Сделай Сам Свою Работу на 5

Анатомия и физиология слуховой системы 18 глава





См. также Парапсихология, Псевдопсихология

Б. Р. Бугельски

 

Электродермальная активность, ЭДА (electrodermal activity)

 

ЭДА — термин, к-рым психофизиологи обозначают электрическую активность кожи на ладонях или пальцах рук. Первые исследователи, использовавшие эту меру, думали, что она раскрывает тайны психич. жизни. В настоящее время мы считаем ЭДА мерой (или характеристикой) состояния взаимодействия организма со средой.

Термины для описания феномена ЭДА менялись со временем. В начале XX века типичным термином, используемым для этой цели, был психогальванический рефлекс (psychogalvanic reflex, PGR). Позднее, его сменил термин кожно-гальваническая реакция, или КГР (galvanic skin response, GSR). Связанное с употреблением этого термина затруднение состояло в том, что он стал использоваться для характеристики разных аспектов электродермальной активности (напр., базисного или фонового уровня и амплитуды реакции). Поэтому большинство психофизиологов отказалось от КГР в пользу ЭДА.

Электрическую активность кожи можно измерять двумя способами. Во-первых, можно пропускать через кожу слабый ток от внешнего источника и измерять динамику ее сопротивления пропускаемому току. Эту методику называют экзосоматическим методом (exosomatic method). Второй метод — эндосоматический (endosomatic method)заключается в измерении электрической активности поверхности кожи без использования внешнего источника тока. Экзосоматический метод к настоящему времени модифицирован в измерение проводимости кожи (skin conductance, SC)величины, обратной сопротивлению кожи. Экзосоматический метод и сейчас используется для измерения кожного потенциала (skin potential, SP).



ЭДА записывается с помощью электродов, помещаемых на ладони или пальцы рук, так как эти участки тела богаты эккринными потовыми железами — особым видом потовых желез. Эти железы вызывают у психофизиологов повышенный интерес в силу того, что реагируют преимущественно на «психическую» стимуляцию, тогда как др. потовые железы реагируют в большей степени на повышение температуры. Эккринные потовые железы иннервируются симпатическим отделом автономной НС, однако хим. медиатором в постганглионарных синапсах служит ацетилхолин, а не норадреналин, как можно было бы ожидать при симпатической иннервации.



Эккринные потовые железы, к-рые можно представить себе в виде тонких трубочек с отверстиями на поверхности кожи, действуют как переменные резисторы, соединенные параллельно. В зависимости от степени активации симпатической НС, к поверхности кожи поднимается то или иное количество пота, определяемое количеством активированных потовых желез. Чем выше поднимается уровень пота в определенной железе, чем ниже будет сопротивление такого переменного резистора.

См. также Автономная нервная система, Нейрохирургия, Психосоматические расстройства, Симпатическая нервная система, Химическая стимуляция мозга

Р. М. Стерн

 

Электростимуляция нервной системы (electrical nervous system stimulation)

 

Стимуляция НС применяется в диагностических и терапевтических целях. У. Пенфилд в процессе хирургического лечения фокальной (очаговой) эпилепсии использовал электрическую стимуляцию мозга (ЭСМ) находящихся в сознании больных для идентификации эпилептического очага. Регистрируя эффекты ЭСМ в многочисленных точках, Пенфилд помещал на поверхность каждого раздражаемого участка мозга бумажный ярлычок с номерком (функциональным кодом) и затем фотографировал пронумерованный т. о. мозг, получая в рез-те функциональную карту коры каждого больного. Терапевтическая стимуляция НС эволюционировала от «электронной массированной атаки на целый мозг» до имплантации блока микроэлектродов в периферические нервы, спинной или головной мозг в целях компьютерной имитации пространственно-временных паттернов нервных импульсов (или нейронных разрядов) в отдельной функциональной системе. Терапевтическая стимуляция, довольно успешно применяемая для управления специфическими способностями, далеко не столь эффективна в управлении сложными структурами поведения.



