Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления деятельности партийных организаций





Созданную партийную структуру необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, наращивать и укреплять; иначе она начнет терять активистов и станет со временем недееспособной. Довольно типичной является картина, когда в перерывах между избирательными кампаниями местная партийная организация превращается в дискуссионный клуб, обсуждающий исключительно мировые или общероссийские проблемы. Деятельным активистам становится скучно, и они постепенно покидают организацию. Остаются одни болтуны. И это еще не самый худший случай – иногда партийная организация, не занятая конкретным делом, полностью сосредотачивается на внутренних конфликтах и разборках. Такая организация только отталкивает потенциальных активистов от партии.

Для партийной структуры главной формой существования является непрекращающаяся ни на один день работа по реализации политических (предвыборных) проектов. Политическим проектам, ввиду их важности, в рамках нашей книги посвящается отдельная глава. В данном разделе мы обсудим текущую работу региональной партийной организации (отделения), не привязанную к конкретным политическим проектам.



С функциональной точки зрения в текущей деятельности региональной организации целесообразно выделить те же направления, что и в избирательной кампании (хотя, конечно, задачи, решаемые в рамках каждого из направлений, будут иметь специфику, отличную от проведения выборов). Такой подход позволяет в период выборов преобразовать аппарат организации в штаб избирательной кампании при минимуме организационных и кадровых изменений.

Исходя из сказанного, текущую деятельность региональной партийной организации следует структурировать по следующим направлениям.

- оргмассовое направление;

- агитационно-рекламное направление;

- информационно-аналитическое направление;

- связь с внешними структурами;

- финансовое обеспечение;

- юридическое обеспечение;

- техническое обеспечение;

- управление партийной структурой и планирование ее работы.

Иногда в качестве самостоятельного направления деятельности партии выделяют контрпропаганду. На наш взгляд, это не точно: разбиение деятельности партии на направления целесообразно проводить по функциональному (организационному) принципу, а не с точки зрения содержательной стороны партийных мероприятий и политических проектов. С точки же зрения организации акции контрпропаганды ничем не отличаются от любых других мероприятий, и при их реализации задействуются те же самые направления.



Далее мы более подробно остановимся на задачах, решаемых в рамках каждого из направлений.

Оргмассовое направление

 

Является главным для партийной организации. Именно через развитие этого направления партия превращается в полноценную избирательную машину. Региональная организация со слабым оргмассовым направлением не нужна на выборах: ее с успехом может заменить PR-агентство.

В рамках оргмассового направления решаются следующие задачи:

- развитие партийной структуры (создание новых территориальных организаций и закрепление активистов за участками; методическая помощь территориальным организациям и контроль их качества);

- прием в партию новых членов и организация учета членов и сторонников партии;

- разработка и реализация программы работы с активистами и сторонниками партии;

- организация плановых собраний и конференций (в т.ч. отчетно-выборных);

- организация встреч лидеров общественного мнения - членов и сторонников партии - с избирателями;

- организация массовых мероприятий (митинги, пикеты, концерты и т.д.);

- отбор, подготовка и обучение кадров для политической и партийной работы (кандидатов партии на выборные должности, менеджеров избирательных кампаний, партийных функционеров и активистов).



- организация сети общественных приемных;

- методическое обеспечение нижестоящих партийных организаций.

- сопровождение политических проектов в части оргмассового направления.

 

Остановимся несколько подобнее на некоторых задачах.

 

1. Прежде всего, о принципах контроля качества региональной партийной структуры, который должен постоянно осуществлять региональный центр партии.

Партийное строительство плохо поддается формализованному контролю – как и всякий процесс, в котором интенсивно задействуется человеческий фактор (личные амбиции, взаимная конкуренция и т.д.). Поэтому целый ряд критериев, по которому следует оценивать качество партийной организации, носит неформальный характер.

Основными параметрами, определяющими качество организации, являются:

- дееспособность организации (насколько эффективно может организация участвовать в избирательных кампаниях и политических проектах);

- стабильность организации (насколько организация поражена внутренними конфликтами);

- лояльность организации (насколько руководство организации подчиняется указаниям партийного центра; не наносит ли оно, решая свои проблемы, ущерба авторитету и политике партии в регионе).

