламного пространства.
Эта информация крайне важна для понимания образов и тем, которые составляют для потребителя актуальные очертания товарной категории. Бинарные оппозиции, представляющие тематические парадигмы рекламного пространства, являются, по сути дела, системой координат, согласно которой потребитель воспринимает, описывает и осмысляет данный вид товаров как явление его повседневной реальности. Если синтагматика может условно быть названа «грамматикой» рекламного пространства, то парадигматика — это его лексический запас. Тематические парадигмы составляют «язык» тем и образов, на котором рекламодатель говорит с потребителем и который потребитель за время активного пребывания в рекламном пространстве успел выучить. Если внезапно кто-либо обратится к нему, используя темы и образы, не входящие в устойчивый набор тематических парадигм, то первой реакцией потребителя, скорее всего, будет искреннее недоумение. Он просто не соотнесет сказанное с объектом, о котором идет речь. Достаточно часто при тестировании креативных разработок методом открытого интервью или дискуссии приходится слышать в качестве оценки рекламы лаконичную формулировку «это — не для такого продукта». Большее потребитель сказать вряд ли способен, но его тотальное отрицание адекватности рекламного сообщения (даже при условии, что исполнение ему нравится) специфике рекламируемого товара как раз и является проявлением использования в рекламе чуждых данной товарной категории тем.
Последнее замечание вовсе не значит, что новые «слова» не могут появляться в рекламном языке товарной категории и рекламисты обречены на тиражирование одних и тех же тем. Просто введение в актуальный «язык» новой темы по затратам сил, времени и средств сравнимо с введением в обиходную лексику неологизма или обретения словом еще одного значения. Нам придется ломать сложившееся представление потребителя о товарной категории, вводить в устоявшуюся систему привычных смыслов новые элементы. И делать это уместно лишь в том случае, когда рекламодатель действительно замахнулся на революционное позиционирование, планирует создать абсолютно новую уникальную нишу для своего продукта и отдает себе отчет не только о потенциальных преимуществах такого подхода, но и в вполне реальных затратах, которых он потребует задолго до того, как дадут о себе знать первые результаты.
На основании выделенной общей парадигмы можно говорить о тенденции целевой аудитории к проявлению таких характеристик, как романтичность и нонконформизм (вряд ли конформист позитивно воспримет жонглирование «святыми» понятиями из области религии). В свою очередь, подобнаяобщая парадигма может свидетельствовать и о тенденции восприятия аудиторией товарной категории, которую можно условно обозначить как «уважение и завышенные ожидания».
Особо стоит отметить корреляции между общей синтагмой и общей парадигмой. Далеко не всегда рекламные сообщения, обладающие общей синтагмой, будут оформлять ее общей парадигмой. Но иногда случается полное совпадение общих конструкций — как в линейном, так и в вертикальном измерениях. И тогда можно говорить об особо устойчивых шаблонах восприятия определенных тем и объектов рекламы.
Рекламное пространство товарной категории «автомобили» включает достаточно мною рекламных материалов, объединенных на синтагматическом уровне общим основным преимуществом «скорость». При всем разнообразии парадигматических форм, в материалах определенно присутствует единая смысловая основа, которую можно определить через бинарную оппозицию «динамичный»/«статичный». Причем нагруженным является всего один полюс оппозиции — «динамичный».
Другая общая синтагма в той же товарной категории, основанная на УТП «безопасность», имеет также и общую парадигму, выражающуюся в использовании образов животных, воплощающих тему безопасности через противопоставление понятий «природа-техника». В данном случае нагруженными являются оба полюса, поскольку их присутствие практически всегда проявляется в рекламе явно.
Груз с маркировкой
Воссоздав парадигму полностью, мы окажем значительную помощь креативному процессу, поскольку именно отсутствующие члены парадигмы представляют собой одно из перспективных направлений создания оригинального и запоминающегося рекламного сообщения. Это связано с концепцией маркированности,предложенной русским лингвистом Романом Якобсоном. По Якобсону, каждый элемент знаковой системы состоит из оппозиции двух логических противоположностей: присутствие атрибута или характеристики (маркированность) и отсутствие такового (немаркированность).
Концепция маркированности, применимая к теории парадигмы, выражается в представлении всей структуры определенной парадигмы как полярной. На одном полюсе находится «маркированная» форма, на другом — «немаркированная». Маркированность формы определяется присутствием у нее какого-либо определенного семиотического компонента значения.
Лингвисты обычно считают маркированнойсложную форму, образованную от более простой добавлением какого-либо элемента, несущего определенное значение (так, «красивый» — немаркированная форма, «некрасивый» с добавленной приставкой отрицания — маркированная).
Немаркированнойсчитается форма, использующаяся в качестве родового понятия. Так, для обозначения человека обычно используют местоимение мужского рода. Использование в том же контексте женских местоимений будет определенно иметь маркированный характер.
Немаркированная форма более привычна, то есть статистически встречается в исследуемом корпусе материалов гораздо чаще. Поэтому она воспринимается как норма, естественное положение вещей. Соответственно она не привлекает особого внимания. Маркированная форма воспринимается как заявление, нарушение обычного порядка вещей и потому привлекает повышенное внимание.
