Сделай Сам Свою Работу на 5

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне





Доходы Расходы
1. Прибыль 1. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в рас­поряжении предприятий), в том числе за счет средств федерального бюджета; средств региональных и местных бюджетов; прочих источ­ников
2. Налог на добавленную стои­мость и акцизы 2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распо­ряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
3. Подоходный налог с физи­ческих лиц 3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финан­сируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них: народное образование, профессио­нальная подготовка кадров; культу­ра, искусство и средства массовой информации; здравоохранение и физкультура; социальное обеспече­ние; государственные пособия и компенсационные выплаты населе­нию
4. Налоги на имущество 4. Расходы на содержание предпри­ятий и организаций ЖКХ за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложе­ний)
5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности 5. Расходы на научно-исследовательские работы (без ка­питальных вложений)
6. Ресурсные платежи 6. Расходы на содержание правоох­ранительных органов (без капи­тальных вложений)
7. Региональные и местные налоги 7. Расходы на содержание органов государственной власти и управле­ния (без капитальных вложений)
8. Амортизационные отчисле­ния 8. Текущие расходы на целевые программы, в том числе региональ­ные и местные
9. Средства для образования государственных и других спе­циальных бюджетных и внебюджетных фондов — всего В том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхо­вания Фонда страховой медицины Экологических фондов Муниципальных фондов 9. Резервные фонды субъектов РФ и муниципальных образований
10. Прочие налоги и доходы 10. Погашение долгосрочных кре­дитов, выданных на капитальные вложения
11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений 11. Прочие расходы
Итого доходов: Средства, выделяемые: 1. Из вышестоящих бюджетов, в том числе: дотации и субвенции средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 2. Из государственных и муниципальных внебюджетных фондов Всего доходов Итого расходов: Взносы средств: 1. В вышестоящие бюджеты — всего В том числе: НДС акцизы налог на прибыль подоходный налог с физических лиц прочие 2. Отчисления в государственные и другие специальные бюджетные и внебюджетные фонды Всего расходов и использования средств

 





Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

 

10.2. Финансовое планирование в коммерческих организациях

 

Внутрифирменное финансовое планирование: этапы и методы. В ры­ночной экономике планирование на предприятии — внутрифир­менное планирование — не носит элементов директивности. Его цель — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хо­зяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности пред­приятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планиро­вание — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвя­занных этапов (блоков):



• анализ финансовой ситуации и проблем;

• прогнозирование будущих финансовых условий;

• постановка финансовых задач;

• выбор оптимального варианта;

• составление финансового плана;

• корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

• выполнение финансового плана;

• анализ и контроль выполнения плана.

Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить фи­нансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реали­зации, затраты, размер полученной прибыли и др.

Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которых будет протекать деятель­ность предприятия. На основе перспективных расчетов производст­венной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогно­зов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются бу­дущие возможные финансовые результаты.

Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, пре­дельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

Выбор оптимального варианта — на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вари­антов положений, в которых может оказаться предприятие, и опти­мальные варианты развития финансов предприятия.

Составление финансового плана — финансовый план предпри­ятия составляется в виде баланса его доходов и расходов.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана — это увязка показателей финансового плана с производственными, ком­мерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответ­ствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей.

Выполнение финансового плана — это процесс текущей производ­ственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

Анализ и контроль заключаются в определении фактических ко­нечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопос­тавлении с плановыми показателями, выявлении причин и следст­вий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по уст­ранению негативных явлений.

Методы финансового планирования — для расчета показателей фи­нансового плана используются различные способы и приемы: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимиза­ции плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Один из наиболее используемых в рыночной экономике мето­дов планирования финансовых показателей — расчетно-аналитический. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накоп­ления предприятия.

Балансовый метод применяется при планировании распределе­ния полученных финансовых средств. Суть его заключается в по­строении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

 

Он + П = Р + Ок ,

 

где Он — остатки средств на начало года;

П — поступления средств в планируемом периоде;

Р — расходы в планируемом периоде;

Ок — остаток средств на конец планового периода.

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджет­ные фонды, нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, ус­танавливаются: (1) органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчисле­ний, налогов, взносов во внебюджетные фонды); (2) ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчисле­ний в резервные фонды и др.); (3) предприятиями (нормы потреб­ности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последую­щего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти ко­личественное выражение взаимосвязей между финансовыми пока­зателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение эконо­мико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

Объектами финансового планирования являются:

• выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

• амортизационные отчисления;

• объем оборотных активов и их прирост;

• ресурсы в капитальном строительстве;

• платежи в бюджет;

• взносы во внебюджетные фонды.

