Сделай Сам Свою Работу на 5

Свойства и классификация маркетинговой информации





ББК 65.010.63 УДК 339.138 Б76


Оглавление


 


Божук С. Г., Ковалик Л. Н.

Б76 Маркетинговые исследования — СПб.: Питер, 2004. — 304 с.: ил. (Се­
рия «Маркетинг для профессионалов»).

I5ВN 5-94723-357-6

Эта книга появилась в результате многостороннего творческого осмысления авто­рами весьма объемного материала. Накопленный авторами большой исследовательский опыт в области маркетинговых информационных систем и маркетинговых исследований лег в основу данной работы, в которой особо следует подчеркнуть преемственность по отношению к трудам российских специалистов.

Предлагаемое издание, надеемся, займет свое место на книжной полке или рабочем столе как начинающего исследователя в области маркетинга, так и уже продвинувшегося на этом пути специалиста.

ББК 65.010.63 УДК 339.138

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

15ВМ 5-94723-357-6

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004


Вступление................................................................................................................ 7

Глава 1.Маркетинговая информация................................................................ 8



1.1. Свойства и классификация маркетинговой информации........ 8

Специфика маркетинговой информации................................... 9

Свойства маркетинговой информации...................................... 9

Классификация маркетинговой информации........................ 11

1.2. Источники маркетинговой информации.................................... 15

Источники первичной информации......................................... 16

Источники вторичной информации......................................... 17

1.3. Маркетинговая информационная система................................ 30

Концепция функционирования маркетинговой
информационной системы.......................................................... 30

Традиционная модель маркетинговой

информационной системы.......................................................... 34

Глава 2.Процесс маркетингового исследования......................................... 51

2.1. Понятие маркетингового исследования..................................... 51

2.2. Этапы маркетингового исследования........................................ 57

Общая процедура проведения маркетингового

исследования.................................................................................. 57

2.3. Способы организации маркетинговых исследований........... 64



Организация исследования с помощью собственного

исследовательского отдела,....................................................... 65

Организация исследования с помощью специализирован­
ного исследовательского агентства......................................... 66

2.4. Этические проблемы маркетинговых исследований............. 72

Субъекты, заинтересованные в этичном проведении
исследований.................................................................................. 73

Глава 3.Постановка задач маркетингового исследования....................... 82

3.1. Идентификация проблемы исследования................................... 83

Классификация проблем исследования.................................. 84

Приемы осмысления проблемы................................................. 86

Выявление объекта и предмета исследования..................... 89


Оглавление


Оглавление


 


3.2. Цели маркетингового исследования............................................ 89

Поисковые исследования............................................................ 91

Описательные цели исследования........................................... 91

Каузальные цели исследования................................................ 92

Тестовые цели исследования..................................................... 93

Прогнозные цели исследования................................................ 93

3.3. Формирование рабочей гипотезы................................................ 93

Методы генерирования рабочих гипотез............................... 94

Определение задач исследования.......................................... 104

3.4. Выбор метода исследования и методов сбора информации .... 105

Определение метода проведения маркетинговых

исследований................................................................................ 105

Методы сбора информации...................................................... 115

Глава 4.Планирование программы исследования.................................... 118



4.1. Подготовка плана исследования................................................ 118

4.2. Планирование выборки................................................................. 122

Выделение объектов генеральной совокупности............... 122

Определение метода обследования....................................... 124

Процедуры формирования выборки...................................... 125

Определение объема выборки................................................. 127

4.3. Определение объема ассигнований на проведение
маркетинговых исследований..................................................... 133

Оценка стоимости отдельного исследования...................... 133

Разработка нормативов трудоемкости

и продолжительности исследования...................................... 136

4.4. Организация работы персонала................................................ 142

Комплектация штата дополнительными сотрудниками.. 142

Обучение персонала................................................................... 143

Контроль работы персонала................................................... 144

Глава 5.Планирование концепции и разработка

рабочих документов............................................................................ 146

5.1. Проблемы измерения..................................................................... 146

Проблемы измерения характеристик маркетинговых

объектов.......................................................................................... 146

Шкалы для измерения................................................................. 149

5.2. Виды вопросов................................................................................ 152

Функциональное назначение вопросов................................ 155

Архитектура вопроса................................................................. 156


5.3. Вопросы для измерения отношения.......................................... 162

5.4. Композиция анкеты и ее апробация........................................... 168

Последовательность вопросов в анкете............................... 169

Контроль составления анкеты................................................. 171

Апробация анкет.......................................................................... 176

Глава 6.Наблюдение.......................................................................................... 177

6.1. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации........... 177

Формы осуществления процесса наблюдения................... 179

Основные характеристики наблюдения............................... 186

6.2. Наблюдение как процесс.............................................................. 186

Подготовительный этап наблюдения.................................... 189

Сбор и обработка информации............................................... 194

Проведение наблюдения........................................................... 195

Глава 7.Эксперимент......................................................................................... 197

7.1. Эксперимент как метод сбора маркетинговой

информации...................................................................................... 197

Основные характеристики эксперимента............................ 198

Формы эксперимента.................................................................. 199

7.2. Эксперимент как процесс сбора информации 206

Подготовительный этап эксперимента................................. 208

Проведение экспериментальных мероприятий

и замер показателей.................................................................... 220

