|
Состав синтагмы рекламного сообщения
Подобно тому, как в синтаксической структуре предложения выделяют члены предложения, мы выделяем в синтагме рекламного сообщения базовые составляющие рекламной коммуникации. Исходя из теории и практики рекламы, мы сформировали основной корпус рекламных «членов предложения», который используем в практике структурного анализа.
Объект рекламы.Эта позиция присутствует во всех без исключения рекламных сообщениях. Это то, что рекламируется. Далеко не всегда это — товар. Иногда это имидж компании-рекламодателя или, к примеру, определенная модель поведения (в социальной рекламе). Для замещения этой позиции знаку нужно обладать прежде всего формальным сходством с реальным объектом рекламы. Так, для материальных товаров эту позицию часто реализует так называемый «пэк-иют» — реалистичное изображение рекламируемого продукта или схема продукта, объясняющая принцип его устройства и/или действия.
Адресант.Тот, от чьего имени ведется рекламная коммуникация. Эта позиция практически всегда выражена в любом рекламном сообщении. Но выраженность ее может быть явной (эксплицитной) или скрытой (имплицитной). Не следует путать адресанта с объектом рекламы. Иногда эти позиции фактически представлены одним и тем же формальным элементом рекламного сообщения (тогда товар фактически «сам себя продает»). Но в любом случае функционально эти позиции различны. И если объект рекламы — это всегда пассивный член структуры, то адресант активен, он вступает в общение, и сам факт, что потребитель читает, смотрит или слушает рекламу, подразумевает наличие адресанта, который — осознанно или бессознательно — воспринимается получателем рекламного сообщения.
Адресат.Это — потребительская целевая аудитория, на которую направлено рекламное сообщение. Причем аудитория, которую имел в виду рекламодатель, далеко не всегда соответствует той адресации, которую «видит» в рекламе потребитель. Поэтому в процессе анализа мы должны пытаться реконструировать как интенцию рекламодателя, так и те элементы в рекламном сообщении, которые подтверждают или опровергают эту заложенную автором информацию.
Основное преимущество(частным случаем которого является УТП). Оно выступает в роли основного элемента рекламного содержания и всегда должно лежать на поверхности, чтобы быть адекватно воспринятым по возможности сразу и в полном объеме. Задача рекламы здесь — привлечь внимание и заинтересовать.
Аргументация.Система убеждения рекламополучателя, опирающаяся на основное преимущество. Традиционно состоит из двух компонентов (которые вовсе не обязательно должны присутствовать вместе в каждом рекламном сообщении):
- Обоснование преимущества. Та часть рекламной коммуникации, которая укореняет рекламируемое преимущество в привычной системе ценностей и восприятий потребителя. Это может быть «вплетение» преимущества и, соответственно, обладающего им продукта в ткань повседневной жизни, в мотивационную структуру потребительского поведения, в систему устойчивых и не подлежащих сомнению знаний о мире. На этом этапе задача рекламы — адаптировать рекламную тему к привычному контексту потребления, чтобы создать у адресата ощущение комфорта, приятия темы.
- Подтверждение преимущества. В этой части рекламной коммуникации мы расширяем объем представления потребителя об обсуждаемом продукте, вводя, на фоне заинтересованности и комфортного восприятия темы, дополнительные, более детальные подтверждения наличия у продукта заявленных особенностей. Подтверждения носят характер конкретных доказательств (не обязательно реальных, но подающихся как реальные), которые убеждают человека в правдивости первоначально сделанного заявления о преимуществе продукта. Такими доказательствами могут выступать, к примеру, свидетельства очевидцев, рейтинги, результаты тестов и пр.
Мотивация.Здесь, в отличие от рационального и рассчитанного на когнитивное восприятие убеждения, речь идет о психологическом обосновании предполагаемого поведения потребителя. Основой для определения этой позиции могут стать традиционные классификации мотивов человеческого поведения, разработанные психологами. Наиболее популярная из них (хотя и наименее развернутая) — иерархия нужд и потребностей Авраама Маслоу, делящая человеческие потребности на пять уровней, составляющих пирамиду. Нижние уровни являются базовыми. То есть реализация потребностей более верхнего уровня возможна только при условии реализованных потребностей предыдущего.
Пирамида Маслоу
Кроме иерархии Маслоу, существует ряд других классификаций, являющихся скорее не альтернативными, а дополняющими его базовую структуру. В них спектр потребностей человека представлен шире и включает более узкие и конкретные мотивы. Хорошим примером является классификация Мюррея.
