Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности управления в социальной работе 11 глава





Заинтересованность персонала в творческом характере труда создает условия для проявления желания получить максимальные результаты от выделяемых ресурсов на социальные нужды. Одновременно проводятся меры по сокращению нерациональных затрат, максимальному привлечению спонсорской помощи в социальной работе.

В-девятых, заметное влияние на результативность реализации решений оказывает повышение уровня организационной культуры в самих учреждениях социальной работы. Тщательный отбор сотрудников по деловым и моральным качествам, самообучение и взаимное обучение социальных работников способствуют заботливому их отношению к людям, нуждающимся в социальных услугах, обязательности и добросовестности выполнения своих профессиональных обязанностей, Все это являются той базой, которая дополняет искусство руководителя по реализации решений.

В-десятых, с ростом социальной культуры общества формируются общественное мнение о недопустимости иждивенческих настроений и стремление самих клиентов в кратчайшие сроки самостоятельно найти выход из трудной жизненной ситуации. Поэтому при оказании социальных услуг целесообразно комплексное воздействие социальных работников на восприятие населением специфики рыночных отношений. Так при оказании материально-технической и финансовой помощи людям следует оказывать им психологическую поддержку и создавать условия для сокращения сроков реабилитации к трудовой деятельности.



Таким образом, социальная работа представляет собой сложную сферу деятельности, а технология выработки и принятия управленческих решений должна опираться на целый комплекс рекомендаций по повышению эффективности их реализации.

Неточное управленческое решение или недостаточная степень его реализации не только снижает результативность использования выделяемых ресурсов на социальные нужды, но и дискредитирует сами рыночные отношения, которые до настоящего времени считаются наиболее привлекательными для социально-экономического развития, о чем свидетельствует опыт и уровень жизни населения в развитых странах мира.

Вопросы для проверки уровня знаний:



1. Три условиях принадлежности решений к управленческим.

2. Содержание управленческого цикла решения проблем.

3. Типы и характеристика проблемных ситуаций.

4. Этапы работы должностных лиц по разработке решений.

5. Условия и особенности решений по устранению стандартных отклонений.

6. Технология выработки рациональных (оптимальных) решений.

7. Способы восстановления равновесия "организация - среда".

8. Методы решения неожиданных инновационных проблем.

9. Особенности управленческих решений в социальной работе.

10. Способы повышения эффективности реализации управленческих решений.

 


Глава 15. Планирование использования ресурсов в социальной работе

15.1. Эволюция способов использования ресурсов

Деятельность любой организации связана с использованием ресурсов для достижения поставленных целей в соответствии с решением руководителя. Таким образом, основу управления организацией составляет решение руководителя, за реализацию которого и его последствия он несет персональную ответственность. Известно, что к решению руководителя предъявляются два противоречивых требования: высокое качество и минимальные сроки.

Так недостаточно продуманное решение может потребовать неоднократных уточнений, а опоздание с принятием решения обычно приводит к далеко идущим негативным последствиям. Достаточно наглядным примером последствий упущенного времени для принятия решения служат последствия пожара, так как в первые секунды для его погашения достаточно стакана воды, в первые минуты требуется ведро воды, в течение часа - может не хватить бассейна.



Следовательно, решение руководителя должно быть, прежде всего, оперативным, а технология его реализации получает детализацию в процессе планирования, к которому подключается аппарат управления. План в самом общем смысле слова - это "образ чего-либо, модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных целей" (Гор, с 76).

На практике процесс планирования можно рассматривать с двух позиций. В узком смысле планирование это детализация решения руководителя по этапам и срокам выполнения работ, конкретным исполнителям и выделяемым ресурсам. При этом разработанные планом меры, особенно по различным вариантам будущих действий и распределению ресурсов, могут так и не доходить до стадии реализации.

В то же время существует расширенный вариант представлений о процессе планирования, который обусловлен процессным подходом к управлению, предложенным А. Файолем. В частности, он рассматривал управление как серию непрерывных взаимосвязанных действий. По его словам "управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" (Меск, с. 71).

