Сделай Сам Свою Работу на 5

УПРАЖНЕНИЯ МИМИКО-АРТИКУЛЯТОРНЫХ МЫШЦ





Гимнастика мимико-артикуляторных мышц (верхняя и средняя ветви лицевого нерва) включает в себя 2 комплекса. Первый комплекс употребляется при парезах мышц лица («маскообразное» лицо), второй — при опущении угла рта.

1-й комплекс «Королевство кривых зеркал»:

1) Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

2) Поднимание и опускание бровей.

3) Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

4) Попеременное закрывание правого и левого глаза («Подмигни»). В случае неудачной попытки не закрывающееся веко придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично моргает.

5) Одновременное, затем попеременное прищуривание («Бабушка забыла одеть очки»).

2-й комплекс «От улыбки стало веселей»:

1) Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.

2) При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается на вдох, обнажая зубы, словно кто-то активно нюхает цветок.

3) Одновременное поднимание обоих углов рта благодаря механическому поднятию щек (вдох носом, выдох ртом).

4) Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека) и без закрывания глаз (с минимальным подниманием щеки). Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы. Если угол рта не поднимается, то при попытке совершения движения другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта ритмично приподнимается пальцем.



5) Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта («Царевна-несмеяна»). Дыхание носом. Затем попеременное опускание левого и правого углов рта.

При асимметрии лица эти упражнения выполняются более целенаправленно на западающую половину лица.

ГИМНАСТИКА ГУБ И ЩЕК

1-й комплекс направлен на вовлечение в движение групп мышц (определенных и соседних).

1) «Надутый шарик». Надувание обеих щек одновременно.

2) «Сдутый шарик». Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

3) «Полоскаем рот». Перегонка воздуха из одной щеки в другую.

4) «Поцелуй». Сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.



5) «Покажи зубки». Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь. Оскал помогает произнесению звуков и, с, з, п, б, м, поэтому во время осуществления этого упражнения можно произносить данные звуки.

6) «Пьем воздух». При вдохе образуется хоботок, на выдохе делается оскал и произносятся звуки с, з, и.

7) «Как волк щелкает зубами?» Сначала делается оскал с раскрыванием рта и смыканием губ (беззвучно), затем оскал сопровождается раскрытием рта, последующим смыканием челюсти и затем смыканием губ.

8) «Волк только пугает». Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов. В это время произносятся согласные звуки п, б, м.

9) «Большой хобот» или «Напоим слона». При раскрытых челюстях втягивание губ широкой трубкой, воронкой.

10) «Слон зовет слонят». Вытягивание губ узкой воронкой со свистом, затем с произнесением гласных у, о.

2-й комплекс осуществляется после первого, концентрируясь лишь на одних губах. В упражнениях 1—6 губы не должны оттопыриваться.

1) «Дотронься губами до зубов». Рот широко открыт. Губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

2) «Как думает зайка?» Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

3) «Зайкины зубки». Поднимание верхней губы с обнажением только верхних зубов, затем упражнение повторяется с произнесением звуков ф, в. При рубцовой деформации верхней губы можно закусить нижнюю губу, а затем под счет поднимать и опускать верхнюю 5-6 раз подряд.



4) «Есть ли у зайки зубы внизу?» Оттягивание вниз нижней губы с обнажением только нижних зубов.

5) «Как говорит рыбка?» Поочередное поднимание и опускание обеих губ в 4 приема: а) верхнюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю поднять.

6) «Полоскание зубов». Воздух изнутри давит на губы, щеки не раздуваются. Если данное упражнение не получается, то можно делать попеременно с надуванием щек.

7) «Набираем мед в бочонки». Набирание воздуха под верхнюю губу, затем под нижнюю.

8) «Чмоканье: вкусный мед!» Всасывание верхней губы под нижнюю с резким отрыванием ее при раскрытии рта. Затем всасывание нижней губы под верхние зубы.

9) «Фырканье лошади». Вибрация губ.

10) «Зарядка для слоненка». Движение губ хоботком влево, вправо, затем так же, но растянутыми губами. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно).

11) «Дворник». При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево («Губы — это щетка. Чистить можно только пол»). Затем те же движения осуществляются верхней губой («Чистим потолок»). Затем сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз («Моем окно»). Дыхание носом.

