Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимоотношения бюджетных организаций





ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ

БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Понятие бюджетной организации

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) ст. 161 БК БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ― организа­ция, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществле­ния управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного вне­бюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Из данного определения следует, что статус бюджетной орга­низации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

1. В качестве учредителей организации должны выступить орга­ны государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели создания бюджетной организация в учреди­тельных документах могут быть определены исключительно функ­ции некоммерческого характера. В то же время указанное огра­ничение нельзя понимать так, что бюджетной организации за­прещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.



Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает таким образом сред­ства, необходимые для своего развития. Однако получение при­были не является и не может являться целью бюджетной органи­зации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3. Бюджетная организация должна финансироваться из феде­рального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюд­жета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммер­ческим структурам. Это осуществляется в многочисленных фор­мах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.



4. Основой финансового планирования бюджетной организа­ции является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот доку­мент, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.

Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечис­ленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.

Виды бюджетных организаций.

Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.

1. В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в со­ответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получаю­щие финансирование по разделам бюджетной классификации:

• государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудниче­ству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;

• судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верхов­ный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;



• международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д. (см.бюджетную классификацию).

2. В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:

• финансируемые за счет средств федерального бюджета;

• финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;

• финансируемые за счет средств местных бюджетов.

3. По источникам формирования средств бюджетные органи­зации могут быть разделены на две группы:

• бюджетные организации, оказывающие платные услуги фи­зическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие соб­ственные источники средств;

• бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имею­щие собственных источников средств.

Место финансов бюджетных организаций

В финансовой системе РФ

Особое место финансов бюджетных организаций в финансовой системе определяется тем положением, которое занимают бюджет­ные организации в обеспечении функций государства. Последние в значительной степени реализуются именно через бюджетные организации. Следует выделить следующие особенности финан­сов бюджетных организаций:

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организа­ций. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных организаций. Недополучение средств бюд­жетом приводит и к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюд­жете соответствующего уровня поступлений приводит и к допол­нительному финансированию бюджетных организаций.

Благодаря указанной особенности финансы бюджетных орга­низаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависи­мости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

2. Бюджетные организации могут предоставлять и предостав­ляют определенные платные услуги, формируя часть своих финан­совых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам.

Две указанные особенности позволяют определить место фи­нансов бюджетных организаций как промежуточное: между обще­ственными финансами и финансами предприятий и организаций. Указанное специфическое местоположение подтверждается и сле­дующей особенностью финансов бюджетных организаций.

3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств. По­скольку бюджетные организации в основном находятся на бюд­жетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходова­нием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммер­ческих структур, для финансов которых характерен принцип са­мостоятельности.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:

1. Целевое использование выделенных и самостоятельно зара­ботанных средств.

В отличие от всех остальных учреждений бюджетные органи­зации при расходовании средств должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены. Если коммерчес­кая организация может израсходовать полученные в оплату за поставленные товары или оказанные услуги средства на любые цели, начиная от увеличения фонда оплаты труда своих сотруд­ников и кончая направлением их на благотворительность, бюджет­ные организации такой свободой действий не располагают. По­лученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства они могут использовать исключительно на те цели, которые пре­дусмотрены в смете.

2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и са­мостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранят­ся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдель­ная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.

Примером разграничения двух групп указанных средств явля­ется письмо Минфина РФ от 26 июля 2000 г. № 3-01-12/12-335. В нем Главное управление федерального казначейства в связи с поступающими запросами по вопросу возмещения из средств бюджетного финансирования расходов, произведенных за счет внебюджетных средств, сообщает, что в соответствии с п. 6 ст. 254 БК РФ при недостатке бюджетных средств бюджетному учрежде­нию разрешено использовать для выполнения заданий органа ис­полнительной власти, в ведении которого оно находится, средства от предпринимательской деятельности и использования государ­ственного имущества. При этом действующим бюджетным зако­нодательством РФ не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности. Исходя из вышеизложен­ного, органы федерального казначейства не имеют правовых ос­нований для санкционирования возмещения за счет средств фе­дерального бюджета временно позаимствованных внебюджетных средств.

3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором об­ращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:

• возмещения недофинансирования, если взыскиваемые сред­ства были утверждены в законодательном порядке в составе рас­ходов бюджета;

• возмещения убытков, причиненного физическому или юри­дическому лицу в результате незаконных действий государствен­ных органов или их должностных лиц.

4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходо­ванием средств.

Взаимоотношения бюджетных организаций

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.