Сделай Сам Свою Работу на 5

Расходов федерального бюджета





ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Переход бюджетных организаций на казначейское обслуживание

Исполнение бюджета в России и контроль за поступлением и расходованием государственных средств до 1917г. осуществля­лись казначейскими учреждениями, а после 1917 г. — созданны­ми на их основе приходно-расходными кассами Наркомфина. С середины 20-х годов казначейские органы были подчинены Го­сударственному банку, одновременно с этим на него были возло­жены функции по исполнению бюджета.

До 1991 г. Госбанк СССР с его сетью на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов государственного бюджета. Но с развитием системы коммерческих банков контроль за бюджетными средствами практически прекратился на стадии ведомственного распределения средств бюджета.

Кроме того, с законодательным закреплением самостоятельно­сти бюджетов адмимистративно-территориальных и национальных образований финансовые органы субъектов Федерации основное внимание в своей работе стали уделять исполнению собственных бюджетов, не контролируя правильность и целевое использование средств федерального бюджета.



В результате бюджетная дисциплина резко ослабла. Все это предопределило настоятельную необходимость создания новой системы контроля денежных потоков в бюджетной системе, в ка­честве основы которой вновь стало казначейство.

Система Федерального казначейства в основном была создана к 1997 г. Указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» предписывал в целях укрепления государственной фи­нансовой дисциплины, проведения единой бюджетной политики, усиления контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета правительству РФ принять меры по ускорению перехода на каз­начейскую систему исполнения федерального бюджета, обеспечив завершение этой работы не позднее 1 января 1998 г.

В 1997 г. начался массовый перевод на обслуживание в казна­чейство всех бюджетных организаций, получающих финансиро­вание из федерального бюджета.



Осуществляемый перевод регулировался постановлением Пра­вительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ускоре­нию перехода на казначейскую систему исполнения федерально­го бюджета». Постановление устанавливало основы финансирова­ния расходов федерального бюджета, в соответствии с которыми:

• получатели средств федерального бюджета имеют право осу­ществлять расходование средств исключительно на основании до­веденных до них лимитов бюджетных обязательств, формируемых на срок до трех месяцев исходя из утвержденного федерального бюджета;

• принятие получателем средств федерального бюджета обяза­тельств по осуществлению расходов и платежей осуществляется в течение срока действия установленных для них лимитов; лими­ты не препятствуют заключению договоров на поставку продук­ции (услуг) или заключению трудовых соглашений на более дли­тельный срок;

• оплата обязательств федерального бюджета по осуществлению расходов, за исключением расходов в форме бюджетных ссуд, в том числе предоставляемых для финансирования инвестицион­ных проектов и программ конверсии оборонной промышленнос­ти, осуществляется после документального подтверждения надле­жащей реализации договоров на поставку продукции, выполне­ние работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений;

• средства федерального бюджета, закрепленные за их главны­ми распорядителями, доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств на основании реестров на финансирование, без зачисления их на счета соответствующих главных, нижестоя­щих распорядителей и получателей средств федерального бюдже­та в банках.



Для обслуживания бюджетных организаций в структурах фе­дерального казначейства открываются лицевые счета. Лицевой счет бюджетной организации в Федеральном казначействе — ре­гистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете операций по поступле­нию и расходованию бюджетных или внебюджетных средств.

Лицевые счета, открываемые для бюджетных организаций в Федеральном казначействе, по источнику зачисляемых средств делятся на два вида:

• лицевые счета по учету финансирования из федерального бюджета;

• лицевые счета по учету средств, полученных от предприни­мательской и иной приносящей доход деятельности, осуществля­емой бюджетными организациями.

 

Лицевые счета для учета операций по исполнению

расходов федерального бюджета

Открытие лицевых счетов бюджетных организаций в органах Федерального казначейства регулировалось письмом Минфина и ЦБ РФ, зарегистрированным в Минюсте 4 июня 1997 г. за № 1319 «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов ор­ганов федерального казначейства в условиях финансирования рас­порядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства».

Письмо издано в соответствии с поэтапным переходом на фи­нансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей средств, открываемые в управлениях Федерально­го казначейства по субъектам РФ, отделениях Федерального каз­начейства.