Очевидно, что маркированность не существует сама по себе, а определяется контекстом и жанром, в котором находятся рассматриваемые знаки. Так, если человек приходит на званый ужин (определенный «жанр» общественного собрания) в смокинге, это не вызовет удивления и будет рассмотрено как норма. То же самое относится и к классическому костюму. Следовательно, если парадигмой в данном случае считать предметы одежды, то смокинг и костюм являются в ней немаркированными членами. Если же наш посетитель придет в спортивном костюме или пляжных шортах, это будет явным нарушением норм, будет воспринято как нечто из ряда вон и привлечет всеобщее внимание. Следовательно, данные предметы гардероба в нашей парадигме (в рамках жанра «званый вечер» являются маркированными. В ситуации вечерней прогулки по пляжу с друзьями (другой «жанр» общественного собрания) маркированность и немаркированность членов той же парадигмы «предметы одежды» будет прямо противоположной.
В рекламе присутствие маркированного (непривычного) элемента практически всегда будет рассматриваться как заявление: сознательное нарушение традиций, произведенное не просто для эпатажа, но с целью сообщить этим поступком какую-либо информацию. Равно как в приведенном выше примере с посещением званого вечера в пляжном костюме вполне сознательным человеком присутствующие будут склонны усмотреть заявление — например, протест против чрезмерных условностей этикета, ограничивающих личную свободу.
В случае с рекламой маркированность одних форм в парадигме и немаркированность других зависит от частотности употребления знаковых форм в рекламном пространстве. Так, в рекламе стиральных порошков, при анализе синтагматической позиции «адресат рекламы = потребитель» определенно существует тематическая парадигма «женщина/мужчина», заданная практически обязательным использованием в каждом рекламном сообщении рекламного героя — пользователя рекламируемого порошка, который в подавляющем большинстве случаев является домохозяйкой средних лет. В этом случае немаркированным членом парадигмы является персонаж-мужчина. Его появление в очередной рекламе определенно привлечет внимание и станет чем-то свежим и необычным. Примерно это и произошло с рекламой стирального порошка Dosja, использовавшего вместо привычных домохозяек двух молодых мужчин. Эта реклама, по нашим сведениям, очень хорошо выполнила свою задачу и привлекла к покупке порошка данной марки не только мужчин, идентифицирующих себя с рекламным персонажем, но и женщин, получивших новые оригинальные аргументы в поддержку брэнда и продукта.
Выявляя в ходе парадигматического анализа маркированные элементы парадигм, мы можем реконструировать их немаркированные члены и использовать эту информацию в дальнейшей креативной работе, создавая новые, оригинальные рекламные ходы с использованием немаркированных членов актуальных парадигм.
В рекламе, относящейся к единому рекламному пространству «автомобили» и размещенную в течение годового периода в нескольких журналах с пересекающимися аудиториями (Саг, август 2001, Motor Trend, август 2001, Car&Driver, сентябрь 2000), материалы демонстрируют наличие парадигматического измерения, которое можно назвать «масштаб» и которое определяет прежде всего позицию объекта рекламы в рекламном контексте (следует отметить, что у всех самплов, впрочем, как и практически у всех участников данного рекламного пространства в целом, рекламный контекст обладает высокой детализированностью и реалистичностью).
Выделение «масштаба» как парадигмы стало возможным в основном благодаря макету модели автомобиля Silverado марки GM, в котором представлен маркированный элемент парадигмы: увеличенный масштаб объекта рекламы. Большинство рекламных материалов, составляющих рекламное пространство, используют реальный масштаб изображения автомобиля в окружающей среде. На их фоне реклама Silverado привлекает внимание именно несоответствием масштаба автомобиля и окружающих предметов. Это выглядит как заявление и легко интерпретируется как указание на такие преимущества, как вместительность и надежность.
Появление в рекламном пространстве рекламы новой версии легендарного Volkswagen-Beetle активизирует парадигму «план». На большинстве изображений автомобиль дан средним или крупным планом. На этом фоне изображение автомобиля на дальнем плане в рекламе Volkswagen-New Beetle вводит маркированный член парадигмы и определенно воспринимается как заявление преимущества «яркая индивидуальность при маленьких габаритах».
Выше, в главе, посвященной синтагматическому анализу, мы приводили примеры общей синтагмы «Продукт как источник свободы для потребителя». Типичным выражением данной идеи является изображение потребителя, наслаждающегося свободным временем или неформальной обстановкой в момент формального исполнения им своих служебных обязанностей. Помимо общей синтагмы, обусловленной сходством основных элементов рекламного сообщения (УТП, мотивация, адресат), многие из данных рекламных сообщений включают и общую парадигму «занятой/свободный». На этом фоне появление рекламного сообщения компании E-deltacom представляет собой удачное креативное решение, использующее как основу устойчивую парадигму и «выворачивающее наизнанку» ее традиционный смысл. Данное сообщение обладает иной синтагмой, нежели приведенные выше примеры из той же товарной категории. Но мы уверены, что при интерпретации данной рекламы на нее экстраполируется и смысл популярной общей синтагмы (что не противоречит идее данной рекламы, а только расширяет ее).
Таким образом, рекламное сообщение строит собственную парадигму, беря в качестве одного из полюсов положительный полюс общей парадигмы:
Парадигма рекламного сообщения
Еще один пример удачного использования общей парадигмы участников рекламного пространства в качестве фундамента для создания собственной парадигмы демонстрирует реклама Linkoln. В рекламном пространстве товарной категории «автомобили» тематическая парадигма скорости как преимущества не только самого автомобиля, но и его хозяина (быстро (+)/медленно (—)) представлена большим количеством рекламных сообщений (см. выше). Используя положительный полюс общей парадигмы, рекламное сообщение Linkoln создает новую парадигму, в которой основной темой выступает понятие комфорта и получаемого от езды в автомобиле удовольствия (быстро = мало удовольствия (—)/много удовольствия (+)).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|