12) «Силовая гимнастика» (в случае общей слабости губ): а) сильно надувать щеки, по возможности удерживая воздух в ротовой полости («Кто больше наберет воздуха?»); б) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки (при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно). Несмыкающиеся, вялые губы также тренируют, удерживая ими кусочки сахара, сухаря, леденца. Чем меньше кусочек, чем круглее и глаже, тем плотнее сжимаются губы. Упражнение делают под счет и следят, чтобы губы не вытягивались хоботком.

При западении верхней губы И.И. Ермакова предлагает закладывать под нее продолговатый валик и стараться навернуть губу на резцы. Уздечку верхней губы растягивают потягиванием вперед, а рубцы сглаживают массажем. Для этого логопед или сам ребенок берет губу подушечками большого и указательного пальца у углов рта, сводит пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы, и оттягивает ее вперед. После повторения этого движения 10—15 раз разминают рубец между пальцами, затем ребенок должен поместить язык в преддверие полости рта (пространство между губой и зубами), сильно надавливая на уздечку. Такую гимнастику и массаж выполняют 3—4 раза в день по 5 минут. Можем также предложить растягивать уздечку, слегка надавливая подушечками пальцев (лучше указательными пальцами обеих рук) чуть выше красной каймы со стороны противоположных углов уздечки, в то же время осуществляя растяжение в стороны (вправо и влево).

ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

1) «Поймай улыбку». Языку придается плоская, широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык укладывается ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается оскаленными зубами. Если язык не удерживает своей формы в течение нескольких секунд, то М.Е. Хватцевым предлагаются следующие упражнения: а) вялым языком произнести между губами бя-бя или мя-мя; б) на распластанный между губами язык сильно подуть; в) нараспев тянуть и; г) улыбаться. Мы предлагаем усложнять обычное задание сделать «язык лопатой» или «как блинчик» последовательным растягиванием языка вширь «вслед за улыбкой», т.е. изначально нужно распластать язык, дотягиваясь краями до углов рта, затем слегка улыбнуться и снова попытаться, глядя в зеркало, распластать язык еще больше, затем сильно улыбнуться и снова поймать уголки рта, т.е. «поймать улыбку». Помимо рефлекторного действия, здесь срабатывает сознательное управление движением языка. В качестве зондовой помощи можно использовать зонд «Рыбка», в который нужно просунуть распластанный язык, или слегка надавить на поверхность языка зондом «Горка» или «Мишка».

2) «Сосулька». Поскольку не все дети дошкольного возраста хорошо представляют себе форму жала, то можно использовать любой доступный их возрасту образ. Языку придается как можно более заостренная форма. Высовывание языка наружу «жалом». Установку на приобретение формы лучше давать до того, как ребенок высунул язык наружу, поскольку в полости рта ему физиологически легче придать нужную форму. В дальнейшем в качестве тренировки можно изменять форму и вытянутого вперед языка. Если движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков. Можно вставить язык в зонд «Лопата» или попросить дотянуться до отодвигаемого объекта (пальца, карандаша). Некоторые авторы предлагают сильно вытянуть язык наружу, переместить вправо, влево и, когда он в углу рта сузится, осторожно отвести в таком виде к средней линии рта.

3) Поочередное высовывание языка «лопатой» и «жалом» с убиранием языка внутрь и без убирания, т.е. в вытянутом положении (усложненный вариант). Закрепление движений в ротовой полости (кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы).

4) «Доктор Айболит». Максимальное высовывание языка изо рта («Покажи горлышко»), а затем втягивание как можно глубже в рот («словно проглотил конфетку»), при этом кончик языка становится незаметным.

5) «Правило дорожного движения». Поворачивание сильно вытянутого изо рта языка («язычок вышел на дорогу») вправо и влево («посмотрел в стороны, нет ли машин»). Можно использовать известный игровой прием «Часики», но при этом следует провести аналогию с механическими часами, которые современные дети не всегда наблюдают в окружающей обстановке.

