Сделай Сам Свою Работу на 5

Диагностические методики изучения социально-психологического типа личности





 

Психолого-педагогическая диагностика строится на поэтапности операций, как и в медицине, и, в отличие от психологии, на признаках, которые строго относятся к результатам, связанным с педагогическим воздействием воспитателя, и представляют нравственную картину проявлений личности.

Так как объектом изучения диагностики является характерологические свойства личности, то можно предположить, что она имеет свою структуру, которая представлена в виде социально-педагогических типов личности.

На первом этапе психолого-педагогической диагностики личности школьника используется метод опроса, который может быть в форме стандартизированного интервьюирования или анкеты, направленной на изучение системы воспитания ребенка с констатацией форм, методов, средств и условий педагогического воздействияна ребенка в дошкольный период воспитания.

На данном этапе необходимо выявить жалобы родителей в системе взаимоотношений с ребенком, определить, какие качества пытались сформировать родители и кто этим занимался конкретно; что удалось воспитать у ребенка положительное, а что, наоборот, получило отрицательное развитие. Необходимо выяснить, какой стиль воспитания превалировал у родителей и кто в большей мере занимается воспитанием ребенка. А самое главное — выяснить у родителей, каким способом они продолжают воспитывать своего ребенка, удовлетворены ли результатами, что предполагают еще использовать в своем арсенале педагогического воздействия, как оценивают они успехи ребенка в учебной, игровой деятельности, в общении, чем объясняют причины успешной или безрезультативной деятельности школьника (см. карту беседы).



КАРТА БЕСЕДЫ

1. Ф.И.О. родителей (учителя, воспитателя).

2. Сколько лет ребенку?

3. Кто больше всех занимался воспитанием ребенкаот(0—7 лет)?

4. Трудности, наблюдаемые в процессе воспитания ребенка, и проявления их в поведении.

5. Условия, в которых протекал процесс воспитания ребенка.

6. Наиболее распространенныеспособы, применяемые в процессе воспитания ребенка.

7. Какие качества Вы пыталисьвоспитать в своем ребенке?

8. Что удалось сформировать положительного или отрицательного в личностных качествах ребенка?



9. Меры, применяемые к устранению сформировавшихся отрицательных качеств личности.

10. Что не удовлетворяет Вас в вашей системе предыдущего воспитания?

11. Как Вы расцениваете успехи вашего ребенка в дошкольном возрасте в различных видах деятельности (играх, общении, познании)?

12. Как Вы считаете, в чем успешность и безуспешность вашего ребенка в системе отношений (в семье, дошкольном учреждении,со взрослыми, товарищами, чужими людьми и т.д.)?

13. Какие виды заболеваний перенес ребенок? Второй этап психолого-педагогической диагностики предполагает углубление знаний учителя об учащемся методом наблюдения. В педагогической практике широко применяется этот метод, основанный на фиксировании личностных качеств, проявляемых в деятельности (см. карту наблюдений).

Третий этап изучения личности ребенка предусматривает получение тестовой информации, где указываются отклонения от нормативного поведения. Этот этап психолого-педагогической диагностики предполагает использование тестов, экспертных оценок, самооценок, позволяющих определить природу характерологических свойств личности, образующихся в силу применения различных моделей педагогического воздействия, которые в свою очередь оказывают влияние на психологическое состояние характера, нравственную позицию ребенка и его социальную направленность.

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Виды отношений   Наблюдаемые проявления личностных качеств   Наиболее часто проявляемые качества
1 Отношение к природе и животным      
2 Отношения с коллективом      
3 Отношение к трудовой деятельности      
4 Отношения в игровой деятельности      
5 Отношение к учебной деятельности      
6 Отношения с родителями      
7 Отношение к самому себе      
8 Отношения с друзьями      
9 Отношение к чужим      

 



На этом этапе исследования личности школьника диагностика устанавливает типы характерологических свойств личности и виды социальной направленности, которые показывают на поведенческом уровне отклонение школьника от нормы (см. тест по определению социальной направленности и тест по определению социально-психологического типа личности и способы их обработки).

ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Фамилия__________класс____школа ____

1. Какова успеваемость ученика? Учится на:

а) 5 и 4;

6) 4;

в) 4 и 3;

г) 3;

д) 3 и 2.

2. Выполняет ли ученик общественные поручения?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) нет.

3. Выполняет ли ученик трудовые обязанности в классе, школе?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

в) нет.

4. Готовит ли ученик уроки?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

в) нет.

5. Как выполняет ученик общественные поручения?

а) без напоминания,

б) по просьбе, с желанием,

в) без особого желания,

г) по принуждению,

д) отказывается от поручений.

6. Как выполняет ученик трудовые обязанности?

а) без напоминания, с желанием,

б) по просьбе, с желанием,

в) без особого желания,

г) по принуждению,

д) отказывается выполнять.

7. Как воспринимает ученик требования учителя?

а) выполняет все требования,

б) принимает к сведению и стремится выполнить,

в) принимает к сведению, но не всегда согласен,

г) раздражается,

д) безразличен.

8. Считается ли ученик с мнением других учеников?

а) всегда,

б) часто,

в) когда как,

г) иногда,

д) не считается.

9. Любит ли ученик радовать учителя своими полезными делами?

а) да,

б) часто,

в) сомневаюсь,

г) не знаю,

д) нет.

10. Оказывает ли ученик помощь своим товарищам?

а) с удовольствием,

б) по просьбе,

в) без особого желания,

г) не обращаются за помощью,

д) нет.

11. Как часто ученик оказывает помощь своим товарищам?

