Сделай Сам Свою Работу на 5

Способы финансирования образования





№ п/п Наименование способов финансирования Содержание способов финансирования образования
1.1. Традиционный способ. Первый вариант Перечисление финорганами средств на счет государственного органа управления образо­ванием. Затем этот орган с целью эффектив­ного использования средств открывает бан­ковские счета для финансирования оплаты труда и начислений на нее
1.2. Традиционный способ. Второй вариант Орган управления самостоятельно проводит расчеты за учреждение через централизо­ванную бухгалтерию. Этот механизм исполь­зуется при отсутствии в учреждении само­стоятельного расчетного счета в банке
2. Казначейская система исполнения бюджета Финансирование учреждений через органы казначейства связано с отстранением органа управления от процедуры распределения бюджетных средств. Роль главного распоря­дителя кредитов состоит в передаче казна­чейству для формирования платежных пору­чений составленного кассового плана на ме­сяц по каждому учреждению. Преимущества этого способа состоят в сокращении времени прохождения средств от бюджетодателя до бюджетополучателя, лишении главного рас­порядителя права оперативного маневриро­вания средствами
3. Вексельный способ финансирования Передача финансовым органом главному распорядителю ценной бумаги векселя с указанием конкретных сроков ее погашения

 



Практика показывает, что осуществление органом управления расчетов за образовательное учреждение через централизованную бухгалтерию ужесточает контроль над движением финансовых потоков, предотвращает нецелевое использование денежных средств.

Затраты на реализацию образовательных программ подразделя­ются на «защищенные» и «незащищенные», перечень которых различен по регионам и ежегодно устанавливается законодатель­ствами о бюджетах. Преимущественно в их состав входят расхо­ды на оплату труда и начисления на нее, на питание, трансферты населению. Финансирование учреждений через казначейскую си­стему предполагает полное обеспечение расходов по «защищен­ным» бюджетным статьям.

Вексельный способ финансирования широко не используется в связи с потерей бюджетных средств после их продажи. Эти по­тери связаны с длительными сроками обращения векселя, что приводит к снижению их рыночной стоимости в сравнении с но­минальной.



Таким образом, социальные стандарты — основа разработки минимальных норм федерального компонента бюджетного финан­сирования, а также минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления. Однако в настоящее время по-прежне­му имеет место противоречие между законодательной гарантированностью финансового обеспечения и реальными возможностя­ми государства и субъектов Федерации по финансированию образовательных учреждений. Считается, что практика фиксиро­вания образовательных учреждений опирается на «достигнутый уровень». Законодательство о предоставлении бесплатных образо­вательных услуг населению выполняется в пределах той доли, которую позволяет реальный бюджет.

Поэтому в современных условиях на первый план встает пробле­ма ужесточения государственного контроля за целевым и эффектив­ным использованием средств, направляемых на образование.

 

Планирование и финансирование расходов профессионального образования

Специалисты со средним профессиональным образованием по­лучают квалифицированную подготовку в образовательных учреж­дениях среднего профессионального образования, именуемых так­же средние специальные учебные заведения. В их состав входят: техникумы (школы, училища), техникумы-предприятия, колледжи. Техникумы-предприятия наряду с образовательной осуществляют и профессиональную деятельность в зависимости от профиля под­готовки учащихся. В колледжах по сравнению с техникумами дос­тигается повышенный уровень квалификации обучающихся.



Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание профессионально-технического училища, технику­ма, техникума-предприятия, колледжа, является смета доходов и расходов.

Составлению сметы предшествуют обоснованные расчеты по видам расходов сметы. В смете доходов и расходов учреждения профессионального образования наряду с расчетами приводятся общие сведения об учебном заведении, его учебно-материальной базе. Эти сведения — основа планирования расходов по смете. Согласно Федеральному закону «Об образовании» каждое образо­вательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет в банковских и иных кредитных учреждениях. На основе БК РФ учреждения профессионального образования, финансируемые из бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в составе органов управления — главными распоряди­телями средств бюджета.