Попытки стимулировать НС предпринимались учеными с конца XVIII в., однако они не имели доступа к глубинным структурам мозга до изобретения в начале XX в. стереотаксического прибора. Ученые обнаружили, что ЭСМ может вызывать у животных многообразное поведение (напр., пищевое и питьевое поведение, запасание корма, агрессию, материнское и половое поведение). Выдающимся открытием стало случайное обнаружение Олдсом и Милнером систем «вознаграждения» в головном мозге. Животные быстро научались механическому способу стимуляции определенных областей мозга.

Применение данных о функционировании мозга животных к людям наталкивается на серьезные трудности. Нейрохирурги пытались использовать ЭСМ для преодоления различных поведенческих проблем у людей, прежде всего депрессии и вспышек агрессии, однако используемые ими для оценки рез-тов методы не отвечали требованиям к научным методам, что не позволяет высказать сколько-нибудь обоснованное суждение об успешности (или неуспешности) этих попыток. Э. н. с. чел. в отношении ограниченных функций лучше изучена и дает основания для более оптимистических ожиданий, чем попытки управлять общей эмоциональной реактивностью или поведением в целом.

См. также Автономная нервная система, Головной мозг, Центральная нервная система, Черепные нервы, Электроэнцефалография, Нейрохирургия

Б. Торн

 

Электросудорожная терапия (electroconvulsive therapy)

 

Электросудорожная терапия (ЭСТ) представляет собой метод лечения, правомерность к-рого оспаривается мн. Он применяется в небольшом проценте случаев для лечения больных с эмоциональными расстройствами, гл. обр., страдающих эндогенной депрессией.

Метод приобрел дурную репутацию отчасти вследствие того, что ассоциируется с терминами «шок» и «судороги», отчасти же в связи с тем, что иногда использовался необдуманно или с целью наказания. В лечении одного и того же больного могли иногда использоваться сотни сеансов. К побочным эффектам относятся состояния спутанности сознания, амнезия — как ретроградная, так и антероградная, осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы и даже физ. травмы. Использование ЭСТ стало знач. более редким с появлением антидепрессантов и нейролептиков.

Сейчас этот метод может использоваться лишь при наличии письменного согласия пациента. Интенсивность электрического разряда сейчас ниже, чем раньше, число сеансов, проводимых через день, обычно не превышает 6—8. ЭСТ предшествует введение миорелаксантов или обезболивающих препаратов для уменьшения субъективного дискомфорта и риска физ. травматизации. Унилатеральное проведение ЭСТ, обычно с подключением электрода к области правого полушария мозга, обеспечивает достаточное терапевтическое действие с минимальным риском нарушений памяти и др. побочных эффектов. Побочные эффекты обычно слабы, за исключением случаев, когда ЭСТ комбинируется с терапией литием.

В такой модифицированной форме ЭСТ оказывает подтвержденный терапевтический эффект для ограниченных категорий больных. Это сильное лечебное средство для мн. страдающих эндогенной депрессией пациентов, оказывающихся резистентными к действию антидепрессантов. В случаях сочетания депрессивных и психотических симптомов ЭСТ оказывается более эффективным, чем изолированное применение антидепрессантов или нейролептиков. Поскольку действие ЭСТ наступает быстрее, чем при лекарственной терапии, она часто рекомендуется для лечения больных с активными суицидными тенденциями. В любом случае применения, эффект ЭСТ оказывается временным. Рецидива позволяет избежать постоянный прием антидепрессантов.

Механизм терапевтического действия ЭСТ неизвестен. Часто наблюдаемые при ЭСТ провалы в памяти несущественны и, вероятно, вообще не способствуют терапевтическому эффекту.

Обнаружено, что ЭСТ повышает метаболизм норэпинефрина в мозгу, меняет чувствительность рецепторов к моноаминовым синаптическим медиаторам, повышает выброс гипофизарных гормонов и ослабляет проницаемость гематоэнцефалического барьера. Любой из них или все эти эффекты могут обусловливать антидепрессивное действие ЭСТ.

