Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





 

  Серия А   Серия Б    
  явно выражено   неявно выражено   отсутствует   явно выражено   неявно выражено   отсутствует    
               
1. Кто в диаде «ведущий» и «ведомый»                            
2.Особенности регуляции деятельности ведущим:                            
целенаправленность                            
планирование                            
пошаговое выполнение действия                            
наличие контроля:                            
итогового                            
по ходу выполнения                            
уровень активности:                            
высокий                            
средний                            
низкий                            
особенности речи:                            
развернутая                            
фрагментарная                            
адекватная содержанию деятельности                            
степень социализирован-ности (понятности)                            
3. Особенности поведения ведомого, наличие инициативных актов в отношении:            
планирования                            
содержания выполняемых операций                            
контроля и коррекции                            
степень зависимости от ведущего: (пол-частичная, независимая, берет на себя функции лидера)                            
4. Типичные приемы воздействия на ребенка: невербальное-вербальное приказание, инструктирование                            
советы                            
развернутые объяснения                            
предупреждение, предостережение                            
негативная оценка, осуждение                            
обзывание, насмешка                          
похвала, позитивная оценка                            
интерпретация поведения ребенка                            
диагноз                            
утешение, успокаи-вание, обесценивание неудачи                            
«расследование», поиск причин неудач                            
отвлечение внимания, развлечение            
5. Реакция ребенка на замечания:                            
адекватная коррекция поведения                            
отказ от дальнейших действий                            
эмоциональные реакции:                            
плачет                            
волнуется                            
индифферентен                            
спокоен                            
защищается                            
агрессивен (в отношении предметов, действий партнера по общению)                            
6. Учет родителем индивидуальных особенностей ребенка:                            
полный, адекватный                            
переоценка возможностей ребенка                            
недооценка возможностей ребенка                            
7. Уровень критичности родителя:                            
к продуктивности совместной деятельности                            
к особенностям коммуникации с ребенком                            
8. Кто берет ответственность в случае неудачи:                            
характер реакции на фрустрацию                            
экстрапунитив-ный.импунитивный,                  
интропунитивный,                            
препятственно-до-минантный, самозащитный,                            
«разрешающий»                            
9. Особенности реагирования на успех:                            
яркие проявления пр.                            
спокоен                            
индифферентен, безразличен                            
неадекватная реакция на успех                            
10. Тревожность                            
высокий                            
средний                            
низкий уровень                            
11. Уверенность в своих силах: высокая                            
средняя                            
низкая                            
                           

 







Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка.

Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания психолога: научить ребенка какому-то действию, игре.

Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.

Метод анализа коммуникаций «ребенок — родитель» (РБК-Р) при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты:

РБК-Р — проблема (проблема ребенка, родители — препятствие к ее решению);

Р-РБК — проблема (проблема родителя, ребенок — препятствие к ее решению);

РБК — проблема (проблема ребенка, это только его проблема, родитель устраняется);

Р — проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается).

Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?». Психолог в ходе анализа должен подвести родителей к правильному подходу:

— пассивное слушание (прояснение проблемы);

— активное слушание (декодирование чувств ребенка);

— обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.

Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях.

УПРАЖНЕНИЕ 1

ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Инструкция. Дети коммуницируют родителям значительно больше, чем это выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Ниже представлены некоторые типичные высказывания ребенка. Внимательно прочтите по очереди каждое из приведенных высказываний, стараясь как можно более точно воспринять чувства ребенка. Затем запишите в правой колонке, какие, по вашему мнению, чувства или чувство испытывает ребенок (одним или несколькими словами). Некоторые могут выражать различные чувства ребенка — запишите самые важные из них, по вашему мнению, нумеруя их по значимости.

Закончив работу, сравните ваш список с представленным ниже ключом, оценивая свой результат в соответствии с инструкциейпо подсчету баллов (см. ниже).