Органам федерального казначейства в ЦБ РФ или уполномо­ченных банках открываются счета, т.е. клиентами банка являют­ся органы Федерального казначейства и с ними заключается до­говор банковского счета, а не непосредственно с бюджетными организациями. Операции по лицевым счетам, открытым в каз­начействе бюджетным организациям, осуществляют казначейство и его структуры самостоятельно. За несвоевременное отражение операций по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств, открытым в казначействе, банк ответственности не несет.

Перечисление средств с лицевых счетов органов казначейства осуществляется по платежным поручениям этих органов. Для финансирования расходов по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств, открытых в органах казначейства, органы казначейства представляют в банк платежные поручения.

Платежные поручения могут быть оформлены отдельно на каж­дого получателя или на несколько получателей, если они обслу­живаются одним банком с использованием сводного платежного поручения.

Платежные поручения отдельно на каждого получателя офор­мляются в установленном порядке. В графе «плательщик» указы­ваются идентификационный номер и наименование органа Феде­рального казначейства, в скобках указывается наименование рас­порядителя бюджетных средств.

Сводные платежные поручения оформляются в двух экземпля­рах с учетом следующих особенностей: приложениями к сводно­му платежному поручению являются два экземпляра (2-й и 3-й) платежных поручений органа казначейства, в которых в графе «плательщик» должен быть указан соответствующий орган Феде­рального казначейства (его ИНН и наименование).

К каждому экземпляру сводного платежного поручения при­лагается опись расчетных документов органа казначейства. Свод­ное платежное поручение составляется отдельно на каждое учреж­дение банка, в котором открыты счета получателей средств, под­писывается руководителем и главным бухгалтером казначейства и заверяется печатью.

Сводные платежные поручения на перечисления платежей в бюджет формируются отдельно по бюджетам и по каждому виду платежа.

Банк не контролирует целевое использование средств по сче­там казначейства.

Кассовое обслуживание счетов по учету средств федерального бюджета, открытых органам Федерального казначейства.Кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств, имеющих счета в органах Федерального казначейства, осуществляют кредитные организации, которые ведут счета соответствующих органов Фе­дерального казначейства.

Для этого кредитная организация заключает с Федеральным казначейством договор, в котором предусматриваются прием и выдача наличных денег распорядителям бюджетных средств с лицевых счетов.

Кредитная организация выдает органу казначейства необходи­мое количество чековых денежных книжек.

Выдача наличных денег из кассы кредитного учреждения рас­порядителю бюджетных средств производится на основе чека, на оборотной стороне которого проставляется наименование распо­рядителя бюджетных средств. На чеке должны быть обязательно указаны паспортные данные представителя распорядителя бюд­жетных средств. Сумма, указанная в чеке, списывается со счета казначейства.

Прием денег в кассу банка производится от представителя рас­порядителя бюджетных средств по объявлению на взнос наличны­ми для зачисления на счет казначейства. В графе «получатель» ука­зывается орган казначейства (в скобках указывается наименование распорядителя бюджетных средств, внесшего денежные средства).

Очередность списания средств со счета бюджета или лицевых счетов получателей бюджетных средств регулируется ст. 255 БК РФ.

Первая очередь— списание по судебным актам для удовлетво­рений требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан.

Вторая очередь— списание по судебным актам для возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, их должностных лиц.

Третья очередь— возврат излишне уплаченных и ошибочно за­численных доходов в бюджет.

Четвертая очередь— обслуживание и погашение государствен­ного долга.

Пятая очередь— прочие.

Минфин РФ своим приказом от 30 декабря 1999 г. № 106н утвердил Инструкцию о порядке открытия и ведения территори­альными органами Федерального казначейства Минфина РФ ли­цевых счетов для учета операций по исполнению расходов феде­рального бюджета.