Если партийную организацию можно высоко оценить по всем трем параметрам, то она всегда будет пользоваться политическим влиянием и всегда будет хорошей опорой партии при проведении избирательных кампаний.

Среди трех перечисленных параметров последние два в принципе не поддаются формализованному контролю. Тем не менее, партийный центр обязан постоянно их отслеживать. Организации, превысившие допустимый уровень нелояльности и нестабильности должны немедленно подвергаться интенсивному лечению; вплоть до «хирургического».

Дееспособность региональной (территориальной) партийной организации можно проконтролировать через следующую систему неформальных и формальных критериев:

- уровень отдачи от участия организации в общепартийных избирательных кампаниях и политических проектах;

- количество политических проектов (в т.ч. избирательных кампаний), проводимых по инициативе самой организации и качество реализации этих проектов;

- численность организации (как абсолютная, так и нормированная к числу избирателей на соответствующей территории);

- динамика роста численности;

- наличие статусных членов партии в организации (депутатов Государственной Думы, региональных депутатов и т.д.);

- наличие и численность депутатских групп партии в местных представительных органах власти;

- наличие и количество представителей партии в исполнительных органах власти;

- уровень развития партийной структуры (для территориальной организации – степень накрытия избирательных участков сетью активистов);

- динамика развития партийной структуры;

- уровень информационного фона о деятельности организации в региональных (районных, местных) СМИ;

- наличие и техническая оснащенность офиса;

- развитость сети общественных приемных;

- уровень самофинансирования организации.

Среди всех перечисленных критериев универсальным является первый – качество участия партийной организации в общепартийных избирательных кампаниях и политических проектах. Он исчерпывающим образом свидетельствует не только о дееспособности организации, но также и об ее стабильности и лояльности. Однако этот критерий плохо поддается формализации: не всегда возможно учесть, какая часть успехов организации на выборах обусловлена ее собственной деятельностью, а какая – централизованной агитацией, проводимой вышестоящим партийным руководством. Кроме того, данный критерий не является постоянно действующим: например, федеральные кампании проводятся один раз в четыре года; федеральные политические проекты – как правило, не чаще одного раза в один-два года.

Все остальные критерии также дают определенную полезную информацию о качестве региональной организации. Во всяком случае, если организация выглядит по ним слабо, значит с ней явно не все благополучно. К сожалению, обратное утверждение далеко не всегда верно: организация может долгое время выглядеть прекрасно по всем остальным показателям и неожиданно провалиться по главному (участие в избирательных кампаниях и предвыборных проектах). Причины тут могут быть разные. Например, деятельность организации носит хотя и бурный, но деструктивный характер, который только отталкивает избирателей. Или обратный вариант: местные партийные функционеры успешно имитируют активность перед центральным аппаратом, реальной же работы не ведется. Наконец, иногда партийная организация целиком переключается на обслуживание местной элиты (т.е. фактически полностью теряет лояльность по отношению к партии). В момент истины, которым является федеральная избирательная кампания, все это всплывает наружу.

Исходя из сказанного, мы не рекомендуем в процессе партстроительства слишком увлекаться оценкой партийных структур по количественным критериям типа числа членов партии и т.д. Пренебрегать такими показателями, конечно, нельзя; но и абсолютизировать их также не следует. Излишнее внимание руководства к формальным критериям оценки деятельности партийных структур может переориентировать их на погоню за внешней стороной дела вместо содержательной работы. В результате весь процесс партстроительства будет деформирован.

 

2. Принципы работы с активистами и сторонниками партии изложены в п. 5.6. В рамках оргмассового направления они должны быть конкретизированы и доведены до конкретных мероприятий. Комплекс таких мероприятий образует программу работы с активистами и сторонниками партии.

Учет членов и сторонников партии наиболее целесообразно осуществлять в форме компьютерной базы данных.