Больший интерес вызывают дефицитарные изменения памяти, часто наблюдаемые при ЭСТ. Отмечается как антероградная, так и ретроградная амнезия, постепенно исчезающие в течение первого месяца после ЭСТ. Пациенты продолжают, однако, жаловаться на нарушение памяти в течение неск. последующих месяцев. Возможно, что в течение этого времени действительно сохраняется небольшой, но реальный дефицит памяти, не обнаруживаемый используемыми методами тестирования. Возможно тж, что затруднения с памятью, с к-рыми больные сталкиваются вскоре после курса ЭСТ, вызывают у них установку на повышенное внимание к незначительным, нормальным эпизодам забывчивости.

См. также Депрессия, Электростимуляция нервной системы, Право отказа от лечения

Дж. Калат

 

Эмбрион и плод (embrio and fetus)

 

Эмбриональная (зародышевая) и фетальная (лат. fetus — отпрыск, плод) стадии — самые короткие стадии развития чел., длящиеся в совокупности примерно 40 недель. Кроме того, они составляют период самых быстрых количественных и качественных изменений челов. организма. В течение эмбриональной стадии организм развивается из одной оплодотворенной яйцеклетки (0,14 мм в диаметре) до челов. зародыша (эмбриона), весящего 0,1 г и достигающего 3,2 см в длину, при этом закладывается основа для полностью формируемых скелетной, мышечной, кровеносной, пищеварительной, эндокринной, нервной и дыхательной систем. Этот процесс занимает примерно 8 недель. Данный период быстрого роста и развития яв-ся в то же время периодом наибольшей уязвимости — с самыми высокими показателями заболеваемости и смертности. Несмотря на то, что Э. надежно защищен амниотической оболочкой и маткой, первые 8 недель беременности составляют критический период для вредящих воздействий внешних агентов, к-рые могут стать причиной выкидыша и/или структурных и функциональных дефектов развития. Эти агенты получили назв. тератогенов (гр. teras [teratos]чудовище, урод). К наиболее распростр. категориям тератогенов, действие к-рых особенно опасно для Э., относятся лекарственные препараты, радиация и инфекционные заболевания матери.

Самый яркий пример воздействия лекарств на Э. — трагедия, связанная с применением талидомида в Европе. К др. типам лекарственных препаратов, связь к-рых с пороками развития на эмбриональной стадии была установлена, относятся нек-рые виды транквилизаторов, барбитуратов и синтетических гормонов. Последствиями радиоактивного облучения матери в течение эмбриональной стадии м. б.: выкидыш, рождение мертвого П., хромосомные и генные мутации, микроцефалия, задержка роста и психич. развития. Такие формы рака, как лейкемия, к-рые проявляются в детстве и отрочестве, тж связаны с воздействием радиации на мать в период беременности.

Инфекционные заболевания матери тж могут иметь трагические последствия для развивающегося организма. Самой опасной в этом отношении инфекционной болезнью яв-ся краснуха. Когда будущая мать заражается краснухой во время первого триместра, 50% беременностей имеют неблагоприятное течение, нередко заканчиваясь выкидышем. Младенцы, родившиеся с синдромом краснухи, обычно имеют множественные дефекты, среди к-рых наиболее частыми яв-ся слепота, глухота, пороки сердца, интеллектуальные нарушения и микроцефалия.

Хотя вероятность структурных и функциональных повреждений в течение эмбрионального периода наиболее высока, фетальная стадия развития остается периодом уязвимости в отношении воздействия внешних агентов. Эта стадия определяется как период, отсчитываемый с момента появления первых настоящих костей до начала родов. Ряд материнских привычек и особенностей могут приводить к отрицательным исходам в этой фазе беременности. Доказано, что никотин и алкоголь негативно влияют на рост Э. Курящие матери подвергаются большему риску рождения незрелых детей — недоношенных по срокам и по весу. Потребление алкоголя связано с рядом пороков развития, включая задержку физ. и психич. развития, дефекты лица и конечностей, а тж пороки сердца. Наркотическая аддикция матери обычно приводит к возникновению наркотической аддикции у развивающегося П. Более тонкие и отсроченные эффекты воздействия этих наркотических веществ в период беременности, такие как минимальная мозговая дисфункция (ММД) и поведенческие проявления, еще не полностью изучены.

