Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие общества. Общ-во как саморазвивающаяся система





Социально-философскими проблемами занимались такие философы античности, как Демокрит (проблемы возникновения общества), Платон (теория идеального государства), Аристотель (общественно-политическое учение). Для эпохи средневековья характерно теологическое объяснение общественной жизни. Здесь наиболее ярким представителем является Фома Аквинский, который в своих трудах также рассматривал проблемы общества и государства как возникающих по воле божьей. Особенно много социально-политических идей появляется в эпоху Возрождения. Здесь следует указать на идеи государственного абсолютиз ма Н. Маккиавелли, Ж. Бодена. Проекты будущего общественного уст ройства принадлежат Т. Мору и Т. Кампанелле, чьи взгляды укладывают ся в такое направление, которое известно как утопический социализм. Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, а также французские просветители: Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Гердер создали спектр воззрений, касающихся проблем источников, движущих сил общественного развития, наилучшей организации государственного устройства. Наконец, известны труды Гегеля, Сен-Симона, О. Канта, внесшие значительный вклад в развитие социальной философии. Целую систему взглядов на процесс общественного развития воплотила философия марксизма. Экономическая основа развития общества рассматривается здесь как главная, определяющая сфера общественной жизни. За пролетариатом была закреплена всемирно-историческая роль движущей силы общественного развития. Историческая судьба этой фил., как показал XX век, драматична.



На современном этапе проблемы общественного развития находятся в центре как западной, так и российской философии. Человек как целостное образование не перестает быть предметом анализа современной науки. Предполагаются новые теоретические модели общества, подвергающие критике идеализм, натурализм, материализм. Здесь превалирует понимание общества как продукта взаимодействия людей, как совокупности исторически сложившихся форм жизни на основе совместной деятельности индивидов. Особую остроту сегодня приобретают философские взгляды, касающиеся взаимосвязи общества и природы.



Во многих философских системах общество рассматривается как системное образование, хотя сам подход не так уж оригинален: отождествление общества и государства имело место в античной и средневековой философии. "Теория общественного договора" Ж. Руссо, затрагивающая проблему образования и конструирования нового общества, гегелевское учение о семье, гражданском обществе, государстве выражают тот же подход к обществу как к системному образованию. Принципы системного подхода воплощают более поздние воззрения: Г. Спенсера Э. Дюркгейма, М. Вебера. Мощную школу структурно-функционального анализа представляет американская школа во главе с Т. Парсонсом.

Системный подход к анализу общества предполагает выделение сфер его жизни, к примеру, материально-производственной, социальной, политико-управленческой, духовной. Выделение этих четырех основных сфер обеспечивает определенные варианты ответов на вопрос, что является основой существования и развития общества. Важной доминантой общественной жизни является материальная жизнь общества, которая во многом обусловливает и формы общественного сознания, и основные типы отношений между людьми. Анализ социальной сферы жизни общества требует изучения его социальной структуры. Для марксистской философии определяющим элементом этой структуры явились классы, хотя так или иначе учитывались социально-этнические общности (род, племя, народность, нация). Понятие социальной группы как элемента социальной структуры развивается у М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса. П. Сорокин явился основоположником теории социальной стратификации и социальной мобильности. Современная философская мысль по-прежнему обращается к семье как элементу социальной структуры общества. Это связано с демографическими проблемами в ряде стран. Многие философские исследования касаются политико-управленческой жизни общества: типов социального управления, типов власти. Раскрытие содержания политико-управленческой сферы предполагает анализ состояния политического и правового сознания, политических и правовых отношений, политических систем общества, и он также осуществляется во многих работах филосовского плана. Государство как целостность, а также другие элементы политической системы общества (партии, общественные организации и т. д.) являются самостоятельными объектами исследования современной социальной философии. При анализе духовного производства как сферы общественной жизни особое внимание уделяется развитию научных учреждений, систем образования, учреждений культуры, а также средствам массовой информации и религиозным организациям, чье влияние значительно.



