Психологический анализ воспитательного мероприятия
(Данилова И.Л., Илгунова О.Е, Макаровская И.В., Сизова О.Р., Скороходова Н.Ю.)
I Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.
2. Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.
3. Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).
4. Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?
5. Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?
II Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия
1. На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?
2. Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?
3. Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?
4. Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?
5. Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?
6. Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?
7. Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?
III Психолого-педагогический анализ хода мероприятия
1. Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?
2. Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?
3. В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?
4. Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?
5. Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?
6. Дисциплина школьников.
7. Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?
IV Общая оценка мероприятия
1. Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?
2. Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?
3. В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д.? (Дать анализ нескольких примеров.)
4. Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?
5. Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?
Приложение 1.
Схема коллективного обсуждения воспитательного дела
(Подласый И.П.)
- Все ли позиции подготовки и проведения воспитательного дела нашли отражение в плане?
- Отвечало ли содержание программы намеченной цели?
- Отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации?
- Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами?
- Какие фрагменты, части дела удались лучше и почему?
- Выдержано ли воспитательное дело во времени?
- Кто и почему срывал сроки?
- Представляло ли ВД систему, или же было набором мало связанных между собой фрагментов?
- Был ли эффект новизны?
- Отвечала ли эмоциональная окраска дела его замыслу?
- Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над каким вопросом заставила оно их задуматься?
- Какой оценки заслуживает каждый член коллектива?
- Каким было поведение учеников?
- Почему возникли случаи отрицательной реакции части учеников на те или иные педагогические действия?
- Отчего нужно отказаться?
- Что нового внести в следующий воспитательные дела?
Приложение 2
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела (Г.М.Коджаспирова)
1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
4. Содержание и методика проведения занятия:
· соответствие содержания занятия поставленной цели;
· познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
· эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;
· приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
6. Педагогическая ценность занятия.
7. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?
Анализ внеклассного мероприятия (Ю. Самсонова, Т. Тучкова)
1. Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.
2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?
3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).
4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражаться. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.
5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.).
6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.
[1] Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. – М., 1993. – С.93.
[2] Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. – С. 231.
[3] Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. – Магнитогорск, 1979. – С. 8.
[4] Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989. – С. 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|