В соответствии с этой инструкцией для учета операций по ис­полнению расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие лицевые счета:

• лицевой счет, предназначенный для учета операций главного распорядителя средств и распорядителя средств по распределению и доведению объемов лимитов бюджетных обязательств и финан­сирования распорядителям и получателям средств, находящихся в их ведении (сокращенно — лицевой счет распорядителя средств);

• лицевой счет, предназначенный для учета операций по от­ражению распределения и доведения до нижестоящих органов Фе­дерального казначейства объемов лимитов бюджетных обяза­тельств и финансирования по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Минфин РФ (сокращенно — распорядительный лицевой счет органа Федераль­ного казначейства);

• лицевой счет, предназначенный для учета сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осу­ществляемых при исполнении смет доходов и расходов получате­лей средств федерального бюджета (сокращенно — лицевой счет получателя средств);

• в лицевой счет, предназначенный для учета операций по от­ражению объемов лимитов бюджетных обязательств и финанси­рования, кассовых расходов по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Минфин РФ (сокращенно — лицевой счет органа Федерального казначейства);

• лицевой счет, предназначенный для учета операций при рас­ходовании наличных денег обособленным подразделением (сокра­щенно — лицевой счет обособленного подразделения).

При открытии лицевых счетов им присваивают специальный учетный номер, который должен однозначно определять его при­надлежность к конкретному получателю средств (обособленному подразделению) и соответствовать характеру операций, учитыва­емых на данном счете.

Открытие лицевых счетчиков. Распорядителям и получателям средств, обособленным подразделениям лицевые счета открыва­ются в органах Федерального казначейства по месту их нахожде­ния. Открытие лицевого счета в органе Федерального казначей­ства, обслуживающим иное административно-территориальное образование, допускается в исключительных случаях с разреше­ния руководителя вышестоящего органа Федерального казначей­ства.

Каждой бюджетной организации или ее обособленному подраз­делению может быть открыт только один лицевой счет соответ­ствующего вида. При открытии лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств орган Федераль­ного казначейства заключает договор об обслуживании лицевого счета распорядителя средств и (или) договор об обслуживании лицевого счета получателя средств, в котором определены права и обязанности сторон. При открытии лицевого счета обособлен­ному подразделению договор об обслуживании не заключается.

Открытие лицевых счетов осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера органа Федерально­го казначейства на заявлении об открытии лицевого счета после представления в орган Федерального казначейства документов, необходимых для оформления открытия соответствующего лице­вого счета.

Главным распорядителям средств лицевые счета распорядите­лей средств открываются в Главном управлении Федерального казначейства Минфина РФ или в органах Федерального казначей­ства в порядке, устанавливаемом Минфином РФ.

Указанные счета открываются на основании сводной бюджет­ной росписи федерального бюджета на соответствующий финан­совый год. Каждому главному распорядителю средств открывает­ся только один лицевой счет распорядителя средств.

Основанием для открытия лицевого счета распорядителя средств является правоустанавливающий учредительный документ (положение, устав), в соответствии с которым данному распоря­дителю средств предоставлено право распределения доведенных главным или вышестоящим распорядителем средств утвержден­ных бюджетных ассигнований, объемов лимитов бюджетных обя­зательств и финансирования до нижестоящих распорядителей средств и получателей средств, находящихся в его непосредствен­ном ведении.

При открытии лицевого счета получателя средств органу госу­дарственной власти РФ, его главному управлению, управлению, финансовому органу, в орган Федерального казначейства пред­ставляются только заявление на открытие лицевого счета и кар­точка образцов подписей и оттиска печати. Распорядительный лицевой счет и лицевой счет органа Федерального казначейства открываются после присвоения им учетных номеров и после по­лучения уведомлений (расходных расписаний) вышестоящего органа Федерального казначейства.

Лицевой счет обособленного подразделения открывается обо­собленному подразделению на основании письменного обращения юридического лица, создавшего данное обособленное подразделе­ние. На лицевом счете обособленного подразделения отражаются операции по выдаче наличными деньгами сумм, поступивших на основании платежного поручения юридического лица на выпла­ту заработной платы, стипендий, командировочных расходов, приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей, оплату почтово-телеграфных расходов, других расходов, перечень которых устанавливает юридическое лицо.

Закрытие лицевых счетов.Лицевые счета закрываются органом Федерального казначейства в следующих случаях:

а) по заявлению клиента в связи с реорганизацией, изменением подчиненности, завершением работы ликвидационной комиссии;

б) по окончании финансового года, если в течение данного финансового года операции по лицевому счету не производились;

в) в иных случаях, предусмотренных нормативными правовы­ми актами Минфина РФ.

