Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАБОТЕ





ВВЕДЕНИЕ

 

Женское рукоделие в России никогда не исчезало, во все времена русские красавицы плели кружева, вышивали бисером и жемчугом декоративные подушки и иконы. Занятие вышивкой было распространено, так как не требовало особо сложных приспособлений. Но мастерицы видели в вышивке не только способ украсить ткань, но и возможность наделить эту ткань при помощи орнаментальных символов магической силой, способной защитить от злой силы. Вышивкой украшали предметы интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы простыней, скатерти, полотенца, части одежды: рукава, манжеты, воротники.

Мережка – это старинный способ вышивки, который был доступен каждой женщине. Для неё необязательно иметь швейную машину, поэтому этот вид вышивки был всегда популярен во многих странах Европы и в России. Мережкой вышивали салфетки, скатерти, воротнички, шарфы, рубашки и мужские, и женские и конечно же платья, юбки, блузы.

Объект исследования: Художественные ремесла Севера.

Предмет исследования: Сквозная вышивка - Мережка.

Цель контрольной работы: изучить приемы выполнения сквозной вышивки



Задачи:

¾ познакомиться с историей возникновения вышивки Севера;

¾ рассмотреть материалы и инструменты для выполнения работы;

¾ изучить приемы выполнения сквозной вышивки

¾ украсить салфетку в технике сквозной вышивки «Мережка»

Для работы были изучены печатные издания «Рукоделие» и интернет ресурсы: энциклопедия полезных советов и Woman advice.ru

 

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ВЫШИВКИ НА СЕВЕРЕ

 

Существуют различные техники вышивания: Золотое шитьё – вышивка металическими нитями золотого и серебряного цвета такое шитье было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали церковные облачения. Центрами золотошвейного мастерства были монастыри в Шенкурске, Сольвычегодске, Каргополе, Сумском посаде. Золотошвейным делом на Севере занимались уже 16-17 вв тогда золотая нить привозилась в Архангельск из-за границы, но с развитием отечественного производства золотных и серебряных нитей в 18 веке, золотное шитье получило большее распространение. Главным образом, золотыми нитями да жемчугом украшали праздничную одежду: сарафаны, платки, пояса. Обильно украшались жемчужным шитьём женские головные уборы, для этой цели в вышивке использовался мелкий жемчуг (бурлацкое зерно).



На северо-западе губернии были распространены такие приемы вышивания как крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Способы вышивки можно разделить на несколько групп - счётная техника и несчётная, глухая и сквозная вышивка. Глухая вышивка - швы выполнялись по целой ткани, по заранее намеченным контурам рисунка. Счётный способ вышивки, когда швы выполнялись по счёту нитей ткани без предварительного рисунка. Сквозное шитье - это вид вышивки, которое выполняется по сетке, образованной за счет выдергивания определенного количества нитей ткани по основе и утку. При выполнении вышивки использовали красный, белый, черный, зеленый и желтый – редко.

Мережки - узкие строчевые вышивки, которые делают по выдернутым нитям. Мережкой украшают салфетки и скатерти, постельное белье, шарфы, воротнички и манжеты рубашек, юбки и блузы. Для выполнения мережки необходимо с нужного участка ткани выдернуть нити основы или утка. Основной элемент такой вышивки кисточка. При разном выполнении такой кисточки и можно получить разные узоры.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

 

Материалы:

¾ ткани полотнянного переплетения:

батист,

лен,

шелк,

канву

хлопчатобумажное полотно.

 

¾ Нитки:

мулине,

люрекс,

хлопчатобумажные,

шёлковые,

ирис.

¾ шелковые ленты



¾ бисер

 

Инструменты:

¾ пяльцы – натяжение ткани;

¾ ножницы для разрезания ниток;

¾ лезвие для подрезания нитей ткани;

¾ ручные иглы.

¾ линейка

 

ВИДЫ МЕРЕЖЕК

 

Все мережки делят на:

¾ Простые – выполняемые за один или два приема и являющиеся основой для разработки более сложных узоров

¾ Сложные – выполненные на основе уже оформленных столбиков или кисточек, путем их стягивания, перевивания и др.

По количеству рядов мережки бывают:

¾ Однорядные

¾ Многорядные.

Виды мережек представлены в таблице 1. «Виды мережек»

 

Таблица 1. Виды мережек.

