Сделай Сам Свою Работу на 5

Решаемые задачи и особенности направления





 

Сколько и какой информации следует собрать штабу кандида­та по округу, избирателям и конкурентам, чтобы уверенно спроектировать и провести избирательную кампанию?

На первый взгляд, ответ на вопрос «сколько?» очевиден: чем больше будет собрано инфор­мации – тем лучше. Никакое знание не бывает лишним, и в ходе кампании в любой момент может потребоваться самая различная и неожиданная информация.

На практике же часто приходится наблюдать, как толстые аналитические и социологические отчеты, которые вроде бы содержат исчерпывающую информацию по округу, пылятся в шкафах и никак не используются. Кампания ведется вслепую, так, как будто она не обеспечена никакой аналитикой. Полезная ин­формация оказалась похороненной под грудой малополезных, а то и просто бесполезных сведений, на приобретение которых к тому же были потрачены немалые усилия и средства.

Качество информационно-аналитического обеспечения кампании следует в первую очередь оценивать не по количеству и толщине отчетов и справок, а по умению отвечающих за него специалистов выделить из огромного объема данных действительно необходимую информацию и представить её руководству кампании в наиболее удобном и кратком виде. Мы особо подчеркиваем этот момент, т.к. в некоторых руководствах по выборам рекомендуется собрать такой объем сведений, что после этого кандидату впору не баллотироваться, а защищать докторские диссертации по истории, экономике и социальным проблемам округа.



В данном параграфе мы приводим сведения о минимально необходимом объеме аналитической и социологической информации, которым должны располагать кандидат и его штаб для проведения кампании. При этом, естественно, следует предусмотреть и возможность обеспечения штаба дополнительными сведениями, не входящими в обязательный минимум. Информационно-аналитическая служба кампании должна хорошо представлять, из каких источников можно оперативно получить дополнительную информацию – как говорится, знать, где что лежит. Такая информация может предоставляться как по запросам руководства штаба, так и по инициативе самой аналитической службы. Отсюда - важная роль руководителя информационно-аналитического обеспечения в избирательной кампании: от его понимания, какая именно информация для данной избирательной кампании имеет первостепенное значение, а какая – нет, будет в значительной степени зависеть конечный результат.



Конечно, при таком подходе к организации информационно-ана­литического обеспечения кампании всегда присутствует некоторый риск упустить что-то важное, «выплеснуть с водой ребенка». Однако, если не идти на указанный риск, «ребенок» с гарантией утонет в океане бесполез­ной информации.

 

 

В рамках информационно-аналитического обеспечения избирательной кампании решаются следующие задачи:

- подготовка электорального паспорта округа;

- подготовка аналитических справок по основным темам избирательной кампании;

- оперативный поиск и подготовка информации для выступлений кандидата, а так же по всем актуальным вопросам избирательной кампании;

- выпуск аналитических записокдля оценки хода кампании;

- отслеживание и документирование действий конкурентов (ведение досье);

- обеспечение избирательной кампании данными социологии, а также организация количественных и качественных социологических исследований в ходе кампании.

 

Во многих руководствах по выборам к задачам информационно-аналитического обеспечения относят также мониторинг СМИ. Мы считаем, что данная задача скорее входит в круг обязанностей пресс-службы, а не аналитики (см. п. 3.3.6.), хотя аналитика, само собой, должна постоянно подпитываться данными мониторинга. Как всегда, в подобных организационных «мелочах» проявляются принципиально разные подходы к построению избирательной кампании и публичной политики в целом. Понимание главной задачи электоральной аналитики как мониторинга СМИ – типичное проявление рекламного, «пиаровского» подхода, адепты которого не видят и не хотят видеть разницы между реальным миром и его отражением в медиа пространстве.



 

Перечисленные задачи естественным образом распадаются на две группы: собственно аналитику и социологию. Хотя обе эти группы достаточно тесно связаны между собой, их удобнее рассмотреть по отдельности.

 

Аналитика

 

Первым шагом по проектированию любой избирательной кампании является разработка электорального паспорта округа.

 

Паспорт округа должен содержать следующую информацию.

а). Географические и структурные данные:

- территория;

- население;

- административно-территориальное деление;

- основные населенные пункты;

- природно-климатические условия;

- природные ресурсы;

В данном разделе паспорта обычно приводится также краткая историческая справка и справка по состоянию экологии

б). Экономика и ресурсы:

- общий характер экономики, основные отрасли;

- валовой продукт (абсолютный и на душу населения);

- промышленность;

- ТЭК;

- агропромышленный комплекс;

- строительство;

- транспорт;

- инвестиции и капстроительство;

- розничная торговля;

- финансы и налоги;

в). Структура бюджета:

- доходная часть (размер и основные статьи доходов);

- расходная часть (размер и основные статьи расходов).

г). Демографические данные:

- динамика численности населения по годам;

- доля городского и сельского населения;

- половозрастная структура населения;

- профессиональная структура населения;

- общие коэффициенты рождаемости и смертности;

- коэффициенты естественного и миграционного прироста;

- численность населения по районам и населенным пунктам.

