Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.





Государство осуществляет политико-правовое руководство обществом в силу обладания совокупностью характерных только для него свойств. Государство:

1) представляет собой особую властную структуру, не имеющую аналогов в обществе.

Это:

- организация публичной власти, выступающей от имени народа;

- организация единой власти, объединяющей всех членов общества и само общество как целостность;

- организация универсальной власти, распространяющей свои общеобязательные веления на общество;

- организация верховной власти, являющейся высшей по значению и силе в обществе, подчиняя себе все иные социальные организации;

- организация независимой власти, обладающей исключительным правом на ведение государственных дел;

- организация официальной власти, представляющей общество на легальных основаниях, признанной им и мировым сообществом в качестве таковой;

- организация централизованной власти, осуществляющей свои полномочия на иерархической основе, которая предусматривает упорядочение системы управленческих структур от местных до общегосударственных;

2) обладает территориальным верховенством. Государство представляет собой единую пространственную организацию публичной власти с собственным административно-территориальным делением и системой органов, учреждаемых и действующих в соответствии с этим органом;



3) обладает личностным верховенством, т.е. объединяет своей властью и защитой население – всех людей, постоянно или временно находящихся на его территории и связанных с ним публичной властью;

4) издает и претворяет в жизнь юридически обязательные веления. Именно государству присущи правовые формы и средства публичной власти, поскольку без правовых начал, законодательства, правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов государство не становится таковым и не способно выполнять свои функции по руководству обществом;

5) обладает суверенитетом. Государственный суверенитет может рассматриваться как в связи с государственной властью, так и самостоятельным собирательным признаком, поскольку именно в нем соединены вместе все самые значительные черты государственной организации общества. Автор этого понятия французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596) утверждал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть»;



6) создает финансово-денежную систему и осуществляет налогообложение. Фискальный (от лат. fiscus –государственная казна) признак государства также следует рассматривать в качестве одной из его исключительных прерогатив. Государство изыскивает денежные средства, в том числе осуществляя (и в принудительном порядке) материальные сборы с населения в виде налогов, займов, пошлин, тарифов, – для финансового обеспечения своей политики;

7) имеет официальную символику и иные формальные атрибуты государственности. Политико-правовая характеристика государства не будет полной без таких «условных знаков» суверенной власти, как государственные символы. Традиционно в них включают гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая на официальных документах, бланках и печатях государственных органов, на денежных знаках и т.п.) и флаг (полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство). Нередко на них указывают конституции, чаще всего, описывая содержание этой символики.

В то же время современный перечень установленных официальных атрибутов довольно обширен и может включать и иные символы государственности;

8) получает международное признание. Признание государства мировым сообществом ныне нельзя игнорировать, это –принципиальный показатель состоявшегося прогресса государственного закрепления публичной власти. Примером служит членство в Организации Объединенных Наций – самой авторитетной универсальной международной организации современности. Путем признания государства упорядочивают юридическую основу своих отношений с новым суверенным образованием и констатируют его равноправный выход на международную арену.



Длительное время в 20 столетии между собой конфликтовали две основные теории признания, за которыми, соответственно, стояли и разные идеологические системы:

- конститутивная, согласно которой признание нового государства является решающим и необходимым условием для возникновения международных прав и обязанностей признанного суверенного образования;

- декларативная, отстаивавшая абсолютное право наций на самоопределение и исключавшая какую-либо зависимость статуса нового государства от факта предоставления признания.

 

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ.

 

Под типом государства и права следует понимать совокупность наиболее общих черт, служащих критериями государственно-правовой идентификации отдельных стран на основе их сходств или различий с другими государственно организованными обществами.

В основе теоретических подходов к классификации типов государства и права лежит построение определенных типологий общества, при котором используется техника типологизации, позволяющая выделить сущностно наиболее важные признаки локальных и региональных сообществ и противопоставить отличным от них по содержанию признакам других сообществ.

Двумя основными методами таких подходов признаются:

- метод историзации, т.е. выявление исторических типов при рассмотрении каждого нового как вытекающего из предыдущего;

- метод идеализации, для которого характерно построение идеального типа с соответствующими признаками, взятыми в «чистом» виде.

Государство – особая организация публичной власти, распространяющая ее посредством права на всю территорию и население страны.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения в обществе, созданных и обеспеченных государственной властью.

Вида учения о взаимосвязи государства и права.

Теория первенства государства.

Государство предшествует праву исторически и логически. Только позитивное право. Право позитивируется (устанавливается) государственной властью.

