Сделай Сам Свою Работу на 5

Реклама формирует сознание





Ирина Морозова

РЕКЛАМНЫЙ

СТАЛКЕР

Теория и практика

Структурного анализа

Рекламного пространства

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по образованию

в области рекламы в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся по специальности 350700 - «реклама»

Москва, Издательство «Гелла-принт», 2002

 

 

ББК 76.006.5

М801

Дизайн серии - Дмитрий Смирягин

Морозова И.Г.

Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства.- М.:Гелла-принт, 2002.-272 с.: ил.-(Рекламные технологии).

ISBN 5-901008-17-0

Изучение реального рынка перед началом планирования реклам­ной кампании - дело обычное. А что же рынок рекламный? Струк­турный анализ позволяет научиться профессионально «читать» и ана­лизировать рекламное пространство той или иной товарной категории и продуктивно работать в нем. Реконструировать механиз­мы и язык рекламной коммуникации, видеть ошибки конкурентов и не допускать их в своей работе, найти свою рекламную нишу.

Эта книга - настоящая система координат для всех участников рек­ламного процесса: от креаторов и аналитиков до рекламодателей.



ББК 776.006.5

 

 

ISBN 5-901008-17-0

 

 

© И.Морозова, 2002

© Издательство «Гелла-принт», 2002

Оглавление

Вступление

Часть превая

Семиотика: наука о знаках

Что считать рекламным знаком

Структура знака: теоретическая основа

 

Структура рекламного знака

Интерпретация: не понят – не знак

Структурная основа рекламного знака

Интерпретация: значимо все

Многозначность: движущая сила или препятствие

Смысл на распутье: смысловые валентности

Структура рекламного сообщения: великая стена или карточный домик?

Рекламное сообщение как сложный знак

Виды знаков

Икона, индекс, символ: три кита осмысленной коммуникации

 

Коммуникативные коды: тайное становится явным

 

Горизонтали и вертикали рекламного пространства

Синтагма рекламного сообщения

Синтагматический анализ

Парадигма рекламного сообщения

Парадигматический анализ

 

Уровни значения: денотация и коннотация

Денотация и коннотация в рекламе: создание устойчивых образов



 

Метафора и метонимия: две стороны одной медали

Выбор оружия

Виды метафор: стоит ли нарушать конвенцию

Концептуальные метафоры: параллельное измерение рынка

 

Часть вторая

Структурный анализ рекламного пространства

 

Понятие и определение рекламного пространства

Временные границы

Ограничение по объему

Ограничение по маркетинговым показателям

 

Постановка задачи

Определение границ рекламного пространства

Категориальные границы

Временные границы

Сбор материала

Подготовка материала

Первичная обработка материала

Вербальный и визуальный уровни

Удельный вес

Коммуникативные коды

Направление анализа

Восстанавливаем элементы структуры

Анализ внешнего контекста

Анализ внутреннего контекста

 

Обобщение и систематизация материала

Общая синтагма

Общие парадигмы

Концептуальные семантические описатели рекламного пространства

 

Практическое применение результатов структурного анализа

Структурный анализ как часть комплекса маркетинговых исследований

Подготовка материалов для качественного исследования

 

 

Вступление

Структурный анализ как исследовательский метод

Структурный анализ рекламного пространства является «ка­бинетным» методом исследования рынка (так называемый desk research). Как и другие методы исследований рынка, он направлен на понимание потребительского сознания и рекон­струкцию восприятия потребителем рекламы и продукта.

В России (впрочем, как и во многих странах мира) для этих задач привыкли использовать наглядные методы качествен­ных исследований — глубинные интервью, фокус-группы, холл-тесты. Но эти методики, хотя и обладают неоспоримы­ми достоинствами, могут всего лишь продемонстрировать вам конкретные реакции потребителей на конкретные стиму­лы (названия брэндов, рекламные идеи, маркетинговые пред­ложения). Иными словами, мы получаем интерпретации предложенных стимулов потребителями, которые достаточно ограничены самой способностью людей ясно и четко форму­лировать свои ощущения. Эти интерпретации впоследствии интерпретируются аналитиками, что усугубляет субъектив­ность результата. То, что мы получаем в результате качествен­ных исследований — это интерпретация интерпретации. Она может обобщить информацию о том, как реагируют лю­ди на предъявленные стимулы и материалы. Но она вряд ли скажет нам, почему они так реагируют и как отреагируют в случае частичного или полного изменения стимула.



Структурный анализ, в основе которого лежит семиотика — наука о знаках как средстве человеческого общения и мышле­ния, — подходит к вопросу с другой стороны. Он выявляет общие принципы и формы восприятия различных объектов и явлений действительности исходя из культурной и общест­венной традиции.