В частности, В.А. Горемыкин (Гор, с. 76) также ориентируется на расширенный вариант планирования, в частности утверждает, что: "Планирование - это процесс разработки и последующего контроля за реализацией плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями". То есть в процесс планирования включается также контроль и устранение отклонений от первоначального порядка действий в зависимости от изменений условий обстановки.

Вместе с тем, процесс управления обычно представляется (Меск, с. 72) в виде четырех функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Бесспорно, прежде чем совершать какие-либо практические действия в организации, руководству необходимо тщательно продумать, а при необходимости и документально оформить план действий, включающий, прежде всего, распределение ресурсов для достижения целей. Вместе с тем в научных взглядах на планирование исторически сложились две крайности (Табл. 15.1) в виде отрицания необходимости планирования или его идеализации.

Исторически первый взрыв научного и практического интереса к управлению связан с публикацией в 1911 г. книги Фредерика У. Тейлора "Принципы научного управления". В начале ХХ века Америка оказалась практические единственной страной, где не существовало государственного регулирования в бизнесе, человек не был связан с происхождением и национальностью, мог проявить трудолюбие и компетентность, реализовать свои способности. Поэтому на первом этапе капиталистических отношений созрели условия для инициативы и быстрого роста темпов производства.

Таблица 15.1.

Эволюция взглядов на использование ресурсов

Сущность этапа Условия Результаты
1. Начало капиталистичес-ких отношений в Америке.   2. Насыщение рынка това-рами, стремление компаний к получению сверхприбыли. 3. Новая экономическая политика (НЭП) в России. 4. Программно-целевое планирование.   5. Жесткое планирование на всех уровнях управления экономикой. 6. Временная централиза-ция управления экономикой.     7. Вынужденная либерали-зация экономики.   8. Гибкое управление смешанной экономикой. Невмешательство государ-ства в экономические проце-ссы. Кризисные явления в эко-номике (великая депрессия в США). Разруха в стране после войны и революции, голод. Реализация в России отде-льных жизненно важных проектов. Отмена частной собствен-ности, национализация имущества. Военные действия, засухи, наводнения, землетрясения, пожары, эпидемии.   Периоды спада деловой активности и кризисных явлений. Периоды поступательного экономического развития. Проявление инициативы, быстрые темпы роста произ-водства. Необходимость государст-венного регулирования экономики. Резкий скачек производст-ва в короткие сроки. Строительство широкой сети электростанций по плану ГОЭЛРО. Низкая производитель-ность труда, трудности внедрения инноваций. Мобилизация экономики на нужды войны или на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Приватизация убыточных производств, оживление экономических процессов. Рациональная степень сочетания бюджетной и коммерческой сферы.

 

Сочетание рыночной свободы с недостаточно насыщенным товарами рынком позволило в этот период резко повысить производительность труда и даже реализовать идею Адама Смита (1723-1790) о саморегулировании поведения продавцов и покупателей под действием "невидимой руки рынка" в виде естественного колебания цены на ресурсы и готовую продукцию.

Так как объективные экономические законы спроса и предложения действуют помимо воли людей, то согласно А. Смиту при рыночных отношениях государство не должно вмешиваться в хозяйственные отношения или свести это вмешательство к минимуму, что ставит под сомнение необходимость планирования.

Следует отметить также положительный опыт временного применения новой экономической политики (НЭП) в России с 21 марта 1921 г., которая показала возможность в течение короткого отрезка времени резко улучшить ситуацию с производством в условиях свободы товарно-денежных отношений, однако по политическим мотивам эксперимент вскоре постепенно был свернут.

Как показал дальнейший опыт стран запада неограниченная свобода в бизнесе не оправдала себя. Так насыщение рынка и стремление коммерческих компаний к получению сверхприбыли начали приводить к перепроизводству товаров (великой депрессии в США в 20-30 гг. ХХ века), появлению кризисных явлений, что потребовало внедрения государственного регулирования социально-экономических рыночных процессов.

