Основные характеристики метода фокус-групп
Достоинства и недостатки фокус-групп как метода сбора информации качественного характера обобщены в табл. 8.4.
В большинстве случаев цели проведения фокус-группы заключаются в следующем:
• понять мотивы поведения потребителей, имеющиеся установки и ценности;
• определить специфику использования товара;
• проанализировать конфликты и разногласия по определенным вопросам;
• понять специфику субкультур.
В ходе проведения фокус-групп выявляется знание респондентами марок обсуждаемого продукта и отношение к этим маркам, определяется имидж марок и их позиция в восприятии потребителей. Если потребители хорошо знакомы с обсуждаемыми марками, например продовольственных товаров, то можно предложить им угадать марку по вкусу и запаху.
Существуют и иные маркетинговые цели проведения фокус-групп — генерирование идей нового товара или подготовка новой рекламной кампании.
Еще одно направление использования фокус-групп — выяснение реакции потребителей на новый товар или рекламное обращение. Участникам исследования предлагается выбрать наиболее и наименее понравившиеся варианты товара, его упаковки или рекламного обращения. Иногда во время дискуссии обсуждается товар, заранее опробованный респондентами в течение некоторого времени (например корма для животных, косметические средства, печатные издания).
ава 8 Опрос
8 2 Качественные методы опроса
Таблица 8 4 Характеристика метода фокус-групп
Недостатки
Групповое взаимодействие позволяет выяснить разные точки зрения, создает предпосылки для высказывания ответных аргументов
Достигается оптимальное сочетание временных и финансовых затрат для получения качественной информации от большого количества людей Возможность свободно высказываться и дискутировать положительно влияет на качество и глубину получаемой информации В процессе группового общения снимаются психологические барьеры, легче выражаются эмоциональные реакции Снимается противопоставление исследователя и респондента, поскольку влияние модератора компенсируется групповой сплоченностью
| Результаты исследования зависят от квалификации модератора Групповое взаимодействие может повлиять на мнения неуверенных в себе участников Собственное мнение респондента может быть подменено на традиционно одобряемый общественным мнением вариант Результаты предварительного тестирования носят ограниченный характер
Требуются специальное помещение и оборудование Характеристики респондентов могут быть препятствием для их группового взаимодействия (например представители конкурирующих фирм) Не все темы могут одинаково активно обсуждаться в группе Могут возникнуть сложности с одновременным присутствием всех членов группы
Оценка рекламной продукции в фокус-группах может проводиться по таким параметрам: насколько реклама соответствует рекламируемому продукту, его имиджу и позиции, насколько возможна идентификация респондентов с персонажами рекламы, способствует ли реклама совершению покупки.
По общему мнению, результаты подобного «тестирования» достаточно точно отражают точку зрения широких масс потребителей и имеют довольно высокую положительную корреляцию с будущим успехом. Однако на основании результатов фокус-групп невозможно, сделать конкретные выводы, поскольку в процессе обсуждения рассматриваются лишь отдельные аспекты поведения, зачастую в отрыве от конк-
ретной ситуации (например, трудно определить, будут ли потребители покупать товар, если им понравилась его реклама).
Результаты обсуждения, полученные в фокус-группе, могут быть перенесены на целевой рынок только в том случае, если группа пришла к единому мнению по поводу того или иного вопроса.1 Если обсуждавшаяся тема важна для фирмы, то рекомендуется прибегнуть к последующему количественному опросу потребителей, поскольку фокус-группы более подходят для выработки идей и соображений, чем для характеристики их распределения.
Процесс проведения фокус-групп
Рис.8.1. Последовательность процедур проведения фокус-групп
| 1 Питер Р. Диксон. Управление маркетингом — М.' БИНОМ, 1998. С. 69.
| Процесс сбора информации методом фокус-групп может быть представлен как совокупность ряда процедур (рис. 8.1).
8 Опрос
8 2 Качественные методы опроса
Подготовительный этап
На подготовительном этапе определяются цели и задачи проведения фокус-групп исходя из общей концепции исследования. Однако, учитывая возможность получения информации качественного характера, нужно быть готовым к уточнению или изменению цели в процессе сбора информации. Например, если первоначальная цель состоит в пояснении данных количественного исследования, то поступившая информация может изменить направленность дискуссии.
Целью фокус-группы может стать и формирование гипотез о при чинах или различных формах поведения людей (потребителей, соб ственного персонала и др.), и описание основных категорий изучае мого объекта, и генерирование идей или апробация предполагаемых решений. *'"
Подготовка плана проведения фокус-группы
Подготовка плана проведения фокус-группы включает решение вопросов о численности, составе и количестве планируемых фокус-групп, разработку тематики и написание сценария обсуждения.
Численность участников фокус-группы может варьировать от 6 до 14 человек, некоторые авторы считают оптимальным размером группы 8 человек.1 Требования к численности участников продиктованы необходимостью организации группового взаимодействия. Малое количество участников не позволяет использовать возможности группового взаимодействия в полной мере, обсуждение может получиться скучным, что снижает интерес к участию и приводит к однообразности и неполноте информации. В то же время избыточное число участников затрудняет дискуссию, наиболее робкие участники не имеют возможности высказать свое мнение, а модератору сложно управлять группой. Приглашая участников к дискуссии, следует учесть, что не все приглашенные смогут прийти в оговоренное время.
Общее количество фокус-групп зависит от целей и задач исследования, от степени однородности генеральной совокупности (целевого рынка). Важно, чтобы в исследование попали основные категории респондентов, представляющие объект исследования. Количество групп следует увеличить, если на характере и атмосфере дискуссии сказывается пол респондентов или личностные характеристики. Обычно для раскрытия одной темы бывает достаточно 4-6 фокус-групп.
' Е. В. Дмитриева Фокус-группы в маркетинге и социологии. — М.. Центр, 1998. С. 31.
Состав фокус-группы должен быть однородным. Принцип гомогенности продиктован требованием организации дискуссии. Дискуссия протекает успешно, если присутствующие члены группы имеют однородные характеристики, это дает им «ощущение безопасности и уверенности в собственных высказываниях».1 На активность обсуждения могут повлиять такие индивидуальные характеристики респондентов, как возраст, пол, уровень образования, социально-экономический статус. Хотя в отношении разнополого состава участников нет однозначного мнения, опыт применения метода фокус-групп показывает, что для обсуждения деликатных и интимных тем лучше набирать гомогенные по признаку пола группы.2
Число тем, охватываемых дискуссией, определяется целью исследования. Если, например, предполагается обсуждать рекламные ролики, то в дискуссии продолжительностью полтора часа обычно удается обсудить 3-4 образца Для наименее структурированных проблем количество тем может быть не более двух.3
План дискуссии позволяет контролировать глубину рассмотрения проблемы, облегчает сравнение групп друг с другом и последующий анализ данных. Разработка сценария обсуждения (гайда) может происходить по-разному. Один из подходов заключается в постановке вопросов и их последующей переформулировкой в темы. Другой — первоначально формулируется тема и лишь затем она получает развитие в вопросах. Порядок вопросов, как правило, соответствует традиционным подходам к составлению анкеты, с тем лишь исключением, что рассматривается не более 10 вопросов.4 Практические рекомендации по формулировке вопросов в фокус-группе даются на основании работы Е. В. Дмитриевой «Фокус-группы в маркетинге и социологии» (рис. 8.2).5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|