Сделай Сам Свою Работу на 5

Исторические формы диалектики: диалектика нем. классич. фил. (Кант, Гегель, Маркс, Энгельс)





Отправляясь от трансцендентальной философии Канта, немецкий идеализм в лице Шеллинга и Гегеля подверг пересмотру ряд понятий теории познания Канта и, в частности, понятие трансцендентального субъекта. Главным недостатком кантовского понятия субъекта и познания является их неисторический характер. У Гегеля в качестве субъекта предстала история человечества в целом, взятая как целое, как некоторый "объективный дух" или субстанция-субъект. Последняя имеет не жестко фиксированные, а развивающиеся, подвижные формы, которые исторические формы культуры.

Знание рассматривается исторически. Даже донаучные формы знания не предстают как предрассудки, к-ые следует устранить, а требуют спец. анализа с целью установить их подлинные значения и место в развитии чел. культуры, если в плане историческом знание научное сопоставлялось прежде всего с миром, то в плане современном требовалось сопоставление его с искусством, религией, фил-ей. Для Шеллинга эти виды знания непросто равноправны, но искусство имеет преимущество перед нaукой, т.к. схватывает истину как целое и постигает ее непосредственно, в то время как наука всегда даст лишь какую-то "часть" истины и действует опосредованно. У Гегеля вопрос об истинном и ложном знании был перенесен в историческую плоскость, в результате чего появился новый принцип: "Истинно для своего времени", было обосновано понятие относительной истины.



Исторический подход к знанию, культуре, осуществленный Шеллингом и Гегелем, связан с идеей развития. Шеллинг, концентрируя внимание на проблемах натурфилософии, видел задачу в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших форм к высшим. При этом Шеллинг предпринимал попытку установить общие закономерности развития природы в их многообразных формах (механические, химические, биологические) и чел. сознания. Это вело к преодолению противопоставления мира природы как феноменального и мира свободы (человека) как умопостигаемого. Оба мира рассматривались как развивающиеся из единого начала, представляющего собой абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" обоих. Так родилась философия тождества Шеллинга, в которой сущность бытия (абсолют) - тождество субъективного и объективного, духа и природы, а абсолютный разум (Бог или ничто) содержит в себе возможность всех определений и состояний. В этой связи понятно "возрождение" Шеллингом платоновской идеи мировой души ("Всеобщего блага"), пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений.



Идея развития и тождества субъекта и объекта связана у Шеллинга с понятием природы как единства продукта и продуктивности. Природа как продукт - объект, которым занимается эмпирическое знание. Природа как продуктивность - субъект, им занимается теория. В фил. понимании продуктивность заслоняет продукт, в обыденное и эмпирическом – продукт заслоняет продуктивность. Природа как продуктивность - абсолютная непрерывность, что подтверждается эволюцией органич. мира. Прерывность фиксируется в понятии природы как объекта. В результате возникает противоречие между рефлексией (разумом) и созерцанием. Непрерывный ряд изменений для созерцания оказывается прерывным для разума. Это противоречие "снимается" тождеством продукта и продуктивности, объекта и субъекта. Это тождество помогает преодолеть догматическое противопоставление Бога и природы. Природа, отделенная от Бога, природа вне Бога - мертвая непроизводящая природа. Тем самым Ш. в духе пантеизма решал вопрос о субстанции мира. Идея тождества продукта и продуктивности субъекта позволила Ш. диалектически осмыслить природные явления. Там, где существуют явления, существуют и противоположные силы, т.е. учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую двойственность, а для того, чтобы понять ее – всеобщее тождество материи. При этом истинным нельзя считать ни принцип абсолютной неразличенности, ни принцип абсолютного тождества; истина заключается в соединении того и другого.



