Классификация расходов бюджетных организаций
РАСХОДЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ
В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются. Бюджетная классификация представляет собой группировку по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.
Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе направления средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок — одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
Детализация, группировка расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений, территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики различных расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Изменения, произошедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной части бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.
Важнейшим требованием к новой классификации была простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинное содержание (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).
Исходя из этих задач была разработана и с 1997 г. введена новая классификация, которая утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.
Согласно этому Закону бюджетная классификация включает следующие классификации расходов:
• функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
• экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:
• государственное управление и местное самоуправление (код 0100);
• судебная власть (код 0200);
• международная деятельность (код 0300);
• национальная оборона (код 0400);
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности (код 0500);
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (код 0600);
• промышленность, энергетика и строительная индустрия (код 0700);
• сельское хозяйство и рыболовство (код 0800);
• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология (код 0900);
• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (код 1000);
• развитие рыночной инфраструктуры (код 1100);
• жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство (код 1200);
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (код 1300);
• образование (код 1400);
• культура и искусство, кинематография (код 1500);
• средства массовой информации (1600);
• здравоохранение и физическая культура (код 1700);
• социальная политика (код 1800);
• обслуживание и погашение государственного долга (код 1900);
• пополнение государственных запасов и резервов (код 2000):
• региональное развитие (код 2100);
• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров (код 2200);
• прочие расходы (код 3000).
Второй уровень классификации — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:
Жилищное строительство (код 1201);
Жилищное хозяйство (код 1202);
Коммунальное хозяйство (код 1203);
Архитектура и градостроительство (код 1204);
Прочие структуры коммунального хозяйства (кол 1205).
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по неэкономическому содержанию.
Классификация включает следующие разделы:
• текущие расходы (код 100 000);
• капитальные расходы (код 200 000);
• предоставление кредитов за вычетом погашения (код 300 000).
Разделы делятся на подразделы:
• закупка товара и оплата услуг (код 110 000);
• выплата процентов (код 120 000);
• субсидии и текущие трансферты (код 130 000);
• капитальные вложения в основные фонды (код 240 000);
• создание государственных запасов и резервов (код 250 000);
• приобретение земли и нематериальных активов (код 260 000);
• капитальные трансферты (270 000);
• предоставление бюджетных ссуд (код 280 000);
В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.
Распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на примере капитальных расходов:
• капитальные расходы (код 200 000);
• капитальные вложения в основные фонды (код 240 000);
• капитальное строительство (код 240 200);
• жилищное строительство (код 240 201);
• строительство производственных объектов (код 240 202);
• строительство объектов социально-культурного и бытового назначения (код 240 203) и т.д.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.
Вторым уровнем этой классификации является классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, например:
• содержание депутатов Государственной Думы и их помощников;
• обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ; закупки вооружения и военной техники;
• проведение статистических обследований, переписей и др.
Третьимуровнем указанной классификации является классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.
На основании единой бюджетной классификации субъекты РФ разрабатывают собственные бюджетные классификации, отличающиеся большей детализацией и привязкой к конкретным видам расходов.
Представительными органами субъектов Российской Федерации местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировкой расходов региональных и местных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|