Аналитический этап эксперимента........................................ 220

Глава 8.Опрос....................................................................................................... 224

8.1. Опрос как метод сбора информации......................................... 224

Основные характеристики опроса......................................... 225

Формы проведения опроса....................................................... 225

8.2. Качественные методы опроса..................................................... 227

Групповые качественные методы сбора информации..... 228

Фокус-группа................................................................................ 230

Глубинные интервью.................................................................. 241

Анализ протокола........ .,............................................................. 243

Проекционные методы............................................................... 243

Панельные исследования.......................................................... 246

8.3. Количественные методы опроса................................................ 252

Способы связи с аудиторией.................................................... 253


Оглавление


Глава 9.Кабинетные исследования............................................................... 263

9.1. Кабинетные исследования как метод сбора информации... 263

Методы анализа документов................................................... 264

9.2. Традиционный анализ документов............................................ 265

9.3. Контент-анализ................................................................................ 266

Алгоритм проведения контент-анализа................................ 266

9.4. Информативно-целевой анализ................................................... 273

Трактовка информативности текста...................................... 274

Алгоритм информативно-целевого анализа........................ 276

Приложение........................................................................................................... 281

Маг^еЫпд ЕхреЛ.................................................................................... 281

Касатка...................................................................................................... 283

БЭСТ-Маркетинг.................................................................................... 285

Маг1се(лп§ Алагуйс.................................................................................... 286

Глоссарий............................................................................................................... 289

Список использованной литературы.......................................................... 297


Вступление

Уважаемый читатель!

Предлагаемая вашему вниманию книга появилась в результате мно­гостороннего творческого осмысления весьма объемного материала. На протяжении ряда лет нами накапливался по крупицам исследователь­ский опыт, что было положено в основу разработки обучающих про­грамм в области маркетинговых информационных систем и маркетин­говых исследований. Однако хотелось бы обратить ваше внимание не просто на свой собственный вклад в развитие теоретической базы мар­кетинговых исследований, но подчеркнуть преемственность нашей работы по отношению к трудам российских специалистов. Безуслов­но, хотелось бы отметить одну из самых первых работ — учебник «Мар­кетинг», выполненный коллективом авторов под редакцией А. Н. Ро­манова. Первое издание «Маркетинговые исследования: методология, принципы, практика», посвященное вопросам маркетинговых исследо­ваний, было подготовлено Е. П. Голубковым. Немалый вклад в разви­тие теории маркетинговых исследований внесли работы Г. Л. Багиева, В. М. Тарасевич, Е. В. Дмитриевой, И. И. Кретона, А. И. Ковалева, В. В. Войленко. Перечисленные источники, конечно же, не исчерпы­вают списка отечественных авторов в рассматриваемой области, одна­ко с уверенностью можно сказать, что они послужили качественной базой для осмысления теоретической концепции маркетинговых ис­следований. Считаем их роль в дальнейшем развитии методов и мето­дик процесса маркетинговых исследований весьма значимой.

Среди зарубежных авторов, чьи работы, представленные на россий­ском книжном рынке, выделены нами как полезные для формирова­ния концептуального и отчасти практического взгляда на маркетин­говые исследования, можно указать «Стратегический маркетинг» Ж.-Ж. Ламбена, «Маркетинговые исследования» Г. А. Черчилля, «Практический маркетинг» X. Хершгена и Е. Дихтля.

Предлагаемое издание, надеемся, займет свое место на книжной полке или рабочем столе как начинающего исследователя в области маркетинга, так и уже продвинувшегося на этом пути специалиста. Во всяком случае, хочется верить, что среди вас, уважаемые читатели, найдутся и единомышленники, разделяющие наши взгляды, и те, кто своими вопросами будет способствовать дальнейшему развитию обо­значенной области маркетинга.

С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик


Глава 1

Маркетинговая информация

Изучив эту главу, вы узнаете:

• каковы свойства и специфика маркетинговой информации;

• какие источники маркетинговой информации можно задейство­
вать при проведении маркетинговых исследований;

• как формируется маркетинговая информационная система.
Ознакомление с этой главой поможет вам:

• полноценно использовать возможности источников маркетинго­
вой информации;

• выбрать наиболее приемлемый для деятельности фирмы вариант
маркетинговой информационной системы;

• сформировать информационную базу для принятия управлен­
ческих решений.

Свойства и классификация маркетинговой информации

«Информация» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения». Информации в настоящее время приписывается роль важ­нейшей составляющей ресурсного потенциала фирмы, обеспечивающей ее успешное функционирование и развитие. Маркетинговая инфор­мационная система может стать рыночным конкурентным преимуще­ством фирмы, позволяя ей удерживать позиции лидера. Чтобы добить­ся этого конкурентного преимущества, необходимо адаптировать все процессы сбора, обработки и передачи информации под определенные информационные потребности конкретных пользователей.

Пользователь маркетинговой информации— это субъект маркетин­говой деятельности (индивид или подразделение), которому предо­ставляется информация для использования или интерпретации.


1.1. Свойства и классификация маркетинговой информации__________ 9

Информационные потребности пользователя— это характер и со­став показателей, степень детализации, форма представления, а также периодичность обновления информации, необходимые для решения текущих задач, для наиболее раннего обнаружения препятствий их выполнению или для поиска благоприятных возможностей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.