Реклама формирует сознание

Часто приходится слышать от профессионалов и читать в ре­кламных и маркетинговых пособиях, что маркетинговая коммуникация отталкивается от сознания потребителей и исходя из его особенностей формирует свои образы. Но верно и об­ратное: реклама формирует сознание потребителя, «обучая» его определенным образом описывать и оценивать товары и товарные категории.

Человек не познает окружающий мир самостоятельно, но пользуется помощью и поддержкой окружающей его культу­ры и общества. При этом он оперирует знаками: словами, об­разами, символами — всем, что способно выступать в качест­ве обозначения определенных явлений, предметов и понятий. В самих этих знаках уже заложена определенная субъектив­ность, обусловленная восприятием и применением данных объектов, явлений и понятий обществом в рамках доминиру­ющей культуры. Именно этим объясняется несовпадение зна­чений слов, обозначающих одни и те же явления, в разных языках. Так, в русском языке слово «выдра» применительно к женщине является оскорблением, в то время как в китайском — это комплимент. В русском языке всего одно слово обозна­чает явление «снег», в то время как в языках северных наро­дов таких слов могут быть десятки, и каждое описывает опре­деленный вид снега, зависящий от его плотности, «возраста», времени года и даже времени суток, когда он выпал. В осмыс­лении реальности и коммуникации с другими людьми чело­век не может вырваться за рамки своей культуры, поскольку говорит и — главное — мыслит на определенном языке, в ко­торый встроены условные и субъективные (культуро-специфичные) интерпретации действительности.

Реклама как частный случай массовой культуры действует по тем же принципам, формируя собственный язык слов, тем и образов, которыми привычно описываются те или иные това­ры и категории товаров. Если окинуть взглядом современную российскую рекламу, можно невооруженным глазом заметить сходство многих рекламных материалов (роликов, макетов, сюжетов). Более того, это сходство особенно заметно, если рас­сматривать отдельные товарные категории — группы товаров, объединенные общими свойствами и назначениями. Мало то­го, что пищевые продукты первой необходимости (масло, мо­лочные продукты) часто рекламируются похожими средства­ми и приемами, но их реклама в массе своей сильно отличается по тематике и стилистике от рекламы так называемых имиджевых продуктов — парфюмерии, модной одежды или табака.

Зачастую реклама является для потребителя если не единствен­ным, то уж точно самым доступным и агрессивным источником информации о продуктах определенной категории. Неудиви­тельно, что впитывая информацию, потребитель осваивает и за­поминает ее именно в тех словах и образах (знаках), в которых ему передал ее рекламодатель. Эти слова и образы формируют своеобразный «язык» товарной категории. И если внезапно в поле зрения потребителя появляется реклама, оперирующая со­вершенно другими, ни зрительно, ни тематически не схожими с привычными, знаками, то потребитель склонен просто не при­числять ее к данной товарной категории, поскольку она говорит на «другом языке».

Структурный анализ как раз и исследует пространство товар­ной категории для того, чтобы выявить распространенные, часто употребляемые в товарной категории знаки, образы и темы и реконструировать таким образом «язык» рекламной коммуникации, присущий товарной категории и заложенный в сознание потребителя. Это — информация, которую вам ни­когда не даст потребитель на фокус-группе или глубинном интервью, если он, конечно, не является лингвистом или спе­циалистом по семиотике.

Уникальность метода состоит в том, что он сочетает качест­венные и количественные характеристики. Поскольку он име­ет дело с ассоциациями, смыслами и оценками, он является качественным методом. Но подход — от общего к частному — позволяет говорить о нем и как о количественном методе. Ведь мы исследуем механизмы и язык массовой коммуника­ции, и потому результаты применимы ко всем, кто подпадает под влияние этой коммуникации — то есть ко всем активным потребителям и рекламополучателям.

Структурный анализ вовсе не отменяет необходимости прове­дения качественных исследований. Но он является хорошей базой для более точной постановки задачи для фокус-групп и глубинных интервью. Определив язык рекламы в товарной ка­тегории и выявив механизмы и принципы осмысления данно­го типа продуктов потребителем, мы можем более точно и при цельно формулировать вопросы к потребителю, оперируя не просто общими категориями (такими, как ситуации потребле­ния или предпочитаемые рекламные жанры), а вполне кон­кретными темами и знаковыми комплексами, уточняя и рас­ширяя модели интерпретации, полученные в ходе кабинетного структурного анализа (подробнее — во второй части).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.