I этап – ознакомительно-адаптационный (первая неделя).
Студент знакомится с базой практики:
1. Знакомится с организацией работы дошкольного учреждения, должностными обязанностями специалистов, с правилами инормами охраны труда, техники безопасности с целью обеспечения охраны жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.
2. Знакомится с педагогами и детьми.
3. Знакомится с оформлением и оборудованием кабинетов учителей-логопедов, методиста, педагога-психолога, медицинских работников.
4. Изучает порядок приема детей и комплектования групп, знакомится с нормативно-правовыми документами, регулирующими системы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста.
5. Изучает и анализирует документацию учителя-логопеда.
6. Знакомится с опытом работы воспитателя и логопеда с родителями (планы, формы работы).
7. Посещает и анализирует занятия у специалистов и воспитателей (не менее 5 посещений в течение недели).
II этап– диагностико-прогностический (вторая неделя).
Студент овладевает практическими умениями осуществления психолого-педагогического и логопедического обследования детей дошкольного возраста:
- проводит психолого-педагогическое и логопедическое обследование одного ребёнка группы (по рекомендации учителя-логопеда);
- анализирует полученные результаты, формулирует логопедическое заключение, оформляет и заполняет речевую карту обследованного дошкольника, составляет на него психолого-педагогическую характеристику;
- на основе полученных данных и рекомендаций учителя-логопеда и методиста ДОУ составляет план своей педагогической деятельности на весь период практики, где указывает содержание каждого дня по направлениям:
· индивидуальные занятия с детьми;
· подгрупповые занятия;
· фронтальные занятия;
· просмотр и анализ занятий у сокурсников и специалистов;
· проведение зачетных занятий;
· обследование детей, составление карт и психолого-педагогических характеристик на детей;
· ведение тетрадей (на каждого ребенка и тетрадь для заданий воспитателю);
· методическая работа с воспитателями и другими педагогами ДОУ;
· информационно-просветительская работа с родителями;
· работа по подбору и изготовлению методических и дидактических пособий, наглядных и раздаточных материалов;
- наблюдает и участвует в анализе занятий, проводимых воспитателем (1-2 занятия), ведет их фотозапись (примечание: видеозапись можно вести с разрешения воспитателя);
- наблюдает и участвует в анализе занятий, проводимых учителем-логопедом (виды и количество занятий определяются учителем-логопедом с учетом того, какие занятия будут проводиться самим студентом на следующей неделе, но не менее 3 занятий), ведет фотозапись (видеозапись можно вести с разрешения логопеда);
- заполняет дневник практики:
по итогам I и II этапа педагогической практики студент должен предоставить групповому руководителю следующую документацию:
· анализ документации учителя-логопеда (в произвольной форме);
· фотозапись (видеозапись) и анализ 1-2 занятий воспитателя, 3 логопедических занятий (приложения 3, 4);
· анализ форм работы ДОУ с родителями (в произвольной форме);
· протокол проведения психолого-педагогического и логопедического обследования (проведённых студентом) 1 ребёнка (примечание: вместо письменного протокола студент может предоставить видеозапись обследования);
· психолого-педагогическую характеристику, речевую карту на этого ребёнка (1 характеристика, 1 речевая карта с логопедическим заключением и индивидуальным планом коррекционной работы) (приложения 5, 6);
· заполненный дневник практики (приложение 7).
III этап– конструктивный (третья - пятая недели практики).
Студент осуществляет практическую работу в определенной логопедической группе ДОУ в течение 4 часов в день (по режиму работы учителя-логопеда):
- планирует и проводит индивидуальные, подгрупповые фронтальные занятия с детьми в соответствии с сеткой рабочего времени специалиста; до проведения студент составляет подробный конспект логопедического занятия в соответствии с рекомендуемой структурой; конспекты всех занятий обязательно утверждаются учителем-логопедом накануне их проведения;
- наблюдает и анализирует занятия, просмотренные у специалистов и сокурсников;
- ежедневно заполняет необходимую документацию (дневник педагогической практики, тетради логопедических занятий на каждого ребенка, тетрадь взаимодействия с воспитателями и другими педагогами ДОУ);
- проводит консультации и семинары для воспитателей и других педагогов ДОУ;
- планирует и проводит работу с родителями воспитанников (консультации, собрания, беседы и др.);
- изготовляет методические и дидактические пособия, наглядные и раздаточные материалы, необходимые для проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми по заданию специалиста;
- проводит не менее 3-х зачетных занятий детьми (примечание: все занятия логопедические; о дате, времени проведения зачетных занятий студент информирует группового руководителя заранее – не позднее, чем за неделю до занятия);
• по итогам III этапа педагогической практики студент должен предоставить групповому руководителю следующую документацию:
· заполненный дневник практики и дневник аттестации (приложение 8);
· фотозаписи и анализ наблюдаемых занятий;
· конспекты консультаций (семинаров, бесед и т.д.) для воспитателей и других педагогов ДОУ и родителей;
· конспекты всех проведенных студентом занятий (приложения 9, 10).
IV этап– итоговый (шестая неделя практики).
