Сделай Сам Свою Работу на 5

Анатомия и физиология слуховой системы 19 глава





С именем Эмпедокла связано возникновение др. философии, Э., выразившего недоверие осн. идее рационализма с его склонностью к причудливым метафизическим спекуляциям и попытавшегося показать, что наблюдение приводит к знанию. Сторонники Э. в его крайнем проявлении утверждают, что наблюдение яв-ся единственным надежным источником знания. Если даже рационалист и отвергает опыт, долг эмпирика — доказать, что перцепция на самом деле яв-сь источником верного знания: т. о., чтобы подтвердить возможности перцепции, эмпирик должен изучить ее. Здесь и начинается психология. Чтобы убедить нас в правильности собственной системы взглядов, эмпирик, подобный Эмпедоклу, должен объяснить нам, как «работает» восприятие, — а это, бесспорно, — сфера интересов психологии. Т. о., теории восприятия принадлежат к наиболее древним психол. теориям, созданным для решения проблем философии. Эмпирики также не доверяют нативистским заявлениям рационалистов как апелляциям к миру непостижимого.

Совр. философия относит начало дискуссии между сторонниками рационализма/нативизма и эмпириками к XVI в. и связывает ее с именами Рене Декарта, основателя совр. рационализма, и Джона Локка, наиболее яркого представителя совр. эмпиризма. Э. представлен двумя школами — умеренной и радикальной. Умеренный эмпирик соглашается с теми, кто считает, что источником всех идей яв-ся перцепция, однако допускает, что «аппарат разума», т. е. такие его функции как память, воображение и язык — даны чел. от рождения. Сторонники крайних взглядов, в том числе и Джон Стюарт Милль, не ограничиваются этим и утверждают, что рез-том научения яв-ся не только то, над чем человек думает, но и то, как он думает, т. е. сами мыслительные процессы.



Своеобразным синтезом идей рационализма и Э. яв-ся философия Иммануила Канта, считавшего, что наука — высшая форма челов. познания — начинается с опыта и с систематизации его результатов. Однако Кант полагал, что благодаря врожденным свойствам челов. разума челов. опыт неизбежно «принимает определенную форму», к-рая и становится источником упорядоченного явления, изучаемого наукой. Следовательно, наука базируется на логически доказуемом основании, присущем разуму от рождения, а потому предшествующему опыту.



Как ученые, психологи, более склонны соглашаться с эмпириками, нежели с рационалистами, и эта тенденция особенно заметна в странах с развитой психол. наукой — в Англии и в США, т. е. там, где Э. занимает господствующие филос. позиции. В наше время споры между эмпиризмом и рационализмом фактически прекратились, уступив место более знакомой психологам дискуссии между нативизмом и Э., или полемике о роли природы и воспитания в развитии. Хоть Э. и яв-ся доминирующим филос. учением, однако есть и исключения из этого общего правила. Напр., Н. Хомский в своей работе «Картезианская лингвистика» (Cartesian linguistics), бросая вызов Э. бихевиористов, утверждает, что большую часть синтаксиса чел. получает при рождении. Он основывает лингвистику на интуициях, а не на поведении, и рассматривает язык как логическую систему, практически не изменяющуюся под воздействием внешних стимулов.

См. также Логический позитивизм

Т. Лихи

 

Эмпирическая психотерапия (experiential psychotherapy)

 

Э. т. представляет собой систематизированный способ осуществления лечения, предназначенный для операционализации любой теории личности и терапии. Т. о., Э. т. яв-ся скорее метатеорией, чем одной из мн. теорий личности.

При практ. проведении этой терапии, любое вмешательство или реакция психотерапевта рассматривается под углом зрения их непосредственного, конкретного воздействия на актуальное самочувствие (present bodily felt sense)клиента. При отсутствии непосредственных изменений самочувствия, к-рые рассматриваются клиентом как ценные, считается, что вмешательство не имеет эмпирического эффекта и поэтому не яв-ся терапевтически полезным.