В свете идеи развития и диалектики Ш. решает вопрос о целях и задачах философии. Фил. не д/б изощренной выдумкой, способной вызывать восхищение остроумием се создателя. Задача философии – изобразить движение самою чел. духа, а не только развитие должно проходить через общие всем философским системам области. Если бы речь шла только об абсолютном, между различными системами никогда бы не возникал спор. Лишь потому, что мы выходим из абсолютного, возникает противоречие пo oтношению к нему, лишь как следствие этого изначального противоречии - спор между фил-ми в самом чел. духе. Идея развития оказалась плодотворной для понимания Ш. соц. прогресса. Соц. прогресс - совершенствование человечества. Гл. вопрос - в выяснении критерия этого совершенствования. Как сторонники, так и противники веры в соц. прогресс запутались в том, что считать критерием совершенства. Ш. считал недостаточным моральный критерий, т. е. прогресс морали, а прогресс науки и техники называл регрессом. Единственно надежным критерием соц. прогресса м. признать правовое устройство общ-ва, хотя полностью достичь его и предсказать на основании опыта, мы не можем, не можем и априорно доказывать его теоретически. Эта цель остается вечным символом веры творящею и действующего человека. Свободной в трансцендентальном смысле является абсолютная воля "постольку, поскольку она эмпирична или являет себя". Абсолютная воля возвышается даже над свободной и ни в коей мере не подчиняется к.-л. з-ну, она источник всех законов. Выступая в качестве явления, абсолютная воля "для того, чтобы явиться абсолютной, может явиться только посредством произвола". При этом произвол не м/б объяснен объективно, он не объективное, имеющее реальность в себе; он является также абсолютно субъективным как созерцание абсолютной ноли, которая посредством этого созерцания бесконечно становится объектом для самой себя. Вместе с тем именно это явление абсолютной воли и есть подлинная свобода то, что обычно понимают под свободой.

Не приняв целый ряд фил. Ш., Гегель тоже поставил задачу преодоления точки зрения инд-ого сознания, для к-го только и существует противоположность объекта и субъекта. Снять эту противоположность можно путем поступательного развития сознания, в ходе которого инд-ное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. История культуры предстает не в форме фактов и последовательностей, добытых историками, а является фил-ким синтезом и фил-кой интерпретацией всего богатства историч. знания, каким обладал чел. Тем самым каждый чел. м. приобщиться к дух. опыту, накопленному чел-вом, и подняться с т. зр. обыденного сознания на позицию фил-ого миросозерцания. С этой позиции любой индивид м. посмотреть на мир и на себя с т. зр. завершенной мировой истории, "мирового духа", для к-ого больше нет противоположности субъекта и объекта, "сознания" и "предмета", а есть абсолютное тождество мышления и бытия. Ф-ия с этого момент покидает позицию обыденного сознания и попадает в свою подлинную стихию – стихию чистого мышления, где все определения мысли развертываются из нее самой. Это – сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия. Диалектика самодвижения (саморазвития) понятия. Понятие не некоторое субъективное образование, оно тождество субъекта и объекта. Это - "абсолютное" или "чистое понятие" тождественно самой сущности вещей и принципиально отлично от субъективно данных понятий, существующих в разуме человека. Т.к. "чистое понятие" есть тождество противоположностей, то его саморазвитие подчиняется законам диалектики. Поэтому развитие "Понятия" ("чистого понятия") - развитие как природы, так и человеческого мышления. Всякое развитие протекает по схеме: тезис – антитезис – синтез, в которой диалектический момент - снятие конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.

Источник развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Только в понятии истина обладает стихией своею существования и поэтому диалектика понятий определяет диалектику вещей и процессов в природе и обществе. Диалектика вещей - лишь отраженная, "отчужденная", "овнешненная" форма подлинной диалектики, присущей только "жизни понятия", жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога. Отсюда понятна трактовка Г. понятия природы и общества как "инобытия" духа или абсолютной идеи. Так была оформлена идеалистическая диалектика, что, однако, ни помешало ему увидеть диалектику "во всех частных областях и образованиях мира природы и духа". Диалектика проявляется в движении небесных светил. Всякая планета теперь находится на том месте, но в себе она находится также и в другом месте, и она осуществляет по "свое инобытие тем, что она движется". Диалектическими оказываются физические стихии и метеорологические процессы. Диалектика образует основу всех других процессов природы, и ею же природа принуждается подняться выше самой себя. Согласно опыту всех людей, всякое состояние или действие, доведенное до крайности, переходит в свою противоположность; диалектика находит свое признание во многих пословицах и социально-политических правилах (абстрактное право, доведенное до крайности, переходит в несправедливость: анархия и деспотизм взаимно приводят друг к другу; гордыня предшествует падению).