Исходной базой для планирования фонда заработной платы преподавателей профессионального учреждения является число групп теоретического обучения учебного заведения, число опла­чиваемых часов на одну группу и средняя стоимость педагогичес­кого часа.

Среднегодовое количество учебных групп определяется прибав­лением к учебным группам на начало года приема и исключени­ем выпуска в текущем году.

Согласно типовым положениям о профессиональных учебных заведениях численность учащихся учебной группы теоретическо­го обучения устанавливается в 25–30 человек. В силу этого новые группы должны комплектоваться из расчета не менее 30 человек.

Когда число учащихся в группах ниже установленного мини­мума, необходимо принимать меры к слиянию малочисленных групп по однородным специальностям.

Первоначально исчисляется количество групп в течение года. Допустим, число групп по отчетным данным, включая произведен­ный выпуск, составило 10, а число групп нового приема в году, предшествующему планируемому, из расчета наполняемости в 30 человек и плана приема учащихся в 120 человек — 4 (120 ÷ 30). Отсюда ежегодное количество групп на начало планируемого года составит 14 (10 + 4). Пусть в планируемом году исходя из этого же комплектования вновь принятых насчитывается 150 человек, т.е. 5 групп, а выпущено 4 группы. При аналогичных условиях на ко­нец планируемого года число учебных групп составит 15(14 + 5 − 4).

Среднегодовое количество групп рассчитывается следующим образом.

На начало планируемого года переходящее число групп при­равнивается к среднегодовому их числу, к которому прибавляют­ся группы нового приема, умноженные на число месяцев обуче­ния в данном году, и исключается число групп выпуска, умножен­ное на число месяцев, остающихся до конца текущего года после срока выпуска.

Пример.

Переходящее число групп начало года — 15,0.

 

 

Таким образом, среднегодовое количество групп на планируе­мый год составит 15,1 (15 + 2,1 − 2).

Оплачиваемое количество учебных часов исчисляется исходя из фактического исполнения часов в среднем на одну группу за ряд лет, но не более числа часов по учебным планам.

Общее число учебных часов получается перемножением сред­него количества учебных часов одной группы на среднегодовое количество групп. От общего количества часов зависит и штат пе­дагогического персонала профессионально-технического учили­ща, техникума, техникума-предприятия или другого учреждения профессионального образования.

Для расчета фонда заработной платы преподавателей следует средний размер стоимости педагогического часа, определенного аналитическим методом, умножить на общее количество оплачи­ваемых учебных часов.

Тарификационный список преподавателей разрабатывается до наступления учебного года, являясь основным документом опре­деления размера годовой учебной нагрузки и средней месячной ставки заработной платы преподавателей учебного заведения в учебном году.

При этом основой расчета среднего размера стоимости педа­гогического часа является Единая тарифная сетка по оплате тру­да работников бюджетной сферы.

В соответствии с действующим законодательством ставки за­работной платы преподавателей устанавливаются с учетом имею­щегося у них образования и стажа педагогической работы.

Ставки заработной платы преподавателей общеобразовательных дисциплин среднего профессионального образования выплачива­ются за 18 часов преподавательской работы в неделю. Их месяч­ная заработная плата определяется исходя из количества учебных часов в неделю по учебному плану, т.е. перемножением ставки заработной платы на установленную нагрузку преподавателя в неделю и деления полученной суммы на норму часов в неделю. При расчете месячной заработной платы учитывается и количе­ство учебных недель в году. Если в соответствии с учебным пла­ном теоретические занятия проводятся в течение 27 учебных не­дель в году, выплачивается месячная заработная плата из расчета среднегодовой недельной учебной нагрузки, которая определяет­ся делением годового объема учебной работы по учебному плану на 38 недель.

Ставки заработной платы преподавателей профессионально-технического цикла, физического воспитания рассчитываются в среднем за 3 часа преподавательской работы в день, или за 720 часов в год. Среднемесячная заработная плата определяется пере­множением часовой ставки преподавателя на установленный объем годовой учебной нагрузки и делением полученной суммы на 10 учебных месяцев.