В конце педагогической практики студент отчитывается о результативности своей педагогической деятельности:
- передает учителю-логопеду речевые карты детей, с которыми он занимался, индивидуальные дневники занятий, в которых фиксируется количество проведённых занятий, их содержание, анализ результатов коррекционной работы;
- анализирует свою деятельность, составляет отчет о работе, на основании которого можно судить об уровне его педагогической рефлексии: в отчете указывается:
· как реализованы задачи практики,
· результативность работы,
· замечания и предложения по организации и содержанию практики.
• готовит сдаче всю отчетную документацию.
В конце педагогической практики учителем-логопедом и воспитателем составляется характеристика на каждого студента, которая подписывается заведующей и заверяется печатью ДОУ. Также заверяется печатью дневник педагогической практики.
Отчетная документация
По окончании педагогической практики каждый студент представляет групповому и курсовому руководителю практики следующую документацию:
1. Дневник педагогической практики, содержащий следующие обязательные части:
- индивидуальный план работы студента (на весь период практики, составляется в начале ее прохождения);
- планы работы студента на каждую неделю (составляются в конце каждой предыдущей недели и заверяются специалистом);
- содержание деятельности студента в течение дня (заполняется студентом в конце каждого рабочего дня, заверяется подписью специалиста);
- самоанализ педагогической деятельности (приложение 11).
2. Дневник аттестации студента, содержащий следующие обязательные части:
- темы и конспекты, проведенных студентом занятий;
- краткий самоанализ, проведенных занятий;
- оценка и подпись специалиста за каждое проведенное студентом занятие.
3. Характеристика на студента по итогам практики (с оценкой), заверенная подписью заведующей и печатью ДОУ (составляется учителем-логопедом и воспитателем) (приложение 11).
4. Протоколы (или видеозаписи) психолого-педагогического и логопедического обследования детей, речевая карта и психолого-педагогическая характеристика на 1 ребёнка с нарушениями речи.
5. Конспекты всех занятий, проведенных студентом.
6. Оформленные в печатном виде конспекты 4-х зачетных логопедических занятий с используемой наглядностью.
7. Фотозапись (видеозапись) и анализ просмотренных занятий учителя-логопеда (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных) и воспитателей (всего не менее 4: 1-2 занятия воспитателя и 3 занятия учителя-логопеда).
8. Конспекты (содержание) консультаций, семинаров, бесед с воспитателями, педагогами и родителями (2 конспекта).
9. Анализ форм работы ДОУ с родителями (в произвольной форме) (приложение 12).
10. Анализ документации учителя-логопеда (в произвольной форме) (приложение 13).
11. Список методических, дидактических и наглядных пособий, изготовленных студентом по заданию учителя-логопеда, заверенный методистом ДОУ.
12. Отчет о педагогической практике в дошкольном образовательном учреждении (приложение 14).
13. Студенты обязаны предоставить отчетную документацию групповым руководителям в течение следующей после практики недели, последний день сдачи материалов - пятница первой учебной недели (за сдачу документации после указанного срока, оценка за практику снижается).
14. Таким образом, в процессе педагогической практики в детском дошкольном учреждении студенты практически осваивают все основные аспекты деятельности учителя-логопеда ДОУ. Сформированные в период практики педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов системы специального (коррекционного) образования.
Литература:
1. Астапов В.М., Герасимов Ф.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития. – Л., 1993.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 1994, 1999.
3. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
4. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.
5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования – М.: Айрис-Пресс, 2005.
6. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств.- М.: АСТ-Астрель, 2008.
7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольнмков. – М.: ТЦ_Сфера, 2010.
8. Зайцева Л.А. Методические рекомендации по обследованию заикающихся детей.- Минск: ННО, 2010.
9. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией.- Минск: НМ Центр, 1994.
10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.
11. Исаков А.Ю., Грибова О.Д. Сборник нормативных документов: Специальные коррекционные образовательные учреждения. – М., 1999. – 108 с.
12. Кабанова Т.В., Домнмна О.В. Тестовая диагностика детей 3-6 лет с речевым нарушением. – М.: ГНОМ и Д, 2008.
13. Каше Г.А. Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М., 1978. – С. 7-8.
14. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет.- СПб., 2002.
15. Кисилёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. – М.: Школьная пресса, 2007.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обледование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. –М.: Гном-Пресс, 2000.
17. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. – М.: ТЦ сфера, 2008.
18. Крупенчук О.Л. Речевая карта для лбследования дошкольника. –М.: Литра, 2011.
19. Леонтьев А.А. Исследование детской речи //Основы теории речевой деятельности. – М., 1979.
20. Методические рекомендации к инструкции по приему детей и комплектованию групп дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи. (Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях). – М, 1991. – С. 122.
21. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. – М., 1992.
22. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: Детство-пресс, 2008.
23. Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
24. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство-пресс, 2007.
25. Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых детских садах / Методические рекомендации. – М., 1988.
26. Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред.Т.Н. Ушаковой. – М.. 1965.
27. Типовое положение «О дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». – М, 1970.
28. Ткаченко Т.А. Если ребенок дошкольник плохо говорит. – СПб., 1998.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|