Финансовый план предприятия. В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

• определение основных финансовых показателей предпри­ятия на плановый период;

• увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

• выявление резервов увеличения доходов и прибыли пред­приятия;

• определение путей повышения эффективности использова­ния финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе. Текущий финансовый план составляется на год с по­квартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производст­венных и финансовых показателей деятельности организаций. Опе­ративные финансовые планы включают составление платежного, на­логового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой.

 

Наименование показателей Код строки Планируемый период
I кв. II кв. III кв. IV кв.
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов)  
Себестоимость реализованной продукции  
Коммерческие расходы  
Управленческие расходы  
Прибыль (убыток) от реализации (строки 010 − 020 − 030 − 040)  
Проценты к получению  
Проценты к уплате  
Доходы от участия в других организациях  
Прочие операционные доходы  
Прочие операционные расходы  
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки 050 + 060 − 070 + 080 + 090 − 100)  
Прочие внереализационные доходы  
Прочие внереализационные расходы  
Прибыль (убыток) планового периода (строки 110 + 120 − 130)  
Налог на прибыль  
Отвлеченные средства  
Чистая прибыль (убыток) планируемого периода (строки 140 − 150 − 160)  

 

Финансовое планирование в составе бизнес-плана. Одним из плано­вых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели: внутрифирменное планирование и обоснование получения денеж­ных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под кон­кретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразде­ления предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководи­мые им подразделения предприятия. Такой план выступает в качест­ве документа текущего и среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной.

В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые резуль­таты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов: I. Резюме (выводы); II. Основная часть; III. Стратегия финансирования.

В разделе «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ре­сурсов, срок окупаемости.

Раздел «Основная часть» включает следующие подразделы: опи­сание вида деятельности; описание продукции (услуги); оценка от­расли; рынок; маркетинг; план производства; организационный план; юридический план; анализ рисков; финансовый план.

В заключительной части финансового раздела бизнес-плана из­лагается стратегия финансового обеспечения проекта, намечаемого к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы:

(1) размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия;

(2) источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.);

(3) срок окупаемости средств, вложенных инвесторами.

Основным разработчиком финансового плана бизнес-плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менед­жер предприятия.

Финансовый план является важнейшей частью бизнес-плана: в нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все раз­делы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и ин­весторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финан­совые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, каковы их отдача, размер прибыли, дивидендов, сроки окупаемости и возврата.

В финансовый план бизнес-плана включаются следующие раз­рабатываемые документы:

(1) прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);

(2) план доходов и расходов;

(3) план денежных поступлений и выплат;

(4) баланс активов и пассивов;

(5) план по источникам и использованию средств;

(6) расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).

1. Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабаты­вается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, мате­риалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, тор­говых работников, мнения экспертов и т.д.

Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расче­тов предполагаемых объемов реализации продукции (услуг) являют­ся основой для получения достоверных расчетов финансовых пока­зателей.

2. План доходов и расходов включает следующие показатели:

(1) доходы от реализации продукции (услуг);

(2) себестоимость реализованной продукции;

(3) прибыль от реализации (стр. 1 − стр. 2);

(4) общехозяйственные расходы (торговые издержки, предста­вительские расходы, реклама, аренда помещений, заработ­ная плата административно-управленческого персонала, коммунальные расходы, страховка и др.);

(5) прибыль до уплаты налога (стр. 3 − стр. 4);

(6) налоги;

(7) прибыль после уплаты налогов (стр. 5 − стр. 6).

Разработка этого документа дает возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

3. План денежных поступлений и выплат (План движения денежных средств). Главная цель этого плана — оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предпри­ятия (организации), а также проверка синхронности денежных по­ступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств.

Исходя из этой цели, план имеет следующую структуру:

(1) наличные деньги (на начало месяца);

(2) поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления);

(3) итого поступления наличности;

(4) общая сумма имеющейся наличности (стр. 1 + стр. 3);

(5) денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые плате­жи и др.);

(6) прирост (+), недостаток (−) денежной наличности на ко­нец месяца (стр. 4 − стр. 6).

Как уже отмечалось, план доходов и расходов, а также план де­нежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет, и при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не ис­ключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая си­туация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потери, в дан­ные планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.

Практика свидетельствует, что опытные предприниматели при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных вариантов развития событий и делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвра­щения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств.

4. Баланс активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса ак­тивов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Раз­ность счетов активов и пассивов позволяет определить величину соб­ственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме.

Активы:

(1) текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бума­ги и др.);

(2) фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).

Пассивы и собственный капитал предприятия:

(1) долгосрочные обязательства;

(2) краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обя­зательства по долгосрочным займам);

(3) итого пассивов;

(4) собственный капитал предприятия (активы − пассивы);

(5) итого пассивов и собственного капитала предприятия.