Классификация Мюррея
- Доминантность— стремление контролировать, оказывать влияние, направлять поведение словом, приказом, убеждать, препятствовать, ограничивать других.
- Агрессия— стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, поиздеваться, унизить, уничтожить противника.
- Поиск дружеских связей— стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатия к другим людям, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание сблизить людей между собой, убрать препятствия.
- Отвержение других— стремление отвергнуть попытки сближения, критичность, грубость, уединенность, неприступность, беззастенчивость. Других «ни во что не ставит».
- Автономия— бегство от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации, тяжелой работы. Капризность, невоздержанность, эгоизм, любовь к перемене мест, путешествиям.
- Пассивное повиновение —пассивное подчинение силе, принятие судьбы, признание собственной неполноценности.
- Потребность в уважении, поддержке —уважение по отношению к другим (родителям, руководителю, учителю, выдающемуся человеку, желание работать под руководством более сильного, умного, талантливого, стремление стать чьим-то последователем).
- Потребность достижения— желание преодолеть, побороть, опередить других; сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным.
- Потребность быть в центре внимания —желание завоевать других, привлекать внимание к себе, удивлять своими достижениями и качествами личности.
- Потребность игры— предпочтение игры всякой другой серьезной деятельности, желание развлечений, кутежей, любовь к остротам. Иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью.
- Эгоизм (нарциссизм)— стремление ставить превыше всего свои интересы, быть довольным собой, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира. Часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении.
- Социальность (социофилия)— забвение собственных интересов во имя интересов группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.
- Потребность поиска покровителя —ожидание совета, помощи, беспомощность, поиск утешения, совета, мягкого обращения.
- Потребность оказания помощи— всеобщий утешитель и друг «скорбящих», полон желания заботиться о других, оказать материальную помощь, предоставить убежище.
- Потребность избегания наказания —сдерживание собственных импульсов с целью избегания наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением. Воспитанность, сдержанность, любезность, стремление придерживаться общепринятых правил.
- Потребность самозащиты— во всеоружии в отношении возможного противника, трудно признает свои ошибки, вечно оправдывается ссылкой на обстоятельства, отказывается проанализировать свои ошибки.
- Потребность преодоления поражения, неудачи —отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельность. Основные черты — сила воли, упорство, бесстрашие.
- Потребность избегания опасности —страх, тревога, ужас, паника, чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы.
- Потребность порядка -тенденция к упорядочиванию, аккуратности, точности, красоте.
- Потребность суждения— стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, страсть к абстрактным формулировкам, обобщениям, увлеченность вечными вопросами о смысле жизни, добре и зле и др.
Следует учитывать, что далеко не всегда все вышеуказанные элементы линейной структуры будут присутствовать в конкретном рекламном сообщении (подобно тому, как далеко не всегда в предложении наличествуют все возможные члены предложения).
В тех случаях, когда отсутствие каких-либо элементов является закономерным и проявляется у подавляющего количества рекламодателей в определенной товарной категории, имеет смысл говорить о тенденции в формировании специфической синтагматической структуры товарной категории. От того, в какой форме наиболее часто подается данная категория товаров в рекламе, зависит восприятие потребителями «типичной рекламы» данной товарной категории. Привычное отсутствие определенных элементов синтагмы в этом случае означает, что потребитель не привык «видеть» в рекламном образе продуктов данной категории этих элементов. Их появление в очередной рекламе (при условии потенциальной востребованности такого рода стимулов потребителями) может стать мощным средством отстройки от конкурентов и завоевания симпатий потребителей.
Но, с другой стороны, отсутствие определенных элементов синтагмы может быть обусловлено особенностями потребительского восприятия (к примеру, в рекламе элитной парфюмерии редко используется логическая аргументация просто потому, что сам продукт ориентирован на иррациональное воздействие на уровне чувств и эмоций).
Синтагматический анализ
Состав синтагмы
Проводя синтагматический анализ рекламного пространства, мы последовательно выявляем синтагматическую структуру всех составляющих его рекламных сообщений и потом систематизируем данные.
При этом основной вопрос, который должен быть решен в ходе синтагматического анализа — это состав синтагмы. Необходимо выявить устойчивые элементы синтагмы, присутствующие во всех или большинстве рекламных материалов, а также — отсутствующие элементы, не включенные во все или большинство рекламных сообщений.
Особый интерес представляют случаи, когда на общем фоне наличия или отсутствия определенных позиций синтагмы отдельные рекламные сообщения противопоставляют свой состав конвенциональному, включая традиционно отсутствующие позиции или исключая традиционно наличествующие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|