Название мережки Графическое обозначение Техника выполнения
Кисточка из ткани нити выдергивают 5—6 нитей. Свободные оставшиеся нити собирают в пучки только с одной стороны катушечной № 60—80. Мережку начинают с нижнего края слева направо, захватывая по 3—4 вертикальные нити. Обвивают эти нити рабочей ниткой и выводят иглу справа от образовавшейся кисточки.
Столбик мережка выполняется аналогично мережке «кисточка», только пучки нитей, оставшихся после продергивания, обвивают с двух сторон.
Продолжение таблицы 1
Раскол выдергивают 7—8 нитей,свободные нити с одной стороны собирают и обвивают так же, как в мережке «кисточка», только обязательно захватывают четное количество вертикальных нитей. С другой стороны мережки захватывают половину одной кисточки и половину соседней, связывают их вместе. Таким образом, столбик раскалывается пополам.
Снопик количество выдернутых нитей увеличивается до 8—10. Сначала выполняют мережку «столбик» затем цветной (сковочной) ниткой или более плотной белой слева направо точно по линии середины мережки захватывают два столбика и стягивают их вместе петлей. Чтобы нитка не сдвигалась и лежала точно в центре «снопика», делают два узла. Можно стягивать и больше столбиков (по три, четыре) в один «снопик», но тогда количество нитей, выдернутых из ткани, нужно соответственно увеличить, иначе она будет Продолжение таблицы 1
деформироваться. Можно стягивать «снопики» и справа налево, не затягивая узлов. В этом случае особое внимание следует обратить на то, чтобы расстояние между центрами «снопиков» было одинаковым.
пПростая ажурная мережка или перевитые столбики По выполненным столбикам начинают работу над перевитыми столбиками. Закрепляем рабочую нить в первом столбике, в образовании узелка будут участвовать пара или тройка столбиков с одной стороны и такое же количество с другой. Проводя иголку под дальним столбцом, захватывается остальное количество столбиков и перекручивается в середине. Закрепив нить, таким же образом мережка делается до самого конца.  
Продолжение таблицы 1.
Паучок По выполненным столбикам мережку получают путем переплетения рабочей ниткой столбиков вокруг стягивающего узла. Хорошо, если сковочная нитка цветная, «паучки» получаются более выразительными. Также хороша для заполнения пустых углов. Для этого закрепляем рабочую нить в углу протягиваем ее по диагонали в противоположный угол. Получили первую сновочную нить. Обратным ходом иглы обвиваем эту насновку три-четыре раза и вводим иглу в начало работы. Несколькими косыми стежками переходим к соседнему углу и от него прокладываем вторую сновочную нить. При обвивке обратным ходом иглы непременно захватываем в середине квадрата первую сновочную нить. Несколькими косыми стежками переходим к середине одной из сторон квадрата, протягиваем сновочную нить на противоположную сторону квадрата так, чтобы она обязательно прошла через центр. Обратным ходом иглы закручиваем ее веревочкой, подхватывая центральное пересечение насновок.
Продолжение таблицы 1.
Настил выполняется вышивка по предварительно заготовленной мережке «столбик». Выдергивается 10— 12 нитей. Вертикальные нити соединяются в столбики по 3—4. Узор настилают белой или цветной ниткой в определенном порядке в виде ромбов или квадратов. Для этого рабочую нитку ведут справа налево, набирая один столбик на иголку, а другой пропуская под иглой. В обратном направлении нитку прокладывают поверх незакрытых столбиков и под столбики, над которыми была проложена нитка (по принципу штопки)
Козлик Эта мережка представляет собой комбинацию парного соединения столбиков. Их связываем по два вместе примерно на одну треть высоты то сверху, то снизу, причем к уже стянутому столбику присоединяем каждый раз только один новый так, чтобы каждый столбик был соединен с двумя соседними. Если объединяем два столбика сверху, то рабочая нить делает
Продолжение таблицы 1.
      петлю сверху вниз против часовой стрелки. Иглу вводим в образовавшуюся петлю справа налево, подхватывая одновременно стягиваемые столбики и рабочую нить. При объединении столбиков снизу петлю делаем снизу вверх по часовой стрелке.
Панка Два параллельных ряда вышиваем одновременно. Для этой мережки выдергиваем из ткани 6 нитей, оставляем 3 и снова выдергиваем 6 нитей. Рабочую нитку закрепляем на средней не выдернутой части ткани и выводим на лицевую сторону. Направление вышивки - справа налево. Захватываем 4 нити из верхней полосы, вводим иголку в Продолжение таблицы 1.
  нижнюю полосу на 4 нити вперед, затягиваем эти нити и выкалываем иголку наискось в другую сторону, снова на 4 нити вперед и т.д.
Фонарик Закрепить на «панке» рабочую нить и провести ее вниз. Три столбика стяните вместе. Выполнить воздушную петлю, обвив «панку», и обвейте еще 3 столбика. Нижняя часть «фонарика» готова. Продолжите выполнение нижней части до конца мережки. Вышить верхнюю часть «фонарика» точно так же, только рабочую нить после обвивки столбиков опускайте вниз к «панке»
Полотнянка Сперва надо выдернуть нити в середине мережки для средней части. Затем оставить с обеих сторон по три нити для промежутка и выдернуть еще по 2–3 нити с двух сторон. В результате получится широкая мережка, а сверху и снизу – две полоски с невыдернутыми нитями. Сначала требуется оформить столбики в верхней и нижней частях мережки. Причем Продолжение таблицы 1.
нити в них, стянутые в «снопики», должны совпадать. Затем связать верхний ряд панкой. Для чего закрепить нить в начале мережки и вытянуть ее на лицевую сторону. Проложить стежок снизу вверх и обвить рабочей нитью оставшиеся нити ткани. Потом сделать диагональный стежок направо и вниз на изнаночной стороне и через 4–5 нитей ткани от первого стежка вывести иглу на лицевую сторону. Вернуться к началу стежка, проложить диагональный стежок вверх и затянуть им нижнюю кисточку. На изнаночной стороне вторым диагональным стежком обвить оставшиеся невыдернутые нити. С другой стороны также стянуть кисточки так, чтобы получились столбики. На нижнем ряду выполнить такую же панку, как и на верхнем. Одновременно в средней части мережки на четырех столбиках сделать воздушные петли. Для чего стянуть два столбика швом «панка». Потом сформировать рабочей нитью воздушную петлю с левой стороны в Продолжение таблицы 1.   середине мережки, захватив два столбика. Зацепить рабочей ниткой панку в верхней части мережки, после чего в середине столбика выполнить воздушную петлю, захватив два столбика справа. Закончить петлю в ее начале. Затянуть нить и прокладывать панку до следующей воздушной петли. Затем повторить все этапы вновь
      Продолжение таблицы 1.
  Широкие мережки Обычно сложные мережки бывают широкими, поэтому вначале, выдернув из ткани 4—6 нитей, делают одностороннюю мережку, затем выдергивают из ткани остальные нити и завершают двухстороннюю мережку столбиками или в раскол. В некоторых случаях у широких мережек обрабатывают край обшивочным швом. Широкие мережки лучше всего выполнять в больших пяльцах или на рамах размером 30 х 60 или 50 х 80 см, которые сколачивают из четырех реек. К раме ткань можно прикрепить с помощью кнопок или нитки с иголкой, закрепляя через край рамы. Натягивая ткань, надо следить, чтобы выдернутые нити не перекосились. Для выполнения сложной мережки закрепите нить и выведите ее на середину, где проложите узор мережки с узелком. После чего ряды переплетов будут отсчитываться по обе стороны средней рабочей нити. Вначале от середины к нижней стороне столбиков, затем от середины к верхней стороне, причем узелковая петля может быть на каждом столбике или через столбик.