Общество, с одной стороны, - это страна, народ, нация, государство, с другой, - совокупность людей, объединенных конкретными интересами, целями и к-е удовлетворяют свои потребности. В обоих случаях об-во – это сов-ть людей, кот. исторически развивается и отношения в которой складываются и форм-ся в процессе совместной деят-ти, т.е. сущностным основанием об-ва явл. совместная деят-ть Общество продукт взаимодействия людей и одновременно социальная форма движения материи, создаваемая людьми в их общественных отношениях (по Марксу). Каждый философ вносит свое понимание отношения человека и общества. При характеристике этой категории выработалось 2 направления:

1)приоритет общего перед индивидуальным; Платон ( определил об-во как вечное и неизменное бытие; чел. об-во имеет 3 человеческих начала : разумное, властвующее, вожделяющее; каждый человек должен заниматься своим делом).

2) приоритет индивидуального над общественным. Аристотель: индивидуальные интересы личности - основа развития ч-ва.

Эти 2 напр-я существовали до средних веков. Если сравнивать эти 2 концепции, то здесь противоречие естественного и социального внутри ч-ка. Эти противоречия должны проявл. в об-ве. Системообразующие факторы у каждого ученого свои. Августин Блаженный соединил общественное мировоззрение с религиозными культурными установками. В новое время в связи с ограничением теологических воззрений и развитием естествознания подходы к изучению об-ва больше ориентировались на науку. Гоббс, Локк – обосновывают идею устойчивого развития об-ва и предложили достигнуть этого путем общественного договора. Эта идея легла в основу концепции договорного устр-ва гос-ва. Гоббс идею обществ-го договора уложил в принцип объединения людей в об-во с целью контроля над их действиями и поступками. Руссо усовершенствовал концепцию Гоббса, обосновав принцип объединения людей в об-во необходимостью развития нравственно-этических качеств. Гегель, анализируя обществ-е связи и отношения, увидел в об-ве естественную необходимость, гражданскую зрелость и гражданственность, как цель объединения. Он впервые разделил об-во и государство гражданского и государственного интереса. Дюркгейм: в основе об-ва лежит соц. фактор и соц. действие; "любое действие способно оказывать на индивида внешнее принуждение". Социальный фактор заставляет следовать либо традициям и обычаям, либо законам. В таком случае общество как бы состоит из отдельных фактов. Механизмом его функционирования и рычагами его воздействия на индивидов является принуждение. Соц. факты многообразны и поэтому каждое об-во имеет свою специфику и это основание для развития каждого. Механизмы: деньги, связь, нормы и правила, гос. структуры. Маркс: системообразующий элемент социальные отношения, в которых выражаются устоявшиеся связи, определяющие жизнедеятельность людей. Характер социальных отношений определяет специфику общества. П. связи и П. отношения движущие силы. В соотв-ии с его взглядами, все, что сущ-ет в об-ве создано в сознательной человеческой деятельности, в ходе которой уст-ся межличностные отношения. Т. к. в его теории не сосредотено внимание на специфике внутри соц. отношений, то соц. фил. наиболее преемл. признали теорию Вебера. Вебер: общество система социальных взаимодействий людей (внутри групп), 4 вида взаимодействия: 1) целерациональное 2) ценностно-рациональное; 3) аффективное; 4) традиционное. В отдельности любой социальный элемент не обладает свойствами целого. Все 4 аспекта сост. смысл соц. жизни людей. Функциональную взаимосвязь между ч-м, гос-м, об-м установил Парсонс: он утверждал, что в системе важен не эл-т, а какую функцию он выполняет; определил функции об-ва:

1)оно должно обладать способностью к адаптации (к потребностям людей; к технологии пр-ва, включая ч-ка; адаптирует людей)

2)должно быть целеориентировано (целеориентация рассм, как эл-т объединения людей). Социальная солидарность достигается каждым прав-м по своему

3) должно сохранять устойчивость на основе общественных норм и ценностей, принципов взаимодействия людей, к-е обеспечат снижение напряженности; 4)обладать способностью к интеграции своих элементов(включению в систему новых отношений), что обеспечивает вхождение молодого поколения в систему соц. отношений безболезненно.

Носителями соц-го в об-ве выступают люди и продукты их совместной символической деят-ти. Социальное генетическое св-во любого человека то, что отличает его от мира животных. Уровень социальности зависит от процесса социализации, в ходе которого люди осваивают деят-ть, нормы отношений, законы бытия. Социализация в фил. плане:

1)сознательное влияние человека на других людей;

2)формирование целенаправленной психики и перевод ее на более высокий общественный уровень;

3)преодоление в мышлении человека процессов.

