Сделай Сам Свою Работу на 5

Чередование «Хоботок» — «Улыбка» - «Домик открывается»





Игра «Сказочка-указочка»


 


Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляци­онные органы.

 


 
 

Не устала ты пока, Покажи, моя рука: Это — правая щека, Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба!


А вокруг-то — целый ряд — Зубки нижние стоят: Боковые слева, справа, Впереди — зубов оправа.

Подбородок тянем вниз, Нёбо вместо потолка

Чтобы с челюстью отвис. Есть во рту у языка.

Там — к прогулкам не привык — А когда открылся рот,

Робко прячется язык. Язычок пошёл вперёд.


 


Есть у губ одна черта — В них улыбка заперта: Вправо — правый угол рта, Влево — левый угол рта.


Интересная картинка: Есть и кончик, есть и спинка, Боковые есть края — Всё про ротик знаю я!


Игра «Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)»

Цель.Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.

Ход.Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать «запре­щённую» часть тела или лица.



Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выпол­нение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Рекомендуем несколько простых упражнений на умение ориентироваться в пространстве и знание частей тела.


 

Игра «Весёлые фигуры»

Детям даются поручения. Например: 1. «Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз». 2. «Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой — за левое». 3. «Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку». Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.

 


Упражнение «Наши руки»

Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.

Эта ручка — правая (мячик на ладошке),

Это ручка — левая (мячик на ладошке).

Я на мячик нажимаю



И зарядку делаю:

Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),

Будет сильной левая (в левом),

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

Упражнение «Зарядка»

Выполняем движения в соответствии со стихотворением.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмём и на бочок (то есть на пояс).

Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.


Упражнение «Фокусник»


 


Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориента­ции в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объяс­няя упражнение артикуляционной гимнастики).

За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).

Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).

Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится
над нею),

От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).

Между пальцев подержи (соответственно),

И в ладошку положи (соответственно).

Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),

Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).

И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.



Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом случае вы можете сесть друг против друга.

Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают картинки, а затем вы­полняют упражнения. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно про­слушать стихотворение-описание.

 


Рисунки выполнены в чёрно-белом варианте, поэтому вы можете сами или совместно с ребёнком (следите, чтобы он раскрашивал аккуратно!) раскрасить язык (розовым цветом) и губы (красным). Это поможет ребёнку лучше усвоить положение губ и языка в каждом отдель­ном упражнении.

Отрабатывайте с ребёнком 2—3 упражнения, а затем добавляйте по одному.

Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.

Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство, если что-то не получается.

Все упражнения снабжены подробным описанием, а рубрика «Обратите внимание!» помо­жет вам избежать трудностей в выполнении каждого упражнения.

Упражнения № 1—19 (общая артикуляционная гимнастика) мы рекомендуем выполнять всем детям, с любыми недостатками звукопроизношения.

При нарушении звукопроизношения свистящих (с, з, ц) дополнительно отрабатывается комп­лекс для подготовки свистящих звуков — это упражнения № 20—31.

Для подготовки артикуляционных органов к постановке шипящих (ш, ж, ч, щ) мы предлагаем комплексные упражнения № 32—37.

Если у вашего ребёнка отсутствует звук «р» (или произносится неправильно, заменяется на другие звуки), то нужно выполнять перед постановкой этого звука упражнения № 37—43.

Для подготовки к произношению звука «л» необходимо выполнять упражнения № 44—50.

Обращаем ваше внимание, что для правильного произношения всех звуков (кроме «л») не­обходима отработка центрального выдоха, то есть воздушная струя должна проходить по сере­дине языка. Только произношение звука «л» не требует этого. При его произношении воздух выходит по бокам (упражнение № 50).

Для подбора упражнений, необходимых вашему ребёнку, пользуйтесь следующей таблицей.

 

_ Звуки, нуждающиеся в постановке или коррекции   №№ Упражнений, необ- ходимых для коррекции или постановке звуков   с, з, ц ш, ж ч, щ Р л
Общая артикуляционная гимнастика (для всех) 1—19
Артикуляционная гимнастика для различных групп звуков 20-31 32-37 37-43 44-50
Упражнения артикуляционной гимнастики с тренировкой выдоха 23 25 39 43

Обращаем ваше внимание на то, что не рекомендуется одновременно работать над звука­ми, которые требуют подъёма языка (ш, ж, р, л), и свистящими (с, з, ц), при произношении которых язык находится внизу.

Таким образом, проделав упражнения № 1—19, вы можете отрабатывать комплекс для сви­стящих (№ 20—31). Но можно одновременно выполнять упражнения для шипящих (№ 32—37) и «р» (№ 37—43), так как эти звуки требуют подъёма языка.

Работа над «л» не может сочетаться с работой над шипящими и свистящими звуками. Сове­туем упражнения для звука «л» (№ 44—50) проводить отдельно.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи­мость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.

Наш многолетний опыт показывает, что чем раньше родители обращают внимание на пра­вильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, от­рицательно влияют на формирование эмоциональной сферы.

Очень надеемся, что наше пособие поможет заботливым и терпеливым родителям избавить своих детей от недостатков произношения. Если ваш ребёнок занимается с логопедом, то игры, стихотворения и иллюстрации, представленные в книге, сделают ваши домашние заня­тия интересными, весёлыми и менее утомительными.

 

Желаем вам успеха!


Улыбка» («Заборчик»)

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны —

От краёв и до десны.

Цель:

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

Хоботок» («Трубочка»)

 

 

 

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: У – у – у…

 

Цель:

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание:

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло­жении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь­нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.


Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель:

Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер­живать губы и язык в заданном положении.

Описание:

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Обратите внимание!

1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы­ка у передних зубов.

2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.

 

 

Чередование «Хоботок» — «Улыбка» - «Домик открывается»

 

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель:

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание:

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по­втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы­полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание!

1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

 


 



5. «Любопытный язычок»

 

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперёд?» —

Удивляется народ.

Цель:

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание:

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Обратите внимание!

1. Упражнение выполняется в спокойном темпе.

2. Двигается толь­ко язык.

 

 

Лягушка»

 

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель:

Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание:

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только нижняя губа.

2. Верхнюю губу, если она двига­ется, следует придержать пальцем.

3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, плавно опуская пальцами его подбородок. При этом нижняя губа опус­кается и обнажаются нижние зубы.

 

Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.