Сделай Сам Свою Работу на 5

Тематика докладов и рефератов





УДК 1

Н 48

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям. (Для студентов всех форм обучения). – М.: МИИТ, 2012. – 171 с.

 

 

Предлагаемые методические указания по философии предназначены для самостоятельной подготовки студентов по курсу философии. Учебный материал составлен в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта: включает в себя методические указания, планы семинарских занятий, тематику рефератов, вопросы для самоконтроля, краткий словарь терминов, схемы, а также библиографические списки к каждой теме учебного курса.

Цель методических указаний по философии – помочь студенту овладеть новым предметом и дать базовые знания, формируя специалиста с широким научным кругозором. Методические указания предназначены для бакалавров и студентов всех форм обучения.

 

 

© МИИТ, 2012

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………........4

Раздел I. История философии………………………………………….......5

Тема 1. Философия – как способ духовного осмысления

человеком мира…………………………………………………......6



Тема 2. Становление философии в странах Древнего Востока…….…...21

Тема 3. Античная философия……………………………………………....30

Тема 4. Философия Средних веков………………………………………...37

Тема 5. Философия эпохи Возрождения……...……………………………46

Тема 6. Философия Нового Времени и эпохи Просвещения…………….52

Тема 7. Немецкая классическая философия……………………………....61

Тема 8. Философия марксизма...……………………………………………68

Тема 9. Русская философия………………………………………………...78

Тема 10. Западная философия второй половины XIX и XX веков………...92

 

Раздел II. Философия как теоретическое мировоззрение..………....104

Тема 11. Проблема бытия и теории развития в современной

философии………………………………………………………..105

Тема 12. Проблемы сознания. ……………………………………………..119

Тема 13. Философская гносеология. ……………………………………...129

Тема 14. Философские проблемы человека..………………………….....137

Тема 15. Ценности и их роль в жизни человека и общества..………….144

Тема 16. Философия общества. ……………………………………………150



 

Контрольные вопросы (для подготовки к экзамену)……………………..159

 

Литература (для подготовки к экзамену)………………………………….161

 

Введение

 

Основная цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы помочь студентам в организации учебной и самостоятельной работы, способствовать систематическому усвоению философских знаний.

Методические указания построены на основе государственного образовательного стандарта и включают: планы тем, рекомендации к подготовке по каждому вопросу темы, основные понятия, тематику докладов и рефератов, тексты и источники, научную литературу.

Программа учебного курса философии включает в себя два раздела. Первый раздел – история философии: становление и развитие философии как теоретического мировоззрения. История философии представлена в виде смены различных мировоззрений. Философия разных эпох анализируется как системное ценностное отражение своего времени, как его духовный образ. Второй раздел – философия как теоретическое мировоззрение. Здесь рассматривается общая структура философии, её основные проблемы и доминирующие подходы к их решению. В этом разделе представлены основные части единой философской системы: онтология, гносеология, антропология, аксиология и социальная философия (каждый аспект может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли философских знаний).

В конце каждого раздела данных методических указаний приводится список первоисточников и научной литературы (так же, как и к каждой теме курса), что дает представление о состоянии исследования основных философских вопросов, составляющих содержание каждой проблемы. Рекомендуемая литература способна удовлетворить пробудившийся интерес студентов к философии и представить им свободу выбора.



В конце представленной методической разработки прилагается список контрольных вопросов к экзамену по философии и справочная литература для подготовки к нему.

Раздел I.ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Тема 1.Философия как способ духовного осмысления

Человеком мира

 

План

 

1. Мировоззрение и философия. Исторические формы мировоззрения и их особенности.

2. Философия и ее взаимоотношения с наукой, религией, политикой, правом, искусством и моралью. Специфика философского знания.

3. Предмет философского познания, основные проблемы и основной вопрос философии и две его стороны.

4. Диалектика и метафизика как основные методы познания: их разновидности и формы.

