Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровни штабов и конкретные примеры штабных структур





 

В качестве материала для обсуждения конкретных вариантов построения избирательных штабов рассмотрим структуру управления кампанией по выборам мэра крупного (не менее 1 млн. избирателей) города. Основное мероприятия кампании – программа «От двери к двери», реализуемая командой участковых агитаторов.

Указанная структура управления приведена на Рис 4.2. (см. папку приложений). Она включает:

- городской штаб (ГШ), руководящий кампанией;

- районные штабы (РШ), организующие кампании в районах под руководством городского штаба;

- бригады участковых агитаторов, «обслуживающие» закрепленные за ними территории под руководством соответствующих районных штабов.

 

Отметим, что название «районный штаб» на Рис. 4.2 носит несколько условный характер. Как правило, «районный штаб» ведет кампанию на территории проживания порядка 100 тыс. избирателей, и обслуживаемая им зона не обязательно должна совпадать с границами того или иного района города, если понимать район как административно-территориальную единицу.

 

Структура городского штаба приводится на Рис. 4.3 (см. папку приложений).



Примерное штатное расписание ГШ дано в Таб. 4.1 (см. папку приложений).

В таблице курсивом обозначены участники кампании, не входящие в штатное расписание.

Как легко видеть, структура городского штаба достаточно подробно воспроизводит функциональную схему Рис. 4.1.

 

Несколько дополнительных замечаний к структуре городского штаба.

1. Сеть участковых агитаторов организована в соответствии с принципами, изложенными в п. 3.4.3. Напомним, что она включает две линии контроля:

- первую, осуществляемую организационно-контрольной группой (ОКГ) штаба;

- вторую, осуществляемую сетью «кукушек».

Обращаем внимание читателей, что вторая линия контроля замыкается непосредственно на руководство кампании.

2. Некоторое недоумение может вызвать наличие двух управляющих фигур: руководителя (менеджера) кампании и начальника штаба. Если всем штабом руководит его начальник, то кем тогда руководит менеджер? Выходит, что только начальником штаба.

На самом деле связка менеджер-начальник штаба исполняют две функции: проектирование и управление кампанией (разработка и текущие корректировки стратегии, тактики и плана) и организационную: организацию работы всех штабных служб в интересах выполнения плана кампании. Для первой функции необходим профессиональный политтехнолог, для второй – хороший управленец (организатор). Далеко не всегда два этих таланта можно встретить в одном человеке, откуда на практике и возникает управляющая двойка менеджер-начальник штаба (аналогичная, например, связке композитор – дирижер). Если менеджер является и хорошим организатором, он одновременно может и исполнять роль начальника штаба. Ещё одним аргументом в пользу разграничения функций менеджера и начальника штаба является то, что зачастую менеджер (особенно в крупных кампаниях) является человеком со стороны, не имеющим связей в регионе. В таких случаях сильный местный управленец может стать совершенно необходимым.



3. Как правило, в роли первого заместителя начальника штаба кампании выступает руководитель оргмассового или агитационно-рекламного направления (в зависимости от того, какое их этих направлений является главным в данной кампании).

4. Управляющий комплекс, который замыкается на менеджера кампании, построен в соответствии с задачами, решаемыми в рамках функциональных направлений избирательной кампании. При этом предполагается, что в пресс-службу входит также группа журналистов и группа сопровождения кандидата; в группу технического обеспечения – секретариат, канцелярия, экспедиция и служба безопасности; а в группу финансового обеспечения – бухгалтерия.



5. О руководителе графика кандидата. Его задача - управление таким ценнейшим ресурсом, как время кандидата, которое (управление) целесообразно сосредоточить в одних руках. В принципе, без руководителя графика кандидата можно и обойтись, но его наличие может сильно облегчить жизнь.

6. Присутствие группы консультантов также не является обязательным. Однако они могут быть весьма полезны для того, чтобы периодически оценивать складывающуюся в ходе кампании ситуацию свежим взглядом. Если же кандидат, менеджер и их команда не обладают достаточным опытом проведения избирательных кампаний, консультанты просто необходимы. Довольно часто консультанты приглашаются для разработки проекта кампании. В этом случае им следует также поручить и авторский надзор за реализацией проекта.

7. Что касается группы поддержки: доверенных лиц, друзей; в более широком смысле – всего близкого окружения кандидата; то в той или иной степени они присутствуют в каждой избирательной кампании. Прекрасно, если их удается активно задействовать (например, для встреч с избирателями). Однако, если даже ближайшее окружение формально никак не участвует в кампании, оно все равно оказывает влияние на кандидата; причем такое влияние может быть как конструктивным, так и крайне отрицательным. Поэтому, руководя кампанией, её менеджер не может не учитывать фактор близкого окружения кандидата.

