Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА.





ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в группах, в их объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который зиждется на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах того, как люди должны себя вести в обществе себе подобных. Мировая цивилизация выработала эти эталоны или стандарты в виде норм (от лат. norma – руководящее начало, образец, правило) как общих правил поведения, действующих непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Собирательно нормы входят в общую систему нормативного регулирования – совокупность выработанных обществом правил поведения между людьми и их объединениями, т.е. социальными нормами, и правил отношений людей с природой и техникой, т.е. техническими нормами.

Последние играют исключительную роль в несоциальных отношениях, возникающих между человеком и окружающим его миром неодушевленных предметов: в сфере природопользования, при обращении с животным и растительным миром, обслуживании и эксплуатации технических средств и механизмов, проведении строительных или иных работ. Такие нормы считаются правилами рационального обращения людей с внешним миром, их отношений с природой, техникой, орудиями труда, соответственно, они отличаются от социальных норм по предмету регулирования. Некоторые из них получают закрепление в праве, приобретая юридическую силу, и становятся технико-юридическими нормами как стандарты, нормативы, регламентации, формально изложенные в правовых актах (правила, регулирующие движение городского транспорта, эксплуатацию приборов, проведение ремонтных работ и т.п.).



Естественно, что больший интерес в рамках затрагиваемой темы вызывают правила, регулирующие поведение людей, т.е. собственно социальные нормы. Они появляются на ранних стадиях развития общества, вырабатываясь многократным повторением однообразных поступков людей. Вначале фиксируется отдельный случай наиболее целесообразного поведения в определенной жизненной ситуации – казус; в силу осознания его значения подобные действия повторялись, входя в привычку, которая со временем приобретала общественную поддержку и начинала носить обязательный характер – обычай. Часть из них становилось основой религиозных канонов, другие вошли в нормы этики, третьи освещались общественной моралью, а некоторые впоследствии получали государственное закрепление в виде законов.



Среди объединяющих черт социальных норм выделим:

- историзм, т.е. появление и закрепление в ходе последовательного исторического развития общества и его потребностей в саморегуляции, в процессе усложнения человеческой деятельности;

- подкрепленность силой или авторитетом определенной социальной общности (общества, социальной группы, класса, церкви, государства) в целях поддержания стабильности и порядка;

- регулятивность как способность быть направляющей силой человеческого поведения в самых различных жизненных ситуациях;

- личностная неопределенность или общий характер действия, не связанный, как правило, с конкретным адресатом;

- социальная целостность, т.е. необходимость, желательность и полезность для общества или определенных социальных групп;

- нормативность, вытекающая из сути социальной нормы как правила поведения людей;

- обязательность для исполнения всеми теми, на кого данные правила распространяют свое действие;

- неоднократность действия, поскольку такие нормы в силу социального назначения призваны функционировать постоянно и носить многоразовый характер;

- системность, т.е. вхождение норма в определенную совокупность подобных себе правил поведения, имеющих свою структуру, иерархию и последовательность и др.



Все они действуют в форме:

- запретов («нельзя»), ограничивающих рамки поведения требованиями не совершать определенных действий;

- разрешений («можно»), позволяющих выбирать собственный вариант поведения в рамках дозволенного нормой;

- обязываний («должно»), сводящих поведение к необходимо определенным действиям в конкретной жизненной ситуации.

Социальные нормы разнообразны в проявлениях, что дает возможность классифицировать их по ряду оснований:

- по способам образования (стихийное появление и закрепление в правилах или же сознательный процесс, целенаправленно связанный с необходимостью специальных правил поведения);

- по способам закрепления или выражения (устная, предполагающая привычное закрепление определенных правил в памяти людей, или письменная, документирующая и регламентирующая такие правила форма);

- по содержанию сферы регулируемых отношений (политические, организационные, этические и др.);

- по способам установления и обеспечения (добровольный, принудительный смешанный);

- по предмету регулирования (определенный круг общественных отношений).

Специфика предмета регулирования социальных норм сказывается на выделении различных их видов, наиболее распространенными из которых являются:

- нормы морали – система принципов и правил, формирующихся в обществе и регулирующих на основе общественного мнения поведение людей с позиций суждений о добре и зле, справедливом и несправедливом, совести, достоинстве, долге и чести;

- нормы обычаев – устойчивые и привычные в исполнении правила поведения, которые складываются исторически в результате частого повторения и сохраняются в течение длительного времени;

- нормы традиций – правила поведения, опирающиеся на силу общественного мнения, требующие длительного закрепления и отражающие стремление людей к сохранению определенных идей и ценностей, поддержанию самобытности общности;

- нормы религии – совокупность принципов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания;

- нормы политики – правила, регулирующие отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государственной власти;

- корпоративные нормы – правила поведения, содержащиеся в программных документах и решениях общественных организаций для достижения их целей и функционирования;

- нормы эстетики – правила, регулирующие ценностные отношения между людьми и миром посредством их художественной деятельности;

- нормы права – общеобязательные правила поведения людей, занимающие особое место в силу исключительного положения права в обществе как социального феномена.