В случае закрытия лицевого счета клиента, обслуживающий его орган Федерального казначейства должен произвести на дату за­крытия счета выверку движения и остатков сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, принятых денежных обязательств, оплата которых осуществляет­ся за счет средств федерального бюджета, кассового расхода с на­чала финансового года по день закрытия счета включительно. Результаты выверки оформляются актом, который утверждается руководителями органа Федерального казначейства и клиента.

Проведение операций по лицевым счетам.Объемы лимитов бюд­жетных обязательств и финансирования, доведенные уведомлениями (расходными расписаниями) главного (вышестоящего) рас­порядителя средств, и их распределение между нижестоящими распорядителями и получателями средств отражаются на соответ­ствующих лицевых счетах распорядителей средств и лицевых сче­тах получателей средств в структуре показателей бюджетной клас­сификации РФ.

При поступлении уведомления (расходного расписания) глав­ного (вышестоящего) распорядителя средств орган Федерального казначейства в день их поступления отражает доведенные объе­мы лимитов бюджетных обязательств и (или) финансирования на лицевом счете распорядителя средств или лицевом счете получа­теля средств и не позднее следующего операционного дня выдает клиенту выписку из его лицевого счета с приложением копии поступившего уведомления (расходного расписания) с отметкой органа Федерального казначейства либо возвращает уведомление неисполненным с письменным обоснованием причин возврата.

Нижестоящие распорядители средств, получатели средств и органы Федерального казначейства не вправе вносить измене­ния в уведомления (расходные расписания) вышестоящих распо­рядителей средств.

Однако Минфин РФ в своем письме от 25 августа 2000 г. № 03-18–03/161 «О предоставлении в органы Федерального каз­начейства уведомлений о лимитах бюджетных обязательств» ука­зал, что в течение финансового года главные распорядители и рас­порядители средств федерального бюджета могут осуществлять уточнение лимитов бюджетных обязательств, находящимся в их ведении, получателям средств федерального бюджета.

При перераспределении главными распорядителями и распо­рядителями средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств между находящимися в их ведении получателями средств федерального бюджета кассовый расход с начала года, числящийся на лицевых счетах последних, а также объем постав­ленных на учет в органах Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, не должны превышать уточненных годовых лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.

Документы, подтверждающие наличие у получатели средств денежных обязательств, возникших в результате заключения до­говоров (соглашений, контрактов) с исполнителями работ (услуг), оплата которых производится за счет средств федерального бюд­жета, подлежат обязательному представлению в органы Федераль­ного казначейства в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 13 августа 1999 г. № 55н «Об утверждении Правил учета территориальными органами федерального казначейства обяза­тельств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета» для отражения этих обязательств на лицевом счете по­лучателя средств по соответствующим показателям бюджетной классификации РФ.

Процедура осуществления кассового расхода за счет средств федерального бюджета состоит в передаче органом Федерального казначейства в учреждение банка представленных бюджетной организацией расчетно-денежных документов и списании учреж­дением банка сумм платежей со счета органа Федерального каз­начейства с отражением операций на лицевом счете соответству­ющего получателя средств в соответствии с показателями бюджет­ной классификации РФ.

Орган Федерального казначейства при наличии у получателя средств, принятых денежных обязательств, после проверки рас­четно-денежных документов и документов, подтверждающих факт выполнения работ (услуг) или поставки товаров, утвержденных получателем средств, представляет в учреждение банка расчетно-денежные документы для осуществления им платежа со счета органа Федерального казначейства на банковские счета исполни­телей работ (услуг) и отражает кассовый расход на лицевом счете получателя средств.

Авансирование работ согласно условиям договора разрешает­ся только в случаях, предусмотренных действующим законода­тельством РФ.

Суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя средств при исполнении сметы доходов и расходов текущего финансового года, учитываются на лицевом счете полу­чателя средств как восстановление кассового расхода с отражением по тем показателям бюджетной классификации РФ, по которым был произведен кассовый расход.

При этом в платежном поручении дебитора обязательно долж­на содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения клиента, на основании которого орган Федерального казначейства ранее осуществил данный платеж либо указаны иные причины возврата средств.

Расчетно-денежные документы на осуществление кассового расхода принимаются от получателя средств только в пределах объемов финансирования. Исключение составляют платежные поручения получателя средств на перечисление сумм в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Органы Федерального казначейства исходя из содержания расчетно-денежного документа, представленного получателем средств, проверяют, не производятся ли получателем средства операции, на­рушающие целевое использование бюджетных средств либо отно­сящиеся к авансовым платежам, не предусмотренных законодатель­ством РФ.