 

Структура и штатное расписание районного штаба приводятся соответственно на Рис. 4.4 (см. папку приложений) . и в Таб. 4.2 (там же). В основе структуры РШ также лежит функционально-проектная схема Рис. 4.1. Однако, поскольку РШ в общей системе управления кампанией в городе не является самостоятельной единицей (фактически он представляет собой лишь орган ГШ), ряд функций, приведенных на функционально-проектной схеме, у РШ отсутствует.

 

Как может модифицироваться структура штабов в зависимости от тактического рисунка предстоящей кампании? Предположим, например, что основным мероприятием кампании принята не программа «От двери к двери», а косвенная реклама в СМИ. От агитации же методом ОДД и требующейся для нее команды участковых агитаторов вообще решено отказаться.

В этом случае в структуру штабов вносятся следующие изменения:

- ликвидируются бригады участковых агитаторов (Рис. 4.2., 4.4.)

- ликвидируются ОКГ РШ (Рис. 4.4)

- ликвидируется вторая линия контроля (Рис. 4.3)

- вводятся бригады маршрутных агитаторов, количество и численность которых определяется предусмотренными проектом мероприятиями по разноске и расклейке агитматериалов;

- задача руководства и контроля деятельности маршрутных агитаторов возлагается на ОКГ ГШ (Рис. 4.4);

- задача обеспечения наблюдения за голосованием возлагается на группы организации локальных проектов РШ.

В результате городской штаб и в особенности районные штабы существенно «усыхают». Однако их структуры все равно остаются модификациями универсальной проектной схемы Рис. 4.1.

 

Отметим, что структура городского штаба, приведенная на Рис. 4.3. может быть с минимальными изменениями использована для создания центрального штаба под любые выборы среднего и крупного масштаба. В основном она сохраняется и при формировании Центрального штаба федеральной кампании, однако в более детализированном виде: структурные единицы, изображенные на Рис.4.3, могут в этом случае представлять собой себя целые отделы или даже группы отделов.

 

При переходе к небольшим по масштабу кампаниям (выборы региональных депутатов, мэров небольших городов) штабная структура сжимается, обычно следующим образом:

- отпадает необходимость создания штабов низшего уровня (районных и территориальных);

- управление агитационно-рекламным направлением объединяется с информационно-аналитическим;

- связи с внешними организациями входят в состав оргмассового направления;

- функции юридической службы берёт на себя непосредственно менеджер кампании;

- остальные обеспечивающие направления курирует единая группа управления делами.

Вариант минимальной структуры штаба приведен на Рис. 4.5 – см. ниже.

В предельном случае кампании масштаба всего лишь нескольких тысяч избирателей структура управления может быть сокращена вообще до трех человек: сам кандидат; руководитель кампании (который одновременно отвечает и за непосредственную работу с избирателями) и помощник руководителя, курирующий все остальные направления. Отметим, однако, что при любом сокращении структуры штаба ни одно из направлений кампании не остается без прикрытия (т.е. сотрудника, который за него отвечает, даже при условии, что указанный сотрудник ведет еще несколько направлений). Так и должно быть, в соответствии с универсальным характером схемы Рис. 4.1. и организационной стороной тактического принципа тотальности.

Рис. 4.5. Минимальная структура штаба

Суммируем сказанное.

1. Универсальной структуры штаба, в равной степени пригодной для любого типа кампании, не существует. Конкретная структура определяется с учетом тактического рисунка кампании (п. 3.2.), а также объема и характера ресурсов кампании, включая обеспечение кадрами.

2. Определение конкретной структуры управления кампанией, таким образом, производится на стадии разработки её тактики, но никак не раньше. Распространенный подход, когда структура штаба определяется до разработки проекта кампании, является принципиально ошибочным. В лучшем случае результатом такого подхода будет создание штабной структуры, весьма далекой от оптимальной. В худшем же случае штаб вообще окажется неработоспособным.

3. При всем многообразии вариантов штабных структур каждая из них должна представлять собой одну из модификаций универсальной функционально-проектной схемы Рис. 4.1. Характер модификации в первую очередь определяется масштабом кампании. В кампаниях крупного масштаба для решения каждой из обозначенной на Рис. 4.1 задач могут создаваться отдельные структурные единицы штаба. В кампаниях мелкого масштаба решение целого комплекса задач может быть возложено на одну структурную единицу.

4. При определении конкретной структуры управления кампании, независимо от масштаба последней в равной степени недопустимы пропуск функций и их дублирование.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.