Сделай Сам Свою Работу на 5

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука С





Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена артикуляция звука С, и проделай указанные движения.

Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и, глядя в него, совместно проделывая артикуляционные движения (они обозначены в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести звук С, его произносит только взрослый.

Приключения Ветерка1

 

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Ветерок снова оказался в пасти Драко-на, как в пещере. Его охраняют Язык и Зубы Дракона. Язык улегся на пол пеще-ры, растянулся, никак его не обойти! Ветерок готовится к побегу. Думает, как бы ему проскочить к выходу. Постучи нижними зубами о верхние. Открой рот. Широкий распластанный язык положи на дно ротовой полости.
Вдруг Язык поднимает свою спину к потолочку, а своими боками прижимается к верхним Зубам. Теперь Ветерку еще труднее выбраться на волю. Сделай язык горкой: боковые края прижми к верхним коренным зубам, а кончик языка упри в нижние зубы.

Начало сказки смотри на с. 10.


Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Но, как только своей передней частью Язык прижимается к нижним Зубам, ре-шив пошептаться с ними, Ветерок тут же скатывается по его спине, как по горке. Он съезжает прямо к нижним Зубам. Подуй на кончик языка. Приложи ладонь ко рту, почувствовав узкую струю прохладного воздуха.
Зубы не успевают сомкнуться и загоро-дить путь Ветерку. Между ними остается маленькая щелка. В эту-то щелку и вы-скакивает Ветерок. Преодолев все преграды, наш герой с силой вырывается из пещеры и свистит от радости. Отчетливо, длительно, многократно про-изнеси звук С.

Очень часто во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук С. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду.




Знакомство с положением органов артикуляции при произнесении звука С

Заучи, как правильно нужно произносить звук С.

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине язы-ка — канавка.

Горлышко не гудит.



Дуем на кончик языка. С ____


ЭТАП ТРЕТИЙ

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закрепление произношения звука С в одинаковых прямых слогах.

Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со.

Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су.

Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са.

На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су.

Закрепление произношения звука С в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».

са-су-сы со-су-сы со-су-са сы-су-сэ

сы-са-со са-сы-со сэ-сы-со сэ-со-сы

Закрепление произношения звука С в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.

Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».

ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус



ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс


ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ

Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж-дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.

Сад — сок — сом. Суп — сук — сам. Совы — сода — сотня. Сыпать — сытый — сытный. Судак — сухой — сундук. Судно — сумка — сутки. Сухо — сани — садик. Сапог — сынок — станок.

Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж-дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.

Оса — коса — лиса. Несу — пасу — в лесу. Босой — косой — лесок. Кусок — носок — песок. Весы — носы — усы. Косы — бусы — усы. Посуда — косынка — посылка. Коляска — маска — пляска.

Закрепление произношения звука С.

Формирование навыков звукового анализа

Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назо-ви тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках, то получишь дополнительный приз!

ли... о... капу... фа...

ком... ана... авто... под...

бу... ве... на... как...

* Старайтесь произносить начало слова так, как оно слышится («висы», «насок»), а не как пишется («весы», «носок»). Помните, что ребенок ориентируется на звучание сло-ва, а не на его написание. Выполняйте упражнение до тех пор, пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу.

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического

Восприятия

Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых на-чинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.


То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.