Венерические болезни матери, такие как сифилис, гонорея и герпес простой, могут иметь следствием выкидыши, рождение мертвого П. и внутриутробное заражение П. Хронические болезни матери, такие как диабет и анемия, тж могут вызывать соотв. пороки развития. Наконец, установлена прямая связь между недостаточным питанием матери и преждевременными родами, задержкой роста и психич. развития, сенсорными и неврологическими повреждениями, а тж смертью П.

Хотя многое известно об этих важных факторах, нам предстоит еще больше узнать о потенциально вредном воздействии загрязняющих агентов среды, болезней и др. факторов, к-рые могут вызывать соматические и поведенческие аномалии в развивающемся организме.

См. также Генетика поведения, Родовые травмы

К. Мак-Класки

 

Эмоции (emotions)

 

Под Э. в основном подразумевают сильные психич. состояния, обычно связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии и дающие начало чувствам и страстям. Кроме того, каждое такое состояние обычно характеризуются валентностью или направленностью: Э. обычно бывают положительными или отрицательными. Так, удивление, эйфория, гнев или страх, различаясь по степени положительности или отрицательности, яв-ся вместе с тем сильнодействующими переживаниями.

Одна из наиболее влиятельных теорий Э., разраб. У. Джемсом и К. Ланге независимо друг от друга, получила назв. теории Э. Джемса—Ланге. По существу, эта теория постулировала, что Э. состоят из телесных изменений (напр., возбуждения) и психич. события или переживания. Само по себе это не было чем-то новым. Но согласно преобладавшей в то время т. зр., процесс возникновения Э. представлялся следующим образом: сначала воспринималось вызывающее Э. событие, затем это восприятие давало начало соотв. переживанию, к-рое, наконец, находило свое выражение в телесных проявлениях. Др. словами, психич. состояние, связанное с Э., напрямую определялось вызывающим Э. событием; физиолог. аспекты оказывались вторичными. Джемс и Ланге выразили свое несогласие с этим. Психич. состояние или переживание, к-рое было специфичным для Э., являлось, с их т. зр., следствием телесных изменений.

Теории Джемса и Ланге вызвали большую реакцию. Публикация этих теорий повлекла за собой теорет. и эмпирические исслед., продолжающиеся до настоящего времени. Одним из наиболее серьезных откликов на них стал подход У. Б. Кеннона, к-рый указал на слабые места в теории Джемса—Ланге и предложил теорию Э., осн. на их эволюционной ценности.

Согласно Кеннону, события, к-рые служили причиной Э., вызывали возбуждение симпатической НС. Это возбуждение влекло за собой секрецию эпинефрина надпочечниками и включало такие телесные изменения как повышенный сердечный ритм, учащенное дыхание и повышенное мышечное напряжение. Кеннон утверждал, что функция этого возбуждения заключается в подготовке организма к реагированию на событие — напр., к борьбе или бегству. Др. словами, событие, к-рое может принести вред, вызывает возбуждение — «реакцию мобилизации», — подготавливающее организм к совладанию с этим событием. Учащение сердечного ритма, дыхания и т. д. позволяет организму реагировать бдительнее, быстрее и мощнее, увеличивая тем самым его шансы на выживание.

Эмоциональные состояния, считал Кеннон, связаны с этим возбуждением, но они не полностью определяются друг другом. Телесные изменения происходят непрерывно, и одни и те же изменения включены в различные эмоциональные состояния. Переживания же, напротив, варьируют от ситуации к ситуации. Он рассматривал гипоталамус как центр и возбуждения, и состояний переживания, а Э. как продукт этих состояний, интегрируемых ЦНС.

Эта модель вызвала критику и предложение альтернативных теорий. Одни из них фокусировались на роли возбуждения в возникновении Э. Др. подчеркивали ведущую роль в этом процессе ЦНС. Пейпец указал на то, что с Э. связаны специфические области головного мозга, и последующая работа в этом направлении привела к выделению ретикулярной формации, простирающейся от таламуса до ствола головного мозга, как центра активации или возбуждения. В исслед. было тж обнаружено, что электрическая стимуляция специфических областей мозга вызывает общий эмоциональный паттерн, к-рый можно классифицировать как ярость или страх. Однако, несмотря на признание роли коры головного мозга для выражении Э., попытки локализовать зоны, отвечающие за каждую конкретную Э., не привели к успеху.