К средней расчетной часовой педагогической ставке препода­вателей прибавляется также установленная дополнительная оплата ежемесячно за проверку письменных работ по русскому языку и литературе, математике, иностранному языку, черчению.

Общее число педагогических ставок на все группы в год рассчитывается делением годового количества часов по профес­сионально-техническому циклу, физическому воспитанию на 720 часов, а по общеобразовательным дисциплинам — общее число часов в неделю делится на 18 часов.

Помимо тарифной оплаты труда существует и дополнительная, т.е. надтарифная оплата. Так, в учреждениях среднего професси­онального образования применяется дополнительная оплата пре­подавателям за заведование учебными кабинетами, лаборатория­ми, предметными методическими комиссиями.

В состав оплаты труда входит и заработная плата работников, которые не относятся к аппарату управления. Определению обще­го фонда оплаты труда по этим категориям персонала предшеству­ет составление штатного расписания на основе Типовых штатов профессионально-технических учебных заведений. В штатном расписании профессионально-технических учебных заведений не должна предусматриваться численность работников подведом­ственных этому учебному заведению организаций, которые фи­нансируются по другим параграфам бюджетной классификации.

Не предусматриваются по смете расходов среднего професси­онального образования штаты лечебных или фельдшерских здрав­пунктов, так как медицинское обслуживание учебных заведений возложено на органы здравоохранения, а также штаты столовых, если питание учащихся организуется на предприятиях обществен­ного питания.

Затем рассчитывается среднегодовая численность работников в зависимости от срока доукомплектования по аналогичной ме­тодике, что и расчет среднегодового контингента учащихся. Сред­негодовая численность корректируется на численность гардероб­щиков и других обслуживающих работников, которые содержат­ся не в течение всего года.

После установления среднегодовой численности работников рассчитывают на основании сведений о фонде заработной платы по соответствующим должностям среднюю плановую ставку зара­ботной платы.

Номенклатура должностей и величина должностных окладов определяются на основе штатного расписания, тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников образова­ния, а также с учетом разрядов по единой тарифной сетке работ­ников учреждений образования РФ.

Размер начислений на фонд оплаты труда определяется пере­множением общего фонда оплаты труда на установленный Пра­вительством РФ норматив.

Расчет необходимых средств на приобретение предметов снаб­жения и расходных материалов начинается с определения расхо­дов на питание учащихся. Ассигнования на приобретение продук­тов питания в 2003 г. исчислялись на одного учащегося из числа детей-сирот на основе средней стоимости суточного набора про­дуктов в размере 65,5 руб. по средневзвешенным ценам.

Питание других категорий учащихся в дни теоретических и практических занятий призвано осуществляться в соответствии с выделенными средствами.

Стипендии учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличились не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной обучающимся в данном образовательном учреждении. Наряду с этим выплачи­вается 100% заработной платы, начисленной в период производ­ственного обучения и производственной практики.

В статье «Прочие трансферты населению» в 2003 г. в полном объеме удовлетворены потребности образовательных учреждений в средствах на выплату работникам учреждений начального про­фессионального образования РФ в виде ежегодного денежного пособия на приобретение литературы и письменных принадлеж­ностей в размере трехмесячной стипендии, а также единовремен­ного денежного пособия при выпуске из учебных заведений из расчета 500 руб. Выплата этого пособия производится за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответ­ствующего бюджета.

Выпускники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в образовательные учрежде­ния в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по ре­шению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в образовательном учреждении.

Методика определения затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений идентична.

В профессионально-технических учреждениях имеет место получение дополнительных средств от производственной деятель­ности учащихся. По этим средствам разрабатывается отдельная смета доходов и расходов. В последней предусмотрены статьи, аналогичные смете бюджетных ассигнований. Учет средств, по­лученных от производственной и другой предпринимательской деятельности, происходит на лицевых счетах в органах казначей­ства. Согласно законодательству такие средства наряду с бюджет­ными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сме­тами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казна­чейства и главных распорядителей бюджетных средств.

