Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Взаимосвязь законов, закономерностей, принципов и правил в процессе обучения.





Тема1: Современные теории отечественной дидактики.

Задание 1. на основании изучения основных концепций и подходов к обучению выделить отличительные признаки теорий обучения, заполните таблицу:

Название дидактической теории Основоположники дидактической теории Основные характеристики: целевой, содержательный, процессуальный аспекты; нерешаемые проблемы, трудности
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. А.Н.Леонтьев П.Я.Гальперин Д.Б.Эльконин Н.Ф.Талызина Теория поэтапного формирования умственных действий -(разработана П.Я.Гальпериным и его сотрудниками) - учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе - представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия; 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план - как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются процессы интериоризацииэкстериоризации(вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте). В Т.п.ф.у.д. различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действий в умственном плане. Практическое значение применения Т.п.ф.у.д. заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.
Программированное обучение Б.Ф.Скиннер Н.А.Кроудер   катя
Проблемное обучение М.И.Махмутов И.Я.Лернер В. Оконь Ч.Куписевич Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение включает несколько этапов: 1) осознание общей проблемной ситуации; 2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); 4) проверка правильности решения проблемы. http://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html  
Развивающее обучение В.В.Давыдов Д.Б.Эльконин http://www.vita-press.ru/255.html  
Развивающее Обучение Л.В.Занков Содержание строится с опорой на три кита: 1) цель – общее развитие каждого ребенка; 2) учет особенностей обучаемых; 3) образовательные стандарты. http://www.zankov.ru/rest/parentslib/article=1262/  
Исследовательское обучение А.И.Савенков М.В.Кларин А.Н.Поддьяков http://www.specialschool.ru/experiment/?id=38  

 





Тема2: Понятийно-категориальный аппарат дидактики как теории обучения.

Задание №1. Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделяя в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.



«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями». Дидактика сред шк.: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. Скаткина. – М., Просвещение, 1982. с.101.   «Образование – это ыне только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т.е. формирование самого себя». Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования. //Философия образования для 21 века, - М., Логос, 1992.-с.149.
«Образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений, навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Крат пед. словарь пропагандиста. – М. 1984. – с. 157. «Образование есть не что иное, как культура индивида. Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс,1995. – с.35.
«Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – с.25. «Образование –это овладение системой знаний основ наук и соответствующих им Умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей. Основной путь получения образования – учение». Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.: Изд-во АПН,1957.
«Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней». Закон РФ «Об образовании» Сборник законов РФ. М.: Славянский дом книги, 1999. – с. 224.   «Образование (от русск. – создание образа) – это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студентов средних и высших пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК – Ростов-на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. – с.36.

 

Задание №2. Аналогичным образом сконструируйте дефиницию дидактических категорий «обучение», «учение», «преподавание», «усвоение».

 

Литература

  1. Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. – М.: Педагогика, 1990 – с.221.
  2. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.,1970. – 98 с.
  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: «школа-пресс», 1995. – 448 с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
  5. Данилов М.А.. Б.П. Есипов Дидактика. – М., 1957.
  6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Новая школа, 1996. – 432 с.
  7. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения: М.,1953.
  8. Краевский В.В. проблемы научного обоснования (методологический аспект). – М.,1977.
  9. Кукушин В.С. Дидактика: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Март», 2003 – 368 с.
  10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
  11. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика 1991. – 334 с.
  12. Кларин М.В. Инновационные подели обучения в зарубежных и педагогических поисках. – М., 1994.- 164 с.
  13. В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – 125 с.
  14. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
  15. Поддъяков А.Н. Исследовательское проведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, клнфликт. – М., 2000. 214 с.
  16. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
  17. СитаровВ.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Сластенина, - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  18. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2-е издание. – М., 1953.
  19. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб: Питер 2001. – 544 с.

 


Тема 4. Взаимосвязь законов, закономерностей, принципов и правил в процессе обучения.

 

Задание 1. На основании предложенной схемы составить научный рассказ «Взаимодействие дидактических элементов»:

Дидактические -----Закономерности -------- Принципы --------- Правила

Законы обучения обучения обучения.

 

Задание 2. На основании соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения, выделенного Ю.К. Бабанским, определите принципы обучения и заполните таблицу:

 

Основные компоненты и условия обучения Принципы обучения
Задачи обучения    
Содержание обучения    
Методы обучения и соответствующие им средства  
Формы организации обучения    
Результаты обучения    

 

Задание №3. Вспомните фрагмент реального обучения, во время которого вы были бы в роли ученика, учителя, наблюдателя. Запишите тему, цели, план этого занятия. Попытайтесь выявить и записать все закономерности процесса обучения, которые проявились в данном фрагменте обучения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.