Использование планирования как метода решения отдельных жизненно важных проблем путем регулирования социально-экономических процессов связывают (Стр, с. 10) с планом ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), разработку которого относят к концу 1920 г., был принят Совнаркомом 21 декабря 1921 г. На основе этой комиссии в 1921 г. был создан плановый орган страны (Райз, с. 87) - Государственная плановая комиссия (Госплан).

План разработан под руководством Г.М. Кржижановского, этим планом предусматривалось строительство широкой сети тепловых и гидроэлектростанций, в том числе Днепрогэса и двух гидростанций на реке Свирь, перевод промышленных предприятий на использование электрической энергии, а также ее использование в быту. У истоков теории планирования стояли выдающиеся российские ученые Н.Д. Кондратьев, П.А. Сорокин, В.В. Леонтьев.

В эпоху плановой экономики и административно-командной системы проявилась противоположная тенденция - идеализировать планирование экономических процессов. В частности в СССР была разработана и внедрена жесткая иерархическая система планирования, охватывающая все уровни управления, а плановость советской экономики противопоставлялась западной рыночной стихии. Вместе с тем отсутствие экономической заинтересованности и сопротивление внедрению инноваций обусловили отставание от ведущих экономически развитых стран запада, прежде всего, по производительности труда.

При централизованном планировании государство по отношению к предприятиям одновременно выступало в ролях и заказчика, и потребителя, и инвестора. Задачи до предприятий доводились министерствами и ведомствами, а руководство предприятий стремилось как можно больше запросить от органов управления бесплатных государственных ресурсов и иметь дополнительную численность персонала, чтобы достаточно легко выполнить плановые задания (Стр, с. 18), что обусловило расточительность использования ресурсов.

Следует подчеркнуть значение плановой системы в чрезвычайных ситуациях, когда все страны в период второй мировой войны вынуждены были применять временную централизацию управления экономикой и мобилизовать все ресурсы экономики на нужды войны. Аналогичные процессы централизации управления социально-экономическими процессами во всем мире применялись в периоды устранения последствий засух, наводнений, землетрясений, пожаров, эпидемий.

Переход России к рыночным отношениям стал объективно неизбежен по экономическим соображениям и ознаменовался, прежде всего, разрушением иерархической системы планирования производства (Госплан) и снабжения (Госснаб), когда предприятиям самим пришлось осваивать новые условия хозяйственной деятельности. Вначале даже предпринимались попытки противопоставить рынок и план (Гор, с. 7). В последующем на основе теории и мировой практики было установлено, что рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает его в основном в первичное производственное звено.

Один из наиболее известных американских экономистов Джон Кеннет Гэбрейт отмечает: "Экономика обычно функционирует успешно, если государство контролирует около 50% ВВП. В частности, в США доля государственных расходов в ВВП колеблется от 30 до 50%... Поэтому представление о том, что участие государства противоречит нормальной современной рыночной экономики, не соответствует действительности. В условиях кризиса, когда требуются активные действия, инициатива всегда исходит от государства. Когда утверждают, что его роль должна быть сведена к минимуму, то это идеологический постулат, который лишен научной основы. В долговременной перспективе роль государства еще больше увеличивается".

За рубежом использование методов планирования началось в конце 1950-х гг. в Министерстве обороны США по инициативе Роберта Макнамары (Кук, с. 11), зарубежные корпорации стали использовать программно-целевые методы планирования с начала 1960-х гг.

Современная практика использования ресурсов свидетельствует о целесообразности гибкой системы управления, когда в периоды спада деловой активности и появления кризисных явлений предпринимаются меры по либерализации экономики, что позволяет получать оживление экономических процессов, в том числе и за счет приватизации убыточных предприятий или целых отраслей.

В то же время в периоды поступательного экономического развития предпочтительным вариантом признается смешанная экономика, при которой следует находить рациональную степень сочетания предприятий бюджетной и коммерческой сферы с учетом результативности их деятельности и экономного использования ресурсов.