Планирование и финансирование расходов высшего профессионального образования

Финансирование высших учебных заведений происходит по смете доходов и расходов. Она составляется в соответствии с эко­номической классификацией расходов бюджетов РФ.

Финансирование образовательной деятельности государствен­ных высших учебных заведений из средств федерального бюдже­та осуществляется федеральным (центральным) органом высше­го профессионального образования. Органы исполнительной вла­сти могут финансировать высшие учебные заведения в случае их подчиненности первым. На основе государственных заданий (кон­трольных цифр) производится финансирование подготовки спе­циалистов, переподготовки и повышения квалификации работни­ков. При этом за основу принимаются государственные, в том числе ведомственные, нормативы финансирования.

Государственные высшие учебные заведения, вправе осуществ­лять в пределах контрольных цифр целевой прием обучающихся. Эта деятельность регламентируется договорами, заключенными с органами государственной власти и местного самоуправления с целью содействия им в подготовке специалистов соответствую­щего уровня образования.

Расходы на финансирование высшего профессионального обра­зования выделяются из бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств через лицевые счета образовательных бюджетных уч­реждений. Последние открываются в органах Федерального казна­чейства Министерства финансов РФ. Утверждение сметы доходов и расходов производится главным распорядителем бюджетных средств в установленном действующим законодательством порядке.

В смете доходов и расходов отражаются все доходы высшего учебного заведения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от проведения предпринимательской деятельности. Важным источником внебюджетных средств учебных заведений Российской Федерации является платная образователь­ная деятельность, формирующая следующие доходы:

1. От платных образовательных услуг в рамках:

• основных программ профессионального направления в соот­ветствии с лицензией;

• дополнительных образовательных программ и услуг;

• послевузовского профессионального образования (обучение в аспирантуре, ординатуре, интернатуре);

• повышение квалификации и переподготовки кадров;

• международная деятельность (по основным и профессио­нальным дополнительным образовательным программам).

2. Международные образовательные гранты.

3. От иных видов платной образовательной деятельности, не закрепленной законодательством.

В современных условиях платной образовательной деятельно­стью занимается практически любое учебное заведение. Однако доходы, получаемые от этого вида деятельности, различны. Вели­чина получаемых доходов ограничивается с одной стороны себе­стоимостью услуг, а с другой, — ценой данной услуги. Разница между ценой услуги и ее себестоимостью — основной источник получения внебюджетных средств. Практика показывает, что плат­ная образовательная услуга считается рентабельной при доходно­сти не менее 15%.

Учебные заведения по-разному используют внебюджетные средства. Некоторые отдают предпочтение оплате труда, другие — закупке оборудования и компьютеризации, третьи — заботятся о бытовых условиях, досуге, общей культуре учащихся. Проведен­ная экспертная оценка образовательных учреждений выделяет приоритетные направления распределения средств, полученных от внебюджетной деятельности, к которым относятся:

1. Обновление библиотечного учебного фонда, учебной мебе­ли, технических средств обучения, расходы на содержание мате­риально-технической базы (30–50%);

2. Оплата труда (30–40%);

3. Расходы на текущий ремонт (10–20%).

В зарубежных странах структура распределения внебюджетных средств имеет следующий вид:

1) обновление учебного материала, библиотечного фонда, учебного оборудования (25%);

2) дополнительное вознаграждение преподавателей в форме бонусов (25%);

3) текущий ремонт материально-технической базы (25%);

4) создание резервного фонда на непредвиденные расходы (25%).

Содержание расходов высшего образовательного учреждения в РФ призвано соответствовать бюджетной классификации. Так, по экономическому содержанию расходы всех уровней бюджетов под­разделяются на текущие и капитальные. Первые предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляемых расходов в состав которых входят: приобретение предметов снабжения, материалов для текущих нужд, оказание различного спектра услуг, расходы на питание, оплату труда персонала высшего учебного заведения.

