Коммуникационные проблемы
Поскольку процесс сбора первичной информации чаще всего опирается на коммуникации, он порождает три типа проблем: семантические, прагматические и технические (табл. 5.1).
Семантические проблемы связаны с риском искажения смысла сообщения получателем. Если респондент не подготовлен к восприятию формулировки вопроса, вероятность неверного толкования смысла велика. Не менее важно и самому исследователю правильно понять высказывания или действия респондента. Разные люди говорят по-разному, что придает различные оттенки беседе. Однако для достижения целей опроса каждый интервьюер должен задавать опрашиваемым одни и те же вопросы — это гарантирует, что данные, полученные
1X Хершген. Маркетинг основы профессионального успеха — М • ИНФРА-М, 2000 С. 55.
Таблица 5 1 Коммуникационные проблемы сбора информации
Тин коммуникационных проблем
| Сущность проблемы
| Семантические проблемы
| Несоответствие толкования сообщения получателем в сравнении с тем смыслом, который вкладывал отправитель
| Прагматические проблемы
| Невозможность добиться посредством лишь передачи информации желаемого результата
| Технические проблемы
| Сбои в работе аппаратуры, ошибки персонала, нарушения процедуры сбора информации
| разными интервьюерами, будут иметь одинаковую ценность Следовательно, каждый интервьюер должен задавать вопросы точно в том виде, в каком они сформулированы в анкетах.
Прагматические проблемы связаны с оказанием посредством информации определенного воздействия на ее получателя. В исследованиях велик риск оказания непреднамеренного давления на респондента самой формой сообщения. Кроме того, характер собираемой в ходе исследования информации в значительной степени зависит от ее назначения для принятия решений. При этом не должно происходить подмены измеряемого показателя. Например, задавая респонденту вопрос: «Знаете ли Вы марку X?», не стоит на основании данных ответов делать заключение об уровне осведомленности о марке опрашиваемой аудитории.
Технические проблемы связаны со сбоями в работе аппаратуры, ошибками персонала, нарушениями процедуры сбора информации.
Шкалы для измерения
Некоторое отображение системы чисел на совокупность характеристик элементов эмпирической системы называется шкалой.
Шкалы применяются в маркетинговых исследованиях как на этапе сбора информации для измерения характеристик объекта (при постановке закрытых вопросов), так и на этапе обработки информации для упорядочения совокупности разнородных сведений (при обработке ответов на открытые вопросы). Процесс построения шкалы называется шкалированием. Шкалирование есть некоторый алгоритм, согласно которому каждый объект системы обозначается соответствующим
150_____ Глава 5. Планирование концепции и разработка рабДчих документов
5.1 Проблемы измерения
числом. Соотношения между числами («больше», «меньше», «равно») отображают соотношения между измеряемыми объектами. В зависи мости от характера отношений между объектами, которые идентифи цируются шкалой, различают следующие виды шкал: ) • номинальная; „ »/«
• порядковая; <:"
• интервальная;
• шкала отношений. гц<, ./
номинальная шкала "**"
,! Номинальная шкала иногда называется «классификационной», поскольку упорядочивает изучаемые объекты в классы, не пересекающиеся между собой. Номинальная шкала основывается на выявлении у объекта наличия или отсутствия определенного признака; это и есть основание для классификации. Номинальная шкала лежит в основе всех шкальных процедур, поскольку устанавливает только отношения эквивалентности между изучаемыми объектами, отнесг иными к одному классу. Самый простой способ номинального шкалирования — присвоить каждому объекту свой номер, таким образом каждый объект формирует свой собственный класс. Например, порядковые номера учеников в списке школьного класса. Ценность этой процедуры для подлинного маркетингового исследования невелика, поэтому лучше, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, сгруппировать объекты, устанавливая отношения эквивалентности между ними. Например, ответы на открытый вопрос: «Где Вы предпочитаете проводить свое свободное время?», полученные в виде высказываний «в казино» и «в игорных заведениях», можно отнести к одной группе.
Порядковая шкала
Порядковую шкалу также называют ранговой, поскольку совокупность рассматриваемых объектов не только классифицируется в группы, но между группами устанавливается определенный порядок, строгая последовательность (рис. 5.1). Таким образом, номинальная шкала, в которой упорядочены отношения между всеми группами, представляет собой порядковую шкалу. Порядковая шкала предусматривает сопоставление уровней интенсивности определяемого признака (например степень согласия и несогласия) у исследуемых групп объектов и расположение их по признаку «больше-меньше», но без указания, насколько больше или меньше. Порядковые шкалы широко используются при
Порядковая шкала Рис.5.1. Построение порядковой шкалы
анализе предпочтений: например, одна разновидность их — ранговые — применяется для оценки конкурентоспособности товара, другая разновидность — система бальных оценок - для оценки качества товара.
Интервальная шкала
Если определена единица измерения, посредством которой фиксируется анализируемый признак (показатель), то порядковая шкала может быть преобразована в интервальную (рис. 5.2). Интервальная шкала, в отличие от порядковой, не только устанавливает отношения «больше-меньше», но и позволяет фиксировать размер интервала. Например, изучая мнения респондентов о проблемах отечественного кинематографа, можно просить респондентов назвать фамилии известных им режиссеров, чтобы идентифицировать их осведомленность. Респонденты, назвавшие не более трех фамилий, попадают в группу «неосведомленных», назвавшие 4-6 фамилий — в группу «среднеосведомлен-ных» и т. д.
Таким образом, интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд равных (или неравных) интервалов, которые в совокупности охватывают все поле значений анализируемого признака (показателя). Основная особенность этого типа шкал — произвольно установленное начало отсчета. С помощью интервальных шкал, например, часто фиксируются возраст, уровень дохода респондента. Наиболее известна интервальная шкала в виде термометра.
Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов
5 2 Виды вопросов
Таблица 5 3 Классификация вопросов
Классификационный признак
| Виды вопросов
| По содержанию
| Вопросы о фактах
|
Вопросы о поведении
|
Вопросы о знании или осведомленности
|
Вопросы об установках и отношении
|
Вопросы о мотивах
|
Вопросы о намерениях
| По выполняемой функции
| Функционально-психологические вопросы
| Контактные вопросы
|
Буферные вопросы
|
Вопросы, поддерживающие респондента
|
Вопросы для снятия установок
|
Провоцирующие вопросы
|
Контрольные вопросы
|
Фильтрующие вопросы
|
Уточняющие вопросы
| По форме предполагаемого ответа
| Открытые вопросы
|
Полузакрытые вопросы
|
Закрытые вопросы
| По форме вопроса
| Вопросы в прямой форме
|
Вопросы в косвенной форме
| По форме представления вопроса
| Текстовые вопросы
|
Графические шкалы
|
Табличные вопросы
|
Анимационные вопросы
|
Мнемонические вопросы
| • по форме предполагаемого ответа (по типу вопроса);
• по форме представления вопроса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|