Свойства и классификация маркетинговой информации
ББК 65.010.63 УДК 339.138 Б76
Оглавление
Божук С. Г., Ковалик Л. Н.
Б76 Маркетинговые исследования — СПб.: Питер, 2004. — 304 с.: ил. (Се рия «Маркетинг для профессионалов»).
I5ВN 5-94723-357-6
Эта книга появилась в результате многостороннего творческого осмысления авторами весьма объемного материала. Накопленный авторами большой исследовательский опыт в области маркетинговых информационных систем и маркетинговых исследований лег в основу данной работы, в которой особо следует подчеркнуть преемственность по отношению к трудам российских специалистов.
Предлагаемое издание, надеемся, займет свое место на книжной полке или рабочем столе как начинающего исследователя в области маркетинга, так и уже продвинувшегося на этом пути специалиста.
ББК 65.010.63 УДК 339.138
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
Вступление................................................................................................................ 7
Глава 1.Маркетинговая информация................................................................ 8
1.1. Свойства и классификация маркетинговой информации........ 8
Специфика маркетинговой информации................................... 9
Свойства маркетинговой информации...................................... 9
Классификация маркетинговой информации........................ 11
1.2. Источники маркетинговой информации.................................... 15
Источники первичной информации......................................... 16
Источники вторичной информации......................................... 17
1.3. Маркетинговая информационная система................................ 30
Концепция функционирования маркетинговой информационной системы.......................................................... 30
Традиционная модель маркетинговой
информационной системы.......................................................... 34
Глава 2.Процесс маркетингового исследования......................................... 51
2.1. Понятие маркетингового исследования..................................... 51
2.2. Этапы маркетингового исследования........................................ 57
Общая процедура проведения маркетингового
исследования.................................................................................. 57
2.3. Способы организации маркетинговых исследований........... 64
Организация исследования с помощью собственного
исследовательского отдела,....................................................... 65
Организация исследования с помощью специализирован ного исследовательского агентства......................................... 66
2.4. Этические проблемы маркетинговых исследований............. 72
Субъекты, заинтересованные в этичном проведении исследований.................................................................................. 73
Глава 3.Постановка задач маркетингового исследования....................... 82
3.1. Идентификация проблемы исследования................................... 83
Классификация проблем исследования.................................. 84
Приемы осмысления проблемы................................................. 86
Выявление объекта и предмета исследования..................... 89
Оглавление
Оглавление
3.2. Цели маркетингового исследования............................................ 89
Поисковые исследования............................................................ 91
Описательные цели исследования........................................... 91
Каузальные цели исследования................................................ 92
Тестовые цели исследования..................................................... 93
Прогнозные цели исследования................................................ 93
3.3. Формирование рабочей гипотезы................................................ 93
Методы генерирования рабочих гипотез............................... 94
Определение задач исследования.......................................... 104
3.4. Выбор метода исследования и методов сбора информации .... 105
Определение метода проведения маркетинговых
исследований................................................................................ 105
Методы сбора информации...................................................... 115
Глава 4.Планирование программы исследования.................................... 118
4.1. Подготовка плана исследования................................................ 118
4.2. Планирование выборки................................................................. 122
Выделение объектов генеральной совокупности............... 122
Определение метода обследования....................................... 124
Процедуры формирования выборки...................................... 125
Определение объема выборки................................................. 127
4.3. Определение объема ассигнований на проведение маркетинговых исследований..................................................... 133
Оценка стоимости отдельного исследования...................... 133
Разработка нормативов трудоемкости
и продолжительности исследования...................................... 136
4.4. Организация работы персонала................................................ 142
Комплектация штата дополнительными сотрудниками.. 142
Обучение персонала................................................................... 143
Контроль работы персонала................................................... 144
Глава 5.Планирование концепции и разработка
рабочих документов............................................................................ 146
5.1. Проблемы измерения..................................................................... 146
Проблемы измерения характеристик маркетинговых
объектов.......................................................................................... 146
Шкалы для измерения................................................................. 149
5.2. Виды вопросов................................................................................ 152
Функциональное назначение вопросов................................ 155
Архитектура вопроса................................................................. 156
5.3. Вопросы для измерения отношения.......................................... 162
5.4. Композиция анкеты и ее апробация........................................... 168
Последовательность вопросов в анкете............................... 169
Контроль составления анкеты................................................. 171
Апробация анкет.......................................................................... 176
Глава 6.Наблюдение.......................................................................................... 177
6.1. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации........... 177
Формы осуществления процесса наблюдения................... 179
Основные характеристики наблюдения............................... 186
6.2. Наблюдение как процесс.............................................................. 186
Подготовительный этап наблюдения.................................... 189
Сбор и обработка информации............................................... 194
Проведение наблюдения........................................................... 195
Глава 7.Эксперимент......................................................................................... 197
7.1. Эксперимент как метод сбора маркетинговой
информации...................................................................................... 197
Основные характеристики эксперимента............................ 198
Формы эксперимента.................................................................. 199
7.2. Эксперимент как процесс сбора информации 206
Подготовительный этап эксперимента................................. 208
Проведение экспериментальных мероприятий
и замер показателей.................................................................... 220
Аналитический этап эксперимента........................................ 220
Глава 8.Опрос....................................................................................................... 224
8.1. Опрос как метод сбора информации......................................... 224
Основные характеристики опроса......................................... 225
Формы проведения опроса....................................................... 225
8.2. Качественные методы опроса..................................................... 227
Групповые качественные методы сбора информации..... 228
Фокус-группа................................................................................ 230
Глубинные интервью.................................................................. 241
Анализ протокола........ .,............................................................. 243
Проекционные методы............................................................... 243
Панельные исследования.......................................................... 246
8.3. Количественные методы опроса................................................ 252
Способы связи с аудиторией.................................................... 253
Оглавление
Глава 9.Кабинетные исследования............................................................... 263
9.1. Кабинетные исследования как метод сбора информации... 263
Методы анализа документов................................................... 264
9.2. Традиционный анализ документов............................................ 265
9.3. Контент-анализ................................................................................ 266
Алгоритм проведения контент-анализа................................ 266
9.4. Информативно-целевой анализ................................................... 273
Трактовка информативности текста...................................... 274
Алгоритм информативно-целевого анализа........................ 276
Приложение........................................................................................................... 281
Маг^еЫпд ЕхреЛ.................................................................................... 281
Касатка...................................................................................................... 283
БЭСТ-Маркетинг.................................................................................... 285
Маг1се(лп§ Алагуйс.................................................................................... 286
Глоссарий............................................................................................................... 289
Список использованной литературы.......................................................... 297
Вступление
Уважаемый читатель!
