Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура в системе общественного развития





Цивилизованный процесс - процесс развития культуры. Укажем на тот подход, при котором цивилизация интерпретируется как ценность всех культур (К. Ясперс). В фил. нашло место истолкование цивилизации в качестве конечного момента в развитии культуры опр. народа (О. Шпенглер). Понятие "культура" м. употребляться в узком и широком смысле. В первом случае культура предстает как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образов поведения, присущих отдельным индивидам или всем сообществам. В широком же смысле под культурой понимается вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми сознательно. В XX веке феномен культуры все более сдвигается в центр средоточения человеческого бытия, и потому включается в предмет философского размышления. Эволюция ценностного сознания становится напрямую связанной с историческими типами культуры. Экономика, политика, право, нравственность, вся наука также обусловлены достигнутой к этому времени культурой, поскольку главной ее функцией является одухотворение и очеловечивание природных и социальных условий бытия. Духовная культура выступает в качестве внутренней основы единства и свободного развития исторических общностей людей. Сегодня в теоретическом и художественном мышлении формируется та компонента духовной культуры, которая питает идею взаимопонимания, общения через эпохи. Все сказанное позволяет прийти к выводу, что понятие культуры соотносимо, сравнимо с понятием цивилизации. Достоверность вывода усиливается, если подойти к феномену культуры со стороны структуры. Последняя включает в себя такие элементы, как знания, зафиксированные в языке, смысложизненные представления, общие взгляды на жизнь, здоровье, благосостояние, семью. К ней же относятся и нормы межличностного общения (честность, бескорыстность), а также представления о политических реалиях: свободе слова, национальном суверенитете. Названные ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность, способствуют формированию цели как идеальной модели результата этой деятельности. Понятие культуры столь емкое, что оно укладывается в представление о наследуемой совокупности средств, способов форм взаимодействия людей с внешним миром, позволяющей поддерживать необходимую жизнедеятельность и обеспечивать общение друг с другом. В культуре отражается и уровень овладения человеком природным и социальным мирами, который является показателем степени реализации его свободы.





Известно несколько типов культур, издавна существовавших на нашей планете - китайский, японский, буддийский, исламский. Естественным аспектом развития каждой национальной культуры является ее самоопределение, невозможное без понимания субъекта культуры и его отношения к всемирно-историческому процессу в целом. Каждая национальная культура самобытна и бесценна, но сегодня весьма распространена та точка зрения, что европейский тип культуры наиболее универсален, наиболее восприимчив к другим культурам и наиболее влиятелен в отношении других культур. "Стыковое" положение русской культуры, обнаруживающей себя на всем протяжении своей истории в качестве богатейшего наследия индоевропейской общности, так и многочисленных заимствований других общностей. сегодня общепризнанно. Вследствие этого она универсальна и терпима к культурам других народов.

Культура – это не просто слово, понятие, а реальная проблема современного исторического развития. Проанализируем подходы к культуре. Известен взгляд на культуру как преобразование, улучшение чего-либо, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности. культуру нельзя представить вне человека, вне общества. Природа во времени предшествует культуре; природа явл. важной предпосылкой общественного развития; в процессе трудового освоения природы человек стал человеком; характер этого освоения является существенным показателем культурного уровня об-ва. В обыденном употреблении слову “культура” часто придается оценочный характер, культура рассматривается как нечто, к чему надо стремиться. Сама попытка вкладывать в понятие культура оценочный смысл идет от 18 века, когда с культурой связывали образ жизни наиболее достойного человека, наиболее способствующий его развитию. Такой подход содержит в себе опасность, т. к. ведет к субъективному толкованию общественных явлений. примером такой субъективной оценки явл. т. з. европоцентризма, выдвигающая европейскую культуру в качестве эталона и отрицающая самостоятельное культурное развитие других народов. Некоторые ученые в поисках общего критерия выделения культуры среди многообразных жизненных явлений выдвигают на первый план творческое начало в деятельности человека и т. о. приходят к делению на культуру как творчество и некультуру как механическую деятельность. И, наконец, то обстоятельство, что формами опредмечивания культуры явл. язык, литература, искусство, дает рождение еще одному подходу – семиотическому. В нем культура предстает как совокупность знаков, которые нужно расшифровать. Общим недостатком указанных т. з. явл. то, что в них выделяется какой-то один, частный признак культуры. Они не дают возможности представить культуру во множестве функций, которые она выполняет в об-ве одновременно:



1)общественно -преобразующая (культура служит целям преобразования мира, общества и человека);

2)познавательная (она позволяет человеку познавать себя, об-во и окр. его мир);

3)семиотическая (культура закрепляет в системе определенных знаков и символов духовные ценности);

4)аксиологическая (выступает как средство ценностной ориентации человека);

5)коммуникативная (культура служит общению между поколениями, народами, между создателями духовных ценностей и их потребителями).

Следовательно, культура как многофункциональное общественное явление, требует к себе такого подхода, который выделял бы ее как общественный феномен в самом широком философском плане. Маркс и Энгельс: “История – не что иное, как деят-ть преследующего свои цели человека”. Как совокупность всех результатов человеческой деятельности определял культуру Плеханов. В современной фил. его определение развили, переосмыслили и включили в понятие культуры не только результат, но и сам процесс, формы деят-ти. стало разрабатываться структурно-функциональное направление, рассматривающее культуру как способ деят-ти, как ее технологию. культура рассматривается и под углом зрения ее человеческой сущности, как определенная сторона общественного процесса, а именно, развитие самого человека в процессе этой деят-ти. Наконец, культура определяется как “духовная жизнь в ее целостности и взаимосвязи”, как “духовное бытие”. Анализ культуры будет полным тогда, когда будет учитываться вся совокупность связей духовной культуры с материальной, сам процесс культурного производства, а также процесс передачи материальных и духовных ценностей, их восприятие и функционирование в об-ве, как осущ-ся при этом главное – развитие самого человека.

Культура имеет динамичный характер, сложные взаимодействия практически со всеми сторонами общественной жизни. Культура никогда не стоит на месте: меняются ее содержание и формы существования, соотнесенность старого (традиций) и нового (новаторства), характер взаимодействия уровней и форм (материального и духовного, политики, права, нравственности, философии и т. д. )

Обычно в культуре выделяют два слоя: материальная и духовная культура. Духовная культура, как и материальная, определяется способом производства, но эта связь не столь непосредственна. К духовной культуре относятся: достижения науки, произведения литературы и искусства, общественные идеи и теории, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства. Духовная культура содержит в себе наряду с духовными, идеальными элементами и материальную основу своего сущ-я (книгоиздательскую базу, печать, театры, музеи, библиотеки, школы, научно-технические учреждения). Деление культуры на материальную и духовную относительно. Они взаимодополняют друг друга. В каждом элементе духовной культуры присутствует духовное и материальное. Кроме того, в культуре есть такие сферы, кот. трудно отнести только к материальному или только к духовному (архитектура, дизайн).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.