В новых экономических условиях в России около 30% работоспособного населения продолжают работать на предприятиях бюджетной сферы, для которых государство по-прежнему одновременно выступает и как заказчик, и как потребитель, и как инвестор. К числу этих предприятий относятся большинство организаций, выполняющих задачи по социальной поддержке, социальной помощи и социальном обслуживании населения.

Управление в социальной работе в целях повышения качества услуг населению и рационального использования выделяемых ресурсов должно применять современные достижения в планировании использования ограниченных ресурсов в бюджетных предприятиях, а также учитывать накопленный мировой опыт работы предприятий коммерческой сферы, которые наравне в бюджетными учреждениями все шире принимают участие в выполнении заказа по социальной работе.

Превышение социальных потребностей над ресурсными возможностями является характерным для любой экономически развитой страны мира. Поэтому экономия издержек давно стала предметом научных исследований и разработки практических рекомендаций, которые могут частично или полностью реализованы в системе управления социальной работой.

15.2. Методы и модели распределения ограниченных ресурсов

Ведущая закономерность успешной деятельности любой организации в современных условиях состоит в освоении не менее трех видов продукции, работ и услуг, что создает определенную маркетинговую устойчивость при изменениях обстановки во внешней и внутренней среде.

Комплексный учет внешних и внутренних факторов достаточно сложен, так как нередко они имеют противоположную направленность влияния и открывают возможность выбора решения из нескольких или множества альтернатив.

Инструментом сравнения альтернатив деятельности организации может стать универсальный метод SWOT-анализа внешней и внутренней среды. Метод разработан для оценки альтернативных вариантов деятельности коммерческой организации в условиях рыночных отношений, однако он в полной мере может применяться при распределении ограниченных ресурсов в системе социальной работы.

Сущность метода состоит в комплексном обследовании условий деятельности путем выявления сильных и слабых сторон организации, а также рыночных возможностей и угроз. Применительно к каждому возможному виду деятельности организация может иметь различную степень готовности к эффективной деятельности. С учетом имеющихся сильных сторон, а также устранения слабых сторон коммерческая организация может осуществлять выбор наиболее выгодных для нее видов деятельности с учетом открывающихся рыночных возможностей и устранения рыночных угроз.

Специфика управления социальной работой заключается в том, что социальной организации учредителем определяются перечень оказываемых социальных услуг, то есть ее виды деятельности, а также размеры выделяемых ресурсов с учетом численности нуждающихся в районе обслуживания, что и определяет характер внешней среды.

Тем не менее по каждому отдельному виду социальных услуг организация имеет внутренние сильные (СИ) и слабые (СЛ) стороны, а по влиянию внешней среды - благоприятные возможности (В) и рыночные угрозы (У). Таким образом, формируется матрица SWOT-анализа (Рис. 15.1), имеющая четыре варианта распределения ресурсов.

Внешняя среда

В У
Внутренняя СИ среда СЛ
СИВ

СИУ
СЛВ СЛУ

 

Рис. 15.1. Матрица SWOT-анализа внешней и внутренней среды организации

В частности, руководство социальной организации может принимать управленческие решения в следующих ситуациях:

а) СИВ – если сильная социальная организация обладает благоприятными возможностями в определенном виде социальных услуг, то руководство должно максимально концентрировать на этой сфере ресурсы, в том числе имеющийся кадровый потенциал, для освоения, расширения масштабов и повышения качества этой сферы деятельности;

б) СИУ – если сильная социальная организация встретилась с рыночными угрозами в каком-либо виде социальных услуг, то руководство может и должно принять определенные меры по устранению или ослаблению рыночных угроз и не отказываться от ранее выбранного и оправдавшего себя вида социальных услуг;

в) СЛВ – если слабая социальная организация пытается использовать открывающееся возможности в другом новом виде социальных услуг, то руководство должно разрабатывать и реализовывать меры по усилению внутренних ресурсов организации;

г) СЛУ – если слабая или недостаточно сильная социальная организация в определенном виде социальных услуг встретилась с реальными рыночными угрозами, то руководству рекомендуется найти другие альтернативы, совпадающие с ее имеющимся внутренним потенциалом.

