Сделай Сам Свою Работу на 5

Анатомия и физиология слуховой системы 20 глава





Исслед. заболеваемости посвящены выявлению отношений между расстройствами и др. параметрами, прослеживаемыми в данной группе населения в данный период времени. Наличие, отсутствие или тяжесть расстройства определяются для каждого случая выборки и связь между параметром и расстройством может быть определена одним из двух способов: а) на основе данных о наличии, отсутствии или тяжести расстройства в различных подгруппах населения, различающихся по изучаемому параметру; б) на основе данных о наличии, отсутствии или тяжести симптомов у лиц с диагностированным расстройством по сравнению с не заболевшими.

Исслед. методом «случай—контроль» сходны с исслед. заболеваемости в том отношении, что они выявляют корреляции между показателями имеющихся симптомов и др. переменными или параметрами. Для каждого случая наблюдения определяется наличие или отсутствие расстройства и его систематические связи с др. факторами и параметрами. Обычно после начального процесса изучения отдельных случаев подбирается адекватная контрольная группа (или группы) лиц, у которых отсутствует данное расстройство. В целях вычисления корреляций исследуемых параметров с изучаемым расстройством производят сравнение группы заболевших с контрольными группами для выявления разницы в наличии или выраженности искомого параметра.



Когортные исслед. предпринимаются для более пристального изучения факторов, связанных с возникновением расстройства. В определенное время подбирается группа лиц с отсутствием данного расстройства. В этой когорте замеряются определенные параметры и затем группа подвергается в разные промежутки времени обследованиям с целью выявления изучаемого расстройства. Корреляция интересующего исследователей параметра с расстройством определяется путем расщепления изучаемой популяции на подгруппы в зависимости от наличия или выраженности параметра при начальном исследовании и путем сравнения частоты возникновения заболевания в сформированных подгруппах.

В действительности резкую границу между описательными и аналитическими исслед. провести часто трудно. Тщательно спланированное и проведенное описательное исслед. может дать четкое подтверждение специфической гипотезы. Аналитическое исслед., сфокусированное на специфической гипотезе, может попутно дать описательный материал, представляющий значительный интерес.



Специальные вопросы в эпидемиологии психических расстройств.Трудности, присущие диагностике психич. расстройств, усугубляются в совр. американском об-ве, когда изучению подвергаются представители различных меньшинств, являющиеся выходцами из других, не зап. культур. Психиатрические эпидемиологи давно установили, что многие психич. расстройства проявляются в качестве паттернов мышления, эмоций или поведения, отличающихся от преобладающих в данной культуре представлений и ожиданий, в связи с чем внешние проявления такого мышления, эмоций и поведения могут негативно восприниматься окружающими. Различия в культурных нормах и ожиданиях, предъявляемых к членам данной группы, определяют то, что адекватные для данной культурной среды стереотипы поведения могут восприниматься как проявления патологии в иной среде. Этим вопросам посвящены некоторые из наиболее интересных исслед. в истории Э. п. р.

Значение эпидемиологии для психиатрического здравоохранения.Ценность правильно проведенного эпидемиологического исслед. для построения теории и для терапевтической практики в психологии бесспорна. Обоснованные данные эпидемиологических исслед. имеют фундаментальное значение для ориентации психиатрического здравоохранения на помощь тем лицам, для к-рых более всего вероятно возникновение данного заболевания, в тех географических зонах, где возникновение расстройства наиболее вероятно и тогда, когда оно имеет наибольшую вероятность появиться в отдельном случае. Валидная эпидемиологическая информ. помогает правильно ориентировать диагностический процесс в каждом отдельном случае и помогать в выборе адекватных и эффективных стратегий вмешательства. Надежная эпидемиологическая информ. имеет также большую ценность для эффективного планирования развития учреждений психиатрического здравоохранения. Предоставляя информ. об этиологии психич. расстройств и выдвигая новые гипотезы об их происхождении, течении и последствиях, эпидемиологические данные вносят фундаментальный вклад в теорию понимания и лечения психич. заболеваний.