5. План по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использования, изменения акти­вов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесто­ры могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и резуль­таты хозяйственной деятельности.

План по источникам и использованию средств включает сле­дующие показатели:

(1) средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосроч­ные, краткосрочные); чистая прибыль; амортизация; прочие собственные средства;

(2) использование средств, в том числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.;

(3) прирост оборотного капитала.

6. Расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продук­ции (услуги), необходимо знать, когда и при каких условиях нач­нется отдача от вложенных в проект средств. Другими словами, не­обходимо определить точку самоокупаемости. Точка самоокупаемо­сти (безубыточности) — это такое состояние в деятельности пред­приятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоян­ных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточ­ность производства. Точка самоокупаемости рассчитывается по сле­дующей формуле:

 

 

где К — количество произведенной продукции (услуг), при котором достигается безубыточность производства;

Зпост — сумма постоянных затрат, необходимых для производства продукции (услуг);

Ц — цена за единицу продукции (услуг);

Ипер — сумма переменных издержек, необходимых для изготовления единицы продукции, оказания единицы услуг.

 

Объем производства, обеспечивающий безубыточность продук­ции, рассчитывается на основе данных, прогнозируемых в соответ­ствующих разделах бизнес-плана. Если намечается производство не одного, а нескольких видов продукции (услуг), то совокупный объ­ем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчи­тывать по следующей формуле:

 

 

где П — объем производства продукции;

Цn — цена за единицу каждого вида продукции;

Ипер.n — переменные издержки единицы продукции каждого вида;

Кn — доля выручки от реализации каждого вида продукции в общей выручке от реализации всей производимой пред­приятием продукции (в долях единицы).

 

10.3. Финансовое планирование в отраслях бюджетной сферы

 

Виды бюджетных смет. Финансовое планирование в организациях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет. На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Бюджетные сметы могут быть несколь­ких видов.

Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.

Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий.

Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатыва­ются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществ­ляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строи­тельство, ремонт и т.д.).

Сводные сметы объединяются в себе в индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

(1) реквизиты учреждения (его наименование; бюджет, из кото­рого производится финансирование; подпись лица, утвер­дившего смету; печать учреждения и т.д.);

(2) свод расходов (фонд зарплаты; материальные затраты; фонд производственного и социального развития; фонд матери­ального поощрения; другие фонды);

(3) свод доходов (финансирование из бюджетов; дополнитель­ные платные услуги населению; оказание услуг по догово­рам с организациями; прочие поступления);

(4) производственные показатели учреждения;

(5) расчеты и обоснования расходов и доходов.

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их фи­нансовыми планами на определенный период времени. С составле­нием смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:

• обеспечение бюджетных учреждений государственным фи­нансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об ис­пользовании средств;

• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Методы планирования бюджетных расходов. Основными методами планирования бюджетных расходов являются программно-целевой и нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключа­ется в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляе­мыми для решения экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению еди­ного подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проек­там и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. В свою очередь все это повышает уровень эффективно­сти освоения средств.

В последнее десятилетие в нашей стране метод бюджетного планирования и финансирования используется более широко. Это­му способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и дру­гих программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений — объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

На использовании нормативного метода планирования расходов и выплат в значительной мере основано планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление смет бюд­жетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами являются: либо де­нежное выражение натуральных показателей удовлетворения соци­альных потребностей (например, нормы расходов на питание насе­ления в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (напри­мер, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаемые правитель­ством или территориальными органами власти) или факультатив­ными (устанавливаемые ведомствами). Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе ми­нимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. Такой порядок формирования бюджетов террито­рий обусловлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и За­коном РФ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 27), Бюджетным кодек­сом 1998 г. (ст. 65).

Согласно этим актам Правительством РФ должны быть разра­ботаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Ду­мой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. До­веденные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их ос­нове минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты тер­риторий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.

Примером свода таких финансовых нормативов может служить принятый Московской областной думой в 2001 г. Закон Москов­ской области «О нормативах бюджетной обеспеченности, приме­няемых при составлении проекта консолидированного бюджета Московской области». В этом документе устанавливаются величины следующих нормативов:

(1) нормативы (в натуральном выражении) потребления услуг ЖКХ (тепловой энергии отопления муниципального жилья и горячего водоснабжения, водоснабжения муниципального жилья, водоотведения, потребления газа и т.д.) — на одного жителя в месяц;

(2) затраты на текущий и капитальный ремонты жилищного фонда — в процентах от первоначальной (с учетом пере­оценки) балансовой стоимости;