6) «Горка». Поднятие и опускание задней части языка, при этом кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз (к, г). Если ребенку нужно поставить звуки к, г, то можно помочь ему ощутить на языке точку соприкосновения с нёбом, дотронувшись зондом или стеклянной палочкой до середины задней части спинки языка (максимально возвышенное место), поскольку дети могут делать подъем не задней, а средней частью языка из-за недостатка кинестетических ощущений, вызванного отсутствием такого навыка. Если все же самостоятельное движение не удается, то на первых порах корень языка можно подталкивать вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предложить дышать носом при открытом рте.

7) «Открой языком рот». Кончик языка упирается в нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта. Обращается внимание на то, что язык должен быть сильным.

8) «Присоска». Ребенку показывается игрушка с присоской и объясняется принцип ее присасывания: нужно сильно надавить на присоску посередине. Таким же образом предлагается присосать язык к нёбу, сильно прижав его посередине, а затем по краям, т.е. всей поверхностью спинки языка. Упражнение делается сначала при закрытых челюстях, затем при раскрытых. Вспомогательные приемы: а) на спинку языка кладется клейкая конфетка, или нёбо смазывается медом — ребенок старается посредством прижимания языка к нёбу сосать конфетку или мед; б) полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу. Усложненный вариант: а) присасывание языка без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны); б) присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка (кончик языка упирается в нижнюю десну, проделывается сначала при закрытом, а затем при открытом рте).

9) «Цоканье». Присасывание всего языка «лопатой» к нёбу и отрывание от последнего с щелканьем сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях. Если язык поднимается при помощи нижней челюсти, можно в правый или левый угол челюстей вставить пробку толщиной в мизинец ребенка (она может быть резиновой или деревянной с рукояткой для удерживания между зубами). Можно механически придерживать нижнюю челюсть ребенка, подтягивая ее вниз.

10) «Завиток». Ребенку показывается, как делать завиток из полоски бумаги с помощью ножниц или нарисовать его, затем предлагается попытаться воспроизвести эту форму с помощью языка. Для этого высунутый «лопатой» язык сомкнуть с верхней губой, а затем втянуть в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба и загибая кончик вверх у мягкого нёба. Можно начать загибать кончик языка немного раньше, ощупывая поверхность — «твердый, твердый потолочек, мягкий!».

11) «Щетка». Зубы выступают в качестве щетки, которая чистит язык. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Затем то же движение осуществляется с упором кончика языка в нижнюю десну, а верхние резцы продолжают чистить спинку языка.

12) «Вкусная шоколадка». Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением их раскрытия («если испачкал губы шоколадкой, надо уметь облизать их»). Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше («зубки тоже надо облизать»).

13) «Три подноса». Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте («средний поднос как будто ставим на верхнюю и нижнюю полку»), затем к верхним и нижним зубам («маленький поднос»), и к носу, и подбородку («большой поднос»). Параллельно можно давать ребенку логические задачи, задачи на воображение, звуковой анализ, например придумать, для кого предназначены эти подносы, какие фрукты лежат на первом, какие овощи на втором, какие сладости на третьем, есть ли в этих словах звуки т, д. Затем подобное движение языка осуществляется внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны с произнесением звуков т, д. Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, можно использовать пробку, описанную в п. 9. Если плохо загибается кончик, можно искусственно помочь этому процессу с помощью любого подходящего зонда, например «Лопата», или шпателя.

14) «Капелька». Кончик языка имитирует движение капли воды. Он подводится под верхнюю губу («туча») и со щелканием отрывается, втягиваясь вниз и назад («капелька упала» или «поймай капельку»).

15) «Норка». Представить, что язык — крот, который роет норку снизу вверх. На первом этапе загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта. На втором этапе поочередное загибание к носу и подбородку, к верхней и нижней губе, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну рта (параллельно ребенок может придумать путешествие крота, а затем рассказать об этом). На третьем этапе жалообразный язык, упираясь кончиком языка в верхние резцы, произносит л («крот не вылезет из норки, наткнулся на камень и пытается его вытолкнуть»).

16) «Лодочка». Язык желобком. Боковые края лопатообразного языка подняты, а по средней линии языка образуется впадина. Выполняется снаружи рта. Если упражнение не получается, то можно помочь подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Другой путь — надавливание ребром шпателя или зондом «Собачка» по средней линии языка. Усложненный вариант: при совершении данного движения губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка. При постановке звуков с, з упражнение «Лодочка»» используется с задуванием на язык внутри рта.