См. также Диагнозы, Контроль переменных, Методы эмпирического исследования, Обзоры, Полезависимость, Экологическая валидность

Э. Спейн

 

Эпилепсия (epilepsy)

 

Этот термин происходит от древнегреческого слова, означающего «неожиданно быть охваченным»; отсюда эпилептический эпизод называется судорожным приступом. Приступ определяется Дж. Р. Хьюзом в книге Epilepsy: A medical review («Эпилепсия: медицинский обзор») как «чрезмерный, беспорядочный нейрональный разряд, характеризующийся очерченными приступами с тенденцией к повторению, в которых наблюдаются нарушения моторики, ощущений, восприятия, поведения, аффекта или сознания». Вопреки общепринятым представлениям, Э. представляет собой симптом, а не заболевание, и лучше всего может быть понята с т. зр. представлений о судорожном пороге. У всех из нас имеется наследственно приобретенный судорожный порог, но если он достаточно высок, судорожный приступ никогда не сможет возникнуть. Однако для людей с низким порогом или с порогом, к-рый понизился вследствие неврологического расстройства, минимальной активации может оказаться достаточно для вызывания эпилептических судорог. Предполагается, что от одного до четырех миллионов американцев относятся к этой последней категории.

Э. может развиться в любом возрасте и может быть или не быть связана со специфическим неврологическим расстройством или определенным пусковым фактором. Спонтанно возникающие судорожные проявления, этиологию к-рых не удается установить, обозначаются как идиопатические — термин, обычно применяемый по отношению к наследственно приобретенному судорожному синдрому или для случаев, в которых точная причина патологического нервного разряда не поддается идентификации.

Судороги, являющиеся вторичными относительно вызвавших их причин, называются симптоматическими. Наиболее частыми причинами симптоматического судорожного синдрома яв-ся травмы и опухоли мозга, гипертермические состояния, энцефалит, сосудистая патология мозга, гипоксия, отмена психоактивных веществ и обменные нарушения. Каждый из этих этиологических факторов поражает мозг своим специфическим способом, но общим для всех яв-ся то, что, раздражая или повреждая нервные клетки, они снижают судорожный порог индивидуума.

Поскольку этиологические факторы, затронутые области мозга и клинические симптомы эпилепсии столь же разнообразны и сложны, как сама НС, терминология и критерии классиф. судорожных синдромов варьируют в широких пределах. Система международной классификации эпилепсии насчитывает четыре основных категории эпилептического приступа: генерализованный, унилатеральный, парциальный (фокальный) и неклассифицированный. Эти категории соответствуют вовлечению в патологический процесс всего мозга в целом (генерализованный), одного полушария (унилатеральный) или специфической зоны полушария (парциальный). Специфические типы судорожного синдрома внутри каждой из этих категорий дифференцируются также на основе клинических признаков и характеристик ЭЭГ.

Двумя основными типами генерализованных судорог яв-ся тонико-клонические судороги (grand mal)и абсансы (petit mal). Тонико-клонические судороги отмечаются у приблизительно 60% больных эпилепсией, они имеют отдельные фазы. Во время первой или тонической фазы мускулы становятся напряженными, сознание утрачивается и дыхание останавливается. Тоническая фаза длится 10—15 с, уступая место клонической фазе, в к-рой происходят генерализованные мышечные спазмы продолжительностью 45—50 с. Примерно через минуту наступает расслабление мышц и глубокий сон или коматозное состояние, называемое также постиктальным состоянием. Частью судорожного приступа, предшествующей всем остальным фазам, может быть фаза предвестников или аура, в к-рой больной испытывает необычные ощущения — странный шум, запах или онемение.