 

Методические указания

 

При изучении первого вопроса темы важно усвоить, что философия возникла как разрешение противоречия между мифологическим и религиозным мировоззрением на основе нового познавательного опыта человека. Ее возникновение – качественный скачок в развитии человеческого сознания, который связан с возникновением теоретического мышления.

Философия и мировоззрение – не тождественные понятия. Мировоззрение есть у каждого. Мировоззренческая рефлексия направлена на человека и его место в мире с целью выработки представлении об окружающей действительности ее освоения для приспособления к ней. В то время как философия – это научное теоретическое осмысление действительности, приведенное в определенную систему, и ее степень – знание и мышление.

В историческом развитии мировоззрение проходит три этапа: мифологический, религиозный и теоретический. Анализ исторических форм мировоззрения показывает, что генетически мировоззрение как способ духовно-практического освоения мира появляется ранее, чем философия как способ теоретического осознания человеком мира.

При рассмотрении второго вопроса надо обратить внимание на то, что философия – это самостоятельная область культуры, наивысшая ступень развития культуры мышления человечества, а значит, философия – всегда творчество. В философствовании лицом к лицу становятся «Я» и Вселенная. Философское видение мира – это размышление о мире не только с точки зрения «Всего», но с позиции единичного «Я»; это исповедь «Я», которая приняла форму размышления о мировом Всём. Философствование – вид научного творчества, связанный с постоянным поиском открытия истины, требующий напряжения ума и всех душевных сил человека.

Философия – как бы «золотая середина» в развитии человеческого мышления: с одной стороны, она внешне похожа на науку, но и не совсем наука, так как имеет огромную степень обобщенности; с другой стороны, она похожа на искусство, но и не является искусством, ибо обобщает действительность в формах мышления, а не в образах; по первому восприятию – она вроде бы одна из форм идеологии, но она и не идеология; ее часто отождествляют с мировоззрением, но она не мировоззрение, оставаясь, все же его внутренним теоретические ядром. Философия – высшая ступень в развитии человеческой культуры, ибо человечеству, в отличие от всего другого живого, дарована способность мыслить. Философия – есть ступень развития этой способности человеческого рода, так как мышление – это способ существования человека и человечества. Философия – путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих людей всех прошлых веков и наших дней, должен пройти сам. Поэтому по степени развития философской культуры общества и человека, по ее роли в обществе можно судить о степени развития человеческого рода в целом. И кризис философии – это свидетельство кризиса взаимоотношений человеческого рода с природой, космосом, и поиск выхода из него – прежде всего философская проблема.

Подходя к рассмотрению третьего вопроса, необходимо проникнуться мыслью о том, что философия нужна для того, чтобы люди, разобщенные душой, эпохой, культурой, языком, имели дело с единым предметом и могли бы одинаково переживать его, понимать видение своих предшественников, усваивая их жизненный опыт и благодаря этому видеть больше, чем виделось ранее, по крупицам накапливать богатство истинного знания. Поэтому изучение философии есть ни что иное, как овладение навыками и умением исследователя самостоятельно интерпретировать, рассуждать, мыслить со своей личной позиции. Для этого необходимо научиться применять определенные методологические приемы доказательности, определять критерии истинности, уже выработанные другими ориентировочные и систематизирующие схемы. Эту особенность научного философского образования необыкновенно точно уловил И. Кант, говоря в своих лекциях, что он учит не той или иной философии, а учит философствовать, т.е. самостоятельно прилагать к научаемому явлению свои духовные силы, вырабатывать свои собственные суждения и свое понимание (о себе, своем месте в мире, принципах построения мироздания и смысле своего существования в этом мире), а не пассивно усваивать что бы то ни было с голоса авторитета.

Далее следует обратить внимание на то, что вещи и явления, с которыми имеет дело человек, можно увидеть, потрогать, измерить, взвесить (эти явления называются материальными и для их обозначения в философии существуют понятия «бытие», «природа», «материя»), а также можно мыслить, чувствовать, желать (эти явления произведены нашим сознанием, и в философии их принято называть идеальными, а для их обозначения употребляют понятия «мышление», «дух», «сознание»).