Предлагаемая вашему вниманию книга появилась в результате многостороннего творческого осмысления весьма объемного материала. На протяжении ряда лет нами накапливался по крупицам исследовательский опыт, что было положено в основу разработки обучающих программ в области маркетинговых информационных систем и маркетинговых исследований. Однако хотелось бы обратить ваше внимание не просто на свой собственный вклад в развитие теоретической базы маркетинговых исследований, но подчеркнуть преемственность нашей работы по отношению к трудам российских специалистов. Безусловно, хотелось бы отметить одну из самых первых работ — учебник «Маркетинг», выполненный коллективом авторов под редакцией А. Н. Романова. Первое издание «Маркетинговые исследования: методология, принципы, практика», посвященное вопросам маркетинговых исследований, было подготовлено Е. П. Голубковым. Немалый вклад в развитие теории маркетинговых исследований внесли работы Г. Л. Багиева, В. М. Тарасевич, Е. В. Дмитриевой, И. И. Кретона, А. И. Ковалева, В. В. Войленко. Перечисленные источники, конечно же, не исчерпывают списка отечественных авторов в рассматриваемой области, однако с уверенностью можно сказать, что они послужили качественной базой для осмысления теоретической концепции маркетинговых исследований. Считаем их роль в дальнейшем развитии методов и методик процесса маркетинговых исследований весьма значимой.
Среди зарубежных авторов, чьи работы, представленные на российском книжном рынке, выделены нами как полезные для формирования концептуального и отчасти практического взгляда на маркетинговые исследования, можно указать «Стратегический маркетинг» Ж.-Ж. Ламбена, «Маркетинговые исследования» Г. А. Черчилля, «Практический маркетинг» X. Хершгена и Е. Дихтля.
Предлагаемое издание, надеемся, займет свое место на книжной полке или рабочем столе как начинающего исследователя в области маркетинга, так и уже продвинувшегося на этом пути специалиста. Во всяком случае, хочется верить, что среди вас, уважаемые читатели, найдутся и единомышленники, разделяющие наши взгляды, и те, кто своими вопросами будет способствовать дальнейшему развитию обозначенной области маркетинга.
С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик
Глава 1
Маркетинговая информация
Изучив эту главу, вы узнаете:
• каковы свойства и специфика маркетинговой информации;
• какие источники маркетинговой информации можно задейство вать при проведении маркетинговых исследований;
• как формируется маркетинговая информационная система. Ознакомление с этой главой поможет вам:
• полноценно использовать возможности источников маркетинго вой информации;
• выбрать наиболее приемлемый для деятельности фирмы вариант маркетинговой информационной системы;
• сформировать информационную базу для принятия управлен ческих решений.
Свойства и классификация маркетинговой информации
«Информация» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения». Информации в настоящее время приписывается роль важнейшей составляющей ресурсного потенциала фирмы, обеспечивающей ее успешное функционирование и развитие. Маркетинговая информационная система может стать рыночным конкурентным преимуществом фирмы, позволяя ей удерживать позиции лидера. Чтобы добиться этого конкурентного преимущества, необходимо адаптировать все процессы сбора, обработки и передачи информации под определенные информационные потребности конкретных пользователей.
Пользователь маркетинговой информации— это субъект маркетинговой деятельности (индивид или подразделение), которому предоставляется информация для использования или интерпретации.
1.1. Свойства и классификация маркетинговой информации__________ 9
Информационные потребности пользователя— это характер и состав показателей, степень детализации, форма представления, а также периодичность обновления информации, необходимые для решения текущих задач, для наиболее раннего обнаружения препятствий их выполнению или для поиска благоприятных возможностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|