Капитальные расходы предназначены для обеспечения расши­ренного воспроизводства, инновационной и инвестиционной де­ятельности, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов, де­ятельность юридических лиц в соответствии с инвестиционны­ми программами. К капитальным расходам также относятся расходы по увеличению имущества образовательного учреждения.

Практика показывает, что методика определения материальных расходов для всех видов образовательных учреждений идентична.

Рассмотрим особенности определения фонда оплаты труда в системе высшего образования.

Высшие учебные заведения в пределах имеющихся у них средств на оплату труда работников самостоятельно определяют форму и системы оплаты труда, размеры доплат, надбавок, пре­мий и других мер материального стимулирования, а также разме­ры бюджетных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов, ставок).

Порядок определения оплаты труда регламентируется Феде­ральным законом «Об образовании», рядом других нормативных актов.

Первоначально в высших учебных заведениях при формирова­нии фонда оплаты труда происходит составление штатного рас­писания и заполнение формы, представленной в табл. 5.4.

В штатном расписании имеются следующие категории персо­нала:

• административно-управленческий;

• профессорско-преподавательский состав;

• учебно-вспомогательный;

• прочий обслуживающий и хозяйственный персонал;

• охрана;

• научный персонал;

• научно-технический и научно-вспомогательный персонал.

Штатное расписание подлежит утверждению без приказа по организации, но по своему статусу соответствует приказу, отно­сится к документам обязательного исполнения и постоянного хра­нения.

Таблица 5.4

 

Наименование организации

Утверждаю

Приказ от «__» _________ 200_ г. № ____

Штат в количестве ________ единиц

С месячным фондом заработной платы

_______________________________ руб.

Штатное расписание № _______ от «__» ________ 200__ г.

на «__» ________ 200 __ г.

Структура, подразделе­ние Должность Количество штатных единиц Разряд no ETC Оклад Надбавки Месячный фонд заработ­ной платы, руб. Примечание
Наиме­нование Код         «А» «Б» «В»    
                     
    Итого по листу                
    Итого по доку­менту                

 

Подписи руководителей структурных подразделений или упол­номоченных лиц.

 

_____________________

Должность

 

_____________________

Главный бухгалтер

 

 

В табл. 5.5 перечислены основные атрибуты штатного распи­сания. Рассмотрим процедуру подготовки к оформлению штатного расписания.

Структура высшего учебного заведения утверждается приказом руководителя, содержит все подразделения вуза, отражает их под­чиненность, принадлежность к категориям персоналов, работаю­щих в вузе.

Структура вуза может иметь несколько разделов, которые дол­жны присутствовать в каждом учреждении.

Таблица 5.5

№ п/п Административная структура Учебная структура (основная деятельность) Научная структура (основная деятельность)
1. Ректорат Факультеты Научно-исследовательские институты
2. Учебное управление Кафедры в составе факультетов Научные отделы в составе институтов
3. Отделы в составе управления Лаборатории в составе кафедр Научные лаборатории или сектора в составе отделов
4. Бухгалтерия Учебно-научные центры Научно-исследователь­ская часть
5. Отделы в составе бухгалтерии Лаборатории в составе учебно-научных центров Сектора в составе научно-исследователь­ской части
6. Управление планирования и финансирования Институты повышения квалификации Научные (научно-произ­водственные, учебно-научные и др.) центры
7. Отдел охраны труда Факультеты в составе института Отделы и лаборатории в составе научных центров
8. Служба главного инженера Кафедры в составе факультетов Опытные заводы (полигоны, стенды, установки, реакторы и т.д.)
9. Управление инженерной эксплуатации Центры довузовской подготовки Отделы (лаборатории, сектора) в составе опытных заводов (полигонов, стендов, установок, реакторов, ускорителей)в части научного, научно-вспомогатель­ного и научно-техничес­кого персонала
10. Отделы в составе управления Центры (факультеты) платного обучения - - - - - -
11. Управление капиталь­ного строительства И т.д.  
12. Управление хозяйствен­ной эксплуатации    
13. Отделы в составе управления    
14. Управление студенчес­кими общежитиями    
15. Детские оздоровитель­ные центры    
16. Детские сады    
17. Спортивно-оздорови­тельные лагеря    
18. Учебно-производствен­ные мастерские    