Как же относятся эти два вида явлений друг к другу. Подобная постановка вопроса обозначена в философии как «основной вопрос». Но в последнее время все чаще делаются попытки снять проблему основного вопроса философии на том основании, что он не выполняет своей методологической функции. Однако значение основного вопроса философии огромно, ибо то или иное его решение (первой стороны) представляет собой исходные методологические начала, что составляет основу любого мировоззрения. Этот вопрос ставится как проблема первоначала, из которого все возникает и в которое все со временем превращается, а не как вопрос о соотношении материального и идеального.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая его сторона имеет онтологическое основание и сводится к вопросу, что первично? Что предшествует во времени – материя или сознание? Нетрудно понять, что возможны два в корне противоположные ответа: признать первичным либо материю, либо сознание. В связи с ответом на него всех философов можно разделить на два лагеря. Представители материализма полагают, что первична материя, а сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Представители идеализма признают сознание первичным, а материю считают порождением сознания. Направление, которое считает, что материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга, при-нято называть дуализмом, а направление, которое находит множество подобных первоначал, называют философским плюрализмом.

Выделяют три исторические формы материализма: наивный материализм древних, метафизический материализм и диалектический материализм. Идеализм фактически разделяется на две разновидности: объективный и субъективный.

Основной вопрос философии имеет и вторую сторону, которая сводится к вопросу: познаваем ли мир? Материалисты положительно отвечают на этот вопрос, как и некоторые представители объективного идеализма. Они считают, что непознаваемых явлений нет, а есть лишь явления уже познанные и еще непознанные. Тех философов, которые отрицательно отвечают на этот вопрос, называют агностиками.

Четвертый вопрос темы касается двух основных подходов к решению проблемы мирового развития. Здесь важно понять, что философские размышления не ограничиваются спорами о мире человека, о бытии и сознании. Большое место в философии занимают споры о развитии. Выделяют два важнейших подхода к решению этой проблемы – диалектику и метафизику. В современном понимании диалектика – это учение, которое рассматривает все явления и процессы в тесной связи и взаимодействии, в основе которого лежит идея саморазвития явления в результате взаимопроникновения противоположностей, заключенных в нем. Метафизика отрицает эту связь, а источник развития видит не в самих явлениях, а вне их. Однако не следует понимать, что метафизик отрицает очевидные факты: все живое рождается, растет и умирает. При метафизическом подходе отрицаются взаимосвязи явлений, а развитие рассматривается как простое движение по кругу. При этом следует обратить внимание на то, что проблема развития не исчерпывается этими подходами. Развитие многовариантно и существуют другие подходы к рассмотрению этого вопроса. Одним из них является новое направление в науке – синергетика.

 

Основные понятия

 

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. отрицание знания) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) – раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценностей.

АТРИБУТ(от лат. наделять) – существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может существовать.

БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) – философская категория, обозначающая все то, что существует как таковое – действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии – онтологии; охватывает материальные и духовные явления. Различают следующие формы бытия:

1) бытие вещей, тел, процессов: а) бытие вещей, процессов и состояний природы; б) бытие природы в целом, в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека: а) бытие человека в мире вещей, б) бытие специфически человеческое;

3) бытие духовного, идеального: а) индивидуализированное, духовное,
б) объективированное духовное (внеиндивидуальное);

4) бытие социальное: а) бытие общества, б) бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории.

Для метафизиков «истинное» бытие заключено только в «вещи в себе».

ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) – процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию.