Этот аспект эффективной терапии признается во многих теорет. концепциях.

См. также Экзистенциальная психотерапия, Фокусирование, Новаторские психотерапии

Дж. Р. Иберг

 

Энвайронментальная психология (environmental psychology)

 

Э. п. — специализированная область, изучающая отношения между поведением и условиями среды, в к-рой оно имеет место. Под поведением здесь понимаются как доступные наблюдению действия, так и не доступные ему акты, включая мысли, эмоции и т. п., а под средой — физ. окружение организма. Хотя специалисты в области Э. п. учитывают в своих исслед. и некоторые аспекты соц. окружения (напр., семью или референтные группы), все же их внимание в первую очередь направлено на изучение влияния физ. среды. Так, значительная часть исслед., относимых к области Э. п., посвящены изучению влияния шума, загрязнения воздуха, экстремальных температур и разных способов орг-ции пространства архитекторами.

Важность влияния среды в определении поведения признается в той или иной степени уже давно. Истоки эксперим. психологии лежат в контролируемых лабораторных исслед. воздействий света, давления и др. средовых факторов на поведение чел. К сожалению, предметом интереса были только изолированные раздражители, отчего условия, при к-рых изучалось влияния света, не имели ничего общего с реальной стимуляцией светом меняющейся интенсивности. Вместо этого исследовались ощущения искусственных (изолированных) физ. стимулов. Позднее поведенческая психология осознала важность среды в контролировании поведения, но в рамках этого направления среда, как она обычно определялась, была представлена режимами подкрепления или изолированными элементами, выделенными из окружающей обстановки.

Первым психологом, чьи представления о «среде» во многом соответствуют совр. толкованию этого термина, был Курт Левин, полагавший, что поведение (B) определяется особенностями личности (Р)и среды (E), т. е., что В = f(P, E). Хотя Левин имел в виду преимущественно соц. среду, он все же говорил о всей среде как таковой, а не о каком-то одном факторе, изъятом из общего контекста и изучаемом в контролируемых лабораторных условиях.

Промежуток между 1950 и 1970 годами — период постепенного развития концепции окружающей среды в направлении осознания ее важной контекстуальной роли в поведении чел., на к-рую указывал Левин. Фестингер, Шехтер и Бек провели исслед. возникновение дружеских связей между соседями и развитие групп в физ. контексте жилого комплекса. Они обнаружили явные влияния особенностей планировки жилого комплекса на оба этих соц. процесса. Впоследствии специалисты в области челов. факторов начали анализировать производственную среду, напр., кабины пилотов, и применять психологию для определения того, как различная орг-ция производственной среды влияет на челов. реакции.

К 1970 г. появилось уже немало исследователей, называвших себя энвайронментальными психологами и изучавших средовые условия и вытекающее из них поведение. Однако Э. п. рассматривает окружающую обстановку скорее как единое целое, нежели как набор стимулов.

Гласс и Сингер провели большую серию исслед. эффектов городского стресса. Впоследствии результаты их лабораторных экспериментов были использованы для проведения полевых исслед., в результате чего была получена информ. о воздействии шума в условиях мегаполиса. Полученные в лабораторных условиях свидетельства того, что контроль над уровнем шума уменьшает вероятность возникновения стрессов, были распространены и на др. средовые факторы. Была доказана возможность контролировать уровень стресса в переполненных электричках и на рабочих местах, требующих от работника большого напряжения.

Большинство специалистов в области Э. п. предпочитают не связывать себя к.-л. определенной методикой проведения исслед. и стараются проверять результаты лабораторных экспериментов в полевых условиях. Однако, в связи с тем, что в реальных условиях не всегда удается провести чистый эксперимент, исключение альтернатив и уточнение понятий нередко требует проведения именно лабораторных исслед.