Большинство совр. исслед. Э. сконцентрировались на взаимодействии между телесными изменениями и состояниями переживания. Арнольд утверждает, что когнитивные оценки событий определяют эмоциональные реакции, включая телесные изменения и состояния переживания. Часть этой детерминации предполагает оценку ощущений: переживания частично осн. на интерпретации событий и частично — на интерпретации телесных изменений. Др. исследователи делают больший или меньший акцент на оценке телесных изменений, оставляя в стороне вопрос о первичности.

Рез-ты исслед. в определенной степени поддерживают обе эти позиции. В нек-рых исслед. приводятся данные о том, что отдельные Э. могут быть надежно связаны со специфическими паттернами физиолог. изменений. Экс установил, что характер изменений кровяного давления, сердечного ритма и сопротивления кожи неск. отличался, когда испытуемые были раздражены и когда они были напуганы. Подобные факты были обнаружены еще в ряде исслед., однако лишь нек-рые из Э. оказалась связанными со специфическими телесными изменениями. В полном соответствии с взглядом Кеннона, что не существует достаточного количества различающихся между собой паттернов изменений, к-рые бы позволили учесть все Э., в исслед. было установлено только два или три различных физиолог. предвестника эмоций.

Подобно Кеннону, Шехтер и Сингер полагают, что Э. осн. на физиолог. состоянии возбуждения. Возбуждение м. б. одинаковым для различных Э. и выполняет гл. обр. функцию мотивирования индивидуума к попытке объяснить или обозначить его к.-л. ярлыком. Эти ярлыки извлекаются из ситуации. В большинстве случаев это не представляет затруднений. Столкнувшись с медведем, чел. испытывает возбуждение и ищет ему объяснение. Если это дикий медведь, то возбуждение может интерпретироваться как страх, однако если этот медведь ручной, возбуждение м. б. обозначено как сильное любопытство. Одни и те же стимулы в данной ситуации рассматриваются в качестве важнейших детерминант различных переживаемых эмоций.

В исслед. тж уделялось внимание выделению измерений Э. Существуют сотни эмоциональных состояний, мн. из к-рых представляют собой те или иные оттенки друг друга. Для того чтобы понять все эти состояния, исследователи пытались идентифицировать базовые измерения, на основе к-рых их можно было бы классифицировать.

См. также Когнитивные теории эмоций

А. С. Баум

 

Эмоциональное заражение (emotional contagion)

 

Э. з. — это «тенденция к автоматическому подражанию и синхронизации выражений лиц, голосовых реакций, телесных поз и движений с выражениями лица, голосовыми реакциями, позами и движениями др. чел., приводящая к сближению с ним в эмоциональном отношении». Теоретически Э. з. может достигаться различными способами. Нек-рые исследователи полагают, что в основе этого феномена могут лежать сознательные процессы мышления, анализа и воображения. Аронфрид утверждал, что люди должны учиться разделять эмоции др. людей и что заражение яв-ся условной эмоциональной реакцией. Большинство, однако, считает, что Э. з. яв-ся даже более примитивным процессом, чем условный рефлекс, происходящим автоматически, за пределами сознательного контроля. Согласно Хэтфилду и др., процесс Э. з. реализуется примерно следующим образом.

Положение 1.В ходе речевого общения люди автоматически и непрерывно подражают др. и синхронизируют свои движения с их выражениями лиц, голосами, телесными позами, движениями и инструментальным поведением.

Положение 2.Субъективные эмоциональные переживания периодически подвергаются влиянию обратной связи от такого подражания. Теоретически эмоциональное переживание может регулироваться на основе: а) команд ЦНС, в первую очередь управляющих таким подражанием — синхронизацией; б) афферентной обратной связи от процессов лицевого, вербального, связанного с позами и движениями подражания — синхронизации; в) процессов самовосприятия, исходя из к-рых, люди выводят заключения о своих собственных эмоциональных состояниях путем наблюдения за эмоциональными проявлениями и действиями, вызываемыми у них эмоциональными состояниями др.

Положение 3.Вследствие этого люди склонны постоянно заражаться эмоциями др.

Исследователи собрали многочисленные данные, свидетельствующие в поддержку этих трех положений.