(3) нормативы (в денежном выражений) в системе образования — в расчете на год на содержание единицы контингента (вос­питанника, обучающегося) по видам образовательных учре­ждений;

(4) нормативы (в денежном выражении) в системе здравоохра­нения — в расчете на год на текущее содержание (одной койки в больницах, одного амбулаторно-поликлинического учреждения, на оказание одному жителю скорой медицин­ской помощи и т.д.);

(5) нормативы (в денежном выражении) социальной защиты населения — в расчете на год на текущее содержание одной койки в домах интернатах, на текущее содержание учрежде­ний социальной защиты (на одного жителя) и т.д.;

(6) нормативы (в денежном выражении) в системе культуры — в расчете на год на содержание библиотек, музеев, театраль­но-зрелищных организаций;

(7) нормативы (в денежном выражении) на содержание органов муниципального управления — в расчете на год на одного жителя муниципального образования.

Нормативы установлены по видам учреждений, мероприятий, видам обслуживаемого бюджетными учреждениями контингента лиц, по месту расположения бюджетных учреждений (в городской, сельской местности), категории, присвоенной бюджетным учрежде­ниям, и др.

Финансовое планирование в бюджетных организациях проиллю­стрируем на примерах образовательных и медицинских учреждений.

 

Финансовое планирование в образовательных учреждениях. Оно бази­руется на расчете производственных и финансовых показателей этих учреждений. Прежде всего, должны быть определены такие по­казатели, как количество учащихся и количество классов.

Среднегодовое количество учащихся и среднегодовое число классов рассчитывается по формуле

 

где К — среднегодовое количество учащихся (классов);

Кн — число учащихся (классов) на начало планируемого года;

Кк — число учащихся (классов) на конец планируемого года.

 

На основе рассчитанного показателя среднегодового количества классов определяются расходы на зарплату учителя, учебные и хо­зяйственные расходы. Следует иметь в виду, что планирование фонда зарплаты в городских школах имеет определенные особенности, свя­занные с тем, что зарплата учителям городских школ выплачивается два раза в месяц (за вторую половину декабря, например, выплачива­ется в январе будущего года). Следовательно, в текущем году учителя получают зарплату за 3,5 месяцев, а с января по 1 сентября — за 8,5 месяцев. Таким образом, приведенная выше формула применительно к городским школам примет следующий вид:

Заработная плата учителя выплачивается за фактическое число часов работы в неделю. Число уроков устанавливается Министерст­вом образования и науки РФ. Для I–IV классов установлено 24 часа в неделю, для V–VI классов — 30 часов, VII — 32 часа, VIII — 34 часа, IX–XI классов — 36 часов в неделю. Фонд зарплаты учителей рассчитывается по данным тарификационных списков на 1 сентября каждого года. Расчет производится на основе среднегодового количе­ства педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. В свою очередь величина ставки зависит от разряда установ­ленной единой тарифной сетки и аттестации педагогов. Количество ставок на один класс рассчитывается путем деления суммы часов в каждом классе в неделю на недельную нагрузку учителя.

Заработная плата, административно-обслуживающего персонала рассчитывается на основе должностных окладов, утвержденных штатным расписанием. В фонд заработной платы этих работников включаются и ряд дополнительных оплат, в том числе за классное руководство, руководство школьными кружками, ведение внекласс­ной работы с учениками, заведование учебными кабинетами и др.

Отдельно рассчитываются расходы на приобретение оборудова­ния, инвентаря, учебные расходы, на хозяйственное обслуживание и др. Величина таких расходов должна определяться на основе нормативов. Однако в последние годы размер нормативов и ассиг­нований на многие виды расходов зависит от наличия средств в местных бюджетах.

Таким образом, ведется планирование расходов и по другим об­разовательным учреждениям, но с учетом их специфических осо­бенностей.

Финансовое планирование в здравоохранении. Финансирование здра­воохранения осуществляется на основе принимаемой Правительст­вом РФ Программы государственных гарантий обеспечения населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. На основании этой Программы субъекты РФ составляют территори­альные программы государственных гарантий.

Программы государственных гарантий, исходя из имеющихся финансовых возможностей и потребностей в медицинских услугах, регламентируют объемы медицинской помощи и затраты на ее ока­зание. Размеры и структура медицинской помощи задаются утвер­ждаемыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплат­ной медицинской помощи в расчете на 1000 человек. Эти нормати­вы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

В качестве единиц объемов медицинских услуг приняты: в боль­ницах — койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях — врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от величины де­нежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются следующие нормативы финан­совых затрат на единицу объема медицинских услуг:

• стоимость одного дня лечения в больнице;

• стоимость одного посещения в поликлинике;

• стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;

• стоимость одного койко-дня.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.