а) постоянно,

б)часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

12. Помогает ли ученик другим ученикам в выполнении полезных дел?

а) постоянно,

б)часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

13. Как часто ученик помогает в выполнении полезных дел?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

14. Как поступит ученик: выполнит общественное поручение или обещанное товарищу дело?

а) выполнит общественное поручение,

б) скорее выполнит общественное поручение,

в) скорее выполнит обещанное товарищу дело,

г) выполнит обещанное товарищу дело,

д) не знаю.

15. Как поступит ученик: выполнит полезные дела класса, школы или посетит спортивную секцию?

а) выполнит полезные дела,

б) скорее выполнит полезные дела,

в) скорее посетит спортивную секцию,

г) посетит спортивную секцию,

д)не знаю.

16. Любит ли ученик пользоваться чужими вещами?

а) нет,

б) скорее нет,

в)скорее да,

г) да,

д)не знаю.

17. Если вы поручите какую-либо работу, то ученик выполнит ее сам или передаст своему

однокласснику?

а) выполнит сам,

б) скорее выполнит сам,

в) скорее перепоручит,

г) перепоручит,

д) не знаю.

18. Любит ли ваш ученик драться?

а) нет,

б) скорее нет,

в) скорее да,

г) да.

19. Любит ли ваш ученик пошалить?

а) нет,

б) скорее нет,

в) скорее да,

г) да.

20. Как предпочитает показать свое превосходство над другими ваш ученик?

а) добротой и вниманием,

б) умом,

в) хитростью,

г) силой,

д) не знаю.

Инструкция по обработке результатов опроса. Выбранный ответ на каждый вопрос следует обвести кружком. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос. По выбранным ответам баллы суммируются. Все 20 вопросов имеют по пять вариантов ответа: а, б, в, г, д. Ответы по их значимости оцениваются условными баллами по следующей схеме: «а» — 5 баллов, «б» — 4 балла, «в» — 3 балла, «г» — 2 балла,«д» — 1 балл.

 

 

Если сумма баллов получается:

от 100 до 80 — ребенок обладает созидательной социальной направленностью;

от 79 до 60 — коммуникативной социальной направленностью;

от 59 и ниже — эгоистической социальной направленностью.

 

ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Условия заполнения теста

1. Из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.

2. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.

3. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.

4. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.

 

    По отношению к людям  
  Чуткий, внимательный     Равнодушный, холодный  
  Правдивый, честный     Нечестный, лживый  
  Искренний, откровенный     Замкнутый  
  Вежливый     Грубый  
  Уравновешенный, спокойный     Вспыльчивый, резкий  
  Властолюбивый, любит командовать, распоряжаться     Не властолюбивый  
  Стыдливый, скромный, стеснительный     Горделивый  
  Непримиримый к недостаткам и безнравственным поступкам     Безразличный  
  Простодушный, простой     Хитрый, изворотливый  
  Неуверенный, нерешительный     Самоуверенный, хвастливый  
  Униженный, подавленный, чванливый     Спесивый, высокомерный  
  Желает понравиться коллективу, педагогу     Равнодушен к мнению коллектива, педагога  
  Самостоятельный (достигает все своими силами)     Беспомощный  
  Доверчивый     Подозрительный  
  Человеколюбивый     Самолюбивый, эгоистичный  
  Терпеливый     Нетерпеливый  
  Без подхалимажа     Подхалим  
    По отношению к различным видам деятельности  
  Добросовестный     Недобросовестный  
  Исполнительный     Неисполнительный  
  Активный     Пассивный  
  Больше любит физический труд     Больше любит умственный ТРУД  
  Соблюдает правила игры     Нарушает правила спортивной этики  
  Ответственный     Безответственный  
    Оценка своих возможностей  
  Заниженная     Завышенная, преувеличенная  
    По отношению к коллективу  
  В деятельности руководствуется личной выгодой     Во всех действиях руководствуется интересами коллектива  
  Нет чувства превосходства над другими     Желает быть выше других, превосходить их  
  Оказывает помощь товарищам     Злорадствует по поводу чужой неудачи  
  Скупой, жадный     Бескорыстный  
  Любим учителями, воспитателями     Не любим  
  Защищает своих товарищей     Ябедничает, сплетничает  
  Любим товарищами     Не любим товарищами  
    По отношению к себе  
  Требовательный к себе     Требовательный к другим  
  Самокритичен     Не самокритичен  
  Верен слову     Не верен слову  
  Уверенный в себе     Не уверен в себе  
71 ^   Не обращает внимания на свою одежду     Обращает внимания на одежду  
    Отношение к критике, замечаниям  
  Положительное     Отрицательное  
    Волевые проявления  
  Организованный     Не организованный  
  Дисциплинированный     Не дисциплинированный  
  Настойчив в достижении цели     Не настойчивый  
  Инициативен     Безынициативен  
         

Код

Нормальный (16)1, 3, 5, 7,9,12, 15, 17, 25, 29, 33, 39, 49, 63, 67, 69

Конформный (16)2,4,7, 8,16,18, 24, 34, 36, 50, 55,57,60,62,64,66

Доминирующий (16) 10,11, 14, 20, 22, 23, 30, 39, 44, 48,52,54,68,72,74,79

Сензитивный (16) 5,15,25,27,39, 42,43,51,53,56,59,61,65,71,73,81

Инфантильный (10)2, 13, 16, 26, 38, 40, 46, 70, 76, 80

Тревожный (10)10,19,28,32,47,58,64,66,74,78

Интровертивный (16)1,6,13,21,31,35,37,41,45,47,65,73,75,77,79,82

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.