Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы организации воспитательного мероприятия





Формы воспитательной работы: сущность, виды, структура

Понятие «форма воспитательной работы» прочно вошло в научный лексикон и интерпретируется как:

· порядок организации конкретных актов, ситуаций, участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы (Титова Е.В.).[1]

· основной компонент педагогического процесса, регулирующий отношения педагогов и учащихся (Рожков М.И., Байбородова Л.В.)[2].

Многие исследователи указывают на «размытость» содержательных границ данного понятия, разнообразие его трактовок. Действительно, термин «форма воспитательной работы» употребляется в педагогической практике для обозначения явлений, связанных с разнообразными компонентами воспитательного процесса. Так, например, применительно к оценке его эффективности используется понятие «форма контроля» (творческий отчет, общественная экспертиза, защита проекта). Для обозначения организационной стороны воспитания - термин «форма управления воспитательным процессом» (совет дела, общее собрание, педагогический совет). Внешние условия, в контексте которых протекает процесс воспитания, определяются как «форма взаимодействия педагогов и воспитанников» (индивидуальная, групповая, коллективная формы воспитательной работы). При этом ключевая роль в определении организационно-педагогической функции воспитательного процесса принадлежит понятию «форма организации определенного вида деятельности». Его сущность отражает основной вид деятельности, посредством которого осуществляется процесс педагогического влияния на развитие и формирование личности воспитанника. В специальной литературе существует несколько классификаций форм воспитательной работы, соответствующих данному подходу.



К наиболее распространенной относится классификация, предложенная Е.В. Титовой. По ее мнению, формы воспитательной работы делятся на три группы - мероприятия, дела, игры.

Широкую известность приобрела так же типология, разработанная авторами учебного пособия «Воспитательная деятельность педагога» (под общей редакцией В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой). Разработчики пособия различают следующие формы воспитательной работы: воспитательное мероприятие, воспитательное дело, события, ритуалы, праздники.



Коротко охарактеризуем названные формы.

Воспитательное мероприятие относится к числу наиболее важных единиц воспитательного процесса. Под воспитательным мероприятием понимаются собы­тия, занятия, ситуации, ор­ганизуемые педагогами для воспитанников с целью непосредст­венного воспитательного воздействия на них, Наиболее точно сущность понятия «воспитательное мероприятие» отражена в определении, предложенном Конаржевским Ю.А. – «это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование».[3]

Воспитательное делохарактеризуется общественной направленностью воспитательных действий, основанных на общих интересах и потребностях. Главная отличительная особенность воспитательного дела – его полезность, творческое исполнение и коллективная забота. Широкую известность получил термин «коллективное творческое дело», обоснованный идеологом коммунарского воспитания Ивановым П.И. – «КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство».[4]



Событием в процессе воспитания становится ситуация, возникшая случайно или специально организованная педагогом. Важным событием может стать день рождения детского коллектива, совместная победа, одержанная благодаря усилиям всего коллектива, долгожданная встреча с интересным человеком и т.п.

Ритуалы относятся к числу социально-нормативных форм общественного поведения. Они должны демонстрировать социально значимое отношение к должностному лицу, атрибуту, символу государства, событию.

Праздник представляет собой культурно-эстетическую форму коллективной деятельности. Сочетая в себе отдых и развлечения, он оказывает огромное воспитательное влияние на воспитанника, поскольку предоставляет ему широкое поле для самовыражения, самоутверждения и самореализации.

Несмотря на широкое применение названных форм воспитательной деятельности, возникают серьезные затруднения в разграничении их специфики и функционального назначения. В первую очередь это касается понятий «воспитательное мероприятие» и «воспитательное дело». Попытаемся определить их отличительные особенности, используя метод сравнительной характеристики (таблица 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика понятий «воспитательное мероприятие» и «воспитательное дело».

Критерий для сравнения Воспитательное мероприятие Воспитательное дело
Характер воспитательного воздействия Направлено на решение задач, связанных с личностным развитием воспитанников. Поэтому подразумевает открытое воспитательное воздействие на ребенка Направлено на решение значимой для коллектива проблемы. Поэтому воспитательное воздействие носит скрытый характер
Постановка цели Цель ставится педагогом, приобретая характер «единоличной цели» Цель обсуждается и ставится коллективом в процессе коллективного целеполагания
Степень участия в подготовке и проведении В подготовке и проведении мероприятия принимают участие немногие. Основная часть присутствующих выполняет роль слушателей или зрителей В подготовке и проведении мероприятия принимают участие все члены коллектива
Требование к содержанию деятельности Актуальность, доступность, целенаправленность, высокий уровень воспитательной значимости, занимательность, главенствующая роль педагога Полезность, общественная направленность, творческая активность, вовлеченность в процесс подготовки каждого ребенка, опосредованная (направляющая) роль педагога

Воспитательное мероприятие и воспитательное дело отличаются друг от друга и формами их проведения. Приведем, в качестве примера, несколько наиболее известных классификации.

Формы организации воспитательного мероприятия

I Основу классификации Щурковой Н.Е. составляют воспитательные мероприятия духовно-нравственной ориентации – волшебный стул, социодрама, разброс мнений, публичная лекция, пять минут с искусством, философский стол, театр-экспромт, турнир знатоков этикета, дискуссионные качели, диалог с веком, путешествие в свое прошлое, день добрых сюрпризов, этический тренинг, свободный разговор и др.

II В основу классификации Куприянова Б.В. положена процедура передвижения участников воспитательного процесса. В этом случае следует выделить следующие формы воспитательных мероприятий - «статичные» (представления), «статически-динамические» (созидание-гуляние), «динамико-статичные» (путешествие).

К статичным формам относятся:

1. Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площади. Присутствуют: ведущий линейки, выступающие, зрители и исполнители ритуальных действий. Особую роль во время линейки занимает наличие ритуалов.

2. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е демонстрация какой-либо информации в художественной форме.

3. Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.)

4. Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. Присутствует две функции субъектов взаимодействия – зритель и организатор просмотра.

5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или площадке) – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Например, КВН, рыцарский турнир (искусство владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков), познавательно-интеллектуальные игры, спортивные командные игры.

6. Лекция (публичное выступление) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

7. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры, например, «Урок творчества», «Урок добра», имитирующие школьное занятие.

8. Митинг – собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.

9. Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

10. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу для получения информационного продукта в виде решения. Формы дискуссии: «круглый стол», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание».

11. Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Защите проектов обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению – придумывание, разработка и оформление проекта.

К статически-динамическим формам следует отнести.

1. Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение в различные аттракционы. Ярмарке присущи: свободное движение участников по всему пространству; не требует особых умений и длительного времени на выполнение задания; ярмарка обычно начинается общим сбором; финал может проходить в виде аукциона-распродажи.

2. Представление в круге – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.д), предполагающее перемещение участников по кругу.

3. Танцевальная программа (дискотека) – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы.

4. Вечер общения в импровизированном кафе – специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности данной формы: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея». Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.

5. Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.

6. Подготовка выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Изготовление выставки может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.

7. Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.д. Формы работы: придумывание («мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация»), реализация замысла (репетиция).

8. Ситуационно-ролевая игра – специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. С помощью такой формы игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению, стимулировать интерес к познавательной деятельности.

9. Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.