Др. характерной особенностью Э. п. яв-ся ее повышенное внимание к взаимосвязанности среды и поведения. В некоторых случаях среда откровенно принуждает к определенным действиям, иногда она предоставляет чел. право выбора, а иногда — оказывает на поведение менее заметное влияние. Однако люди не только испытывают влияние среды, но и изменяют ее, т. е. оказывают на нее существенное влияние. В известной мере справедливо утверждение, что отношения между средой и поведением постоянно изменяются.

Исслед. в области Э. п. носят ярко выраженный прикладной характер. Они преимущественно направлены на решение определенных проблем, напр., коррекции последствий воздействия средовых стрессоров. Что же касается теорет. концепций, направляющих эти исслед., то их число невелико (если вообще можно говорить о существовании теорет. основ Э. п.). Разумеется, предлагались концептуализации множества проблемных областей, но все они носили вторичный характер по отношению к работам, непосредственно нацеленным на понимание или решение конкретных проблем.

Есть, конечно же, и исключения. Одним из них яв-ся модель стресса, использованная для объединения исслед. целого ряда средовых факторов, включая тесноту, шум и температуру.

Концепция неспецифической реакции на стресс, согласно к-рой люди реагируют на все стрессоры практически одним и тем же способом, сформировалась на основе работ Ганса Селье, к-рый выявил общие закономерности реагирования на различные вредные факторы и сформулировал понятие общего адаптационного синдрома для объяснения этой реакции.

Дальнейшая разработка понятия стресса привела к выявлению субъективной оценки как важного механизма, объясняющего специфические копинг-реакции. В дополнение к этому были выявлены различия в реакциях на разные стрессоры. Однако, сопоставив все результаты, исследователи согласились с тем, что общие закономерности реакций на различные стрессоры более значимы, нежели эти различия, и по крайней мере два средовых фактора — теснота и шум — одинаково влияют на поведение чел.

Более общая ориентация в рамках Э. п. называется детерминизмом. Не будучи особенно популярной, она, однако, заметно проявилась в исслед., посвященных влиянию архитектуры на поведение людей. Причиной непопулярности детерминизма яв-ся его чрезмерное внимание к средовым факторам и отказ от признания того факта, что не только среда влияет на чел., но и чел. влияет на среду. В своем крайнем выражении детерминизм утверждает прямую зависимость между средой и определенными формами поведения, отрицая какое бы то ни было взаимодействие между ними. Архитектурный детерминизм исходит из того, что люди способны адаптироваться к любой организации пространства и что поведение в данной среде определяется исключительно особенностями последней. Большинство теорет. подходов к трактовке проблемы среды и поведения противоречат этой т. зр.

Др. перспектива, используемая энвайронментальными психологами, концентрируется на понятии возбуждения. Поскольку возбуждение яв-ся одним из аспектов стресса, эта модель имеет сходство с моделью стресса. Однако, она все же отличается от нее: возбуждение, определяемое как повышенный уровень активности головного мозга и реагирования (напр., сердечный ритм, дыхание) автономной НС, может быть связано с событиями, к-рые не вызывают стресса. Возбуждение могут вызывать как неприятные, так и приятные стимулы, и исследователи полагают, что любую среду хотя бы частично можно описать с т. зр. тех ее свойств, к-рые вызывают возбуждение.

Средовая нагрузка (environmental load)еще одна перспектива, используемая при изучении среды и поведения, позволяющая сконцентрироваться на внимании как осн. переменной в отношениях между человеком и средой. Когда объем информ., порождаемой окружающей средой, больше того, который способен переработать индивидуум, происходит перегрузка. Напротив, если информ. мало, чел. оказывается в некоем информ. вакууме. Перегрузкой пытались объяснить проблемы, связанные с городской жизнью и теснотой, а информ. дефицитом — эффекты монотонной обстановки и изоляции.

Экологическая психология Р. Дж. Баркера представляет собой др. теорет. направление в изучении отношений между средой и поведением. Баркера более всего интересовала целостность контекста поведения. Каждый случай поведения имеет пространственный и временной контексты, и это трехкомпонентное единство — сеттинг поведения — как раз и яв-ся адекватным уровнем анализа для энвайронментальных исслед. Эти сеттинги поддерживаются благодаря действию множества процессов, что обеспечивает возможность альтернативных т. зр. на различные проблемы, связанные с окружающей средой.