 

Ребенок говорит   Ребенок чувствует  
Пример: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать ее решать?» а) чувствует себя глупым: б) обескуражен; в) испытывает желание бросить решение.
1. «Ребята, до каникул осталось 10 дней!»    
2. «Посмотри, папа, какой самолет я сделал новыми инструментами!»    
3. «Ты будешь держать меня за ручку, когда мы пойдем в детский сад?»    
4. «А мне совсем невесело! Мне ничего не хочется делать».    
5. «Я никогда не смогу быть таким же, как Ваня. Я упражнялся и упражнялся, а он все равно все делает лучше меня».    
6. «Наша новая учительница слишком много задает на дом. Я не могу сделать все задания! Что же мне делать?»    
7. «Все другие дети ушли на пляж. Мне не с кем играть!»  
8. «Родители Коли разрешают ему кататься на велосипеде у школы, а я ведь катаюсь лучше, чем Коля!»    
9. «Я не должна была так поступать с Наташей. Я поступила плохо».    
10. «А я хочу ходить с длинными волосами — это ведь мои волосы, правда?» |
11. «Как ты думаешь, я хорошо написал это сочинение? В самом деле неплохо?»  
12. «Почему этот старый дурак оставил меня после уроков? Я не один разговаривал! Как бы я хотел, чтобы его больше в школе не было!»  
13. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать. Я уже достаточно взрослый».    
14. «Математика — очень трудная. Я такой бестолковый — ничего не могу понять».    
15. «Уходи, оставь меня одну. Я не хочу разговаривать — ни с тобой, ни с кем! Тебе, все равно, что со мной случилось!»    
16. «Я старался, старался быть хорошим, и все было ничего, а теперь у меня все еще хуже, чем было. Я очень старался, но это все равно не помогло. Какая от этого старания польза?»    
17. «Я хотела бы пойти с ней, но мне не хочется ей звонить. Что, если она будет смеяться над моей просьбой?»    
18. «Я больше никогда не буду играть с Машей. Она злая и подлая».    
19. «Я так рада, что я твоя и папина дочка, а не других родителей».    
20. «Ты знаешь, кажется, я решила, что мне делать, но, может, это и неправильно. По-моему, я всегда поступаю неправильно. Как ты думаешь, пап, что мне лучше сделать — пойти работать или поступать в институт?»      

 

Теперь, после того как вы заполнили правую колонку, используя ключ для подсчета баллов, оцените свои результаты.

1. Подсчитайте количество баллов для каждого высказывания.

Подсчитайте сумму баллов и запишите ее в соответствующую графу.

Ключ для подсчета баллов

1,4 балла — оценивается ответ, полностью совпадающий по содержанию с ключом.

2,2 балла — оценивается ответ, частично совпадающий с ключом (вы описали чувства, переживаемые ребенком, но не полностью).

3,0 балла — ваш ответ полностью расходится с ключом.

Ситуации:

1. а)радость;

б) чувство облегчения, освобождения.

2. а) гордость;

б) удовлетворение своей работой.

3. а)страх;

б) стремление получить эмоциональную поддержку.

4. а) уныние, плохое настроение;

б) апатия, нежелание ничего делать.

5. а) чувство неадекватности;

б) разочарование.

6. а) чувство фрустрации, предвосхищение непреодолимых трудностей в работе;

б) чувство поражения, неудач.

7. а) одиночество;

б) чувство заброшенности.

8. а) чувство, что родители несправедливы по отношению к нему;

б) чувство своей компетентности.

9. а) чувство вины;

б) сожаление о своем поступке.

10. Сопротивление вмешательству родителей.

11. Сомнение, неуверенность.

12.а)злость, ненависть;

б) чувство несправедливости.

13. а) чувство своей компетентности;

б) стремление к независимости и самостоятельности.

14. а) чувство фрустрации;

б) чувство неадекватности.

15. а) чувство боли;

б)злость;

в) чувство, что его не любят.

16. а) разочарование;

б) стремление бросить все.

17. а) желание пойти;

б) страх, боязнь социальной оценки.

18.а)злость, гнев;

б)радость.

19. а) радость;

б) чувство благодарности к родителям;

в) принятие, уважение, любовь к родителям.

20. а) неуверенность;

б)сомнение.