Другой обычной формой генерализованного припадка яв-ся приступ абсанса, обычно проявляющийся в детстве и исчезающий с наступлением взрослого возраста. Типичный или простой приступ абсанса характеризуется неполной потерей сознания, мышечная реакция может состоять лишь из легких подергиваний лицевой мускулатуры или быстрого мигания глаз. Обычно больной не осознает, что произошло что-то необычное и продолжает заниматься тем, что делал до приступа. Более сложные приступы абсанса проявляются тем, что Хьюз называет автоматизмами, «непроизвольными движениями, например, перебиранием одежды пальцами, разного рода движениями рта, в особенности, жеванием». Др. формами генерализованного судорожного синдрома яв-ся тонические, клонические, инфантильные и миоклонические судороги.

Противосудорожные препараты эффективно снижают как частоту, так и тяжесть эпилептических судорог у большинства больных. Используются тж такие методы лечения как стимуляция мозжечка, хирургические вмешательства, биолог. обратная связь и кетогенная диета. Согласно данным Фонда эпилепсии Америки, при хорошем мед. уходе и проведении адекватной лекарственной терапии удается устранить проявления судорожного синдрома у 50% пациентов и свести их до минимума еще у 30%. Однако психол. и нейропсихологические исслед. показывают, что хотя и не существует «эпилептического типа личности» или характерного для нее дефекта, больные симптоматической Э. обычно демонстрируют более глубокие нарушения по сравнению с идиопатической формой. Течение при генерализованных тонико-клонических припадках тяжелее, чем при сложных парциальных приступах. В рамках данного типа судорожного синдрома предикторами нарастания психич. нарушений является раннее начало заболевания и высокая частота приступов.

См. также Головной мозг, Психофармакология, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС

Г. Челун

 

Эпистемология психологическая (epistemology psychological)

 

Э. п. — новая комплексная дисциплина, занимающаяся описанием психол. аспектов процесса познания. Она подразделяется на две осн. области исслед. область филос. интересов, связанных с установлением норм или критериев для обоснования требований к знаниям, и область интересов психологии, заключающихся в точном описании когнитивных и др. процессов познания.

Вследствие чрезвычайно широкого диапазона и разнородности изучаемых вопросов, вклады ученых и философов в психологию познания носили по существу изолированный характер, без сколько-нибудь существенных попыток их интеграции. Иначе говоря, Э. п. стала ареной сопоставления относительно разрозненных и несогласованных индивидуальных усилий. Наиболее серьезная и последовательная попытка создать концептуальную основу для этой области знаний была предпринята в Институте Пиаже в Женеве, хотя эволюционный подход Дональда Кэмпбелла и концепция эпистемических стилей Ройса также могут претендовать на роль концептуальных основ, обеспечивающих более глубокое понимание проблем Э. п.

Несмотря на то что все аспекты познания (или когниции) потенциально значимы, наибольшее внимание со стороны специалистов получили такие процессы, как восприятие (перцепция), мышление, интуиция, символизация, а тж закономерности возрастного развития познавательной деятельности.

К важным вкладам в область изучения восприятия можно отнести обоснование Джеймсом Гибсоном теории наивного реализма, аргументы Эгона Брунсвика в защиту вероятностного функционализма, доказательство гештальтистами принципов перцептивной орг-ции, критический анализ Уильямом О'Нейллом теорий восприятия, и работы Д. М. Армстронга и Д. Хэмлина по филос. анализу перцепции. Важными вкладами в понимание роли мышлении в познании стали исследовательская программа Герберта Саймона и Алана Ньюэлла по решению задач и исслед. мышления детей, выполненные под руководством Жана Пиаже и Джерома Брунера.