17) «Кораблик». Язык желобком с легким загибанием кончика вверх.

18) «Чашечка». Язык снаружи рта «чашечкой» («ковшиком») вне ротовой полости. Боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка «ковшиком» опускается. При постановке звуков ш, ж данное упражнение используется с задуванием внутри рта («горячий шоколад»). Если спинка языка не опускается, на нее следует надавить сверху шпателем или подставить под язык зонд «Мишка».

19) «Клещи». Закусывание зубами боковых краев языка (кончик языка свободен). Усложнение: при выполнении данного упражнения оскалить зубы и загибать кончик языка к верхней и нижней десне.

20) «Злая собака». Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. При постановке звука р в этом положении языка барабанить напряженным его кончиком по верхней десне — д-д-д-д-д..., с сильным задуванием на приподнятый кончик языка.

21) «Барабанчик». Лопатообразный язык касается боковыми краями верхних зубов, а самый кончик языка касается верхней десны. Производится вдох-выдох без отрыва краев языка от зубов так, чтобы кончик языка то присасывался плотно к десне втягиваемым с некоторым усилием воздухом, то отбрасывался к верхним резцам выдыхаемой струей (р).

Когда основные позы и направления движений языка будут усвоены, предлагаются задания на переключение: язык «жалом», «чашечкой», «лопатой», вверх, вниз и т.д. При этом не нужно торопиться, важнее произвести медленное четкое движение, чем смазанное и быстрое. Когда движение будет автоматизировано, темп можно ускорить. Желательно производить все движения под команду с соблюдением определенного ритма, например использовать 3/4 такта (музыкального) с такой же паузой после него. Если общий мышечный тонус артикуляционного аппарата слаб, то особенно полезно включать в упражнения движения мышц с сильным напряжением.

При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту небольшие сухарики, нарезанные кубиками, леденцы, вылизывать тарелки, выпуклые стороны ложек всей поверхностью кончика и передней частью языка. Слизывание капли с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений. Все упражнения, связанные с высовыванием языка, помогают опустить его корень.

На первых занятиях у некоторых детей во время артикуляционной гимнастики может наблюдаться излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи, которое также сообщается на гортань и глотку, что мешает речепроизводству. В связи с этим рекомендуется несколько раз в течение занятия прервать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи и глотки, а при тренировках избегать резких артикуляторных движений (И.И. Ермакова).

Обычно постановку звуков начинают в строгой последовательности, исходя из сложности их произношения для ребенка. Однако наш многолетний опыт показал, что при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка этот процесс может быть достаточно вариативным. Постановку звуков следует начинать с тех звуков, артикуляционный уклад которых похож на индивидуальный рисунок языка. Например, при повышенном тонусе задней части спинки языка и пониженном — передней, постановка начинается со звуков к, г, х; при узком языке — с твердых звуков, при широком — с мягких. Часто логопеды боятся начинать ставить звук р или ш раньше других, потому что это не прописано в программе, но может оказаться, что ребенку намного легче научиться произнесению шипящего звука, чем свистящего. К тому же длительная постановка труднопроизносимого для него звука может занять большое количество времени, за которое ребенок мог бы успешно усвоить более легкие для его произносительных возможностей звуки. Так, для произнесения мягкого варианта звука с недостаточно одного приподнятия средне-передней части спинки языка, необходимо еще небольшое продвижение языка вперед. Поэтому при межзубном сигматизме более простым способом является постановка звука, начиная с его мягкого варианта.

Данный подход не нарушает следующие принципы постановки звуков (Г.В. Чиркина[9]):

• степень доступности звуков для произношения и постепенность перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

• их артикуляционная и акустическая близость.

По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки, затем соноры м, н. Среди согласных легче усваиваются взрывные, чем фрикативные. Как считал В. А. Богородицкий[10], это связано с тем, что взрывные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для призубных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым. А.Н. Гвоздев подчеркивает, что ранее всех усваиваются взрывные звуки п, т, к. Е.Ф. Рау рекомендует начинать работу над взрывными согласными с детьми, страдающими ринолалией, так как благодаря этим звукам создается воздушное давление, способствующее закрытию мягкого нёба. Из фрикативных звуков наиболее легкими считаются звуки ф, в, х. При расщеплении губы самыми трудными будут губно-губные звуки п, б. Г.В. Чиркина предлагает в первую очередь ставить следующие звуки: а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л.

