Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие чел-ка, индивида и личности в фил-и





Индивид - единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность.

Индивид есть существо общественное, и всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю человеческого рода, персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Личность социальна, по сути, и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окружающей социальной среды.



В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована социальными факторами. Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни человека.

В настоящее время существует две концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность. Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.



Личность формируется в процессе деятельности, общения. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.

Личность - всегда в процессе формирования, застывшая личность есть деградация.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. "Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность" - Гегель.

Слово характер, как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов.



Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало.

Личностные качества обусловлены не только внешним, но и внутренним, духовным содержанием. Личность есть категория религиозно-духовная, индивид натуралистически-биологическая.

Фил. подход к чел-ку предполагает выявление его сущности, конкретно-историч. детерминации форм его активности, раскрытие различных историч. существовавших форм его бытия. Фил-я выявляет место чел-ка в мире и его отн-ие к миру, чем чел. м. стать, каково в нем соотн-ие биологич. и соц-го, что такое чел. как личность, какова стр-ра личности. В разл. время эт. проблемы решались по разному. В античной фил. он рассматривался как микрокосм, в своих чел. проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. В христ. чел. – существо, в к-ом изначально неразрыно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также чел-к и Бог. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с чел-ком, Фома Аквинский рассматр. чел-как к. ед-во тела и души, к. существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть чел. – арена низменных страстей. Отсюда пост. стремление чел-ка к постижению божест. света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Эт. обусл. специфика отн-я чел. к миру: стремление не только познать свою сущность, но и приобщиться к высшей сущности – к богу и этим обрести утешение в горести и спасение в день Страшного Суда. Эт. воззрению чужда мысль о конечности чел. бытия: вера в бессмертие души скрашивает суровое земное бытие. Нов. время: чел-к – духовная сущность; автономия чел. разума в познании собственной сущности. 19-20вв.: гиперторфировал духовное начало в чел-ке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному. Целостного учения о чел. не было.

Античная фил. Софисты: чел. – мера всех вещей. Отсюда фил. традиция исп-ть чел-ка к. критерий всего сущего. Чел-к не средство, а цель. Учение о чел-ке развивали Сократ, Платон, Аристотель. Интересна этика Сократа, учение Платона о припоминании и переселении душ. Аристотель: чел. – существо общественное. Природа ничего не делает напрасно, но лишь один чел-к из всех живых существ обладает даром речи. Она способна выражать то, что не дано тем существам, к-ые обладают голосом. Благодаря речи чел-к формирует понятия добра и зла. «Никомахова этика»: счастье – особая форма деят-ти. Эпикур: гедонизм (этика удовольствия). На жизнь надо смотреть к. на высшее удовольствие. Надо жить и находить удовольствие в жизни. Чел. д. не только жить, но и умирать с удовольствием. Но это удовольствие – благоразумие. Атараксия и спокойствие. Скептицизм: воздержание от суждений – ср-во атараксии и счастья. Идея автономии личности, отказ от желаний и подавление эмоций. Стоицизм: чел. д. жить в согласии с природой. Ср. века. Теоцентризм: чел. и Бог, создание Бога, его высшее творчество. Пути чел-ка предопределены Богом. Вопрос о соотн-ии веры и разума. Возрождение – новый этап. Нов. время: величие чел. разума. Сознание провозглашается ценностью чел. личности. Сомнению подвергается чувственный мир. Просвещение. Чел-к – произведение природы, подчинен ее з-нам, даже в мыслях не м. выйти из природы (Гольбах). Одушевленная машина, но с сознанием и волей. С одной стороны, чел. – природа, с др. – механистич. истолкование. С одной стороны, люди от природы не равны, но одновременно франц. просветители проповедовали стремление к равенству; но не = умов зависит от физич. организации. Эту идею развивает Дидро. С др. стороны Гельвеций склоняется к тому, что люди = от природы. Франц. материалисты поставили проблему биологич. и соц. в чел. Теория полезности и интереса. Этика разумного эгоизма. Кант. Чел. – единство духовного и телесного, к-ые взаимозависимы. Впервые в фил. тело не противопост. душе. Развитие принципа софистов: чел. – мера всех вещей. Чел. – не средство (как у Платона), а цель. Категорический императив. Автономия личности – самозаконность определения своих поступков и своих действий самим чел-ком: добровольное возведение нравственного императива. Фейербах. Сознание – отличие чел. от животного. Чел. существует, чтобы познавать, любить, желать. Фил. антропология. Подлинное сущ-во – эт. сущ-во любящее, мыслящее и наделенное волей.

4 измерения чел-ка:

- биологическое: выраж. в физиологич. и генетич. явлениях,

- психологическое: внутр. душевно-духовный мир чел. (сознательные и бессознательные процессы, воля, перживания, память, хар-р),

социальное,

космическое.

Чел. –разумное существо. Он комплекс всех измерений. Причины биологич. хар-ра определяют индивидуально-неповторимые особенности людей (набор генов уникален). Аристотель: чел. – политич. животное, т.е. два начала биологич. и соц-ое. Без общ-ва чел-к жить не может. Вопрос соотношения биологического и социального в чел-ке и их единение. Индивид – целостное единство биологического, психического и социального уровней. Это интегральное ед-во приводит к новой качественной ступени – личности. Исторический характер отн-ия чел-ка и общ-ва. Соотн-ие интересов общества и индивида. Личные права и обязанности. Процесс социализации чел-ка (как ребенок становится личностью). Чел-к и Вселенная. Чел-к и общество. Чел-к и гос-во. Свобода личности. Чел-к как родовое существо конкретизируется в конкретных индивидах. Понятие индивида: 1) отдельная особь как представитель биологич. вида человек; 2) единичный атом социальной общности. Существуют две основные концепции личности. 1) личность к. функциональная (ролевая) характеристика чел-а: опирается на понятие соц. ф-ии чел-ка, его соц. роли. 2) личность к. сущностная характеристика чел-ка – индивидуальное средоточие обществ. отн-ний и ф-ий людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и др. соц. норм. Вопрос: что такое Я? Я и другие. Характер. Идея личной уникальности (индивидуальность). Что такое чел-к? Загадка антропосоциогенеза. Чел-к к. субъект предметно-практической деятельности. Различия людей между собой. Проблема чел. и труда. Язык. Семья. Проблема жизни и смерти.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.