 

3. Об общественных приемных. Как отмечалось в п. 3.4.9, во время избирательной кампании одной из основных задач общественных приемных кандидата является вербовка активистов. Ту же самую задачу решают и партийные общественные приемные в регионах. Однако в ходе избирательной кампании вербовка активистов – задача хотя и важная, но все же вспомогательная. Для партстроительства же это самая главная задача.

Поэтому процесс партстроительства немыслим без создания сети общественных приемных партии в регионах. Координаты приемных должны постоянно доводиться до граждан, а их деятельность периодически освещаться в местных СМИ. Если партия располагает представителями в федеральных, региональных и местных органах законодательной власти, целесообразно совместить депутатские и партийные приемные, или, по крайней мере, тесно координировать их деятельность. Методология работы приемных должна быть хорошо продумана и отработана, иначе они превратятся в пункты неотложной помощи гражданам по бытовым вопросам (причем, как правило, неэффективные) и не смогут полноценно решать главной задачи – вербовки активистов.

 

5.8.2. Агитационно-рекламное направление

 

Решаемые задачи:

- разработка позиций, заявлений, обращений и предложений организации по актуальным вопросам;

- разработка информационных карт (медиа-карт) региона и входящих в него муниципальных образований;

- мониторинг региональных СМИ;

- анализ регионального рынка рекламных и PR-агентств.

- разработка, выпуск и размещение прямой рекламы в СМИ;

- подготовка и реализация программы косвенной рекламы в СМИ (PR - кампания);

- разработка и выпуск продукции наружной рекламы и распространяемых агитационных материалов;

- выпуск информационных бюллетеней региональной организации;

- создание интернет-сайта организации;

- поддержка политических проектов партии в части агитационно-рекламного направления.

В «текущем» режиме работы партийной организации роль данного направления обычно уступает оргмассовому. В частности, прямая реклама в СМИ ограничивается объявлениями о партийных мероприятиях и координатах общественных приемных (если кампания прямой рекламы не предусмотрена специально одним из реализуемых политических проектов). Косвенная реклама в основном отрабатывает информационные поводы, которые создают партийные мероприятия и т.д.

В общем, не рекомендуется слишком увлекаться агитацией через СМИ в ущерб оргмассовому направлению, если, как мы уже отмечали, такая агитация не является составной частью какого-либо политического проекта. СМИ – дело дорогое, а большую часть ресурсов следует сосредоточить на оргмассовом направлении.

В период между выборами большинство задач направления может решить хорошо налаженная пресс-служба. Усилия и средства, вложенные в ее организацию, с лихвой окупятся в период избирательной кампании.

 

5.8.3. Информационно-аналитическое направление

 

Решаемые задачи

- разработка электорального паспорта региона, электоральных паспортов муниципальных образований и избирательных округов;

- мониторинг деятельности исполнительной и законодательной власти региона;

- подготовка аналитических справок по основным проблемам региона;

- отслеживание и документирование действий политических организаций и влиятельных политиков региона (политический мониторинг);

- оперативный поиск и подготовка информации по заданию руководства региональной организации;

- составления перечня действующих на территории региона социологических служб;

- социологический мониторинг;

- обеспечение политических проектов региональной организации в части информационно-аналитического направления.

 

Несколько подробнее о некоторых задачах.

 

1. Паспорта территорий и округов. Необходимо разработать следующий набор паспортов:

- паспорт региона;

- паспорта муниципальных образований, входящих в регион;

- паспорта округов по выборам в региональное законодательное собрание;

- паспорта округов по выборам в местное самоуправление.

Описание типового электорального паспорта приведено в п. 3.5.2.

В зависимости от конкретных задач, решаемых партией, объем информации в паспортах может быть увеличен по сравнению с минимальным. Информация, содержащаяся в паспортах территорий и округов, должна периодически обновляться. Для стандартизации работы по составлению паспортов центральному руководству партии целесообразно разработать и утвердить их единую форму.

 

2. Целью социологического мониторинга является периодическое отслеживание следующих характеристик:

а). Уровень доверия граждан к федеральной власти (исполнительной и законодательной), федеральным партиям и политикам федерального уровня.

