Сделай Сам Свою Работу на 5

Восприятие звука Л в потоке прочих звуков





Послушай и запомни, как гудит плывущий корабль (возьми картинку-символ звука Л из Приложения 1). Изобрази руками движения корабля. Для этого пальцы вытяну-тых вперед рук сомкни под острым углом (корма корабля). Проделай эти движения (жестовый символ звука Л) только тогда, когда услышишь, как гудит плывущий ко-рабль, а на другие звуки не реагируй.


Согласные звуки произносятся коротко, так, как они слышатся в сочетаниях после гласной а: аль, ам, ан, ас, или между двумя гласными а: ава, аза, ада, ага и др. Упражнение следует выполнять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагиро­вать на каждое произнесение взрослым звука Л в длинном звуковом ряду.

С-М-ЛЬ —Л—У —В —ЛЬ —3 —Г—Н —Р —ЗЬ —ВЬ —Л —И —НЬ —Л — з-в-л — хь — ы — у — л — э — ль — ж — у — л

ЭТАП ВТОРОЙ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выработка необходимых артикуляционных движений и поз

Сядь перед зеркалом, внимательно, не торопясь проделай каждое упражнение. Повто­ри его 5-8 раз. Правильность выполнения упражнений проверь по картинке и описанию.



«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.





«Щетка-смётка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком впра-

во-влево, не убирая его в глубь рта.



«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком по-ложении 10 секунд.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперед-назад. Выполнять не то-ропясь, под счет взрослого.



«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком по переменно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.

«Иголочка»

Рот приоткрыть. Узкий напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.

«Змейка»

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий, похожий нажало, язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта.


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Л

Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объ-яснена артикуляция звука Л. Проделай указанные движения.



# Во время чтения сказки взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и, глядя в него, со-вместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначена в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести зеукД его произносит только взрослый.

Приключения Ветерка1

 

Текст читает взрослый Действия выполняютсяребенком по просьбе взрослого
Дорогу Ветерку вновь преграждает стражник Язык. Он очень зол на Ветерка за его постоянные побеги. От злости Язык напрягся, сжался, стал узким. Широко открой рот. Сделай язык узким, напряженным.

Начало и продолжение сказки смотри на с. 10, 33, 100.


Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Язык прижимается к бугоркам за Кончик языка подними к альвеолам. верхними зубами и ждет, что же сделает Ветерок
Но хитрый Ветерок не боится злого Отчетливо, длительно произнеси звук Л. стражника, он движется по бокам языка, с Приблизь ладонь ко рту, почувствуй дви-двух сторон и гудит от радости. жение воздуха.

i Часто во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук Л. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Л

Заучи, как правильно нужно произносить звук Л.



Губы улыбаются.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «дорожка».

Язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зер-кало, по бокам языка видны пустые места.



Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. Л___


ЭТАП ТРЕТИЙ

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закрепление произношения звука Л в одинаковых прямых слогах,

Развитие чувства ритма и рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки, произнесенное взрослым. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.


Говорит взрослый

Клава села у стола, Клаву отведу к столу, Клаве за столом светло, Вместе сядем за столы, Клава сделала салат, У камина нам тепло, Слава — смелый водолаз, В холод надевай тулуп,


Говорит ребенок

ла-ла-ла, ла-ла-ла. лу-лу-лу, лу-лу-лу. ло-ло-ло, ло-ло-ло. лы-лы-лы, лы-лы-лы. лат-лат-лат, лат-лат-лат. пло-пло-пло, пло-пло-пло. лас-лас-лас, лас-лас-лас. луп-луп-луп, луп-луп-луп.


Закрепление произношения звука Л в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.

 

ла-лу-лы ла-лы-ло лы-лу-лэ лу-лы-ла
лы-ла-ло ло-лу-ла лэ-ло-лы ла-лы-лу
ло-лу-лы лэ-лы-ло лу-ло-лы лэ-лу-лы

Закрепление произношения звука Л в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.


Говорит взрослый

Влад купил себе пенал, Лыжи уложу в чехол, Нил полы и стены мыл, Молоко теленок пил, Пес полаял и уснул, Кот-шалун всю шляпу смял, Слава всю сметану съел, Слава пол метлой подмел,


Говорит ребенок

ал-ал-ал, ал-ал-ал. ол-ол-ол, ол-ол-ол. ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл. ил-ил-ил, ил-ил-ил. ул-ул-ул, ул-ул-ул. ял-ял-ял, ял-ял-ял. ел-ел-ел, ел-ел-ел. ел-ел-ел, ел-ел-ел.



Закрепление произношения звука Л в различных обратных слогах Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.

ал-ул-ил ил-ол-ал эл-ул-ил ил-ол-ул

ол-ил-ул ул-ил-ол ол-эл-ал ул-ол-эл

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.