 

 

ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАБОТЕ

1. Определяют место мережки, ширину ее и длину.

2. По отметке приступают к удалению нитей ткани. На расстоянии 3-4 см от отметки в начале и в конце мережки, нити по ширине мережки берут на иглу и ножницами или бритвой разрезают на игле (рис. 1).

Концы нитей (3-4 см) вытягивают и выводят на изнаночную сторону (рис. 2), обрабатывают край петельным швом, а затем выдернутые нити отрезают.

3. При пересечении мережки, когда вытягивают нити ткани в двух направлениях, образуются пустые квадраты. Края с двух сторон квадрата также обрабатывают петельным швом для прочности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время мережка опять входит в моду, привлекая девушек воздушностью и ажурностью.

При помощи ткани, иголки и катушки ниток можно создать произведение искусства. Необходимо только приложить немножко фантазии и тепрения.

Занятия вышивкой благотворно влияет на нервную систему человека, защищает от стрессовых ситуаций и помогает успокоиться. Во время процесса вышивания происходит развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь оказывает положительное влияние на работу головного мозга. А стимуляция нервных окончаний, расположенных на кончиках пальцев, становится замечательной профилактикой различных заболеваний внутренних органов и частей тела человека. Во время работы развивается внимание и умение сосредотачиваться, логическое мышление и творческий потенциал.

Ручная работа всегда высоко ценится и имеет своих поклонников и ценителей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

4. Бобровская, Н.Я. Архангельская народная вышивка / НИИ художественной промышленности Роспромсовета; ред. Н. Я. Бобровская. - М. : КОИЗ, 1954. - 8 с.

5. Дмитриева, С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: этнографический альбом / С. И. Дмитриева; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М: Наука, 2006. - 284 с.

6. Народная вышивка Русского Севера // NeedleWork. История вышивки. - Режим доступа: http://needlework.narod.ru/history.html#top

  1. Широкова, Г. Волшебным языком узора / Г. Широкова // Очаг. - 1995. - № 2. - С. 82-86.
  2. Интернет-ресурс " Эниклопедия полезных советов": http://posovetyem.com/news/merezhka/2013-03-08-91#ixzz3ubgcVhip

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.