Общий балл ___________

Если вы набрали:

от 61 до 80 баллов — это свидетельствует о высшей степени адекватности вашего восприятия чувств ребенка;

от 41 до 60 баллов — ваши возможности адекватно воспринимать чувства ребенка развиты выше среднего

уровня;

от 21 до 40 баллов — ваши возможности адекватно воспринимать чувства ребенка ниже среднего уровня;

от 0 до 20 баллов — к сожалению, в этом задании вы продемонстрировали низкий уровень восприятия чувств ребенка в коммуникации.

УПРАЖНЕНИЕ 2

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЬ -РЕБЕНОК

(Как строить Я-сообщение)

Инструкция. Прочтите описание каждой ситуации, тщательно ознакомьтесь с содержанием вербального сообщения родителя Ты-сообщение (2-я колонка). Напишите в 3-й колонке высказывание типа Я-сообщение. Закончив работу, сравните ваши версии Я-сообщение с представленными в ключе.

 

Ситуация   Ты-сообшение   Я-сообщение    
1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. Отец в раздражении. Ты не должен мешать людям, когда они читают.        
2. Мать работает пылесосом. Ребенок вытаскивает вилку из розетки. Мать торопится скорее закончить работу. Ты — непослушный мальчишка! Озорник!        
3. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом.   Ты до сих пор так и не стал взрослым мальчиком. Так ведут себя только малыши!      
4. Ребенок откладывает и откладывает момент, когда нужно идти ложиться спать. Отец с матерью хотят поговорить наедине. Ребенок слоняется вокруг, шалит, мешает им разговаривать. Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам наспать.      
5. Ребенок просит, чтобы родители взяли его в кино, хотя уже в течение нескольких дней он не убирает свою комнату. Уборка комнаты — это обязанность, по поводу которой существует договоренность с родителями. Ты не заслуживаешь того, чтобы пойти в кино, когда ты — такой эгоист и так не внимателен к людям!      
6. Ребенок целый день дуется, уныл и невесел. Матери не известна причина. Иди сюда. Хватит дуться! Или разговаривай нормально или уходи от меня и там дуйся. Ты слишком что-то серьезен сегодня.    
7. Ребенок смотрит по телевизору фильм, включив его так громко, что мешает разговаривать родителям в соседней комнате. быть повнимательнее к другим? Почему ты включил телевизор так громко?   .  
8. Дочь обещала погладить скатерть, чтобы накрыть стол к приходу гостей. Целый день она бездельничала, до прихода гостей остался час, а она и не думает начинать работу. Ты целый день бездельничала и не выполнила обещанного! Как ты можешь быть — такой легкомысленной и безответственной!    
9. Дочь забыла прийти домой в установленное время, чтобы пойти с матерью купить туфли, которые так долго просила. Тебе должно быть стыдно! В конце концов, я согласилась купить тебе эти туфли, а ты даже не позаботилась прийти вовремя.    
         

 

Ключ:

1. Я не могу одновременно читать газету и играть. Я в самом деле раздражаюсь, когда, придя с работы, не могу немножечко побыть один, расслабиться и почитать газету.

2. Я очень спешу, и меня злит то, что я должна каждую минуту все бросать и включать вилку в розетку. Я не люблю играть, пока не закончу работу.

3. Я не могу обедать, когда вижу грязные руки. У меня даже аппетит пропадает!

4. А мы с мамой хотим обсудить один очень важный для нас вопрос. Мы не можем разговаривать, пока ты не лег спать. Нам не нравится сидеть и ждать, когда ты, наконец, пойдешь в кровать.

5. Мне неприятно что-то делать для тебя, когда ты не можешь выполнить своего обещания. Я чувствую себя обманутой!

6. Мне неприятно видеть тебя таким несчастным, но я не знаю, как помочь тебе, потому что не знаю, почему ты Так подавлен.

7. Я плохо себя чувствую. Мне надо поговорить с твоим отцом, а этот шум доведет нас до сумасшествия!

8. У меня руки опускаются. Я целый день работала, чтобы успеть все сделать к приходу гостей, а теперь еще должна гладить скатерть.

9. Мне очень неприятно. Я так тороплюсь, отпросилась с работы пораньше, чтобы пойти с тобой в магазин купить тебе эти туфли, а ты даже не пришла!

УПРАЖНЕНИЕ 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.