Всесторонние исслед. интуиции были опубликованы Малькольмом Весткоттом и Кеннетом Хэммондом, а наиболее глубокий совр. филос. анализ интуиции дал Майкл Полани, к-рый рассматривает всю эпистемологию как подразумеваемое (не выраженное словами) или интуитивное знание. Хотя символизации посвящено меньше эмпирических исслед., чем другим когнитивным процессам, расширение горизонтов психолингвистики, связанное, в частности, с работами Чарльза Осгуда, привело к исслед. процессов символизации. Важные открытия, касающиеся функций символизма, были сделаны в русле психоаналитической традиции, особенно Карлом Густавом Юнгом, однако наибольшее значение для понимания символизации имеет организмическая теория Хайнца Вернера и Бернарда Каплана, а тж работы Кассирера и Лангера, посвященные психолого-философскому анализу этого вопроса.

Наконец, свой вклад в понимание челов. познания вносит психология развития, изучающая, в частности, развитие когнитивных процессов. В этой области доминируют объяснительные принципы и модели мышления, основанные на вкладах Пиаже, в первую очередь, на его теории стадий в когнитивном развитии и его гипотезе о том, эти стадии имеют параллели с общим развитием челов. познания.

См. также Когнитивная сложность, Обработка информации

Дж. Р. Ройс

 

Эргопсихометрия (ergopsychometry)

 

Э. — это тестирование людей в условиях физиолог. или психол. нагрузки.

Существование людей, к-рые с успехом действуют в нейтральных, не стрессовых ситуациях, но к-рые раз за разом терпят неудачу в реальных «боевых» условиях — так называемых «чемпионов на тренировках» — широко известный факт. Тестирование чел. в нейтральных ситуациях может поэтому приводить к ошибочному прогнозу достижений этого чел. в условиях нагрузки.

Одни люди в условиях нагрузки демонстрируют стабильный уровень достижений или даже его увеличивают, тогда как у др. он может существенно снижаться. После разделения высококлассных и менее успешных спортсменов на группы в соответствии с результатами, показанными в соревнованиях, обнаружилась интересная закономерность: при обеспечении того же самого объема тренировок, менее успешные спортсмены в большинстве случаев демонстрировали заметное ухудшение результатов по таким показателям как скорость обработки оптической информ. и скорость принятия решений, когда они тестировались в условиях нагрузки. Успешные спортсмены, напротив, демонстрировали отчетливое улучшение выполнения тестов в этой эргометрической ситуации.

Такая стратегия тестирования использовалась также в др. областях, где прогноз рабочих характеристик индивидуума в условиях нагрузки имеет решающее значение, напр., при отборе пилотов самолетов. Основная задача, к-рую здесь приходится решать, состоит в выборе подходящих тестов. Тесты, отобранные в результате обширных предварительных исслед., предъявляются в полностью компьютеризованной эксперим. системе в нейтральной ситуации и в условиях физиолог. и психол. нагрузки, с одновременной регистрацией релевантных физиолог. показателей. В этом отношении, особый акцент делается на ЭЭГ и сдвигах корковых потенциалов постоянного тока, к-рые, как выяснилось, яв-ся надежным индикатором возбуждения и функциональных возможностей. Причина различного влияния нагрузки на связанное с достижением поведение, возможно, кроется в изменениях мотивации приближения — избегания (approach — avoidance motivation). Ослабить или устранить такие ухудшения выполнения в условиях нагрузки, по-видимому, можно путем использования приемов самоконтроля.

См. также Прикладные исследования, Спортивная психология, Человеческие факторы

Г. Гуттманн

 

Эриксонианские стадии развития (Eriksonian developmental stages)

 

Теория развития Эрика Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает нам теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни чел. и придает особое значение самостоятельному или бесконфликтному развитию адаптивного эго. Согласно Эриксону, в добавление к удовлетворению инстинктов, люди нуждаются в категоризации и интеграции опыта. Поэтому, для оптимального функционирования чел. необходимо достичь устойчивого чувства эго-идентичности — отчетливого чувства личной целостности и «непрерывности опыта».

