Сделай Сам Свою Работу на 5

Обследование импрессивной стороны речи

Задание 1.Понимание речи на уровне диалога.

Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к рему речи взрослого.

Ход выполнения.

Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами – вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед дополнительно может использовать наглядные инструкции (жесты показ предмета и т.д)

Оценка: ребенок вступает в диалог, активно отвечает на вопросы – 3

ребенок не контактирует с педагогом – 1

Задание 2. Понимание инструкций

Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Ход выполнения.

Логопед предлагает ребенку сделать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания), логопед вместе с ребенком может выполнить те или иные игровые действия с имеющими предметами. /Дай куклу. Возьми мяч. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Давай рисовать, Возьми карандаш, бумагу/

Оценка: ребенок выполняет инструкции – 3

не выполняет - 1

Задание 3.Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существительных, прилагательных, глаголов.

Ход выполнения.

а/Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображением предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку.

б/ Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет.

в/ Логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета и в зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит.

Примеры:

1.Логопед кладет перед ребенком 2 мяча разного размера и предлагает ребенку показать сначала большой мяч, потом маленький.

2.Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображением чистого платья и грязного платья. Затем просит ребенка показать, где чистое, а где грязное платье.

3.Логопед кладет перед ребенком 4 карточки с изображением шаров разного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им.



4.Логопед располагает 2 игрушечные машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую – нет. Затем предлагает ребенку показать, какая из машинок находится близко от него, а какая – далеко.

5.2 шара располагаются на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагают показать, какой шар висит низко, а какой – высоко.

Оценка: ребенок показывает предметы – 3

показывает при многократном повторении – 2

не показывает – 1

Задание 4.Понимание предложений.

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз.

Ход выполнения.

Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать ту, о которой он расскажет.

«Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу»

Оценка: ребенок показывает соответствующие картинки – 3

не показывает – 1

Задание 5. Различение существительных единственного и множественного числа

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа

Ход выполнения

Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он назовет. «Покажи то, что назову: матрешка(матрешки), и т.п.»

Оценка: ребенок показывает соответствующие картинки – 3

не показывает – 1

Задание 6.Понимание существительных с суффиксами уменьшительности

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существительных с суффиксами уменьшительности.

Ход выполнения.

Логопед попарно располагает перед ребенком соответствующие картинки или п Оценка: ребенок показывает соответствующие картинки – 3

не показывает – 1

Задание 7.Состояние фонематического восприятия

Цель: определить возможность ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком

Ход выполнения.

Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он называет.

Оценка: ребенок показывает соответствующие картинки – 3

не показывает – 1

Обследование экспрессивной стороны речи

Задание 1. Изучение активного лексикона детей.

Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.

Выполнение

а/ Звукоподражание

Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных). Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как кричит коза? и т.д.

Оценка: ребенок отвечает на вопросы -3

повторяет за логопедом при неоднократном повторении – 2

отказывается повторять -1

б/ Существительные

Логопед предлагает ребенку назвать предметные картинки; (дядя, мама, кукла, машина, яблоко, ложка, тарелка, кубики и т.д).

Оценка: называет предметы -3

повторяет за логопедом при неоднократном повторении – 2

отказывается повторять -1

в/ Глаголы.

Логопед предъявляя сюжетные картинки предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик? /девочка, мама, и т.п./»

Оценка: называет предметы -3

повторяет за логопедом при неоднократном повторении – 2

отказывается повторять -1

г/ Прилагательные.

Логопед, показывая ребенку предметные картинки или соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы по величине или другому параметру, предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету мяч?/кубик, шарик/: Какая кукла? /большая- маленькая / и т.д.»

Оценка: называет предметы -3

повторяет за логопедом при неоднократном повторении – 2

отказывается повторять -1

Задание 2. Изучение объема и типов предложений

Цель: выяснить возможности ребенка к использованию фразовой речи.

Ход выполнения.

Логопед последовательно выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает сказать, что на них нарисовано?(кто? и что делает?)

/Девочка спит. Зайчик ест морковку. Дети поливают цветы и т.д./

Оценка: ребенок пользуется в речи фразовой речью – 3

ребенок перечисляет предметы – 2

не выполняет - 1

Задание 3.Обследование грамматического оформления речи.

Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи грамматические формы.

Ход выполнения.

а/ Образование формы именительного падежа множественного числа имен существительных

Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок – другую (с изображением нескольких предметов)

Оценка ребенок называет – 3

не выполняет -1

Задание 4.Состояние словообразования.

Цель: определить возможности в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами..

Ход выполнения.

Логопед предлагает назвать большой предмет и маленький. При необходимости дает образец.

Оценка: ребенок использует в речи слова с уменьшительно-ласкательными

суффиксами– 3

не использует -1

Задание 5.

Цель: выяснить возможность ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.

Ход выполнения.

Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные картинки.

Оценка: ребенок воспроизводит слов разной слоговой структуры – 3

не воспроизводит – 1

Задание 6. Состояние звукопроизношения.

Цель: выявить звукопроизносительные возможности ребенка.

Ход выполнения.

Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на уровне слова проверяется в процессе других заданий.

Оценка: ребенок повторяет за педагогом правильно фонемы – 3

не называет -1

Исследование просодической стороны речи.

Состояние голосовой и дыхательной функций

Задание 1.Выявить состояние речевого дыхания.

Ход выполнения.

Логопед предлагает поиграть в игру «Пароходы». На высоком столе стоит таз с водой. Логопед опускает в воду бумажный корабль. Необходимо, чтобы парус находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус своего корабля. Логопед следит, чтобы ребенок не поднимал плечи и дул, держа губы трубочкой, не раздувая щек.

Оценка:

Объем речевого дыхания:

нормальный объем – 3

недостаточный объем - 1

Частота речевого дыхания:

В норме – 3

учащенное – 2

замедленное – 1

Продолжительность речевого дыхания

в норме -3

укороченное – 1

Характеристика голоса

Задание 2.Характеристика голоса

Цель: выявить особенности голоса.

Ход выполнения.

Предварительных инструкций не дается. Логопед наблюдает за ребенком в процессе всего обследования.

Оценка:

нормальный – 3

тихий – 2.7

чрезмерно громкий - 2.5

иссякающий – 2

отсутствие голоса - 1

Задание 3.

Цель выявить уровень развития тембра голоса

Ход выполнения.

Логопед с ребенком сидят на стуле, на руках у них куклы. Логопед говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотри, как я укладываю свою куклу спать (укачивая куклу, негромко напевая на звуке А мотив знакомой колыбельной песни). А теперь ты покачай куклу.»

Оценка:

не нарушен- 3

наличие носового оттенка – 2

хриплый – 1



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.