Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)





ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10.1. Сводное финансовое планирование

 

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распреде­ления, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределе­ния и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помо­щью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Финансовое планирование обеспечивает сбалан­сированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, позволяет определить пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансо­вое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управле­ния. В систему финансовых планов входят:

• сводные финансовые балансы, составляемые на общегосудар­ственном и территориальных уровнях;



• перспективные финансовые планы;

• федеральный и территориальные бюджеты;

• финансовые планы коммерческих организаций;

• финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.

 

Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определен­ной территории. Сводный финансовый баланс охватывает сред­ства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предпри­ятий, расположенных на соответствующей территории.

 

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосудар­ственном уровне стали составляться в 30-х годах XX в. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, A.M. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Пав­лов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Сводный финансовый баланс государства. Составление сводного фи­нансового баланса — это подготовительный этап разработки адрес­ного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.



Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических пока­зателей. Схему основных показателей сводного финансового балан­са, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 10.1.

 

Таблица 10.1.

Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

Доходы  
Прибыль  
% ВВП  
Амортизация  
% ВВП  
Налоговые доходы  
% ВВП  
В том числе  
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ  
% ВВП  
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ  
% ВВП  
Налог на совокупный доход  
% ВВП  
Налоги на имущество  
% ВВП  
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  
% ВВП  
Налоги и взносы на социальные нужды  
% ВВП  
Неналоговые доходы  
% ВВП  
В том числе  
Доходы от внешнеэкономической деятельности  
% ВВП  
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности  
% ВВП  
Прочие неналоговые доходы  
% ВВП  
Средства государственных внебюджетных фондов  
% ВВП  
Итого доходов  
% ВВП  
Расходы  
Средства, оставшиеся в распоряжении организаций  
% ВВП  
Общегосударственные вопросы  
% ВВП  
Национальная оборона  
% ВВП  
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  
% ВВП  
Национальная экономика  
% ВВП  
Образование  
% ВВП  
Культура, кинематография, СМИ  
% ВВП  
Здравоохранение и спорт  
% ВВП  
Социальная политика  
% ВВП  
Прочие расходы  
% ВВП  
Расходы государственных внебюджетных фондов  
% ВВП  
Всего расходов  
% ВВП  
Превышение доходов над расходами  
% ВВП  
Справочно: ВВП  

 



Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базиру­ется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые ба­лансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и исполь­зуемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполни­тельным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающе­го движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставить­ся экономистами лишь в 70-е годы прошлого века. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых ба­лансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансово­го баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк присту­пил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в 1978 г. в нашей стране Методиче­ские рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 80-х годов такие ба­лансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансо­вых балансов обусловлена рядом факторов:

(1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и со­циальному развитию;

(2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою оче­редь, требует разработки в регионе (т.е. на территории облас­ти, района, города) сводного финансового баланса;

(3) необходимостью сведения воедино различных видов финан­совых планов: финансовых планов хозяйственных предпри­ятий и организаций, территориального бюджета, внебюд­жетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и исполь­зования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового ба­ланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, посту­пивших и использованных в регионе (как централизованных, акку­мулированных и перераспределяемых территориальными бюджета­ми, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, органи­заций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономиче­ских, финансовых, статистических органов, функциональных под­разделений территориальных органов власти, экономические нор­мативы и лимиты по основным показателям развития региона, по­казатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организа­ций, расположенных на территории независимо от их ведомствен­ной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне име­ет следующий состав показателей (табл. 20.2).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

• достигнуть единства в экономическом и социальном разви­тии территории;

• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющих­ся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, ис­пользуемые в регионе;

• повысить качество бюджетного планирования;

• скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположен­ных в регионе;

• концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономическо­го и социального развития территории;

• изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

• наиболее эффективно использовать денежные средства, вы­деляемые государством для развития производства, соци­альной и производственной инфраструктуры в регионе;

• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и ис­пользованием финансовых ресурсов;

• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

 

Таблица 10.2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.