Процесс построения и интеграции личности, описываемый последовательностью из восьми стадий, продолжается всю жизнь и направляется эпигенетическим принципом, к-рый гласит: «Все растущее имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части, — каждая имея свое время доминирования, — пока не образуется полный набор частей, чтобы составить способное к функционированию целое». Каждая стадия, от рождения до старости, характеризуется своим нормативным кризисом, неизбежно возникающим и требующим преодоления. Эти кризисы могут быть результатом интрапсихических конфликтов (первые пять соответствуют фрейдовским психосексуальным стадиям), но соц. контекст, в к-ром люди пытаются разрешить такие конфликты, тж может существенно разниться; т. о., по своему характеру — это психосоциальные кризисы. Разрешение каждого кризиса оставляет отпечаток на развивающемся чел. и вносит свой особый вклад в целиком сформированную личность. В идеале, однако, разрешение любого из этих кризисов не должно быть полностью односторонним; излишняя доверчивость или наивность, напр., могут помешать соц. адаптации. Признаком оптимального развития служит как раз смесь или гармоничное сочетание двух полярных вариантов разрешения психосоциальных кризисов.

Предполагается, что последующие стадии психосоциального развития строятся в зависимости от результатов прохождения предыдущих (кумулятивный принцип). Кроме того, каждая стадия содействует формированию у развивающейся личности особой добродетели, такой напр., как надежда или вера.

1. Доверие против недоверия (младенчество). Появившись на свет, дети оказываются во власти биолог. потребностей и влечений, удовлетворить к-рые могут только ухаживающие за ними взрослые. Характер отношений с такими взрослыми, вероятно, влияет на степень доверия (или недоверия), к-рое младенцы испытывают к др. людям и миру вообще. С этой стадией связано формирование такого ценного качества как надежда.

2. Автономия против сомнения и стыда (раннее детство). Характер соц. требований к способности управлять собой и регулировать отправления организма (приучение к горшку) влияет на то, будет ли ребенок испытывать чувство уверенности в своих силах и возможностях или начнет сомневаться в себе. Предполагается, что на этой стадии возникает добрая воля, желание действовать в соответствии с ожиданиями.

3. Инициатива против чувства вины (дошкольный возраст). Наступает время, когда дети начинают активно исследовать и вторгаться во все, что их окружает. Вопрос в том, будет ли ребенок испытывать чувство вины за предпринятые по собственной инициативе действия или будет чувствовать себя вправе самостоятельно планировать и контролировать свои занятия? Именно здесь берет начало целеустремленность, проявляющаяся в силе намерения — способности преследовать лично значимые цели несмотря на риск и возможные неудачи.

4. Трудолюбие против чувства неполноценности (школьный возраст). Соц. контекст, в к-ром преодолеваются первые три кризиса, ограничивается преимущественно домашней обстановкой и ближайшим семейным окружением. Однако на четвертой стадии в той или иной форме начинается обязательное обучение детей. Главным делом становится успешное выполнение заданий и овладение навыками, к-рые ценятся учителями и в более широком обществе. Считается, что на этой стадии закладываются основы такого ценного качества как компетентность (в отношении орудий и способов деятельности взрослых).

5. Идентичность против диффузии (отрочество / юность). Это центральное звено в схеме Эриксона — стадия, на к-рой юноши и девушки активно пытаются синтезировать весь свой опыт, чтобы обрести устойчивое чувство личной идентичности. Хотя этот процесс яв-ся психосоциальным по природе, предполагающим обязательное появление социального соответствия или «солидарности с групповыми интересами», Эриксон особо подчеркивает роль самопознания и испытания действительностью в формировании идентичности. Индивидуум начинает смотреть на себя как на продукт своего жизненного опыта, остро сознавая его связность и преемственность. Позитивное разрешение предыдущих кризисов, в результате чего чел. становится в меру доверчивым, самостоятельным, целеустремленным и трудолюбивым, облегчает формирование идентичности, тогда как неудачи в их преодолении могут привести к размыванию идентичности. Верность, или способность сохранять взятые на себя обязательства несмотря на несовместимые системы ценностей, и есть та добродетель, к-рая появляется в этот период жизни.