Таким образом, на распределение внутренних ресурсов социальной организации могут оказывать влияние следующие основные факторы:

привлекательность возможностей при сохранении допустимой степени риска, которая обычно ограничивается решением высшего руководства;

значимость рыночных угроз и возможность их устранения или ослабления организаторскими действиями руководства с помощью имеющихся ресурсов;

наличие сильных внутренних сторон организации, которые вселяют надежду на оптимистический вариант развития событий;

комплекс мер по усилению слабых сторон организации за счет использования имеющихся резервов;

знание прошлого опыта, который себя оправдал в своей или другой организации и может быть примером для будущего развития;

фактор времени, который может способствовать успеху или стать причиной неудачи организации.

Центральным звеном приспособления внутренней среды социальной организации к изменениям внешнего окружения следует считать:

повышение компетентности руководящего состава, обладающего разносторонними знаниями, накопленным опытом и управленческим искусством;

комплектование квалифицированными и высоконравственными сотрудниками, склонными к сопереживанию и оказанию бескорыстной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

обучение персонала новым социальным технологиям, в том числе с оплатой услуг организацией по ученическим договорам;

формирование здорового морально-психологического климата в трудовом коллективе на основе взаимной требовательности и поддержки.

Рациональному распределению ресурсов социальной организации между видами социальных услуг может способствовать применение матрицы Бостонской консалтинговой фирмы (БКГ), сущность которой заключается в сопоставлении (Рис. 15.2) объема оказываемых социальных услуг и степени их перспективности.

Объем оказываемых социальных услуг

большой малый
Перспектива высокая развития низкая
"Звезда"

"Трудный ребенок"
"Дойная корова" "Собаки"

 

Рис. 15.2. Матрица БКГ социальной организации

В результате сопоставления видов оказываемых социальных услуг и их перспективности формируются четыре возможных варианта принятия решения по распределению внутренних ресурсов социальной организации:

а) "Звезда" - социальная организация оказывает большой объем социальных услуг в перспективном их виде с высоким общественным резонансом, например, передача детей, не имеющих родителей, из детских домов в семьи или создание детских домов семейного типа; руководству рекомендуется максимальные внутренние ресурсы вкладывать в развитие данного вида социальных услуг;

б) "Дойная корова" - хорошо отлаженный вид социальных услуг, но имеющий ограниченную перспективу применения в будущем, например, организация ночлежек для лиц "БОМЖ" или оказание дополнительных платных социальных услуг населению без ущерба для основного вида деятельности; опытных сотрудников из этого вида социальных услуг руководству рекомендуется перемещать в для освоения перспективных видов социальных услуг;

б) "Трудный ребенок" - перспективный вид социальных услуг, который социальная организация только начинает осваивать и обычно испытывает при этом определенные затруднения, например, освоение новых перспективных технологий социальной работы, реабилитация наркозависимых, трудоустройство после отбытия срока заключения, квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями; руководству социальной организации рекомендуется усиливать это участок работы опытными сотрудниками и другими внутренними ресурсами, чтобы в будущем вырастить из него "Звезду";

г) "Собаки" - устаревающие социальные технологии, например, многочисленные детские дома, передача детей приемным родителям за рубежом, пансионаты для престарелых без медицинских услуг, куда богатые и бессовестные дети стремятся определить "мешающих им жить" родителей; руководителям социальных организаций рекомендуется постепенно переходить на современные более эффективные социальные технологии.

В условиях ограниченных ресурсов может найти применение модель фокусирования деятельности социальной организации с помощью модели Майкла Портера. Сущность модели (Рис. 15.3) заключается в сопоставлении объема оказываемых социальных услуг и эффективности их применения.

Так при оказании массовых социальных услуг повышается экономическая эффективность социальной работы, так как снижаются удельные издержки. В то же время при оказании уникальных социальных услуг, например, создании домов ветеранов, резко повышается социальная эффективность деятельности социальных служб.