Положение 1.Рез-ты исслед. показали, что люди действительно склонны подражать выражениям лица, голосам, позам и инструментальному поведению др. Подражание лицевой экспрессии происходит практически мгновенно. Люди оказываются способными следовать наиболее тонким и почти неуловимым изменениям. Хаггард и Айзекс приводят данные о том, что эмоциональные переживания и сопровождающие их выражения лица могут изменяться с удивительной скоростью — в интервале времени от 125 до 200 мс. В социально-психофизиологических исслед. установлено, что эмоциональные переживания и выразительные мимические движения испытуемых, измеряемые при помощи электромиографических (ЭМГ) методик, имеют тенденцию воспроизводить изменения в выражении эмоций у наблюдаемых ими людей и что такое моторное подражание м. б. настолько тонким, что практически не вызывает наблюдаемых изменений в выражении их лиц. Когда испытуемые наблюдают счастливые выражения лица, это проявляется гл. обр. в увеличении мышечной активности лица в области большой скуловой мышцы, служащей для оттягивания углов рта назад и вверх. Когда они наблюдают гневные выражения лица, это проявляется в увеличении мышечной активности в области мышцы, стягивающей брови.

Такое подражание начинается практически с рождения. Хейвиленд и Лелвика обнаружили, что уже 10-недельные младенцы могут подражать довольным, печальным и сердитым выражениям лица своей матери. Матери тоже подражают выражениям эмоций своих младенцев. Имеются тж многочисленные данные о голосовом подражании и синхронизации с голосовыми выражениями др. людей.

Положение 2.В настоящее время большинство исследователей сходятся в том, что эмоции, по крайней мере отчасти, регулируются на основе обратной связи. Исследователи проверяли гипотезу об обратной связи в отношении выражений лица в трех типах экспериментов. В этих экспериментах использовались 3 различные стратегии, побуждающие испытуемых принимать выражение лица, соотв. той или иной эмоции. Иногда испытуемых просто просили преувеличивать или скрывать любые свои эмоциональные реакции. Иногда пытались обманом заставить испытуемых принять ту или иную эмоциональную маску. Иногда ситуация организовывалась т. о., чтобы испытуемые неосознанно подражали выразительным движениям и эмоциональной мимике др. людей. Во всех этих случаях обнаружилось, что на эмоциональные переживания испытуемых влияла обратная связь от тех выражений лица, к-рые они принимали. Существует впечатляющий объем данных, поддерживающих положение о том, что субъективное эмоциональное переживание людей время от времени подвергается влиянию обратной связи от лицевого, голосового, связанного с позами и движениями подражания.

Положение 3.Исследователи, работающие в рамках разнообразных дисциплин, приводят доказательства в пользу существования Э. з. Большая их часть приходит из исслед. животных, работ детских психологов, интересующихся примитивным Э. з., эмпатией и симпатией, наблюдений клиницистов, изучающих процесс переноса и контрпереноса, а тж из работ соц. психологов и историков.

См. также Связь и привязанность, Когнитивная психофизиология, Эмоции, Эмпатия

Э. Хэтфилд

 

Эмоция и память (emotion and memory)

 

Ранние воспоминания имеют сильный эмоциональный компонент. Исслед. автобиографической П. бывших узников концентрационных лагерей, проведенное Вагегенаар и Греневег, показывает, что события 50-летней давности хорошо вспоминались, но при этом имеет место подавление эмоционально нагруженных впечатлений специфического характера, а именно деталей ситуаций, в к-рых они были непосредственными свидетелями пыток, убийств и сами были жертвами жестокого обращения надзирателей. Др. словами, сила эмоционального заряда личного опыта не яв-ся гарантией против забывания.

Что касается более обычных уровней возбуждения, то автобиографические данные согласуются с данными эксперим. исслед., в к-рых эмоциональные слова и образы достаточной силы вспоминаются лучше, чем неэмоциональный материал, а тж с теорет. предположением Познера, что Э. повышает уровень бдительности, и с т. зр. Уолкера, что сильное возбуждение в ходе ассоциативного процесса приводит к более прочному запоминанию. Предположительно лучшее сохранение м. б. следствием лучшего научения или более прочного запоминания, либо того и др. вместе.