б). Уровень доверия к региональной и муниципальной законодательной и исполнительной власти, региональным отделениям федеральных партий, региональным общественно-политическим и общественным организациям и влиятельным политикам региона.

в). Оценка гражданами тенденций изменения ситуации в стране и в регионе.

г). Выявление основных проблем, которые волнуют граждан.

д). Рейтинги федеральных и региональных СМИ.

е). Другая информация, которую региональная организация считает необходимым отслеживать.

Основной формой мониторинга являются социологические опросы, проводимые с частотой примерно один раз в квартал. Организация может сама заказать такие опросы, или воспользоваться данными опросов, которые социологические службы региона проводят по собственной инициативе.

Оперативной формой мониторинга являются экспресс-опросы, проводимые силами организации.

 

Другие направления

Поскольку задачи, решаемые в рамках других направлений, достаточно прозрачны, мы не будем на них останавливаться подобно и ограничимся простым перечислением.

 

1. Связи с внешними структурами:

- налаживание постоянных контактов с влиятельными общественно-политическими и общественными организациями региона;

- заключение типовых договоров о сотрудничестве с идеологически близкими организациями;

- разработка и реализация программы совместных действий с организациями - союзниками;

- выделение базовых организаций, готовых оказать помощь региональному отделению партии своими ресурсами;

- межрегиональные и международные связи;

- обеспечение политических проектов региональной организации партии в части связи с внешними структурами.

 

2. Финансовое обеспечение

- аккумуляция средств для региональной организации партии;

- бухгалтерия, обслуживание официальных счетов организации;

- составление финансовых отчетов,

- финансовое обеспечение политических проектов региональной организации.

 

3. Юридическое обеспечение

- составление библиотечки необходимых юридических актов (устав региона, федеральное и региональное законодательство по выборам; закон о партиях, нормативные акты, регулирующие проведение массовых акций, законодательство о СМИ и рекламе);

- взаимодействие с избирательными комиссиями региона (в т.ч. введение в них своих представителей);

- подготовка юридических справок для руководства организации;

- подготовка юридических инструкций для актива партии;

- оперативная реакция на юридические конфликты, возникающие в ходе деятельности организации (в т.ч. правовая защита членов и сторонников партии);

- обеспечение регистрации партийных отделений;

- юридическое сопровождение политических проектов.

 

4. Техническое обеспечение выделяют в самостоятельное направление, чтобы максимально разгрузить ведущих специалистов партийного аппарата от решения чисто хозяйственных вопросов. В ведении руководителя этого направления (управляющего делами) находятся помещения, мебель, оргтехника, связь, транспорт, канцелярские принадлежности, а также секретариат, канцелярия, экспедиция и служба безопасности организации.

Одновременно с обеспечением работы партийного офиса техническая служба обычно отвечает и за техническую сторону организации массовых мероприятий и политических проектов.

 

5.9. Управление и планирование работы партийной структуры

 

Непосредственную ответственность за реализацию данного направления несет оперативный орган политического руководства организации. В его рамках региональная организация решает следующие задачи:

- организация депутатских фракций и групп партии в органах представительной власти и местного самоуправления и координация их работы с деятельностью партийной организации;

- содействие включению представителей партии в органы исполнительной власти;

- отбор и утверждение кандидатов партии на выборные должности;

- привлечение в партию влиятельных политиков и других лидеров общественного мнения;

- взаимодействие с федеральным руководством партии;

- руководство муниципальными партийными организациями;

- создание и наращивание аппарата региональной организации;

- разработка плана текущей работы региональной организации;

- координация подготовки партийной структуры к избирательным кампаниям;

- разработка и реализация политических проектов.

Более подробно о некоторых задачах.

 

1. О планировании деятельности партийной организации.

Партстроительство может быть реализовано только как плановый процесс. Ресурсы партстроительства всегда ограничены. Отсутствие единого и хорошо продуманного плана работы организации неизбежно приведет к тому, что большая их часть будет израсходована на второстепенные цели.

