Формы организации воспитательного мероприятия
Формы воспитательной работы: сущность, виды, структура
Понятие «форма воспитательной работы» прочно вошло в научный лексикон и интерпретируется как:
· порядок организации конкретных актов, ситуаций, участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы (Титова Е.В.).[1]
· основной компонент педагогического процесса, регулирующий отношения педагогов и учащихся (Рожков М.И., Байбородова Л.В.)[2].
Многие исследователи указывают на «размытость» содержательных границ данного понятия, разнообразие его трактовок. Действительно, термин «форма воспитательной работы» употребляется в педагогической практике для обозначения явлений, связанных с разнообразными компонентами воспитательного процесса. Так, например, применительно к оценке его эффективности используется понятие «форма контроля» (творческий отчет, общественная экспертиза, защита проекта). Для обозначения организационной стороны воспитания - термин «форма управления воспитательным процессом» (совет дела, общее собрание, педагогический совет). Внешние условия, в контексте которых протекает процесс воспитания, определяются как «форма взаимодействия педагогов и воспитанников» (индивидуальная, групповая, коллективная формы воспитательной работы). При этом ключевая роль в определении организационно-педагогической функции воспитательного процесса принадлежит понятию «форма организации определенного вида деятельности». Его сущность отражает основной вид деятельности, посредством которого осуществляется процесс педагогического влияния на развитие и формирование личности воспитанника. В специальной литературе существует несколько классификаций форм воспитательной работы, соответствующих данному подходу.
К наиболее распространенной относится классификация, предложенная Е.В. Титовой. По ее мнению, формы воспитательной работы делятся на три группы - мероприятия, дела, игры.
Широкую известность приобрела так же типология, разработанная авторами учебного пособия «Воспитательная деятельность педагога» (под общей редакцией В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой). Разработчики пособия различают следующие формы воспитательной работы: воспитательное мероприятие, воспитательное дело, события, ритуалы, праздники.
Коротко охарактеризуем названные формы.
Воспитательное мероприятие относится к числу наиболее важных единиц воспитательного процесса. Под воспитательным мероприятием понимаются события, занятия, ситуации, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них, Наиболее точно сущность понятия «воспитательное мероприятие» отражена в определении, предложенном Конаржевским Ю.А. – «это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование».[3]
Воспитательное делохарактеризуется общественной направленностью воспитательных действий, основанных на общих интересах и потребностях. Главная отличительная особенность воспитательного дела – его полезность, творческое исполнение и коллективная забота. Широкую известность получил термин «коллективное творческое дело», обоснованный идеологом коммунарского воспитания Ивановым П.И. – «КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство».[4]
Событием в процессе воспитания становится ситуация, возникшая случайно или специально организованная педагогом. Важным событием может стать день рождения детского коллектива, совместная победа, одержанная благодаря усилиям всего коллектива, долгожданная встреча с интересным человеком и т.п.
Ритуалы относятся к числу социально-нормативных форм общественного поведения. Они должны демонстрировать социально значимое отношение к должностному лицу, атрибуту, символу государства, событию.
Праздник представляет собой культурно-эстетическую форму коллективной деятельности. Сочетая в себе отдых и развлечения, он оказывает огромное воспитательное влияние на воспитанника, поскольку предоставляет ему широкое поле для самовыражения, самоутверждения и самореализации.
Несмотря на широкое применение названных форм воспитательной деятельности, возникают серьезные затруднения в разграничении их специфики и функционального назначения. В первую очередь это касается понятий «воспитательное мероприятие» и «воспитательное дело». Попытаемся определить их отличительные особенности, используя метод сравнительной характеристики (таблица 1).
Таблица 1.
Сравнительная характеристика понятий «воспитательное мероприятие» и «воспитательное дело».
Критерий для сравнения
| Воспитательное мероприятие
| Воспитательное дело
| Характер воспитательного воздействия
| Направлено на решение задач, связанных с личностным развитием воспитанников. Поэтому подразумевает открытое воспитательное воздействие на ребенка
| Направлено на решение значимой для коллектива проблемы. Поэтому воспитательное воздействие носит скрытый характер
| Постановка цели
| Цель ставится педагогом, приобретая характер «единоличной цели»
| Цель обсуждается и ставится коллективом в процессе коллективного целеполагания
| Степень участия в подготовке и проведении
| В подготовке и проведении мероприятия принимают участие немногие. Основная часть присутствующих выполняет роль слушателей или зрителей
| В подготовке и проведении мероприятия принимают участие все члены коллектива
| Требование к содержанию деятельности
| Актуальность, доступность, целенаправленность, высокий уровень воспитательной значимости, занимательность, главенствующая роль педагога
| Полезность, общественная направленность, творческая активность, вовлеченность в процесс подготовки каждого ребенка, опосредованная (направляющая) роль педагога
| Воспитательное мероприятие и воспитательное дело отличаются друг от друга и формами их проведения. Приведем, в качестве примера, несколько наиболее известных классификации.
Формы организации воспитательного мероприятия
I Основу классификации Щурковой Н.Е. составляют воспитательные мероприятия духовно-нравственной ориентации – волшебный стул, социодрама, разброс мнений, публичная лекция, пять минут с искусством, философский стол, театр-экспромт, турнир знатоков этикета, дискуссионные качели, диалог с веком, путешествие в свое прошлое, день добрых сюрпризов, этический тренинг, свободный разговор и др.
II В основу классификации Куприянова Б.В. положена процедура передвижения участников воспитательного процесса. В этом случае следует выделить следующие формы воспитательных мероприятий - «статичные» (представления), «статически-динамические» (созидание-гуляние), «динамико-статичные» (путешествие).
К статичным формам относятся:
1. Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площади. Присутствуют: ведущий линейки, выступающие, зрители и исполнители ритуальных действий. Особую роль во время линейки занимает наличие ритуалов.
2. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е демонстрация какой-либо информации в художественной форме.
3. Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.)
4. Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. Присутствует две функции субъектов взаимодействия – зритель и организатор просмотра.
5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или площадке) – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Например, КВН, рыцарский турнир (искусство владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков), познавательно-интеллектуальные игры, спортивные командные игры.
6. Лекция (публичное выступление) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.
7. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры, например, «Урок творчества», «Урок добра», имитирующие школьное занятие.
8. Митинг – собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.
9. Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
10. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу для получения информационного продукта в виде решения. Формы дискуссии: «круглый стол», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание».
11. Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Защите проектов обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению – придумывание, разработка и оформление проекта.
К статически-динамическим формам следует отнести.
1. Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение в различные аттракционы. Ярмарке присущи: свободное движение участников по всему пространству; не требует особых умений и длительного времени на выполнение задания; ярмарка обычно начинается общим сбором; финал может проходить в виде аукциона-распродажи.
2. Представление в круге – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.д), предполагающее перемещение участников по кругу.
3. Танцевальная программа (дискотека) – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы.
4. Вечер общения в импровизированном кафе – специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности данной формы: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея». Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.
5. Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.
6. Подготовка выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Изготовление выставки может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.
7. Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.д. Формы работы: придумывание («мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация»), реализация замысла (репетиция).
8. Ситуационно-ролевая игра – специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. С помощью такой формы игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению, стимулировать интерес к познавательной деятельности.
9. Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|