Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологический анализ воспитательного мероприятия





(Данилова И.Л., Илгунова О.Е, Макаровская И.В., Сизова О.Р., Скороходова Н.Ю.)

 

I Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия

1. Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.

2. Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.

3. Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).

4. Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?

5. Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?



II Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия

1. На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?

2. Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?

3. Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

4. Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?

5. Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?

6. Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?



7. Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?

III Психолого-педагогический анализ хода мероприятия

1. Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?

2. Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?

3. В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?

4. Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?

5. Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?

6. Дисциплина школьников.

7. Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?

IV Общая оценка мероприятия

1. Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?



2. Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?

3. В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д.? (Дать анализ нескольких примеров.)

4. Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?

5. Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?

 

Приложение 1.

Схема коллективного обсуждения воспитательного дела

(Подласый И.П.)

  1. Все ли позиции подготовки и проведения воспитательного дела нашли отражение в плане?
  2. Отвечало ли содержание программы намеченной цели?
  3. Отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации?
  4. Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами?
  5. Какие фрагменты, части дела удались лучше и почему?
  6. Выдержано ли воспитательное дело во времени?
  7. Кто и почему срывал сроки?
  8. Представляло ли ВД систему, или же было набором мало связанных между собой фрагментов?
  9. Был ли эффект новизны?
  10. Отвечала ли эмоциональная окраска дела его замыслу?
  11. Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над каким вопросом заставила оно их задуматься?
  12. Какой оценки заслуживает каждый член коллектива?
  13. Каким было поведение учеников?
  14. Почему возникли случаи отрицательной реакции части учеников на те или иные педагогические действия?
  15. Отчего нужно отказаться?
  16. Что нового внести в следующий воспитательные дела?

Приложение 2

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
(Г.М.Коджаспирова)

1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.

2. Цели и задачи проводимой работы.

3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.

4. Содержание и методика проведения занятия:

· соответствие содержания занятия поставленной цели;

· познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

· эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;

· приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.

5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.

6. Педагогическая ценность занятия.

7. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?

 

Анализ внеклассного мероприятия
(Ю. Самсонова, Т. Тучкова)

1. Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.

2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?

3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).

4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражаться. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.

5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.).

6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.

 



[1] Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. – М., 1993. – С.93.

[2] Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. – С. 231.

[3] Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. – Магнитогорск, 1979. – С. 8.

[4] Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989. – С. 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.