Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные дидактические концепции.





Современные исследователи выделяют три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, теорий ученых. Это разделение произведено по тому, как понимается предмет дидактики - процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.Коменский, И.Песталоцци и в особенности И.Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.
В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Джона Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая - теории периода реформ в педагогике в начале 20 века.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), когнитивная психология (Джером Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80 годы в России.



Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, формы, методы, средства результаты (продукты) обучения.

Процесс обучения- это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Процесс обучения характеризуется двухсторонностью: преподавание, деятельность учителя, и учение - деятельность учеников и активностью. Познавательная активность учащихся является важным условием осуществления процесса обучения.

Цель преподавания – организация эффективного учения в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного движения и развития.



Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их знаний, развития; мотивами, способами деятельности, которыми они владеют). Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет следующие функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве.
Образовательная функциясостоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности.
Воспитательная функциясостоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.
Развивающая функцияобучения. Обучение ведет за собой развитие (Л.С.Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства.

Процесс обучения имеет свою структуру.

1. Ее ведущим элементом является цель. Учитель, как организатор учебного процесса, всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится при обучении детей. Главная цель обучения – подготовить человека к жизни так, чтобы он смог максимально реализовать свои возможности. Ориентируясь на главную цель, педагог ставит перед собой частные задачи по обеспечению усвоения школьниками конкретной суммы ЗУН.



2. Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого разворачивается педагогическое действие, является содержаниеусваиваемого детьми материала. Содержание материала, с одной стороны, объект передачи, работы учителя, с другой стороны – предмет познания, деятельности детей. Оно же выступает и средством развития умственных сил, источником образования умений и навыков.

3. Центральной фигурой процесса обучения является учитель – носитель содержания образования, организатор всей познавательной деятельности детей. Он приобретает сумму объективных ЗУН и организует их передачу учащимся.

4. Главным участником учебного процесса является сам ребенок, учащийся.Он тот субъект педагогического процесса, ради которого создается процесс обучения и где он вступает в познавательные отношения с учителем.

5. Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив, класс как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания.

6. Методы обучения.Это способы обучающего взаимодействия учителя и учащихся (Каким способом передается материал – объяснение, рассказ). Любой метод эффективен только тогда, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению метода преподавания в способ познавательной деятельности учащихся. Т.е. метод обучения – это способ работы учителя и организации учебной работы учащихся.

7. Формы обучения. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организованную в пространстве совместную познавательную деятельность учителя и учащихся. Форма обучения связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения и порядком его осуществления. Она характеризует внешнюю сторону обучения.

8. Элементом структуры процесса обучения является и самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работаучащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию.

9. Важное место в структуре процесса обучения занимает практическое применение ЗУН. Этот элемент дает возможность проверить качество усвоения теоретического материала.

10. Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества ЗУН учащихся, т.е. педагогическая диагностика направлена на получение обратной информации об эффективности процесса обучения. Она помогает учителю вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности развития учащихся.

 

ТЕМА: «СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

ПЛАН

I. Понятие «содержание образования» и требования, определяющие формирование содержания образования.

II. Компоненты содержания образования.

III. Документы, определяющие содержание образования.

IV. Структура содержания учебного процесса.

 

Ι. Понятие «содержание образования» и требования, определяющие формирование содержания образования.

 

Содержание учебного процесса представляет собой конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из тех, которые накоплены человечеством.

Под содержанием образованияпонимается система знаний и умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание общего образования составляет основу для развития учащихся, для формирования их мышления, познавательных интересов и для их подготовки к трудовой деятельности (Сластенин).

Основным источником содержания образования является культуракак совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством. Это: наука и производство, опыт общественных отношений, искусство, духовные ценности, проявляющиеся в отношении людей к природе, между собой и к самим себе. Весь этот материал культуры подвергается специальной (психолого-педагогической) переработке и становится предметом изучения в школе.

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

Содержание образования, таким образом, должно отвечать одновременно интересам общества и развивать способности каждого ребенка.

 

ΙΙ. Компоненты содержания образования.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря чему будет обеспечен уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений, во-вторых, задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной политике.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Наряду с законом «Об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталоны при оценке качества основных сторон образования.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в десять лет, устанавливаются федеральным законом, являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

Государственным образовательным стандартом нормируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню выпускников.

Определение содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательного учреждения. Вот почему в Госстандарте общего среднего образования выделяют три уровня (компонента): федеральный, национально-региональный, школьный.

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Это неизменная часть стандарта.

Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д.).

Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения. Национально-региональный и школьный компоненты – вариативные составляющие, которые систематически обновляются.