В Э. п. известны и др. теории и подходы, однако эта область исслед. пока что не имеет серьезной теорет. базы. Теории, к-рые пытаются охватить все аспекты взаимодействия среды и поведения, слишком сложны и громоздки. Э. п. отказалась от них, определив для своих исслед. ряд более узких областей, каждая из к-рых имеет собственную модель и собственную литературу.

Все эти более узкие области Э. п. развивают собственные теорет. и прикладные аспекты. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что они включают эффекты тесноты, поведение в пространстве, влияние архитектуры на поведение, познание среды (environmental cognition), природоохранное образование, средовой стресс и, в ограниченной степени, условия труда (производственную среду).

См. также Прикладные исследования

А. С. Баум

 

Эндорфины / энкефалины (endorphins / enkephalins)

 

В конце 1970-х — начале 1980-х пристальное внимание ученых привлекли компоненты полипептида β-липотропина. Кроме адренокортикотропного гормона (АКТГ), стимулирующего работу надпочечников и участвующего в процессах физиолог. возбуждения, β-липотропин включает в себя цепочку из 30 аминокислот, именуемую β-эндорфином. Энк. яв-ся небольшой частью этой цепочки. Энд. найдены в гипофизе и в др. отделах головного мозга. Хотя исслед. на животных обеспечили прямой доступ к изучению тканей мозга, исслед. на людях, в основном, ограничивались измерением уровня Энд. в плазме крови.

Энд. по хим. структуре и своему действию сходны с одним из опиатов — морфином. (Отсюда сокращение: эндогенный + морфин = эндорфин.) Главный эффект Энд. — обезболивающий. Энк. также обладают анальгетическим эффектом, но более слабым и кратковременным. Этот факт, вместе с некоторыми доказательствами потребления Энд. головным мозгом в ответ на боль, навели на мысль о том, что Энк. могут быть просто побочными продуктами неполностью использованных Энд.

Вдобавок к своим обезболивающим свойствам, Энд. связаны с терморегуляцией, аппетитом, памятью, липолизом, репродукцией, переживанием удовольствия, деструкцией жиров в организме, антидиурезом, подавлением гипервентиляции в ответ на повышение содержания углекислого газа, и ингибированием синтеза тиротропина и гонадотропина. Кроме того, некоторые данные указывают на то, что Энд. ответственны за облегчение боли, приписываемое эффекту плацебо. Согласно одной из теорий, акупунктура стимулирует секрецию Энд.

Стресс — физ. (напр., большие физ. нагрузки или боль) и психол. (напр., условнорефлекторный страх) — тж стимулирует секрецию Энд. Одна из форм физ. стресса, связанная с Энд., — дыхательная нагрузка (в особенности — бег). Ряд исследователей обнаружили повышенный уровень Энд. у лиц вскоре после тренировок, считающихся интенсивными относительно их индивидуального уровня физ. подготовки. Несмотря на то, что уровень Энд. в плазме обычно снижается до исходного в течение 30 мин после окончания тренировки, Аппензеллер высказал предположение, что Энд. ответственны за «пик бегуна» (runner's high)и тягу к тренировкам (exercise addiction), о к-рой сообщают некоторые часто тренирующиеся люди. Другие высказывали предположение, что Энд. играют роль в снижении чувствительности к боли у мн. атлетов, когда они травмируются во время выступления. Еще одно предположение заключается в том, что успешное использование физ. упражнений при лечении легких форм депрессии может быть связано с ненормальным уровнем Энд., иногда обнаруживаемым у пациентов психиатрических отделений.