ГHOCEOЛОГИЯ (от греч. учение о познании) – раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, отношения знания к реальности, выясняются условия достоверности познания и истинности, определяются методы и формы познавательного процесса.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – понятие, обозна-чающее искусство аргументации, смысл которого интерпретировали по-своему, исходя из своих позиций, представители различных философских школ и направлений: Сократ рассматривал ее как искусство вести беседу; Платон – как высшую науку, метод познания идей; для софистов диалектика была интеллектуальным оружием в борьбе за существование; в средние века (вплоть до ХVIII в.) диалектика – обычная школьная логика; для Канта – псевдофилософствование, названное им «диалектической иллюзией»; для Гегеля – движение, которое лежит в основе как подлинно духовной действительности, и в то же время – движение человеческого мышления, которое протекает по своим законам; для диалектической теологии – работа мысли при общении человека с противостоящим ему Богом; для марксистского диалектического материализма – внутренняя закономерность, в основе которой лежит идея о саморазвитии явления в результате взаимопроникновения противоположных начал, заключенных в нем.

ДОГМАТИЗМ(от греч. мнение) – способ рассмотрения теоретических и политических проблем, когда рассматривается мир и человеческое познание в статическом состоянии, поэтому теоретические формулы являются для него неизменными догмами. Он оперирует абстрактными формулами, оторванными от конкретной действительности, теориями без проверки их практикой.

ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.

ИДЕАЛИЗМ(от греч. идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) – философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность и несотворимость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях ее развития. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая так познаваемость природы. Философский материализм следует отличать от термина «материалист», употребляемого в обыденном языке для обозначения человека, который материальные интересы ставит превыше духовных. В философии принято выделять три основных вида материализма: наивный (или стихийный) материализм древних греков («линия Демокрита»), сочетавшийся с наивной диалектикой; метафизический (или механистический) материализм XVII в., диалектический материализм, где материализм и диалектика органически соединены.

МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики) – 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира; 2) особая философская дисциплина – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных форм; 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.

МЕТОД (от греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Различают методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые, в свою очередь делятся на эмпирические и теоретические. Различают три основных группы методов: философские, общенаучные и частнонаучные.

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. учение о методе) – 1) область знаний, изу-чающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности; 2) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенного знания, которая для человека приобретает значение собственного способа видения, понимания, оценки явлений, определяющего характер отношения к ним, характер поступков и действий человека. Эти знания добываются как эмоциональным, так и интеллектуальным опытом человека. Из настроений, чувств складывается мироощущение. Целостные, наглядные представления и познавательные образы мира формируют мировосприятие, а целостный познавательно-интеллектуальный взгляд на явления составляет миропонимание. Мировоззрение имеет свою структуру. Выделяют следующие структурные уровни мировоззрения: элементарный, концептуальный и методологический. Принято выделять также три основных исторических типа мировоззрения – мифологическое, религиозное и философское.

МИФ (от греч. предание) – характерная прежде всего для ранних стадий развития человеческого общества особая форма осознания мира человеком посредством чувственно-образных представлений о небывалых существах, явлениях процессах.

МИФОЛОГИЯ (от греч. учение о преданиях) – способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, выступающий универсальной формой общественного сознания, для которого свойственно глубокое очеловечивание природы, окружающего мира (наделение его свойствами человеческого бытия) и овеществление человека, основанный на генетическом первоначале мира. Историческими формами мифологии были: тотемизм (период охоты и собирательства); антропоморфизм – боги олицетворяют различные силы и стихии природы (период земледелия и скотоводства); и анимизм – индивидуализация богов (разложение родового строя и переход к классовому обществу).

МОНИЗМ (от греч. один единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего, и построения на этой основе теории.

МЫШЛЕНИЕ – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Однако мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по схожим результатам. Оно осуществляется в теснейшей связи с речью, а результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления является всегда та или иная мысль. Возможность мышления к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Основные уровни развития мышления – рассудок и разум.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – философский принцип, основанный на признании действительности первичной реальностью, а ее закономерностей – универсальными закономерностями бытия. Объективный – независимый от сознания, развивающийся вне его.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и понятия сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания – к природе. Этот вопрос является основным, ибо в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Философы разделились на два больших лагеря – идеалистов и материалистов – в зависимости от того, что они считают первичным – бытие и природу (материалисты) или сознание и мышление (идеалисты). Основной вопрос имеет не только одну сторону (онтологическую), но и вторую – гносеологическую – познаваем ли мир? Идеалисты, как правило, отрицают возможность познания мира. Агностиками – называются те, кто исходит из принципиальной непознаваемости мира. Материализм отвергает агностицизм, утверждая познаваемость мира и его закономерностей. Критериями истинности и неистинности является практика.