 

Формирование структуры утверждается приказом по органи­зации. Утвержденная структура становится обязательной для со­ставления штатного расписания. Изменение структуры оформля­ется приказом по организации и предполагает изменение штатного расписания. Корректировка в штатное расписание может вносить­ся на основании:

Законов РФ;

постановлений Правительства РФ; приказов министерств и ведомств; приказов по учреждению;

письменного распоряжения ректора (проректора); служебной записки (письма) на имя руководителя, учреждения с его положительной резолюцией;

изменений к коллективному договору.

Устное распоряжение руководителя не является основанием к изменению штатного расписания и не учитывается при финан­совых проверках.

Составление штатного расписания связано с определением численности, классифицированной по должностям с одинаковым наименованием и одинаковыми должностными окладами. При этом учитываются доплаты и различные надбавки.

Перечень должностей, вносимых в штатное расписание, при­зван соответствовать стандартным наименованиям должностей в Общероссийском классификаторе профессий руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлени­ем Минтруда России.

Общая численность подсчитывается и выделяется по каждому подразделению института.

Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на его содержание, и иных источников, не запрещен­ных законодательством РФ.

Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учеб­ных заведений устанавливаются не ниже восьмикратной минималь­ной величины оплаты труда, установленной федеральным законом.

На работников высших учебных заведений распространяется общее законодательство о труде, определяющее, что заработная плата (должностной оклад) они получают за выполнение функци­ональных обязанностей и работ.

Должностной оклад лиц, принимаемых на работу по контрак­ту, не ограничивается максимальными размерами. Однако зара­ботная плата не может быть ниже минимального должностного оклада, который установлен по соответствующей должности за­конодательством РФ. Условия увеличения или уменьшения дол­жностного оклада оговариваются в контракте и производятся в зависимости от качества работы преподавателя.

Оплата труда работников высших учебных заведений, как и всех образовательных учреждений, осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ETC) по оплате труда работников орга­низаций бюджетной сферы.

Должностные оклады — фиксированная величина, соответству­ющая тому или иному разряду. Эти разряды находятся в определен­ной зависимости от категории или должности работника. Действу­ющий порядок оплаты труда по ETC закреплен постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциа­ции в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на ос­нове Единой тарифной сетки». В одной из частей Приложения 3 к указанному постановлению приведены категории работников высших учебных заведений и соответствующие им (категориям) разряды оплаты труда. Разряды оплаты труда устанавливаются по итогам аттестации с учетом квалификационных требований.

Аттестация работников высших учебных заведений произво­дится с учетом требований, закрепленных в Приложении 2 к постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 14 ноября 1992 года, №108 «О повышении уровня оплаты тру­да работников высшей школы».

Первостепенным квалификационным требованием по должно­стям работников высших учебных заведений является высшее образование, обязательное для всех без исключения работников данной категории, начиная с преподавателя-стажера и заканчи­вая руководителем студенческого исследовательского бюро.

Должности работников высших учебных заведений подразде­ляются на два вида:

1. Должности, на которые принимаются лица вне зависимос­ти от стажа их научно-педагогической или практической деятель­ности (ассистент, преподаватель и др.).

2. Должности, для занятия которых требуется в обязательном порядке стаж работы. Например, должность старшего преподава­теля без ученой степени предполагает наличие стажа научно-пе­дагогической деятельности не менее трех лет.

По самым высоким разрядам (14–17) в основном принимают­ся на работу лица, имеющие ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) и профессора, а также ученые степени док­тора и кандидата наук.

Вместе с тем в виде исключения повышенные разряды присва­иваются высококвалифицированным специалистам, которые не имеют ученого звания и не обладают ученой степенью.