См. также Нейрохимия, Центральная нервная система

Дж. Р. Котела, А. Кёрни

 

Энкопрез (encopresis)

 

Функциональный Э. обычно считается расстройством детского возраста. Диагноз функционального Э. может быть поставлен в случаях недержания кала не реже одного раза в месяц в течение шести месяцев. Кал обычно остается в одежде, но может также оставляться больными и в др. местах — на полу, в чулане или шкафу.

При проведении дифференциальной диагностики важно отличать функциональный Э. от расстройств, вызванных органической патологией. Среди органических расстройств болезнь Гиршпрунга яв-ся главной ложной целью в дифференциальной диагностике функционального Э.

Функциональный Э. встречается у мальчиков в три—четыре раза чаще, чем у девочек. Не удивительно, что частота распространенности снижается с возрастом. Э. отмечается у 3,5—4% мальчиков и 1—1,5% девочек в возрасте от 4 до 5 лет, в то время, как к 8 годам распространенность составляет 2,3% у мальчиков и 0,7% у девочек. К 12 годам частота функционального Э. снижается до 1,3% у мальчиков и 0,3% у девочек. В редких случаях функциональный Э. сохраняется во взрослом возрасте.

Хотя функциональный Э., по определению, не яв-ся результатом органической патологии, у многих из этих больных отмечается неэффективность желудочно-кишечной деятельности в течение всей жизни. Но даже если это может быть важной сопутствующей переменной, окончательная этиология функционального Э. так и не установлена.

Э. может быть связан с др. нейропсихологическими расстройствами детского возраста, например, с дефицитом внимания, но чаще больной ребенок не имеет к.-л. выраженных психол. проблем и может быть послушным и любимым взрослыми. Однако, природа этого расстройства воспринимается особенно одиозной в контексте зап. культуры, что обычно приводит к значительной напряженности внутрисемейных отношений и может угрожать формированию положительных отношений со сверстниками. В результате больной ребенок часто имеет низкую самооценку и избегает соц. контактов.

Поскольку развитие Э., вероятно, вызвано взаимодействием нескольких переменных, включая физиолог. предрасположенность и трудности в приучении к горшку, лечение должно быть многоаспектным. Терапию следует проводить не только с ребенком, но и с его семьей. Целью семейного консультирования и терапии должно быть снижение конфликта в отношениях между родителями и ребенком. Одной из целей семейной терапии должна быть помощь родителям в понимании того, что недержание кала у ребенка не носит характер преднамеренности. Семейная терапия может также оказаться полезной в идентификации факторов окружающей психосоциальной среды ребенка, усиливающих проявления расстройства, и в изменении аттитюдов в отношении приучения к горшку в случаях, когда главной проблемой яв-ся функциональный Э. и ребенок так и не научился сдерживать свои позывы и пользоваться туалетом за длительный период времени.

Хотя использование семейного консультирования и семейной терапии желательно, терапия функционального Э. может быть прежде всего мед. по своей сути. Поскольку расстройство связано с нарушениями со стороны деятельности желудочно-кишечного тракта, включая запоры, вероятность положительного исхода терапии повысится, если в программу лечения будет включен педиатр. С др. стороны, функциональный Э. может рассматриваться как расстройство поведения отдельного пациента. Акцент в терапии может быть поставлен на самом поведении, и тогда бихевиоральные приемы могут часто принести наилучшие результаты. Здесь могут использоваться такие приемы как поощрение каждого дня, проведенного в опрятности, звездочкой в календаре, рисуемой самим ребенком. Использовались тж более технически сложные процедуры биолог. обратной связи, к-рые оказываются в особенности успешными в случаях патологической динамики дефекации. Напр., Лёнинг-Бауке ввел биолог. обратную связь в комплексную программу терапии с использованием слабительных для предотвращения запоров и обеспечения регулярности ежедневной дефекации, а также с привлечением членов семьи к ведению учета результатов и др. действиям, значимым для модификации поведенческой мишени больного. Техническое проведение процедуры биолог. обратной связи предусматривает введение раздуваемого шара на 11 сантиметров в прямую кишку. В шар затем закачивают 50 миллилитров воздуха. Следят за активностью наружного анального сфинктера и ректальной моторикой. Пациента инструктируют попытаться выдавить баллон, как если бы это были каловые массы, и фиксировать нормальную деятельность наружного анального сфинктера во время дефекации. Сигналами биолог. обратной связи служит вербальное и звуковое подкрепление (обеспеченное миографической записью активности внешнего сфинктера). Несмотря на свою сложность и необходимость использования специального оборудования и квалифицированного персонала, эта процедура биолог. обратной связи оказалась достаточно эффективной в лечении Э., особенно если запоры также яв-ся значимой жалобой.