И еще раз напомним: план есть не некая «сумма намерений», содержащаяся в головах партийных руководителей, а документ, обязательный к исполнению для всех партийных инстанций. Если у организации нет написанного плана – значит, она работает без всякого плана.

План работы организации обычно составляется на год и предусматривает ежеквартальную детализацию и корректировки. План целесообразно с самого начала разбить по функциональным направлениям работы организации. В каждом направлении указываются мероприятия, обеспечивающие решение конкретных задач направления, ответственный за мероприятие сотрудник аппарата, сроки мероприятия и затраты на него.

Ввиду ограниченности ресурсов организации при планировании целесообразно в первую очередь сосредоточиться на задачах, которые могут быть гарантированно решены при имеющихся средствах. Однако в плане должны быть обозначены все перечисленные выше задачи направлений, даже если мероприятия по обеспечению их решения ограничиваются формулой «по мере возможности» и, соответственно, не обеспечиваются никакими ресурсами. Тогда, по крайней мере, из плана сразу будут видны узкие места в деятельности организации и будет понятно, куда направлять ресурсы по мере их появления.

Программы работы с активистами и сторонниками, а также программу рекламы в СМИ (если таковая предусмотрена) целесообразно оформить в виде отдельного документа, прилагаемого к плану. Аналогичным образом оформляются и политически проекты, которые реализует организация.

 

2. Несколько слов о руководящих органах партии и ее региональных организаций.

После периода исканий, проб и ошибок в начале 90-х годов практически все российские партии приняли единообразную схему построения руководящих органов, которая (под разными названиями) фактически воспроизводит управленческую структуру КПСС. Такая схема включает:

- съезд (конференция) партии – высший орган;

- совет партии (или национальный комитет, центральный комитет, правление и т.д. – аналог ЦК КПСС) – высший орган в период между съездами, в который обычно входят руководители региональных организаций, члены политсовета и представители партии в Федеральном собрании);

- политсовет (аналог политбюро ЦК КПСС) – постоянно действующий орган политического руководства;

- исполком (или секретариат, аналог секретариата ЦК КПСС) – постоянно действующий исполнительный орган, формирующий центральный аппарат партии и руководящий его работой)

- контрольно-ревизионная комиссия - избираемый на съезде и не зависящий от других управляющих инстанций контрольный орган.

Единственным, хотя и очень важным отличием современных партий от КПСС состоит в том, что первым лицом в них является не высший руководитель аппарата (генеральный секретарь), а политический лидер (председатель партии или политсовета).

 

На уровне региональных организаций, как правило, воспроизводится та же самая управленческая схема. Типовая структура руководящих органов региональной организации приводится на Рис. 5.1 (см. папку с приложениями).

Естественно, российские партии приняли такую схему формирования руководящих органов вовсе не из почтения к коммунистической традиции (напротив, для многих партий эта традиция явилась отталкивающим моментом). Просто описанная схема является оптимальной: она обеспечивает быстрое и гибкое принятия оперативных решений и одновременно с этим контроль за партийной стратегией со стороны региональных функционеров партии. Практика показала, что отступления от нее всегда приносит вред. Например, исходя из решаемых задач, партия может создавать дополнительные руководящие органы (временные, или постоянные); но только в виде комиссий при политсовете. Если указанные комиссии получают полномочия от более высоких инстанций (например, от съезда партии), это создает почву для размывания ответственности и закладывает конфликт между ними и политсоветом.

 

