Сделай Сам Свою Работу на 5

Произошли два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, то есть его интериоризация. В результате стал возможен акт произвольного





Внимания.

Описанный эксперимент —простая и прозрачная модель того, что

постоянно происходит в воспитании ребенка. Взрослые фактически непрерывно

направляют внимание ребенка на новые предметы, явления,

события, правила поведения, способы действия, человеческие ценности

и пр. Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка,

приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутренним

достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых

к детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.

 

Проблема обучения и развития

ЕСЛИ бы нашу планету вдруг постигла катастрофа, в результате которой

остались бы в живых только маленькие дети, то хотя человеческий

род и не прекратил бы своего существования, но история человечества

неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы

физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых

поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными,

художественные произведения утратили бы свою эстетическую

ценность и привлекательность. История человечества должна



была бы начаться вновь.

Движение истории, как и психическое развитие конкретного ребенка,

невозможно без активной передачи новым поколениям достижений

человеческой культуры. Причем сами эти достижения в их физической

форме мертвы и беспомощны. Они могут быть переданы новым поколениям

только через посредничество живых людей, уже впитавшихв себя дух культуры и способных раскрыть его для ребенка. Посредниками

Между ребенком и идеальными формами культуры являются

взрослые. Процесс этого посредничества в широком смысле и является

процессом обучения. Далеко не всегда этот процесс осуществляется

организованно и целенаправленно. Очень часто обучение происходит

стихийно: ребенок учится играть, говорить, рассуждать или слушать

музыку, вовсе не подозревая, что он учится. Но во всех случаях он не

просто действует с предметами или воспринимает сенсорные стимулы,

но с помощью взрослого открывает для себя их человеческий смысл

и тем самым приобщается к человеческому способу жизни. Д. Б. Элько-



нин определял обучение как процесс взаимодействия ребенка с идеальной

формой, опосредованный взрослым (1989, с. 37). В этом определении

схвачено самое главное. Обучение — это не формирование навыков и не

передача информации, а взаимодействие ребенка с культурным смыслом

и значением, которые существуют в идеальной форме.

Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных

для детской психологии, но решалась она по-разному, в зависимости от

исходных представлений о сущности детского развития.

Существует

три основных подхода к решению этой проблемы.

 

П е р в ы й из них принадлежит Ж. Пиаже. Как мы уже знаем, он

понимал психическое развитие прежде всего как развитие интеллекта,

которое осуществляется в результате созревания когнитивных структур,

как переход от одной стадии к другой. Если интеллект ребенка

недостаточно развит, с этим ничего поделать нельзя, и обучать его можно,

только опираясь на тот уровень, которого он уже достиг. Поэтому

обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за

развитием, несколько отставая от него.

 

В т о р о й подход реализуется в бихевиоризме, где процессы обучения

и развитии практически отождествляются. Поскольку в этом направлении

развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению

навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два

процесса идут параллельно.

 

Т р е т и й подход к решению этой проблемы связан с именем Л. С. Выготского.

Согласно его представлениям, обучение не должно приспосабливаться



к развитию и ≪плестись у него в хвосте≫. Конечно, обучение

должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы

на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше,

чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Поэтому обучение

должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

 

Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения

Л. С. Выготский отразил в понятии ≪зона ближайшего развития≫.

Мы уже говорили о том, что, овладевая каким-либо новым действием,

ребенок сначала выполняет его вместе со взрослым и с его помощью,

а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может

вместе со взрослым (при его показе, руководстве, указаниях и пр.), и тем,

что доступно ему в самостоятельной деятельности, и образует зону его

ближайшего развития. Это понятие имеет огромное значение при диагностике

уровня развития ребенка. При выявлении этого уровня нельзя

ограничиться определением того, что ребенок может в данный момент.

Необходимо выяснить то, что находится в зоне его ближайшего

развития, то есть то, что он может вместе со взрослым. Поскольку то,

что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он будет делать

самостоятельно. Величина зоны ближайшего развития — важный

показатель обучаемости ребенка, того ≪запаса развития≫, который он

Имеет в настоящее время.

Только такое обучение можно считать хорошим, которое создает

Зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него. Каждый

Новый шаг в обучении использует зону ближайшего развития ребенка

И одновременно создает новую, которая становится предпосылкой для

Дальнейшего обучения. Через хорошо поставленное развивающее обучение

Можно сформировать более полное и расчлененное восприятие,

Новые умственные действия детей, создать художественные способности

и пр. Многочисленные психолого-педагогические исследования

и экспериментальное обучение дошкольников по новым программам

доказывают поистине огромное влияние обучения на психическое развитие

детей. Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему

угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами.

И далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, так

как между обучением и развитием стоит собственная деятельность

ребенка.

 

Понятие ведущей деятельности

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий

взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое

отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.

Деятельность человека — это не просто его внешняя активность,

она обязательно включает внутренний, психологический пласт.

Категория

деятельности является одной из фундаментальных психологических

категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее

полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах

А. Н. Леонтьева.

Термином ≪деятельность≫ А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы,

в которых выражается и осуществляется то или иное отношение

человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности.

Именно деятельность ребенка определяет его психическое

Развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка

множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую

роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости

развития психики не от деятельности вообще, а от главной,

ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным,

ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности,

определенным, ведущим типом деятельности. Признаком

Ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели,

То есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность —

это такая деятельность, в которой:

• происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;

• развивается личность ребенка в целом;

• зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра,

которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря

ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.

Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в части IV нашей книги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.