Гипотеза Уолкера включает идею временного торможения вспоминания сразу после сильного возбуждения, и Кляйнсмит и Каплан получили рез-ты, поддерживающие эту т. зр. Испытуемым предъявлялись восемь слов к-рые вызывали различную степень возбуждения, измеряемого по величине кожного сопротивления (КГР) (напр., такие слова, как «изнасилование» и «рвота», «танец» и «плавание», использовались в качестве стимулов для реакций, обозначаемых цифрами от двух до девяти). Вызывавшие низкое возбуждение слова вспоминались лучше, чем вызывавшие высокое возбуждение, сразу после их предъявления, однако по прошествии 45 минут и впоследствии вызвавшие высокое возбуждение слова вспоминались гораздо лучше. В ряде аналогичных исслед. подтвердилось лучшее вспоминание вызвавших высокое возбуждение стимулов при длительной отсрочке их воспроизведения, однако не было обнаружено ухудшения в их вспоминании при коротких интервалах отсрочки воспроизведения. В случае упомянутых выше жизненных воспоминаний источником Э. или возбуждения являлся стимул, в ответ на к-рый что-то вспоминалось. Однако практически те же самые рез-ты были получены Вайнером и Уолкером в эксперименте на заучивание списка парных ассоц. при использовании ими удара электрическим током в качестве отрицательного стимула или небольшой суммы денег за правильное воспроизведение в качестве положительного стимула. Т. е. запоминание оказывалось лучшим при использовании стимулов, чем при их отсутствии, усиливалось с увеличением ценности стимула и демонстрировало еще большую выраженность при увеличении отсрочки воспроизведения по мере увеличения аффекта. Берлайн и др. тж манипулировали возбуждением с совершенно независимым агентом, используя с этой целью белый шум, и обнаружили, что белый шум, подававшийся через наушники в процессе тренировки, улучшал воспроизведение, особенно при более длительных интервалах сохранения.

Бауэр с сотрудниками широко исследовали феномен зависимости вспоминания от возврата эмоционального состояния. Этот феномен характеризуется улучшением вспоминания, если состояние субъекта в момент вспоминания совпадает с его состоянием во время научения. После неск. начальных успешных экспериментов, в к-рых испытуемые, находившиеся и в ситуации научения, и в ситуации воспроизведения в веселом настроении (или оба раза в грустном настроении), демонстрировали лучшее вспоминание в сравнении с испытуемыми, находившимися в ситуации научения в противоположном настроении, последовала серия неудач, заставившая Бауэра и Мэйера прийти к выводу, что зависимость вспоминания от возврата состояния яв-ся ненадежным феноменом, по крайней мере в лабораторных условиях.

Блэйни в обзоре исслед. аффекта и Э. проводит различие между воспоминанием, обусловленным возвратом состояния и обусловленным конгруэнтностью состояний, утверждая, что материал лучше заучивается и удерживается, если эмоциональный тон материала конгруэнтен настроению субъекта в процессе его запоминания и/или воспроизведения. В случае автобиографических воспоминаний, как считает Блэйни, эти два эффекта часто суммируются, что, в частности, может объяснять сравнительно легкий доступ к автобиографическим воспоминаниям. В целом, исслед. влияния настроения на память, по-видимому, дают более четкие рез-ты, если вызываемые эмоциональные состояния оказываются достаточно интенсивными.

Ярким примером тормозящего влияния Э. на выполнение тестового задания яв-ся феномен тестовой тревожности. Для тех, кто наиболее подвержен беспокойству и эмоциональности при написании контрольных работ или сдаче экзаменов, должно быть справедливо следующее: диапазон охватываемых вниманием признаков сужается, и обработка информ. идет, в основном, на уровне физ. характеристик стимула, а не его смыслового содержания; высоко тревожные люди удерживают в оперативной памяти немного меньше единиц информ., что объясняет их дефицит в тестах на вспоминание и узнавание, и поэтому в сравнении с низко тревожными они больше выигрывают от снимающих напряжение условий повторной сдачи экзамена или поддержек П., подобных контрольным работам с разрешением пользоваться учебниками.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.