3. Важным вопросом, который определяет эффективность работы партии (или ее региональной организации), является формирование политсовета (центрального и регионального). Обычно к составу политсовета предъявляются крайне противоречивые требования. Например, если у партии проблема с узнаваемостью, в политсовете необходимы видные публичные политики и лидеры общественного мнения. Если партия испытывает серьезные проблемы с ресурсами (денежными, информационными и т.д.), в политсовете желательно иметь людей, такими ресурсами располагающими. Если партия ведет целенаправленную политику по завоеванию тех или иных адресных групп, в политсовет должны войти деятели, располагающие влиянием в этих группах. Если нужно установить отношения с властью, то представителей власти желательно иметь и в политсовете. Если в партии существуют группы и фракции, отличающиеся идеологическими оттенками, то и они должны быть представлены в политсовете (иначе часть членов партии будет воспринимать политсовет как «врага»). Если партия располагает депутатской фракцией, то руководство фракции обязательно должно войти в политсовет. В политсовете обязательно должны присутствовать уважаемые и влиятельные представители региональных организаций (иначе не будет соблюден принцип политической перспективы для ведущих функционеров партии, что рано или поздно обрушит партийную структуру). Наконец, в политсовет следует включить и высшее руководство исполкома: в партии аппаратная работа теснейшим образом увязана с политической.

На все эти требования накладываются еще одно условие: политсовет должен быть компактным. Практика показала, что коллегия, число членов которой превосходит 15-20 человек, теряет всякое подобие работоспособности. Очевидно также, что в политсовете не место «мертвым душам»: все его члены должны регулярно и активно участвовать в его работе.

Не удивительно, что формирование эффективного политсовета является постоянным камнем преткновения для партии и ее организаций.

Обычно для разгрузки политсовета при нем создают некий консультативный орган (политико-консультативный совет), в который включают статусных людей, готовых предоставить партии свое имя и авторитет, но не имеющих возможности (а иногда и желания) регулярно работать в политсовете. Еще одна общая рекомендация: при формировании политсовета целесообразно использовать ситуационный принцип: состав политсовета должен соответствовать наиболее приоритетным задачам, решаемым партией в течении сроков полномочий политсовета.

С точки зрения интересов партстроительства основным требованием к составу политсовета является включение в него представителей регионов и исполкома. При этом, однако, надо помнить, что партстроительство – не единственная задача, решаемая партией и ее политсоветом. Если на определенном отрезке времени партстроительство признано главной задачей, то и приведенный выше критерий также целесообразно сделать основным при формировании политсовета. Если же высший приоритет отдан другим задачам, то, соответственно, снижается и вес данного критерия при формировании политсовета.

 

4. Если структура руководящих политических органов боль­шин­ства российских партий носит относительно стандартный ха­рактер, то вопрос формирования и структуры исполнительных органов во многих партиях зачастую решается исходя из совер­шенно субъективных факторов.

Типичная ошибка заключается в том, что структура Исполко­ма (аппарата) партии формируется исходя не из конкретных целей и задач, стоя­щих пред партией, а под «нужных» людей, приближенных к руко­водству партии. Понятно, что первичными при этом становятся не профессиональные качества руководителей исполкома, и даже не создание оптимальной схемы управления, а совершенно иные критерии, далеко не всегда имеющие непосредственное отно­шение к собственно процессу партийного строительства.

Современная политическая история России давала и, к сожа­лению, постоянно дает, многочисленные примеры того, как ошиб­ки при формировании исполнительных органов партий приводят либо к бесцельной трате ресурсов, либо даже к полному провалу проектов по созданию партий. О многочисленных случаях склок и скандалов, сотрясающих при этом руководящие органы пар­тий, наша пресса сообщала неоднократно.

По нашему мнению, единственно правильным подходом при формировании исполнительного органа партии является подход функциональный. Т.е. в структуре Исполкома партии должны быть только те подразделения, которые соответствуют основным на­прав­лениям текущей деятельности партии (п. 5.8).

 

Ниже приводится оптимальная, по мнению авторов, функциональная структура исполнительного органа политической партии (Рис.5.2) - (см. папку с приложениями).

 

На уровне региональных организаций, как правило, воспроизводится та же самая управленческая схема. Типовая структура исполкома регионального отделения партии руководящих органов региональной организации приводится на Рис. 5.3 (см. папку с приложениями).

В зависимости от этапов создания и имеющихся ресурсов, численность сотрудников отделов по каждому из обозначенных на Рис. 5.3. блоков может меняться, но главное – чтобы не менялось ко­личество функциональных блоков.

