Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы государственной власти РФ и источники их финансирования





ФИНАНСЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Деятельность государства носит целенаправленный характер. Реализация государственных функций осуществляется государ­ственными и негосударственными органами, образующими в со­вокупности государственный механизм. Последний олицетворя­ет государство в целом, выступая его реальным материальным воплощением. Следовательно, без государственного механизма не может быть государства. Понятие «государственный механизм» в отечественной юридической науке зачастую отождествляют с ка­тегорией «аппарат государства». С этой точкой зрения нельзя со­гласиться, ибо механизм государства включает наряду с государ­ственным аппаратом государственные предприятия и учреждения, политические партии, негосударственные органы правосудия. Таким образом, понятие государственного аппарата является бо­лее узким, состоящим из специально создаваемых для управлен­ческой деятельности государственных органов. Однако им не под силу решение комплекса проблемных вопросов, стоящих перед современным государством, что предопределяет создание различ­ных элементов государственного механизма.



Под государственным аппаратом понимают совокупность ор­ганов и должностных лиц, посредством которых реализуются уп­равленческие функции государства. Формирование государствен­ного аппарата происходит путем создания органов государствен­ной власти (государственных органов), деятельность которых непосредственно обеспечивает реализацию функций государства.

Государственный орган — относительно самостоятельное зве­но государственного аппарата. Оно создается государством с це­лью осуществления определенного вида государственной деятель­ности.

Государственная власть в России в соответствии со ст. 10 Кон­ституции РФ состоит из законодательной, исполнительной и су­дебной. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, другими законода­тельными актами.

Впервые юридическое закрепление принцип разделения влас­тей получил в Конституции США в 1787 г. В ней устанавливалась система органов государства с разделением властных полномочий (президент, конгресс, суды). Каждая ветвь власти самостоятель­но осуществляла деятельность в пределах предоставленной ком­петенции. Так, конгресс занимался законодательной деятельнос­тью, президент — исполнительной, а суды — в сфере правосудия.



Законодательная власть в РФ возглавляется двухпалатным Фе­деральным Собранием, представленным Государственной Думой, разрабатывающей и принимающей законы, и Советом Федерации, одобряющим их. Исполнительную власть на всей территории Рос­сийской Федерации в соответствии с Конституцией РФ осуществ­ляет Президент РФ и Правительство РФ. Структура Правитель­ства РФ представлена Председателем, его заместителями, феде­ральными министрами, Аппаратом Правительства, возглавляемым Руководителем Аппарата в ранге заместителя Председателя Пра­вительства или федерального министра.

Исполнительная власть субъектов РФ устанавливается субъек­тами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституци­онного строя РФ и общими принципами организации представи­тельных и исполнительных органов государственной власти, оп­ределенными ст. 77 Конституции РФ.

Судебная власть в Российской Федерации установлена Консти­туцией РФ и федеральными конституционными законами. Судеб­ная власть в РФ — самостоятельная и независимая ветвь публичной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Основной функцией судебной власти является правоохранительная функция, а главным способом ее реализации — правосудие. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданско­го, административного и уголовного судопроизводства.



Судебная система РФ — система судов, построенная в соответ­ствии с их компетенцией, задачами и целями, определенными законодателем. Судебную систему составляют действующие в РФ федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. В ст. 4 Федерального закона «О судебной системе РФ» к федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды рес­публик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, рай­онные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, феде­ральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъек­тов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Суды субъектов Российской Федерации со­стоят из: конституционных (уставных) судов субъектов Россий­ской Федерации, мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систе­му с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору РФ. Назначение Генерального прокурора РФ и освобождение его от должности осуществляет Совет Феде­рации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокуро­ром РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры субъек­тов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Россий­ской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности. На Прокуратуру РФ возложен высший надзор за точным и единооб­разным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, организациями, должностными лицами и гражданами. Финанси­рование единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры возложено на федеральный бюджет РФ.

В ст. 84 БК РФ записано, что исключительно из федерального бюджета РФ финансируются расходы на обеспечение деятельно­сти Президента, законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.

Первым разделом функциональной классификации расходов федерального бюджета являются расходы на государственное и местное самоуправление, а вторым и пятым, соответственно, финансирование судебной власти, правоохранительной деятель­ности и обеспечения безопасности государства. В последнем раз­деле выделено финансирование органов прокуратуры.

В целом практика бюджетного финансирования государствен­ных органов власти проводится по смете расходов, составляемой на основе экономической классификации расходов бюджетов РФ. В ней содержатся предметно-целевые статьи и виды расходов. В связи с этим рассмотрим планирование расходов на содержа­ние органов государственного управления.

6.2. Планирование расходов на содержание органов государственного управления

Наличие специфической управленческой деятельности государ­ства обусловило появление в федеральном бюджете расходов на управление. Данные расходы выступают материально-финансовой базой деятельности государственных органов, осуществляющих руководство экономикой.

В соответствии с БК РФ органы государственного управления, как и любое бюджетное учреждение, разрабатывают смету расхо­дов соответствующего уровня бюджета. В ней отражается объем, целевое направление и поквартальное распределение выделяемых из бюджета средств. При этом на каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений, финансируемых из бюджета, включают оди­наковое количество предметно-целевых статей. По собственным доходам бюджетных организаций составляется другая смета.

Эффективная деятельность аппарата государственного управ­ления определяется уровнем общего образования, профессиональ­ной подготовкой кадров, применением электронно-вычислитель­ной техники, включая и правовое регулирование административ­но-управленческих расходов.

Расходы на содержание всех органов государственного управ­ления РФ лимитируются государством. Президент РФ и Прави­тельство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе РФ, в других регионах, в системе местного самоуправления лимити­рование расходов на управление регламентировано соответству­ющим законодательством.

Первым разделом функциональной классификации расходов федерального бюджета являются расходы на государственное уп­равление, в составе которых приводятся статьи, связанные с со­держанием главы государства, федеральных органов законодатель­ной власти, Правительства РФ, деятельности финансовых и на­логовых органов, прочие расходы. Проанализируем размеры этих расходов в федеральном бюджете РФ за 2000–2003 гг. (табл. 6.1).

Таблица 6.1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.