В сфере духа (мысли) диалектику нельзя смешивать с софистикой, сущность которой состоит в том, что она выдвигает односторонние и абстрактные определения в их изолированности, смотря по тому, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится. В области практической является существенным чтобы я существовал и чтобы я обладал средствами к существованию. Но если я выдвигаю обособленно эту сторону дела, этот принцип моего блага, и делаю из него вывод, что имею право красть или изменять своему отечеству, то это – пошлая софистика. Диалектика отлична от софистики тем, что именно она ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т. е. согласно их собственной природе. Диалектика - имманентный переход одного определения в другое. в котором обнаруживается их однородность и тем самым происходит отрицание самих себя. Диалектика - движущая душа научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешне над конечным. Диалектика - душа истиного научного познания.

Ядром марксистской фил. явл. диалектика на основе диалектики Гегеля - диалектики "абсолютного духа" или "абсолютного понятия", в к-ой лишь "гениально угадана диалектика вещей". Диалектика Гегеля "стоит на голове" и ее необходимо "поставить на ноги". Диалектическне зависимости и отн-я им. место в реальности (природе и обществе). Диалектика идей основывается на диалектики вещей. "Постановка гегелевской диалектики на ноги" означает "подведение" под нее материальной диалектики или диалектики вещей и процессов, чему способствовало знакомство М. с материализмом (с материализмом Фейербаха). Э. предпринял попытку материалистическою истолкования законов и категорий диалектики, взяв за основу категориальную систему гегелевской диалектики. Аналогия социальных и природных процессов. Например, переход количества в качество, соотношение необходимости и случайности, реализация действительности на основе возможностей имеют моего как в природе, так и в общ-ве. Э. принадлежит определение диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общ-ва и мышления. Гл. трудность, с которой столкнулась марксистская фил. связана с истолкованием универсальности з-ов диалектики и отличием их от целою ряда законов естественных наук, имеющих такой же общий характер. Э. предпринята класс-ия форм движения материи и наук, изучающих эти формы. При этом Э. исп-л идеи о клас-ии наук О. Конта и гегелевскую мысль о переходе "низшею" в "высшее", при к-ом 2-ое "в снятом виде" содержит в себе 1-ое, поступательно обогащаясь и совершенствуясь. В рез-те образуется сложная иерархич. сист. осн. форм дв-ия материи: механической, физической, химической, биологической и социальной.

Материалистическая конкретизация гегелевской идеи развития, включающая моменты прогресса, регресса и определение цикличности в форме открытого Гегелем "закона" отрицания отрицания. Марксистская фил. хар-тся ед-вом материализма и диалектики. Отрыв материализмма от диалектики всегда был под огнем критики основоположников и последователей марксизма. Объективной основой ед-ва материализма и диалектики явл. неразрывность материи и форм ее существования. Существование материи находит выражение в материализме, а ее противоречивость, дв-ие и развитие в диалектике. Единство диалектики, логики и теории познания –основополагающая идея М.фил. Материалистич. диалектика выступает как теория познания и логика марксизма. Теория познания рассматривается в качестве теории отражения. Познание - сложный диалектич. проц. взаимодействия субъектов и объектов. Это активный проц. творч. проникновения мысли чел. в объективную действит-сть, Материалистическая диалектика - логика, но не формальная, а диалектическая. Логикой она называется т.к. исследует последовательность чел-го мышления, опираясь на формальную логику и ее з-ны: противоречия, тождества, исключенного третьего и достаточного основания. В это смысле формальная логика является методом науч. познания. Теория познания и диалектич. логика –лишь аспекты одной науки диалектического материализма. Поэтому в марксист. фил. диалектический материализм не сводится только к учению о мышлении и познании – к диалектической логике и теории познания. Диалектический материализм в целом - учение о наиболее общих з-нах мышления, природы и общества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.