В комплекте зондов Ю.В. Микляевой представлены массажно-постановочные зонды. Опишем способ их применения.

Зонд «Собачка» может быть использован для постановки свистящих звуков, для чего он вставляется в рот, фиксируется за нижними зубами, а ребенок вставляет язык внутрь зонда и дует на «собачку». При этом между зубами должна быть небольшая щель. Если ребенок просто сомкнет зубы, то она образуется автоматически, за счет толщины зонда.

Зонд «Мишка» используется для постановки шипящих звуков. Для этого ребенок поднимает язык кверху, под язык подставляется зонд. Движениями зонда регулируется четкость произнесения: от звука т ставится ш, от звука сь — щ, от звука ть— ч.

Зонд «Зайчик» используется для постановки звука р, для чего при произнесении звуков д-д-д сообщается вибрация ушками «зайчика» прямо под языком. Причем в массажной практике известно, что сильная, жесткая вибрация (прерывистая, с большой амплитудой) повышает тонус мышц и понижает нервную возбудимость, а легкая, слабая (с малой амплитудой, мелкая и продолжительная вибрация) снижает тонус и вызывает возбуждение нефункциональных нервов. Эту особенность важно учитывать и при постановке звука р, связанной с сообщением вибрации на язык с помощью зонда или других упражнений.

Зонд «Лопата» может быть использован для формирования позы, необходимой для произнесения звука л, для чего ребенку дается установка сделать язык узким и попасть внутрь «лопатки», т.е. в небольшое отверстие. С этой же целью можно поднять зонд «Рыбка» за хвостик, также вставив язык в загнутый концевой отдел и подняв его к верхней губе.

Если говорить о формировании артикуляционных навыков, то ребенку не достаточно запомнить положение языка, губ, нижней челюсти, свойственное определенному звуку. Ему важно освоить три части артикуляции звука, или три артикуляционные фазы: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть) и отступ (рекурсия). Речевые органы настраиваются на определенный уклад в первой фазе. Во второй фазе в зависимости от того, какой звук будет следовать заданным, корректируется мышечное напряжение, позволяющее экономить энергию при произношении и обеспечивать слитность и быстроту произношения нескольких звуков. Это происходит благодаря свойству антиципации, т.е. предвосхищения, которое позволяет анализировать программу действий еще на первом этапе, подбирать необходимый двигательный стереотип и реализовывать его во второй фазе. Так, для произнесения слогов «ма» и «ми» губы имеют разную силу напряжения, потому что они изначально занимают позицию гласного звука.

Еще Н.И. Жинкин отмечал, что, прежде чем произнести тот или иной звук, артикуляционный аппарат готовится к этому действию, настраиваясь на произнесение следующего звука. Иначе говоря, каждый предыдущий звук, например я в звукосочетании па, должен находиться в позиции последующего, т.е. а. Чтобы ускорить процесс автоматизации звука, ребенку также необходимо помочь не только закрепить умение удерживать и менять артикуляционную позу при слиянии звуков, но и заранее настраиваться на нее. Так, можно попросить ребенка сначала улыбнуться, а потом произнести звукосочетание ги и т.д.

Кроме того, когда во второй артикуляционной фазе непосредственно произносится звук, даже изолированный, артикуляционная поза все равно претерпевает некоторые изменения. Так, при произнесении звука с продольного желобка сначала практически не видно, а язык слегка опущен. При осуществлении выдоха происходит корректировка двигательной программы: передняя часть языка немного приподнимается к верхним деснам, а желобок начинает оформляться все сильнее, пропуская воздушную струю посередине. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями может не происходить корректировка двигательной программы, от чего речь остается смазанной, или же они делают необоснованные паузы внутри слова, чтобы добиться четкого произнесения отдельного звука. В любом случае полезным для таких детей окажется артикуляционная гимнастика с препятствиями, в качестве которых могут выступать зонды придыхания, пропевания или проговаривания звуков во время артикуляционного движения. Например, во время выполнения артикуляционного упражнения «Часики» ребенку надо усиленно подышать или сказать «ха-ха». Четкости произнесения, естественно, не будет, но именно в это время происходит активная тренировка мышц, отвечающих за поднятие спинки языка и выдвигание языка вперед. Одни мышцы активно напрягаются, а другие — расслабляются. Такой координации движений ребенку часто не хватает в процессе произнесения целых слов.