На основе психики и сознания отдельных индивидов формир-ся сознательная деят-ть групп, слоев и общности. В каждой соц. общности сущ-ет внутренняя динамика, кот. влияет на общ-е процессы об-ва. Влияние всех этих общностей на об-во предполагает выработку организованности, норм деят-ти и правил отношения. Об-во участвует в орг-ции общественных отношений. Социальное или общественное не исчерпывается только соц. общностью, которое перешло в нормы, обычаи, традиции в образ жизнидеят-ти. Частное в социальном – конкретная проф. деят-ть и межличностные отношения и связи. Поэтому понятие общественные отношения включает:

1)любые отношения между людьми в об-ве;

2)отношения между соц-ми общностями и имеющие общественную мораль.

Философы осмысливают 2-ю группу вопросов, а 1-я волнует социологов и психологов. Универсальность и всеобщность фил-фии позволяет рассматривать и человека и соц. общность на уровне абстракции. Формирование новых черт хар-но и специфики мировоззрения личности. Фил. изучает в качестве прогностических представлений с учетом объективной реальности:

1)Каждое новое поколение приносит свой взгляд на мир, свои способы и механизмы овладения реальностью. И предсказать точно как будет – невозможно.

2)решая повседневные задачи, люди на минимум или максимум используют общ-е сознание или общ-ю психологию.

Отношения в об-ве многомерны и они влияют на формир-е самой его структуры. Сущ-ет 2 группы: материальные и духовные отношения. И те и другие форм-ся на основе объективной реальности и отражаются в сознании личности. Материальные отношения опред-ся уровнем развития об-ва, т.е. его социокультурой. Духовные – общественным сознанием, его целеполаганием, ценностными ориентирами, уровнем познания. Эту идею впервые высказал Платон, и разрабатывал ее Гегель. Употреблял понятие об определении степени зависимости материальных и духовных отношений. Ученые говорят, что это как объективная, так и субъективная реальность. Материальные отношения – результат деятельности человека, но эти результаты проникнуты духовно, поэтому в определенной степени хар-ют качество их зависимости. Нельзя сказать каким из них предопределяют развитие общества и человека. первопричина матер-х отношений – потребности. Тезис о первичности материи духовного не следует понимать категорично. Чтобы не обострить проблему соц. философы классифицировали об-во в зависимости от мат-х отношений, выделив в нем: производственно-экономические отношения и отношения по воспроизводству человека. Духовные – положены в основу классификации общ-е сознание и его формы. Вывод: какую бы классификацию мы не считали приоритетной, обе взаимосвязаны. но матер-е внутри связей имеют приоритет.

Питирим Сорокин классифицировал духовное в об-ве по межличностным отношениям. Вызвано это было тем, что:

1)в период нестабильности об-ва ослабевают в 1-ю очередь именно общественные связи, в сознании людей формир-ся установка выжить в кругу близких;

2)духовность, как ценность в такие периоды не определяет ценность общественных связей. Срабатывает сугубо личностный интерес.

Вывод: Об-во предст. собой систему имеющую сложную динамику. Это система, в кот. социальное никак не исчерпывается общим. Соц. группы имеют много общего, но они и отличаются друг от друга. Социальное – это системный эффект, для которого характерно как общее, так и специфическое. В анализе соц. системы испол-ся 2 подхода: структурно-компонентный и функциональный.

Социальная структура об-ва – это целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей.

Этническая структура связана с биологической природой человека, которая представлена в общественной жизни в форме первоначальных социальных общностей: род, племя, народность, нация.

Род – это первая ячейка в истории цивилизации. Экономическая основа – общинная собственность. Производственные отношения находятся на низком уровне производительных сил.

Более высокая форма – племя. Оно выходит из одного корня, появляется обособленная хоз. ед-ца семья и форм-ся кровнородственные связи, кот. отличаются от этнических отношений. Кроме общинной собственности появл-ся парцилярная собственность. Это предпосылка к частной собственности, которая связана с правом владения и наследования. при парцилярной собственности экономические отношения подчинены воли вождя племени.

В основе народности территориальные связи. Это соц.-этническая общность. Есть народности сформированные из разных этнических групп и расс. В основе создания народности язык, территория, общность культуры и начало экономических связей.

