Сделай Сам Свою Работу на 5

В чем состоят оригинальность и эффективность авторской технологии





Ткаченко Т.А.

Т 48 Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв.

В книге представлена оригинальная и эффективная система из 500 игровых упражнений для ис-правления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Задания преду-сматривают плавное нарастание сложности упражнений, прочность произносительных навыков, до-ступность, занимательность и высокую эффективность обучения.

В книге предлагаются уже готовые формулировки к заданиям, с которыми взрослый обращается к детям.

Последовательно изложенный методический, текстовой и наглядный материалы позволят взрос-лым стойко закрепить у ребенка правильное произношение наиболее часто искажаемых звуков речи, а также улучшить внимание, память, воображение, логику, пополнить запас его знаний.

Книга адресована родителям, логопедам дошкольных, школьных и медицинских учреждений, вос-питателям и гувернерам.

ББК 74.3

©Ткаченко Т. А., 2008

© Сурьянинов Р.В., иллюстрации, 2007

© ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008

ISBN 978-5-486-02119-0


ОТ АВТОРА

Значение правильного звукопроизношения в жизни ребенка



Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их чет-кой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить сред-ством общения.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешно-го обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным науч-ных исследований, примерно 40 % детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малы-шей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Кому адресована книга

Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то вызывать его призван спе-циалист-логопед. Считается, что только логопед в состоянии уловить все нюансы иска-жения звука и четко, кратко, доступно объяснить ребенку суть исправления неточно-стей. Однако исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап закрепления вызванного звука в са-мостоятельной речи малыша, причем в строго определенной последовательности: сна-чала в слогах, затем в словах, предложениях и, наконец, в связных высказываниях. На этапе автоматизации (закрепления) звука занятия родителей не только желатель-ны, но и необходимы!



Пользоваться этой книгой смогут не только логопеды, но и родители, воспитатели, гувернеры. Логопеды найдут в ней самые современные методические приемы и обилие практического материала. Родители получат надежного «домашнего логопеда», всег-да готового помочь ребенку обрести правильную речь.

Все необходимые пояснения и уточнения неподготовленные читатели найдут в сно-сках, примерах и примечаниях к упражнениям.

Какие звуки можно сформировать в речи ребенка с помощью материалов книги

Практическая часть книги охватывает все звуки речи, наиболее часто искажаемые детьми, так называемый основной звуковой ряд. Таких звуков 13: ЛЬ (легкий сонор-ный), С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц (свистящие), Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие), Л, Р, РЬ (трудные сонор-ные). Звуки представлены в том порядке, в каком их следует вводить в самостоятель-ную речь по мере исправления.

Однако книга состоит не из 13 (по числу элементов звукового ряда), а из 25 частей, и вот почему. Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок должен отли-чать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Например, звук Ч дети, как пра-вило, смешивают с несколькими звуками: Ц, СЬ, Щ, ТЬ. Важно научить ребенка не




только правильно произносить звук Ч во всех формах речи, но также различать (на слух и в произношении) похожие с ним звуки: Ч — Ц, Ч — СЬ, Ч — Щ, Ч — ТЬ. Таким образом, помимо формирования звуков основного ряда, в разделах книги вы найдете упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые близки по звуча-нию и артикуляции и наиболее часто смешиваются детьми.

Почему части книги различны по объему

В каждой из 25 частей пособия предусмотрено то количество упражнений, которое окажется достаточным для занятий с ребенком при самых серьезных и стойких нару-шениях звукопроизношения. Объем этих частей неодинаков: самое большое место от-ведено формированию четырех базовых звуков (С, Ш, Л, Р) из трех основных групп (свистящие, шипящие, сонорные). Базовые звуки, артикуляция которых является ис-ходной для целой группы звуков, искажаются детьми наиболее часто, являются произносительно-сложными и формируются, как правило, продолжительно.

Для прочих звуков речи, так называемых производных, артикуляция которых по-вторяется по отношению к базовым с некоторыми нюансами, количество упражнений сознательно уменьшено.

Количество упражнений при различении звуков речи увеличено для тех звуков, ко-торые смешиваются детьми и на слух, и в произношении (Р — Л, С — Ш, 3 — Ж). Для звуков, смешиваемых только на слух (Ш — Ж, С — СЬ, Р — РЬ), количество упражне-ний намеренно сокращено. Более подробные пояснения вы найдете в сносках и приме-чаниях к упражнениям.

Основные особенности книги

В книге представлена высокоэффективная система из 500 упражнений, наиболее полная из опубликованных, проверенная многолетней практикой. Рассчитана она на исправление недостатков произношения у детей 4-8 лет.

Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало заниматель-ны, так как строятся на механической работе ребенка — многократных повторениях и заучиваниях. В этой книге большинству упражнений придается игровая направлен-ность, но при этом сохраняется основная обучающая задача — формирование правиль-ного произношения.

Помимо этапов закрепления произношения каждого звука, а также различения смешиваемых звуков, в книге отражен этап подготовки к вызыванию звука. Следует обратить внимание на то, что особые авторские приемы позволяют уже на подготови-тельном этапе получить у ребенка чистый, устойчивый звук речи и тем самым свести участие логопеда к минимуму.

От точности объяснения задания зависит правильность его выполнения ребенком. Поэтому в книге предлагаются уже готовые формулировки, с которыми взрослый об-ращается к детям.

Для повышения результативности упражнений в каждом из них обозначены задачи обучения. Упражнения являются многоплановыми (многоаспектными) и, помимо ос-новной цели, позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навы-ков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение идр.).


В чем состоят оригинальность и эффективность авторской технологии

Традиционные методы логопедической работы сочетаются в книге с новыми, самыми современными приемами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря кото-рым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются. Например: для закрепления мягкого звука ЛЬ (а он, как правило, формируется пер-вым из всех нарушенных звуков) в некоторых логопедических пособиях можно встре-тить следующие стихи:

Отшумели все метели.

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Безусловно, это стихотворение можно использовать в логопедической работе по за-креплению звука ЛЬ, но только в тех случаях, когда остальные звуки произносятся ре-бенком абсолютно правильно. Если же ребенок неверно произносит имеющиеся в тек-сте более сложные звуки Р, РЬ, Ш, С, Щ, то, закрепляя один правильный звук ЛЬ, он одновременно будет закреплять неправильное, искаженное произношение более слож-ных звуков. Такое положение недопустимо!

В книге для подобных случаев предлагаются тексты, в которых отсутствуют более сложные, зачастую неверно произносимые ребенком звуки. Например:

Мы купили липкой глины. Льва и львенка лепит Лина. Лепит олененка Оля, И павлина лепит Толя.

Этот текст свободен от всех звуков, следующих в основном ряду за звуком ЛЬ. Мно-голетняя практика подтверждает, что, заучивая подобные тексты, ребенок легче сосре-дотачивается на формируемом звуке, быстрее его осваивает, освобождается от дополни-тельных трудностей, не закрепляет другие, искаженно произносимые звуки и т. п.

Указанная особенность — только одна из десяти, отличающих авторский подход к исправлению недостатков произношения. Выражаем надежду, что изложенная в книге методика будет по достоинству оценена специалистами, а ее использование поможет любому ребенку говорить более четко, красиво и правильно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.