Вторая артикуляционная фаза может задерживаться для произнесения долгого звука или сокращаться для произнесения недлительных звуков, например взрывных согласных, поэтому здесь особо важна работа центров головного мозга, отвечающих за анализ кинестетических ощущений и контроль за позой. Но не следует забывать о развитии способности мышц удерживать напряжение в течение определенного времени. Для этого важны такие артикуляционные упражнения, которые позволяют зафиксировать определенную позу в течение определенного времени («Держи язычок, пока я буду считать»).

Благодаря третьей фазе органы речи выходят из занятого ими положения, т.е. дают возможность переключиться на следующий артикуляционный уклад или сделать паузу в речи. Однако выход из занятого положения не означает возврат к исходному положению языка, иначе бы это привело к неоправданной паузе. Мышцы должны с минимальной затратой энергии перераспределить свой мышечный тонус для последующей артикуляции. Данное свойство необходимо использовать при постановке и автоматизации звуков. Те звуки, артикуляция которых позволяет удержать мышечное напряжение или расслабление, необходимое для произнесения последующего постановочного звука, способствуют более быстрому его закреплению. Например, при трудностях образования «чашечки», необходимой для произнесения звука ш, нужно посмотреть на общую картину мышечного тонуса языка. Гипертонус задней спинки языка будет мешать подъему передней части наверх, следовательно, лучше произносить звук в сочетании с переднеязычными звуками, которые помогут удержать положение языка наверху: «Тш!» При наличии трудностей перемещения языка в глубь рта (межзубное произнесение и др.), наоборот, лучше давать сочетания «кш! кыш!», которые помогут перераспределить массу языка в глубь рта, и т.п.

Приведем таблицу, пользуясь которой можно определить звуки-помощники по сходству формы языка, участию схожих мышц в артикулировании требуемых от ребенка звуков. Она составлена на основе данных, полученных М.А. Пискуновым, М.Е. Хватцевым и другими исследователями (с. 75-81).

Пользуясь данной таблицей, можно не только точно определить пораженную мышцу при артикулировании звука, но и обходной путь постановки или автоматизации через подбор звука-помощника.

Так, артикуляционная поза звука а помогает расслабить корень языка, поэтому его использование в процессе постановки звуков имеет особое значение. Это связано с тем, что звук а — единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наиболее низко, поэтому данный звук можно использовать в сочетании с другими звуками, произнесению которых мешает повышенный тонус корня языка, например при произнесении звуков л, р.

Звук э — среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном ее подъеме. Этот звук помогает настроить артикуляционный аппарат на произнесение звуков т-д.

При межзубном сигматизме часто наблюдается гипотонус продольных мышц, межзубное произношение звуков н, л, т идругих, которое не мешает их восприятию в потоке речи, однако не может служить вспомогательным средством для постановки других звуков. В лучшем случае, дети не высовывают язык между зубами, но произносят звуки верхнего подъема все равно слишком низко. На слух этот дефект мало различим, поэтому особого внимания на его исправление не уделяется. Между тем замечено, что преобладание в речи одного уровня подъема языка влечет за собой формирование стойкой привычки и перераспределение функций языка, поэтому даже на такие дефекты речи следует обращать особое внимание. Чем чаще ребенок начнет менять положение языка, тем быстрее он начнет овладевать слоговой структурой слова, четче произносить звуки. Кроме того, неправильная позиция языка при произнесении некоторых звуков может мешать постановке других, производных от них звуков, например ц = т + с. Одним из способов постановки звука р является сообщение вибрации на нижнюю поверхность языка при многократном произнесении звука д (без гласного призвука). В том случае, если наблюдается межзубное произнесение звука д, сначала отрабатывается его правильная позиция. Иначе можно спровоцировать неправильное произнесение звука р или данный способ постановки вовсе не принесет эффекта.