Нация хар-ся общностью территории, языка, экономической жизни. На основе чего форм-ся быт, нравы, обычаи и в конечном итоге складывается ментарность. Национальное самосознание хар-ся знанием истории своего народа, самодистанцированием от других наций и слиянием со своей. нац. самосознание чаще всего явл источником противоречий между нациями, народами и гос-ми. Нация в соц. фил. воспринимается неоднозначно. Американские соц-е философы исключили это понятие из своей философии как несоответствующее реальности. Первые считали, что это придуманный символ. Вторые, что нация не имеет никаких качественных характеристик, которые выделяли бы ее среди других. Третьи, что в физическом мире нет национальных различий. Четвертые, что нация, как понятие, не всегда соответствует истинному происхождению человека. Пятые, что нация удобна для политиков и реализации ими властных полномочий.

Демографическая структура: здесь главное народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Это первое условие развития и бытия об-ва. Хар-ся показателями: численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психического здоровья и миграционная подвижность. Фактически она влияет на все другие сферы жизнидеят-ти людей. Демографию определяют биологические факторы. С 1998 года постоянно акцентируется внимание на теории Мальтуса, кот. выдвинул вечный закон народонаселения: “продукты питания возрастают в арифметической прогрессии, а мы в геометрической” Необходимо достигнуть низкой рождаемости и смертности и т. о. обеспечить баланс жителей планеты.

Поселенческая структура: это порождение социальных процессов. Ее формирование идет естественным путем из-за социальных и экономических процессов. Сущ-ет несколько концепций объясняющих развитие поселенческой стр-ры:

1)вотчинная – города развивались как центры феодализма;

2)общинная – города вырастают из сельской общины;

3)города формировались для защиты населения;

4)города – это следствие развития политико-правовой теории.

Рурализация (деревенский образ жизни) сменяет урбанизацию.

Классовая структура характеризуется парадигмами:

1)классы признаются как имманентная (неотрывная) часть об-ва с частной собственностью. Путь марксистов. Они считают, что классы превращались в естественный признак об-ва постепенно. Это обосновали классики английской политэкономии.

2)классы, связываясь с определенными историческими фазами развития пр-ва, определяли общ-е отношения, структуру гос. власти и форму правления. Эту т. з. отвергали Дюринг (он считал, что т. о. ученые поддерживают политич. насилие, т. к. один класс подчиняется другому) и Энгельс (доказал, что классы хар-ют экономическую основу об-ва, а насилие осущ-ся через владение имуществом).

Возникновение классов обусловлено уровнем развития производительных сил и производственных отношений, разделением труда и обменом деятельностью. Пути исторического образования классов:

1)парцилярной собственности;

2)за счет пленения других людей и обнищания соплеменников.

Гидденс считал, что:

1)классы могут быть основные и не основные, кот. зависят от способа пр-ва;

2)наличие между классами определенных социальных отношений, характеризующих способ пр-ва;

3)внутриклассовые различия хар-ют не только общественное бытие и интересы, но и соц-е и полит-е поведение.

Всестороннюю хар-ку классов нам позволяет получить социальная стратификация. Соц. пространство хар-ся и производственными отношениями, производительными силами, но и духовностью, образованностью, приоритетностью профессии и пр. Это определяется страттами. Это понятие хар-ет соц. слой. Впервые проблемами соц. стратификации в 1903 году занялся Абрикосов. Его концепция была отвергнута из-за:

1)теории марксизма и полемикой вокруг проблемы;

2)вниманием западных ученых к большим и малым соц. группам, определяющих тенденции развития человека.

Позже соц. стратификацией занимались Сорокин и Ленский. Сорокин определил ее как дифференциацию совокупности людей в их иерархическом ранге. В основе стратификации права и привилегии, ответственность и обязанности, наличие или отсутствие соц. ценностей, власти и влияния среди членов сообщества. Если класс обеспечивает глубокий анализ об-ва по вертикали, то стратты дают вертикальный и горизонтальный срезы об-ва. Стратты носят межклассовый хар-р. Это позволило Веберу соединить теорию классов Маркса с параметрами стратификации проф. мастерство и квалификация. Инкильс в России выделил 9 соц. стратт. Мы не согласились и выделили 72. Соц. стратификация российского об-ва сегодня не закончена. Нет критериев к тем слоям, кот. не фиксируются классическими категориями. деформированность экономических отношений не позволяет зафиксировать жесткую структуру. Кроме классов есть сословия, касты. Они используются сегодня для хар-ки общественных отношений, хар-их недостаточно высокий уровень развития об-ва.