Федеральный и национально-региональный компоненты включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

 

Ш. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Учебные планы. Госстандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документов для финансирования школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть Госстандарта охватывает следующий круг нормативов:

Ø продолжительность обучения (в учебных годах) – общая и по каждой из ее ступеней;

Ø недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

Ø максимальная обязательная недельная нагрузка для учащихся, включающая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

Ø суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе БУП и утверждаются Министерством образования и науки РФ.

Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов БУП, существуют два типа учебных планов школы.

Собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (может быть принят один из типовых учебных планов).

Рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическом советом школы ежегодно.

2. Учебные программы. Содержание образования, представленное в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями.

На уровне учебного предмета содержание образования предполагает работу над отдельными его элементами, определение их целей и функций в целостном контексте стандарта. На этом же уровне формируется и конкретизируется представление об основных формах реализации содержания учебного предмета в педагогическом процессе, последовательно фиксируемого в соответствующих нормативных документах – учебных программах.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебная программа выполняет ряд функций:

v Описательная – является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета;

v Идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения;

v Регулирующая или организационно-методическая – организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения.

Учебные программы могут типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору или факультативах.

Общая структура учебных программ в основном содержат три элемента.

1) Объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

2) Собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий;

3) Некоторые методические указания, касающиеся оценки ЗУН.

 

3. Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

 

Тема: МЕТОДЫ , СРЕДСТВА и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Понятие «метод обучения».

2. Характеристика отдельных методов обучения.

3. Дидактические средства.

4. Формы организации обучения.

Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися ЗУН и на их развитие. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система.

В настоящее время существует множество классификаций методов обучения:

1. Традиционная классификация методов обучения, беру­щая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего при­знака выделяемых в ней методов берется источник знаний. В класси­фикации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих об­щих методов имеет модификации (способы выражения).

Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод
Опыт Иллюстрация Объяснение Чтение Просмотр
Упражнение Демонстрация Разъяснение Изучение Обучение
Учебно-произво- Наблюдения Рассказ Реформирование Упражнения
дительный труд учащихся Беседа Беглый просмотр под контролем
    Инструктаж Цитирование «электронного
    Лекция Изложение учителя»
    Дискуссия Составление Контроль
    Диспут плана  
      Конспектиро-  
      вание  

2. Классификация методов по типу (характеру) познаватель­ной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познава­тельной деятельности — это уровень самостоятельности (напря­женности познавательной деятельности), которого достигают
учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
В данной классификации выделяют следующие методы:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецеп­тивный);

• репродуктивный;

• проблемное изложение;

• частично-поисковый (эвристический);

• исследовательский.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учитель разными средствами предъявляет учебный материал, а ученики воспринимают ее, осознают и запоминают. Знания даются в «готовом» виде.

2. Репродуктивный метод.К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Учитель составляет задания для учеников на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, упражнения, воспроизведение опытов и др.). Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения.Учитель, прежде, чем излагать материал, ставит проблему, формулирует задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики становятся как бы свидетелями и соучастниками поиска: следя за логикой изложения, они усваивают этапы решения всей проблемы. Они – слушатели, но не пассивные.

4. Частично-поисковый или эвристический метод.Заключается в организации активного поиска решения познавательных задач или под руководством учителя, или на основе эвристических программ и указаний. Цель метода – постепенное привлечение учащихся к самостоятельному решению проблемы.

5. Исследовательский метод.Учитель ставит исследовательские задания, проблемные ситуации, а ученики их самостоятельно решают с последующим контролем педагога. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Исследовательский метод обеспечивает творческую деятельность учащихся.

3. Широкое распространение в дидактике последних де­сятилетий получила классификация методов обучения, предло­женная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяют три боль­шие группы методов обучения:

• методы организации и осуществления учебно-познаватель­ной деятельности (по источникам: словесные, наглядные, практические; по логике обучения: индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические; по способу мышления: репродуктивные и проблемно-поисковые; по способу руководства: методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

• методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности в учении);

• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учеб­но-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений. Строгой классификации средств обучения нет. Часто в качестве классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае средства подразделяются на:

· визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;

· аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.;

· аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение

 

Классификация средств обучения Винценте Оконя,в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.:

 

А. Простые средства

1. Словесные средства: учебники и другие тексты;

2. Визуальные средства: реальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.

Б. Сложные средства

3. Механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств: фотоаппарат, диаскоп, микроскоп, телескоп.

4. Аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы – проигрыватель, магнитофон, радио.

5. Аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм, телевидение, видеомагнитофон.

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.