РЕЛИГИЯ (от лат. благочестие, святыня) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – земной естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – небесный сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного сознания составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозное мировоззрение было вторым историческим типом мировоззрения, возникшим в период становления классового общества. Идея бога, образ бога становится центральным в любом религиозном мировоззрении, ибо он рассматривается в качестве первона-чала и первоосновы всего существующего.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно, сомнения в надежности истины. Скептики либо сомневаются в возможности познания действительности, либо не сомневаясь в ней, останавливаются на его отрицательном результате. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом, но «мыслящий» скептицизм в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины (античный скептицизм).

СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) – в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании – нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) – явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой, и достигаемое разумом.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) – форма духовно-теорети-ческого осмысления действительности и места в ней человека. Возникла из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе отражения действительности, в логике и теории познания. Зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигает в Древней Греции. Первоначально носила синкретический характер, т.е. была «пранаукой» и объединяла в себе все известные на тот момент знания. Со временем от философии отделились естественные науки, а затем гуманитарные. Так философия обрела свой предмет исследования – основы мироздания и места в нем человека, взаимоотношения человека и мира. Философия – теоретическое сформулированная система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ (от лат. исполнение) – обязанности, круг деятельности философии. К ним относятся: методологическая, методическая, гносеологическая, преобразовательно-прогностическо-эвристическая, гуманистическая и критическая.

Тематика докладов и рефератов

 

1. Миф и его функция в культуре.

2. Философское мышление и здравый смысл.

3. Философия и наука: история, взаимосвязи и современность.

4. Философия и ценностные формы сознания.

5. Философия и смысложизненные ориентации человека.

6. Философия и проблемы человеческого счастья.

7. Почему и зачем человек философствует?

8. Происхождение философии.

9. Отличия философского мировоззрения от религиозного.

Тексты и источники

 

Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М., 1991. – Гл.IV.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С. 262-292.

Виндельбанд В.О. Понятия и истории философии // Избранное. Дух истории. - М., 1995. - С. 22-58.

Кант И. Понятие философии вообще; Трактаты и письма. – М., 1980.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991. - С. 51-69.

Соловьев В.С. Первое начало теоретической философии: Сочинения: В 2 т. - М., 1988. - Т.1. – С. 758-797.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1989, № 9.

Научная литература

 

Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. - М., 1983.

Бибихин В.В. Язык философии. - М., 1993.

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995, № 1.

Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой философии. - М., 1987.

Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии, 1997, № 4.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии, 1991, № 12.

Кесиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1992.

Кувакин В.А. Что такое философия. - М., 1989.

Мамардшвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Мотрашилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии // Вопросы философии, 1996, № 7.

Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996.


Схема 1

Мировоззрение
-Система обобщенного знания, которая приобретает для человека значение собственного способа видения и становиться основой действий и поступков.

           
     

 

 


I Миф (греч. – предание) I Элементарный (обыденный) · Мироощущение · Миросозерцание · Мировосприятие · Миропредставление · Миропонимание  
-сказания древних народов о проис- хождении мира, о богах и героях. Мифология-совокупность мифов -синтез житейских мудростей; некри- тическое усвоение положений и догм различных систем  
II Религия (лат.– благочестие) II Концептуальный  
-вера в существование сверхъестественных сил -взгляды, основные на различных научных теориях, которые не могут быть связанны в единое целое    
III Философия  
-это теоретически сформулированная система самых общих теорий, взгля- дов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения «человек-мир» III Методологический  
-система взглядов и ценностей отражения мира, основанная на единых научных принципах  
   
IV Научное мировоззрение  
-теоретические взгляды на окружаю- щий мир, основанные на данных конкретных наук  

Схема 2

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.