Рудольф фон Иеринг, Людвиг Гумплович, Г.Ф. Шершеневич.

Теория первенства права.

Право возникает до государства. Естественное право дается с рождения. Неотъемлемые права (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность и др.).

Е.Н. Трубецкой.

Теория параллелизма государства и права.

Предполагала дуализм в их проявлении, который становится результатом самостоятельного существования государства и права в начальную фазу развития.

Георг Еллинека, Б.А. Кистяковский.

Модели современного взаимодействия государства и права.

Императивная модель.

Характерна для авторитарного и тоталитарного режимов.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. — это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру).

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ — (от франц. "totalitaire", лат. "totus" — весь, целый) — крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

Либеральная модель.

Модель правового государства. Право на первом месте. Главенствование принципов правового государства, предполагающих верховенство права над государством, юридическое и фактическое разделение властей, правовая защищенность человека перед государством.

Прагматическая модель.

Фактические отношения между государством и правом (большинство государств).

В ней, с одной стороны, отражается особая роль государства в формировании права и утверждении нормативного порядка в обществе, а с другой – признается связанность государственной власти правом.

 

ТИПОЛОГИЯ:

 

1) Историческая – исторический период развития:

а) древний период (4 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.);

б) средневековье (5-18 вв.);

в) нового времени (конец 18 в. – конец 19 в.);

г) Новейшего времени (современные).

2) Религиозные государства:

а) светские;

б) атеистические;

в) клерикальные;

г) теократические.

3) Формационная типология:

а) догосударственное (первобытнообщинная формация, в недрах которой зреет будущая государственность);

б) эксплуататорское общество (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), характеризуемые наличием частной собственности и антагонистическими противоречиями между классами;

в) социалистическое общество (коммунистическая формация, в условиях которой исчезают частная собственность на средства производства и непримиримость классов, постепенно сливающихся в единую социально-однородную общность).

Представляет возможным привести следующую, далеко не исчерпывающую классификацию типологий государства и права:

1) На основе различий в общих характеристиках государств могут противопоставляться друг другу такие типы:

а) стабильные и нестабильные;

б) восприимчивые к социальным новациям и невосприимчивые;

в) с высоким и с медленным темпом общественной жизни;

г) действующие в нормальной и чрезвычайной обстановке;

д) способные сохранять целостность и распадающиеся;

е) молодые и имеющие давние традиции существования независимой государственности.

2) С учетом степени правовой защищенности личности в обществе выделяют государства:

а) западного типа, в которых конституциируется человеческая индивидуальность и обеспечивается примат прав и свобод человека и гражданина;

б) восточного типа, где на основе сакральных (требующих жертвенности) учений за человеком закрепляются прежде всего обязанности как члена коллектива и общества в целом;

в) смешанного типа, отражающего переходный вид государственности.

3) На базе особенностей природной и хозяйственной среды, можно построить ряд типологий, связанных с различием государств:

а) находящихся в гармонии с окружающей природной средой и наносящих ей непоправимый ущерб;

б) континентальных и островных;

в) анклавных и имеющих свободный доступ к международным коммуникациям;

г) с рыночной экономикой и с централизованно управляемым нерыночным хозяйством;

д) со значительным, с большим и с малым экономическим потенциалом.

4) По степени влияния религиозных начал и догм на государственно-правовую систему обычно выделяют государства:

а) атеистические;

б) светские;

в) клерикальные;

г) теистические (теократические).

При рассмотрении факторов доминирования в обществе определенной религиозной конфессии и ее нормативных постулатов отличают государства:

- христианские (подразделяя последние на католические, протестанские ил православные);

- исламские (в свою очередь выделяющиеся как шиитские или суннитские, либо как секуляризованные, гармонические или коранические);

- индуистские;

- буддистские;

- иудейские и т.п.

5) Принимая во внимание социальную базу государства, выделяют следующие типологии:

а) государства полиэтнические и этнические однородные;

б) с политизированным и с аполитичным населением;

в) с нормальной и с деформированной социальной структурой;

г) с отсутствием господствующих социальных слоев и с господством определенного класса или этнической группы и т.п.

6) Учитывая специфику организации и функционирования власти, предлагаются такие типологии:

а) государства правовые и неправовые;

б) легитимные и нелегитимные;

в) бюрократизированные и небюрократизированные;

г) децентрализованные и централизованные;

д) конфронтационные и миролюбивые и т.п.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.