См. также Биологическая обратная связь, Инфантилизм, Модификация поведения, Приучение к горшку, Семейные кризисы, Синдром возбудимого кишечника, Энурез

М. Л. Вудрафф

 

Энурез (enuresis)

 

Э. — это непроизвольное мочеиспускание, наблюдаемое в возрасте, когда ожидается, что чел. уже научился контролировать мочевой пузырь. Расстройство обозначается как функциональный Э., если в его возникновении не предполагается участие органических факторов. Хотя Э. может отмечаться и в бодрствующем состоянии, он более обычен для времени сна. В качестве критерия диагностики произвольно устанавливалось минимальное количество эпизодов в течение месяца для различных возрастных групп. Распространенность Э. у мальчиков выше, чем у девочек.

Э. имеет многофакторную этиологию. Среди факторов, способствующих возникновению Э. — расстройства мочеполовой системы, генетические или конституциональные факторы (такие, как задержки в созревании механизмов контроля мочевого пузыря или неврологические нарушения сна), неудачи в приучении пользоваться горшком, нарушенные внутрисемейные отношения и сильные стрессы жизненных перемен (такие как рождение сиблинга или потеря родителя). В большинстве случаев функционального Э. наблюдается спонтанная ремиссия. Необходимость лечения обычно вызывается неприятным характером расстройства и его последствиями для межличностного функционирования ребенка.

Лечебный подход определяется пониманием этиологии Э. Наиболее часто используемым лекарственным препаратом яв-ся имипрамин (тофранил). Как сообщает Джудит Рапопорт и ее коллеги, после постепенной отмены имипрамина в большинстве случаев ребенок остается сухим в течение ночи. Психол. подходы включают тренировку контроля мочеиспускания — произвольную задержку мочи с повышением чувствительности ребенка к изменениям в растяжении пузыря. Используются также специальные подстилки в постели, реагирующие включением звукового сигнала при замыкании жидкостью тока в электрической цепи, с тем чтобы разбудить ребенка для нормального мочеиспускания.

См. также Приучение к горшку

Т. С. Беннетт

 

Эпидемиология психических расстройств (epidemiology of mental disorders)

 

Эпидемиология — это наука о здоровье, изучающая распространенность заболеваний и расстройств, а тж факторы, влияющие на их появление в челов. популяциях и в животном мире.

Распространенность и заболеваемость. В эпидемиологии используются два основных типа оценок — распространенность и заболеваемость.

Показатель распространенности сравнивают с фотоснимком — он дает представление о болезни данной группы за определенный промежуток времени. Это может быть предельно малый промежуток времени, как правило, состояние на данный день (точечная распространенность) или интервал в несколько месяцев, лет или даже десятилетий (распространенность за интервал времени). Интервал не обязательно должен быть точкой или периодом календарного времени, он может относится к событиям, случающимся с разными людьми в разные промежутки календарного времени. В обозначенный промежуток распространенность обозначается как отношение числа лиц, у к-рых диагностировано данное расстройство, к общему числу людей, составляющих исследуемую группу населения.

Распространенность = число лиц с данным расстройством за определенный промежуток времени / общая численность населения в данный период времени.

Часто используемый индекс — распространенность в течение жизни — показывает долю населения, у представителей к-рой это расстройство отмечалось в любое время в течение их жизни. Индекс распространенности в течение жизни почти всегда основывается на данных, получаемых ретроспективно, что делает его уязвимым за счет неточностей, к-рые характерны для таких данных.