Согласно теории Эриксона, развитие продолжается всю жизнь. Однако прохождение трех приходящихся на взрослость стадий напрямую зависит от той идентичности, что сложилась в годы юности.

1. Интимность против изоляции (молодость). На этой стадии чел. должен быть готов и способен к соединению своей идентичности с идентичностью др. чел. Необходимое условие — прочное чувство идентичности, так как подлинное раскрытие и взаимность делают людей уязвимыми. В этот период жизни неизмеримо возрастает ценность такой добродетели как любовь.

2. Генеративность против стагнации (средняя взрослость). На этом этапе жизни чел. старается реализовать сформированную и разделенную с избранными другими идентичность. На первое место выходит такая добродетель как забота. Генеративность находит свое выражение в заботе о других, принимающей различные формы: родительство, обучение, наставничество и т. д. Те же, кого постигла стагнация, оказываются поглощенными своими личными нуждами.

3. Целостность против отчаяния (зрелость). Фокус заключительной стадии образует воспринимаемое завершение или выполнение жизненного цикла. Когда люди сознают близость смерти, они могут впадать в отчаяние, испытывать страх, радоваться смерти как избавлению от страданий или же попытаться воспринять ход и значение своей единственной и неповторимой жизни в более широкой перспективе. Мудрость — последняя приобретаемая в этой жизни добродетель. Мудрый чел. понимает относительный характер знания и принимает жизнь такой, как она сложилась.

Как эвристическая схема, теория Эриксона оказала заметное влияние на совр. психологию развития, особенно в том, что касается развития в ранней юности. Однако, несмотря на свою популярность и, казалось бы, очевидную валидность, эмпирическое обоснование этой теории яв-ся относительно слабым. Эриксон и другие смогли представить в достаточном объеме лишь данные наблюдений.

См. также Связь и привязанность, Формирование юношеской идентичности

М. Д. Берзонски

 

Этика психологических исследований (ethics of psychological research)

 

В соц. и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исслед. Неуклонный рост такого интереса после Второй мировой войны, особенно заметный в 1960-х и 1970-х гг., вероятно явился следствием памяти о нацистских мед. экспериментах, вскрывшихся злоупотреблений в мед. экспериментах в Северной Америке, недовольства властью, увеличения профессионализма и усиления борьбы за соц. справедливость и гражданские права. Большинство научных и профессиональных орг-ций разработали этические кодексы. Министерство здравоохранения, просвещения и соц. обеспечения США (ныне Министерство здравоохранения и соц. обеспечения (Department of Health and Human Services, DHHS), разработало регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов. Эти регулирующие нормы предусматривают создание в орг-циях институциональных наблюдательных советов (institutional review board, IRB), состоящих гл. обр. из исследователей и ученых, для этической экспертизы проектов до начала их финансирования.

Большинство психологов соглашаются с необходимостью таких мер. Многие, однако, считают, что потенциальная опасность невелика, тогда как регулирующие нормы представляют угрозу для научной свободы и творчества. В основе подобной полемики лежит старый конфликт между правами личности и нуждами об-ва. Можно утверждать, однако, что в психологии этические и научные соображения скорее конвергируют, нежели конфликтуют, поскольку информ., получаемая от участников, рассматриваемых в качестве партнеров, будет обладать большей валидностью и ценностью.