д). Социально-экономические показатели:

- уровень занятости;

- уровень зарплат, пенсий;

- потребление основных продуктов на душу населения;

- развитие образовательной сферы;

- уровень медицинского обеспечения;

-уровень преступности;

- среднедушевые доходы и расходы и распределение населения по уровню доходов и расходов;

- наличие товаров длительного пользования у населения.

е). Структура государственного управления округом. (включая персоналии и контактные телефоны)

ж). Основные политические и общественные организации.

з). Электоральная история (включая федеральные выборы 1993, 1995, 1996, 1999, 2000, 2003, 2004гг.)

ПРИЛОЖЕНИЯ:

- анализ расстановки сил в элитах;

- медиа-карта;

- телефонные коды городов;

- представляющие интерес дополнительные аналитические материалы (статьи, обзоры, аналитические записки и т.д.).

 

Объем паспорта – порядка 100 страниц, причем большую часть обычно занимают справочные данные: перечень депутатов, телефонные коды и т.д. Источником информации для составления паспорта являются официальные статистические данные. Если территория округа полностью совпадает с той или иной административно-территориальной единицей (областью, городом, районом), то за основу можно взять официальный паспорт соответствующей территории.

Разрабатывая электоральный паспорт, аналитик должен хорошо понимать специфику решаемой им задачи. Электоральный паспорт – не энциклопедия, и не докторская диссертация по социально-экономическим проблемам округа. Это документ, на основании и с помощью которого будет строиться агитация во время выборов. Поэтому параметры, приводимые в паспорте, должны быть приведены в форму, максимально удобную именно для агитации.

1). Все цифровые данные следует обязательно соотносить с общероссийскими, общеобластными, общегородскими и т.д. Например: среднедушевой уровень доходов в городе – 1000 руб. (Россия – 2000, область – 1700). Или: ВРП области 1000 000 000 руб. (1% от России); уровень налоговых отчислений в Центр 1000 000 (2% от России). Обе приведенные позиции содержат прекрасный материал для построения одной из агитационных тем кампании.

2). Все цифровые данные следует приводить с учетом их динамики за несколько последних лет, что сразу же позволяет простроить соответствующую агитационную линию. Например: дела в строительстве идут на лад. Или: со здравоохранением у нас год от года все хуже и хуже – и т.д.

Что касается анализа расклада сил в элитах, то мы не рекомендуем особенно этим увлекаться. Кандидат, который имеет реальную возможность использовать в интересах своей кампании этот расклад, обычно знает обстановку лучше всяких аналитиков. Кандидат же, не представляющий обстановки, как правило, не имеет и рычагов, чтобы на что-то влиять. Кроме того, как уже отмечалось, излишнее увлечение элитной составляющей политики во время избирательной кампании обычно не приводит ни к чему хорошему. Главное, что необходимо отследить в части элиты – это расстановка административного ресурса (предполагаемая степень и характер вмешательства администрации в ход избирательной кампании).

Довольно часто кампанию приходится начинать в условиях дефицита времени, когда составить полноценный паспорт уже физически невозможно. В таких случаях ограничиваются краткой аналитической справкой, включающей основные структурные данные округа и (обязательно!) электоральную историю. Вообще же говоря, разработку паспорта округа рекомендуется начинать заблаговременно. Когда же речь идет о политической партии, т. е. об организации, занимающейся выборами регулярно, то она просто обязана иметь у себя паспорта всех регионов и штат сотрудников, которые периодически (не реже одного раза в год) будут обновлять указанные паспорта.

 

После определения тем кампании может потребоваться углубленная информация по ним. Указанная информация представляется в виде кратких аналитических справок, содержащих наиболее яркие и интересные данные по соответствующим темам. Наряду с этим аналитическая служба обязана по заказу руководства кампании оперативно подготавливать справки по всему кругу вопросов, возникающих в ходе кампании, в т.ч. готовить цифровые данные для выступлений кандидата.

На аналитическую службу также возлагается периодический выпуск аналитических записок для руководства штаба с целью оценки хода кампании.

Досье на конкурентов. Сбор сведений о конкурентах преследует две задачи.

Первая – определение положения конкурентов в стартовой конфигурации избирательной кампании. Напомним, что по каждому конкуренту необходима биография, оценка ресурсов, прогноз формируемого положительного образа, примерная оценка размеров базового электората и т.д. (см. п. 2.6).

Вторая цель – аккумуляция информации для возможной критики конкурентов непосредственно в ходе кампании. Здесь, как правило, не требуется каких-то секретных источников информации с пресловутым компроматом. Иногда достаточно сделать подборку выступлений и высказываний по материалам открытой печати за несколько последних лет, чтобы получить совершенно убийственный материал. Если конкурент является действующим депутатом любого уровня, необходима подборка его выступлений в соответствующем законодательном органе и данные о его голосованиях.

Накопление информации по конкурентам следует осуществлять в течение всей кампании.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.