       
   
 
Уникальные социальные технологии     технологии
 

 

 


Рис. 15.3. Модель Майкла Портера

Создание домов ветеранов в каждом районе Санкт-Петербурга является идеей бывшего губернатора Валентины Матвиенко. Во второй (культурной) столице России многие одинокие, да и не совсем одинокие пожилые люди живут в престижном жилье, которое нередко становится объектом посягательств нечистых на руку коммерческих компаний и не менее нечестных родственников.

Создание ограниченного количества домов ветеранов привело к созданию очереди желающих отдать в муниципальный фонд свою пенсию и жилье взамен на полное престижное бытовое и медицинское обслуживание, а самое главное, социальное общение достойных людей.

Значение модели М. Портера состоит также в том, что снижение объема оказываемых социальных услуг как "лень" приводит к росту удельных издержек на социальную работу. В то же время чрезмерное тиражирование уникальных социальных услуг как "жадность" приводит также к снижению их социальной значимости.

Так создание многочисленных домов ветеранов связано не только с ростом финансирования для их создания, но может также привести к тому, что в них будут содержаться, в том числе и бывшие бомжи, пропившие, прогулявшие и проигравшие все свое имущество. По своему социальному значению уникальные социальные технологии можно приравнять к реализации социальных целевых программ, которые также не должны носить массового характера.

15.3. Программно-целевое планирование в социальной работе

Необходимость процесса планирования в социальной работе обусловлена, прежде всего, превышением потребности над выделяемыми ресурсами на социальные цели. В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" материальные ресурсы (ТСР, с. 126) в системе социальной работы могут выражаться в денежных средствах, продуктах питания, средствах санитарии и гигиены, средствах ухода за детьми, одежде, обуви и других предметах первой необходимости. Законодательство предусматривает также специальные транспортные средства, технические средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Равномерное распределение ограниченных ресурсов по принципу "всем сестрам по серьгам" в социальных системах всегда считалось недопустимым в связи с различными возможностями людей или групп лиц преодолеть трудную жизненную ситуацию. Поэтому в целях определения приоритетов распределения ресурсов технология планирования (Гор, с. 92) может включать ряд последовательных этапов:

выбор долгосрочных и краткосрочных целей, оценка потребностей в ресурсах для их достижения;

сравнение существующих ресурсов и поиск дополнительных источников их пополнения;

разработка и оценка альтернатив практических действий по критериям качества, затрат и сроков их реализации;

выбор варианта деятельности организации, основанного на оценочных выводах;

разработка плана действий, определение исполнителей, сроков выполнения заданий;

доведение задач до исполнителей, подготовка ресурсов, консультирование по способам действий, оценка промежуточных результатов, внесение необходимых корректив в планы, маневр ресурсами.

Важность системы планирования в социальной работе обусловлена четырьмя основными требованиями (ТСР, с. 276), которые заключаются в том, что организация должна быть:

результативной, обеспечивая в полном объеме и качественно выполнение задач по своему основному предназначению;

эффективной, сокращая до минимума стоимость социальных услуг, затрат на оснащение и издержек на обеспечение своей внутренней деятельности;

ответственной, самостоятельно контролировать результаты своей деятельности и быть открытой для общественного контроля;

нравственной, соблюдая этику взаимоотношений с клиентами социальной работы, органами власти и общественностью.

Таким требованиям в наибольшей степени соответствует программно-целевое планирование, которое характерно для условий развития и заключается в постановке долгосрочных целей и задач, определении потребности в ресурсах для их реализации, распределении ресурсов по основным направлениям деятельности, разработке программ действий по адаптации организации к условиям внешней среды.

Программа (от греч. programma - публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом общем смысле слова (Райз, с.6) означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях.

Первичным звеном программно-целевого планирования в социальной работе являются наиболее общественно-значимые и приоритетные цели социально-экономического развития страны, аккумулированные в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию с учетом выделяемых ресурсов из федерального и региональных бюджетов.

В подготовке материалов для послания Президента принимают участие федеральные органы представительной и исполнительной власти, а также представители общественности. Ряд инициатив может исходить из региональных и местных органов власти с учетом остроты социально-экономических проблем на местах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.