 

А При произнесении язык лежит свободно на дне ротовой полости. Язык сзади расширен и утолщен, средняя часть чуть выпукла, а в передней имеется характерное углубление. Горбинка на спинке — участие продольных мышц языка. Оттягивание кончика языка назад и вниз — участие передних пучков язычно-подбородочной мышцы. Оттягивание назад тела языка — участие подъязычно-язычной мышцы. Оттягивание назад и вверх тела языка и приподнимание боковых его краев — действие шилоязычной мышцы, которой сопутствует подбородочно-язычная мышца, в результате чего образуется переднее углубление. Губная мускулатура расслаблена.

Продолжение таблицы

Э И При произнесении язык выдвигается вперед и вверх при одновремен­ном сужении ротовой щели. Поперечные мышцы растянуты, верти­кальные и продольные сокращены, уплощая, укорачивая и расширяя передние и средние области языка. Задние пучки подбородочно-язычной мышцы выдвигают язык вперед, передние пучки ослабляются, кончик языка опускается немного к нижним зубам.
Ы Артикуляция схожа с укладом звука и, но формируется более глу­боко в заднеязычной зоне положения рта. Шилоязычная мышца несколько под­нимает спинку языка вверх и прижимает боковые его края к задним краям верхней зубной дуги и десен. Мышца смеха, скуловая, собачья, нижняя квадратная мышцы оттягивают углы губ в стороны, наружу.
О У При произнесении язык оттягивается назад с одновременным округле­нием ротового отверстия и выпячиванием губ во­ронкой. Сокращение поперечных, растягива­ние вертикальных и продольных мышц су­жают, удлиняют и округляют язык. Передние пучки подбородочно-языч­ной и подъязычно-язычная мышцы оттяги­вают язык назад. Шилоязычная мышца несколько при­поднимает язык, причем ее действию в бо­ковом направлении препятствует сокраще­ние поперечных и подбородочно-язычной мышц. Сокращение глазничной ветви верхней квадратной мышцы губ, нижней квадратной, подбородочной и круговой стягивает углы губ, округляет ротовое отверстие и выпя­чивает губы вперед.

 

 

Звук Положение языка Участие мышц
П Б М Установка языка близка к укладу звука а, но при расположении пе­редней и средней частей тела языка на дне ротовой полости спинка приподнята несколько больше и ее края у корня языка прилегают к краям нёбного свода у вторых моляров. См. участие мышц при звуке а.
В Ф Установка языка близка к укладу звуков п—б, но смыкание с нёбом несколько меньше, т. к. задняя часть тела языка не так высоко приподнята. См. участие мышц при звуке а.
Д Т Н Язык в передней части приподнят и упирается уплощенным кончи­ком в десневой край верхних рез­цов. Боковыми краями язык при­легает к коренным зубам и дес­нам, образуя вместе со сводом нёба замкнутую полость, проры­ваемую воздушным потоком в пе­редней части, у места смыкания кончика языка и верхних зубов. Средняя и задняя части тела языка утолщены и нижними краями почти касаются нижних зубов. Степень напряжения языка после­довательно возрастает от н к д и т. При произнесении «передняя часть спинки языка не отрывается выдыхаемой струей воздуха от альвеол, что обусловливает про­тяжность звука. При мягких т и д спинка языка более приподнята и напряжена, передняя часть языка большей своей частью прикаса­ется к нёбу, или кончик языка за нижними резцами касается их де­сен, а спинка прилегает позади верхних альвеол, где и происхо­дит затвор. Боковыми краями вы­пуклый язык упирается в зубы до верхних клыков. В целом, мягкие варианты образуются приподня­тием средней части спинки языка. Шилоязычная мышца оттягивает язык назад, расширяет его и при­жимает края к боковым зубам. Подъязычно-язычная мышца со­вместно с предыдущей оттягивает тело языка внутрь и выше. Благодаря расслаблению и задней доли языка при одновременном на­пряжении продольных мышц язык раздается не только вширь, но и по вертикали, становится массивнее и толще. Верхние продольные и передние пучки подбородочно-язычной мышцы укорачивают и приподни­мают к нёбу кончик языка. Мышцы смеха оттягивают углы губ. Квадратные мышцы верхней губы поднимают губу вверх. Квадратные мышцы нижней губы оттягивают губу вниз и кнаружи.

 

Продолжение таблицы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.