Соц. институт – исторически сложившаяся устойчивая форма орг-ции совместной деят-ти людей. Чаще всего значение данного термина связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. В зависимости от сфер общественных отношений вычленяют:

1)экономические соц. институты (разделение труда, собственность, з/п);

2)политические (гос-во, армия, суд, партии);

3)институты родства, брака и семьи;

4)воспитательные;

5)институты в сфере культуры.

Одним из необходимых условий появления соц. институтов служит соответствующая соц. потребность. Так, например, институт высшего образования способствует подготовке профессиональных кадров, дает возможность развить человеку свои спос-ти. Соц. институт образуется на основе соц. связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, соц. групп и иных общностей. Но он не может быть сведен к сов-ти этих лиц и их взаимодействию. Соц. институты носят индивидуальный хар-р, обладают своими собственными системными качествами. Следовательно, соц. институт – самостоят-е общественное образование, имеющее свою логику развития. Соц. институт может рассматриваться как организованная соц. система характеризующаяся устойчивостью структуры, интегрированностью элементов и определенной изменчивостью функций. Каждый институт вып-ет свою ф-цию. Выделяют следующие основные ф—ции соц. институтов:

1)воспроизводство членов об-ва (семья);

2)социализация, передача индивидам установленных в данном об-ве образцов поведения и способов деят-ти (институты семьи, образования, религии);3)пр-во и распред-е (соц.-экон. институты);

4)управление и контроль.

Различают 4 сферы общества: материальная (экономическая), социальная, политическая, духовная. Сегодня признано, что 20 век в философии прошел под приоритетом марксизма. Для него главное – производственные отношения и их взаимодействие в реальной жизни. Отношения между людьми фактически переводятся в отношения между элементами структуры. а так как ни один элемент не может заменить структуру, то система является определяющей перед элементом. Субъектом становится общество. Мы – объекты. Материальное производство рассм-ся как сфера социолизации личности. Социальная сфера выполняла функции воспроизводства производителей. Политическая сфера обусловила отношения власти в об-ве и регулировала взаимодействия людей. Духовная сфера расматриваласт как механизм воспроизводства информации. Т. о. выглядела архитектурная модель марксизма. Материально производственная сфера жизни общества связана с материально производственной жизнью как человека, так и общества. Иногда отождествляют материально производственную сферу жизни общества со способом производства материальных благ. Одни ученые под трудом понимают производственные силы, другие взаимосвязь с природой трудовых отношений, третьи связь производственных отношений и разделение труда. Т. о. они недооценивали роль труда, недооценивали цели и ориентиры общественного производства и отдавали предпочтение технологии взаимодействия людей в общественном производстве, но не рассматривали труд как способ достижения материальных благ. В механизме труда заложен смысл человеческой истории. Производственные отношения это постижение богатства общественного труда. Способ производства это не предусматривает, поэтому необходимо говорить о материально производственной сфере. В МПС отражается не только исходная предпосылка труда, но и сама деятельность человека. Заслуга Маркса в том, что он разработал законы производственных сил и производственных отношений, рассмотрел их с точки зрения исторических преобразований. Производственные силы по Марксу имеют 2 основания: 1) производственные силы труда; 2) всеобщие производственные силы. (1) это субъект труда с совокупностью духовных и физических способностей личности, которая производит конкретные ценности; (2) силы, которые формируются в процессе общественного разделения труда (чем глубже разделение труда, тем они квалифицированнее), это силы, связанные с уровнем культуры общества. Производственные силы это общество. Производственные отношения это объективный социальный механизм, который обеспечивает систему стимулов труда. С т.з. общества, труд- это естественно необходимый процесс, с т.з. людей это мотив нужности, ледовательно, отношения собственности движущая сила общественного прогресса. Кроме способа производства МПС имеет: производственно региональную характеристику, характеристику хозяйственно экономической системы, материальную инфраструктуру, материальную сторону быта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.