Высокие требования предъявляются к руководящему составу высших учебных заведений и их структурных подразделений. Например, должность ректора 17-го разряда предполагает нали­чие любого ученого звания или ученой степени. При наличии одновременно степени и ученого звания ректору устанавливается 18-й разряд. На руководящие должности высших учебных заведе­ний в порядке исключения принимаются высококвалифицирован­ные специалисты.

Оклады работников вузов определяются перемножением та­рифной ставки первого разряда ETC на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду.

Ставки заработной платы и должностные оклады педагогичес­ких работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в за­висимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы в определенной должности) либо квалификационной ка­тегории, присвоенной по итогам аттестации.

Заработная плата работника высшего учебного заведения состо­ит из следующих составляющих:

1. Оплата труда на основе ставки заработной платы и должно­стного оклада, исчисленного в соответствии с разрядами ETC.

2. Доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работ­ника.

3. Доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда.

4. Выплаты, обусловленные районным регулированием опла­ты труда.

5. Процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условия­ми.

6. Другие выплаты, предусмотренные действующим законода­тельством.

Диапазон разрядов оплаты труда профессорско-преподаватель­ского состава высших учебных заведений, как правило, выше ди­апазона разрядов, присваиваемых другим работникам вузов. Ко­лебания диапазона происходят от 8-го до 17-го разряда.

Тарифная ставка 1-го разряда официально устанавливается и периодически (как правило, один раз в квартал) повышается с принятием правительственного решения. Тарифные оклады дру­гих разрядов (2–18) определяются перемножением тарифной став­ки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. При этом происходит рост коэффициентов по мере увеличения соот­ветствующих разрядов. С ростом разряда, присвоенного работнику вуза, возрастает его тарифный коэффициент. Соблюдение такой пропорции — важная правовая гарантия работнику, не допускаю­щая никакие отклонения от установленных законодательно пара­метров.

Существует особый порядок оплаты труда руководящих работ­ников вузов. К ним относятся: ректор, директор филиала и ряд других. Как правило, им присваиваются предельно допустимые разряды оплаты труда. Для сотрудника, который возглавляет структурное подразделение, таким разрядом может быть 16-й, для директора филиала — 17-й, для ректора — 18-й разряды. Обычно разряды оплаты их труда находятся в интервале от 13-го до 18-го.

Порядок дополнительной оплаты труда ректора вуза содержит­ся в примечании к Квалификационным требованиям по должно­стям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений. Доплаты и надбавки к должностному окладу ректора (за исключением контракта) определяются органом управ­ления в ведении которого находится высшее учебное заведение.

У профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений обязательными выплатами являются:

• 40% за должность доцента;

• 60% за должность профессора;

• 900 руб. за ученую степень кандидата наук;

• 1500 рублей за ученую степень доктора экономических наук.

• доплата за заведование кафедрой;

• доплата за занимаемую должность декана, заместителя дека­на и другие надбавки.

У административно-управленческого персонала обязательны­ми выплатами являются:

• надбавки за работу со сведениями, составляющими государ­ственную тайну;

• надбавки за стаж работы в подразделениях по защите госу­дарственной тайны;

• надбавки за работу с лицами, имеющими отклонения в раз­витии (инвалидами);

• увеличение заработной платы на величину районного коэф­фициента;

• надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях.

 

У учебно-вспомогательного и прочего обслуживающего персо­нала обязательными выплатами являются:

• надбавки за наличие вредных (особо вредных) условий тру­да на рабочем месте;

• надбавки за работу с лицами, имеющими отклонения в раз­витии (инвалидами);

• увеличение заработной платы на величину районного коэф­фициента;

• надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях;

• за работу в ночное время.

Обязательные надбавки и доплаты отражаются в штатном рас­писании по конкретной должности в однократном размере, так как нормативными актами они предусмотрены либо в проценте от должностного оклада, либо в абсолютном выражении.

Согласно ст. 54 Федерального закона «Об образовании» опре­деление величины средних должностных окладов работников выс­ших учебных заведений устанавливается Правительством РФ 1-го числа второго месяца каждого квартала в соответствии с за­конодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в РФ за предыдущий квартал.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.