С момента открытия обособленным подразделениям лицевых счетов в органах Федерального казначейства не допускается пе­речисление средств федерального бюджета юридическими лица­ми, их создавшими, или их вышестоящими распорядителями средств на счета обособленных подразделений, открытые им в учреждениях банков.

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, представляет в орган Федерального казначейства по месту откры­тия своего лицевого счета получателя средств платежные поруче­ния на перечисление сумм, подлежащих зачислению на лицевой счет обособленного подразделения.

На основании выписки учреждения банка, обслуживающего счет органа Федерального казначейства, сумма, указанная в пла­тежном поручении юридического лица, отражается на лицевом счете получателя средств юридического лица как кассовый расход, а на лицевом счете обособленного подразделения отражается за­числение этой суммы для расходования наличными деньгами на счет органа Федерального казначейства, в котором открыт лице­вой счет обособленного подразделения.

Обособленные подразделения осуществляют расходование за­численных на их лицевые счета сумм на основании чеков на по­лучение наличных денег в строгом соответствии с бюджетными назначениями, указанными в платежных поручениях.

По состоянию на 1 января наличие неиспользованного остат­ка средств на лицевом счете обособленного подразделения не до­пускается. Орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета обособленного подразделения при наличии остат­ка, не позднее 25 декабря подготавливает платежное поручение на перечисление суммы остатка средств, с последующим отражени­ем этой операции на лицевом счете обособленного подразделения, на счет органа Федерального казначейства, по месту открытия лицевого счета получателя средств юридического лица его создав­шего.

Сумма остатка, поступившая на счет органа Федерального каз­начейства по месту открытия юридическому лицу лицевого счета получателя средств, отражается на этом лицевом счете как восста­новление кассового расхода.

Лицевые счета ведутся органами Федерального казначейства по форме, устанавливаемой Минфином РФ.

На лицевых счетах нарастающим итогом с начала финансово­го года отражаются операции, осуществляемые в процессе испол­нения расходов федерального бюджета.

На лицевом счете распорядителя средств отражаются:

• остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего года, который направляется на принятие денежных обязательств в текущем году;

• лимиты бюджетных обязательств текущего года;

• распределенные лимиты бюджетных обязательств;

• суммы уменьшения (увеличения) лимитов бюджетных обя­зательств, в том числе в результате наложения санкций (по сче­там распорядителей средств);

• нераспределенный остаток лимитов бюджетных обязательств на отчетную дату;

• остаток объема финансирования предшествующего года, на­правленный на финансирование расходов в текущем году;

• объем финансирования текущего года;

• распределение объема финансирования;

• уменьшение (увеличение) объема финансирования;

• нераспределенный остаток финансирования на отчетную дату.

 

На лицевом счете получателя средств отражаются:

• остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего года, который направляется на принятие денежных обязательств в текущем году;

• лимиты бюджетных обязательств текущего года;

• лимит бюджетных обязательств текущего квартала;

• принятые денежные обязательства, оплата которых осуществ­ляется за счет средств федерального бюджета в текущем году;

• суммы уменьшения (увеличения) лимитов бюджетных обя­зательств;

• свободный остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия денежных обязательств в текущем году на отчетную дату;

• кассовые расходы;

• восстановление кассовых расходов;

• остаток лимитов бюджетных обязательств для осуществления кассовых расходов;

• остаток объема финансирования предшествующего года, на­правленный в соответствии с действующим законодательством Рос­сийской Федерации на финансирование расходов в текущем году;

• объемы финансирования текущего года;

• остаток финансирования на отчетную дату.

В приложениях к лицевому счету получателя средств ведется учет инкассовых поручений, оформленных на основании судеб­ных решений, в разрезе показателей бюджетной классификации РФ.

На лицевом счете обособленного подразделения отражаются показатели бюджетной классификации РФ и соответствующие им:

• суммы, поступившие на основании платежного поручения юридического лица, создавшего обособленное подразделение, для осуществления выплат и платежей наличными деньгами;

• суммы наличных денег, выданные обособленному подразде­лению по денежным чекам со счета органа Федерального казна­чейства для осуществления выплат и платежей;

• суммы неиспользованного остатка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.