С появлением государства как особого института общества, призванного управлять им, возникает право как особый вид социальных норм, которые регулировали общественные отношения, – позитивное право, представляющее собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Взаимосвязь и различия права и других социальных норм прослеживаются на примере соотношения наиболее распространенных средств упорядочения человеческого поведения.

Право и религиозные нормы.

В развитии цивилизованных процессов в мире религиозные догмы и предписания играли и продолжают нередко играть роль государственно созидающего фактора, становясь как неофициальной, так и зачастую официальной нормативной системой отдельных государственных образований и целых географических районов, связывая между собой многие народы и страны, заставляя право исходить из приоритета религиозных канонов.

Возможно выделение на основе отношения государственной власти к религии нескольких типов взаимосвязей между правовыми и религиозными нормами, сложившихся в практике современных государств: светского, клерикального, теистического и атеистического.

Право и мораль.

Нравственные требования к поведению зародились в обществе задолго до появления правовых норм, издревле регулируя взаимоотношения между людьми практически во всех сферах жизни. Принципы и нормы морали утверждались в борьбе добра со злом, в противопоставлении порокам общества и человека честности, справедливости, совестливости, порядочности, благородства. Эти критерии нравственности со временем выступают фундаментальными общеисторическими ценностями, складывающимися в общественном мнении и им охраняемыми от нарушений.

Возникшее позже иных систем нормативного регулирования, право находится в сложных соотношениях с моралью, с которой его, с одной стороны, роднят историческая связанность и взаимодействие, а с другой – разделяет обособленность, вызванная спецификой установления и осуществления правовых норм.

В результате право и мораль становятся отдельными, хотя и тесно соприкасающимися сферами упорядочения общественной жизни, представляя социальные регуляторы, которые функционируют с помощью различных средств и способов воздействия на человека в обществе.

Общей тенденцией развития современного права становится его большая нравственная обоснованность, выявляемая в процессах постепенного признания, провозглашения и реализации общечеловеческих принципов гуманизма, демократии и равенства, а также господства справедливых законов, отражающих и обеспечивающих неотъемлемые права и свободы личности.

Право и политика.

Политику также относят к всеобщим организационным началам общества, способным упорядочить жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран. Роль политики в нормативной системе общества обусловлена такими ее свойствами, как универсальность, т.е. способность воздействовать на практически любые стороны общественной жизни, события и отношения, – от масштабов государства и до индивидуальных качеств характера человека; возможность проникать во все общественные процессы; способность сочетаться с неполитическими отношениями и сферами, в том числе и с правом.

В условиях демократических режимов государственной власти формируется и действует система цивилизованного согласования различных политических интересов, что ведет к постепенному сглаживанию коллизий между политическим и правовым. В таких странах является закономерным первенство права перед политикой, что проявляется в создании юридических механизмов, способствующих нормальному осуществлению государственной власти в рамках закона и препятствующих желаниям власть имущих приспособить право в собственных корыстных интересах или во имя целесообразности, нарушающей правовой порядок в обществе.

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА.

 

Как следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), общее определение права не является однозначным. Оно выстраивается из блоков представлений об общецивилизованном праве и позитивном праве.

Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.

В предлагаемом подходе акцентируется внимание на нормативном проявлении феномена права, в частности, нормативной природе надпозитивного права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права, в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей, тем не менее, мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты, и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.

 

Нормативная характеристика, выступает на первый план в позитивном праве, в блоке реального законодательства, о чем свидетельствует ряд его признаков:

Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.

Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить, в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний, в международных документах являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.

В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.

В-четвертых,право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.

В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.

В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.

 

В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.

Право - это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, к достижению равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.

 

Важно обратиться к характеристике свойств права как специфическому средству урегулирования общественных отношений:

- Системность.Право - системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.

- Общеобязательная нормативность - характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.

- Формальная определенность- придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство - это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.

- Государственная обеспеченность(гарантированность). Возводя право в закон, придавая правилам поведения официальное внешнее выражение, государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом, применяет к правонарушителю меры государственного принуждения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.