 

Приведенные схемы позволяют эф­фектив­но реализовать все направления партийной работы и из­ба­виться от параллелизма и дублирования функций, что, по­в­то­римся, сегодня является сущим бичом многих (особенно мо­ло­дых) партий и общественных объединений.

Еще одним преимуществом приведенных выше схем явля­ет­ся то, что они позволяет быстро и без каких либо потрясений пе­ревести Исполком в режим работы избирательного штаба по про­ведению партией избирательной кампании федерального уров­­ня. Так, структура регионального исполкома, изображенная на Рис 5.3, переводится в структуру регионального или городского избирательного штаба Рис. 4.3 с минимумом структурных изменений.

Какова оптимальная численность аппарата Исполкома партии в межвыборный период? По нашему опыту можно сказать, что численный состав Исполкома партии (полноценной партии, имею­щей, к примеру, фракцию в Государственной Думе, а не фан­том­ного образования, созданного в угоду амбициям того или ино­го политика) должен составлять от 40 до 60 человек. При общей чис­лен­ности аппарата менее 40 человек можно предполагать, что ряд направ­лений партийного строительства не будет полностью обеспечен кадрами, а число сотрудников, превышающее 60 че­ловек, служит сиг­на­лом того, что либо в аппарате часть сотруд­ников полностью не загружена, либо, хуже того, в Исполкоме на­чался процесс созда­ния подразделений, дублирующих друг друга.

В принципе, можно предположить, что структура, профес­сиональный уровень и численный состав Исполкома партии яв­ляет­ся зеркальным отражением «здоровья» партии, её жизне­способности. Отметим, что все российские партии, создававшиеся как элементы нарождающегося в стране гражданского общества и отражавшие политические запросы тех или иных социальных групп общества, имели, или имеют, исполнительные органы, по­строенные по указанной (или весьма близкой к ней) схеме. Все же политические «фантомы» и, в особенности, так называемые «пар­тии власти» громоздили (и продолжают с упоением громоздить) со­вершенно невообразимые аппаратные образования, пожи­раю­щие бездну ресурсов, абсолютно несопоставимых с получаемой политической отдачей.

 

5. Традиционно узким местом текущей работы партии является подготовка к избирательным кампаниям. Хотя сам процесс партстроительства приобретает смысл только если в его результате создается дееспособная избирательная машина, эта конечная цель часто упускается за повседневной работой аппарата. Поэтому в руководстве аппарата необходимо лицо, персонально отвечающее за упомянутую подготовку. Как правило, таким лицом должен быть один из руководителей крупного структурного подразделения аппарата (оптимально, руководитель отдела партстроительства или руководитель информационно-аналитического отдела).

В практике российских партий бывали случаи, когда для подготовки к кампаниям в аппарате партийной организации (или параллельно аппарату) создавалось специальное подразделение. Жизнь показала, что у такого подхода есть и плюсы, и минусы. Как правило, организация, создавшая отдел подготовки к избирательным кампаниям, оказывалась хорошо подготовленной к выборам. С другой стороны, отдел неизбежно начинал дублировать функции других подразделений аппарата.

Подготовку к конкретной избирательной кампании невозможно вести «вообще». Прежде всего, необходимо как можно раньше определить кандидата (кандидатов, партийных лидеров), под которого кампания готовится. Далее следует заблаговременно, не позднее, чем за полгода до выборов, начать разработку проекта кампании. Не исключено, что ближе к выборам кандидата придется сменить, а проект переделать. Зато описанный порядок действий позволяет заранее высветить все узкие места подготовки организации к кампании и сосредоточиться на их расшивке.

Документально комплекс мероприятий по подготовке к конкретной избирательной кампании оформляется как политический проект.

 

5.10. Последовательность действий при создании партии и партийных организаций. Типичные внутрипартийные конфликты

 

5.10.1. Этапы создания партии и партийных организаций

 

1. Пытаться построить партию без идеологии еще более беспер­спективно, чем проводить избирательную кампанию без страте­гии. Кампанию еще можно как-то вытянуть за счет рекламного подхода. Создать же полноценную и дееспособную политическую структуру без идеологии невозможно никакими средствами

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.