Сделай Сам Свою Работу на 5

Наука и техника. Научные, гуманитарные и технологические аспекты культуры





В последнее время наша цив рассматривается как технотронная, индустриальная. Это связано в первую очередь с развитием техники. Техника и технология --- основные понятия фил техники. Техника в качестве понятия имеет два смысла. 1. орудия и инструменты труда, любые искусственные сооружения (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования ор среды, выступающие как предметы труда, и создание др средств производства и предметов для удовлет разл потребностей. 2. система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. мы будем рассматривать 1. История становления современного чел связана с историей развития и услож техники. В доиндустриальном общ техника выступает как искусное ремесло, тех умения передаются от мастера к ученику, являются достоянием узкого круга лиц, не получают высокой общ оценки.

Технические инструменты просто расшир мощность естеств органов чел, увеличив физич мощь. В Новое время общ начинает функционировать на машинной основе. Техника отделяется от чел, который при этом вынужден находится рядом с ней. Чел становится придатком машины, дополняет ее возможности, а не она его. Место мастера занимает инженер, не просто передает знания и совершенствует навыки, а изобретает, использует научные навыки. Формируется инженерное мышление, рациональное, выраженное в общедоступной форме, имеет тенденции к стандартизации и формализации, опирается не только на эксперемент. базу, но и на теорию. Имеет тенденции к универсализации и распространению на все сферы жизни. На третьем этапе в результате комплексной автоматизации и превращения техники в технологию чел выступает творцом и организатором, контролером, на первом плане не его физ, а интеллектуальные усилия.



Интерес к исследованию техники как к фил проблеме проявил еще Аристотель. Новая волна интереса связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, Бэкон и картезианской традицией. Фил в лице просветителей склонна видеть в технике и тех прогрессе решающее средство разрешения социальных противоречий и достижение всеобщего благополучия. преувеличение детерминир роли техники приводит с одной стороны к технологическому детерминизму, с другой --- к технократической идеологии, согласно которой лица и группы, создающие технику, влад ей и умеющие пользоваться, не только обл всеми соц и дух преимуществами, но и в состоянии свести управление всеми общ процессами к управлению техникой.



Технологический детерминизм --- техника есть решающий фактор развития. Различается на технологический эвдемонизм считающ, что прогресс в технике и технологии автоматически устранит соц противоречия и антагонизмы, приведет к равномерному распределению богатства и культуры. Технологический алармизм - только негативные последствия развития техники, усиление соц противоречий, рост насилия над личностью, дегуманиз общ жизни.

Пионером технократической идеологии стал Сен-Симон. В ХХ веке всплеск внимания к проблеме техники. Вопрос о генезисе, сущности, характере и перспективе развития техники. Хайдеггер - техника противостоит чел, через нее он отказывается от своего сущ, это неподлинное сущ человека. Шпенглер - техника есть смерть культуры. Концепции исторического развития техники. Маркс. выделяет ступени : ручные орудия, ремесленно-мануфактурное производство, машинная техника, автоматизированные системы. Чел перекладывает труд на машину. Льюис Мамфорд: 3 технических эпохи. Эотехническая (1000-1759гг), имеет в своей основе технологию воды и дерева. Палеотехническая (18-первая пол 20 вв), опирается на комплекс угля и железа, Неотехническая - электричество и сплавы. Основа периодизации – вид энергии и вещество, кот занимает центр место в создании машин. Сунягин: древнейшая техника отражает присваивающий способ отношений (охота, собир), земл техника и машинное производство - наиболе сильное влияние на жизнь людей. Большую роль в создании технизированного воззрения на мир сыграли такие техн новшества как часы, стекло и книгопечатание.



Технические артефакты реализ 2 функции: 1) изменение вещественного, энергетического или информ состояния предмета труда; 2) изменение совокупности произ операций, приемов и навыков, необх для реализ технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс в обл техники изменяет предметную область произ деятельности чел, вместе с тем он трансформирует структуру произ и трудовой активности.Техника выступает посредницей между чел и природой, она стала важным звеном во вз чел со средой. Как констр, так и деструктивное действие тех на природу зависит от обеих функций и соц систем, в которых они реализ. Более широким понятием явл технология, которая понимается как традиционная и современная. В трад смысле она понимается как набор и последовательность операций, произ в каждом данном определенном произ процессе. Современная техн представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, произ операций и отношений, ресурсных источников, подсистем соц последствий, управления, финансирования и взаим с другими технологиями. Развивается как сумма неск технологий. Стержневое место имеет информационная технология. Они становятся аккумулятором и генератором гносеологических и социогенных процессов. тенденции к уменьшению материалоемкости и капиталоемкости, увелич наукоемкости и информ. технология выражает развитие техники до ее системности.

Проблемы техники. Ее положительное возд неоспоримо, но возрос интерес и к другим последствиям. К ее социальным и биологическим аспектам. Изучается философами, социологами, антропологами.

1. Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физ-хим природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. При этом в принципе не отличаются от природных явлений. Но артефакты есть символы чел деятельности, и их необходимо оценивать с социолог точки зрения. Какой оценки заслуживает феномен технико-символического бытия чел? Техника вооружает чел, делает его более сильным, быстрым, здоровым. В то же время она его ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Признается необходимость поиска оптимального сочетания разнообразных последствий техн бытия.

2. Взаимоотношение техники и науки. техника раньше понималась как прикладная наука, в основном прикл естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. Сама преобразовалась в нечто. В отличие от научного подхода техн не есть охота за знанием, а стремление действовать, производить аппараты и технологии. Пока в основном у нас учат естественно-научному подходу, а не искусственно-техническому.

3. Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий. Идеалы техники --- технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемы. Вопрос о том, кто должен принимать тех решения --- политик, менеджер, эксперт? Кто несет за них ответственность? Оценка техники --- дело не единичного экс, а коллективного лица, института, гос структуры. Подходы оценки. 1) натуралистический: чел недостает своих органов по сравнению с жив, вынужден компенсировать разв техники. 2) волевой: реализует посредством развития артефактов своб волю к власти на всех уровнях как инд, нац, классовый и гос. Техника не может быть нейтральной в политич смысле. 3) естественно-научный: техника есть прикладная наука.4) рациональный: тех-- сознательно регулируемая деятельность чел, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.

4. Проблема техноэтики. три позиции. Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Помимо общих качеств, особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях. Техноэтика долга. Моральные максимы. Даже подписаны декларации о технической и моральной ответственности 1974 г. Недопустимо лгать о последствиях, недопустимо делать чел придатком техники, каждая тех новация должна пройти проверку на предмет развития чел как свободной творч личности. Требование безопасности чел, экологическое совершенство. Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.

Наука как социальный институт Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Много времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на вопросы стали элементами общего образования. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, рекспектабельной сферой человеческой деятельности. Т.е. происходило формирование науки как социального института в структуре общества. Важной стороной превращения науки в производительную силу явилось создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причём вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. в этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.