Показатель заболеваемости характеризует частоту развития расстройства в исследуемой группе за определенный период времени. Период времени следующим образом встраивается в формулу, определяющую заболеваемость.

Заболеваемость = общее количество новых случаев / общая численность группы риска за промежуток времени.

В отличие от распространенности, характеризующей долю всех случаев расстройства в изучаемой популяции, заболеваемость отражает продолжающееся появление новых случаев. Заболеваемость обычно труднее установить, чем распространенность, поскольку необходимо выявить и исключить из числителя формулы для расчета заболеваемости число уже имеющих расстройство в начале обозначенного промежутка времени. Поскольку эти лица не входят в группу риска возникновения расстройства, они подлежат исключению также из знаменателя формулы.

Факторы риска. Можно рассчитать риск возникновения психич. расстройства на основе показателей распространенности и заболеваемости и систематического учета др. факторов, влияющих в данной ситуации. Определение риска указывает на ассоциативные или каузальные отношения между наличием специфических биолог., средовых или психосоциальных факторов и возникновением расстройства. Относительный риск означает отношение заболеваемости расстройством среди лиц, подвергающихся действию фактора риска, к заболеваемости среди лиц, не подвергающихся действию этого фактора. Предполагаемый риск — это абсолютная заболеваемость расстройством, причиной к-рого можно предположить воздействие фактора риска. Предполагаемый риск обычно определяется вычитанием показателя заболеваемости расстройством среди группы риска из показателя общей заболеваемости среди лиц, не подвергающихся действию фактора риска. Это — полезное указание на то, каких результатов можно ожидать при устранении фактора (факторов) риска.

Факторы риска различны в том, до какой степени они связаны с расстройством и в какой степени они вызывают расстройство. Факторы риска — это факторы, к-рые часто, но не всегда наблюдаются в связи с расстройством. Специфические факторы риска яв-ся необходимой, хотя и не достаточной предпосылкой для возникновения расстройства. Признаками, позволяющими предположить наличие каузальной связи между фактором риска и психич. расстройством, яв-ся: постоянное сопутствование заболеванию, появление непосредственно перед ним и специфичность эффекта. При постоянной взаимосвязи устанавливаются четкие отношения между фактором риска и психич. расстройством при повторных исслед. Устранение фактора риска устраняет расстройство или делает его значительно менее серьезным. При предшествовании болезни фактор риска наблюдается до ее появления. Специфичность эффекта предполагает, что действие фактора риска яв-ся специфичным для изучаемого расстройства. Главной целью Э. п. р. яв-ся идентификация факторов риска, вызывающих, усугубляющих или поддерживающих течение психич. расстройств.

Сравнение показателей расстройства между различными группами яв-ся чрезвычайно важным. Такие сравнения часто выражаются как различия между показателями, отношение одного показателя к другому или мн. показателей по отношению к утвержденному нормативу (standard rate).

Типы исследований.Есть два основных типа эпидемиологических исслед. Описательные исслед. предпринимаются для документации возникновения расстройств или связанных с расстройствами феноменов в группе населения. Описательные исслед. обычно дают не очень точную, поверхностную характеристику расстройства. Они отражают наблюдения, касающиеся отношения расстройств к таким базисным характеристикам как возраст, пол, этническая принадлежность, социально-экономический статус заболевших, географическая локализация, время возникновения расстройства и т. д. Аналитические исслед. проводятся для объяснения наблюдаемого паттерна расстройства в группе и, тем самым, установления этиологических факторов, вызывающих, поддерживающих расстройство или способствующих его устранению. В отличие от описательных исслед., аналитические более узко сосредоточиваются на специфических гипотезах и часто требуют более строгого методологического плана и более сложного количественного анализа получаемых данных. Есть три основных типа аналитических исслед.: исслед. заболеваемости, исслед. методом «случай—контроль» и когортные исслед.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.