Информированное согласие

Информированное добровольное согласие (informed voluntary consent)яв-ся центральным принципом этического исслед. Согласно регулирующим нормам DHHS, под ним подразумевается понимающее согласие конкретного лица (или его законного представителя), способного осуществлять свободный выбор без излишнего побуждения или любого элемента «насилия, обмана, хитрости, принуждения или иной формы ограничения или давления». Предполагается, что для достижения этих целей исследователи должны четко информировать будущего участника о: а) том, какие процедуры они намерены использовать и в каких целях, б) любых связанных с этим неудобствах или рисках, в) любых ожидаемых выгодах, г) своей готовности отвечать на любые вопросы и д) праве испытуемого прекратить участие в исслед. в любой момент без к.-л. условий. Практ. применение этого принципа поднимает трудные вопросы, особенно в тех исслед., в к-рых испытуемые удерживаются в неведении или намеренно дезинформируются в отношении истинных целей, процедур или измерений.

Проведение исследований с детьми и психиатрическими больными.Для проведения исслед. с детьми и психиатрическими больными, ограниченными в своей способности понимать и принимать решения, традиционно требуется получить согласие со стороны родителя или опекуна.

Проведение исследований с людьми, ограниченными в свободе выбора. Как правило, исследователи находятся в более влиятельной или престижной позиции, чем их испытуемые, к-рые в силу этого не обладают подлинной свободой в выражении своего отказа или несогласия. В прошлом, исследователи в медико-биологических, бихевиоральных и соц. науках опирались на популяции, обладающие меньшей свободой выбора, именно по причине их доступности и покорности. Мн. критики категорично высказались против традиционной практики привлечения неимущих и беспомощных в качестве испытуемых в мед. исслед. Расширение выборки, с включением в нее наряду с клиническими пациентами сторонних, независимых лиц, служило бы не только большей справедливости, но и научной цели приобретения более репрезентативных данных.

Неинформированные участники. Немного этических вопросов подняло бы исслед., предполагающее открытое наблюдение, напр., за играющими в школьном дворе детьми, даже если на это не было получено никакого согласия. Сходным образом, исслед., опирающиеся на архивные данные, такие как школьные или медицинские записи, выглядят вполне оправданными в моральном отношении, даже если учащиеся или пациенты не давали согласия на использование этих данных в исследовательских целях. Др. исслед., однако, поднимают моральные проблемы: имитация приступа болезни в вагоне метро с целью увидеть на него реакцию людей; психолог имитирует симптомы психоза и позволяет себя госпитализировать в психиатрическую клинику; социолог добровольно вызывается не впускать посторонних для изучения гомосексуальной активности в общественном мужском туалете; в совещательной комнате присяжных устанавливаются «жучки» для прослушивания с разрешения судьи, но без ведома членов жюри присяжных. Все эти реально проводившиеся исслед. ставят серьезные вопросы.

Дезинформированные участники. Др. исслед:. прибегают к преднамеренному обману. Для того чтобы сделать важные психол. феномены более доступными изучению, психологи пытаются создавать правдоподобные ситуации (в действительности, вымышленные), позволяющие контролировать изучаемые переменные. Так, при изучении эксперим. стресса участников исслед. могут убедить в их интеллектуальной неспособности или даже в том, что их жизнь повергается опасности. В таких областях как когнитивный диссонанс или конформизм не менее 75% исслед. проводятся с использованием преднамеренного обмана.

Основным аргументом в пользу обмана яв-ся то, что он позволяет изучать важные феномены в контролируемых лабораторных условиях. Такие исслед. рассматриваются как недорогие, удобные и валидные. Другим оправданием служит то обстоятельство, что такие исслед., если и причиняют, то лишь незначительный ущерб, и что любые негативные эффекты могут быть рассеяны в ходе заключительной беседы с участниками после завершения эксперимента.

Критики отвечают на это аргументами двух типов. Во-первых, они доказывают, что обман неэтичен уже по своей природе, независимо от потенциальных выигрышей или минимальности наносимого ущерба. Во-вторых, они апеллируют ко всему спектру суждений, к-рые оспаривают веру в то, что лабораторный контроль способствует получению лучших данных, подвергают сомнению заявления о незначительности причиняемого ущерба и представляют свидетельства, что заключительная беседа с участниками может не смягчать воздействие обмана.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.