Сделай Сам Свою Работу на 5

Марксистская фил.: предмет, проблемы, теория и практика





Общая философия – диалектический материализм, в рамках к-го развита теория исторического процесса – исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие

- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).

- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение противоречий;

- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет материальное понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.



Теория познания. Общественно-экономическая практика - основа, цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика - единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Объект - это предмет приложения чел. сил, т.е. субъекта (чел, общ, гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми (материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми (социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности.

Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества --- добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой – политико-юридической, общественной и др. Каждая система проиводств. отн-ний возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр. отн. отстают, то это почва для социальных революций.



Надстройка - совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми - идеология и учреждений и организаций - суды, партии, церковь и т.д. Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол-во перех в кач-во, революционный переход с одной ощественно-эк-кой формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад., феодал, капитал, коммунизм первая стадия --- социализм. Эта теория позволяет исследовать историческое события в рамках истолкования породивших их поступков, искать общие черты разных стран на одной ступени общ развития, т.е. использовать общенауный критерий повторяемости. К тому же человеч общество рассматривается как единый соц организм и с вести стремления отдельных людей к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. Основной движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается. Сознание является не абсолютно самостоятельной силой, но имеет свое обоснование в материальном жизненном процессе. Люди сами творят историю, но не по произволу, так как находятся в некоторых экономических условиях., что обуславливает мотивы их действий.



Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие этого--- фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы отчуждения: 1) опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2) отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту труда; 3) отч результатов деятельности от субъекта;4) отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5) соц структур и институтов от трудящихся -- бюрократическая машина. Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться. Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой. "Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми, недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания".

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми.

Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного человека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение частной собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.

Ядром марксистской фил. явл. диалектика на основе диалектики Гегеля - диалектики "абсолютного духа" или "абсолютного понятия", в к-ой лишь "гениально угадана диалектика вещей". Диалектика Гегеля "стоит на голове" и ее необходимо "поставить на ноги". Диалектическне зависимости и отн-я им. место в реальности (природе и обществе). Диалектика идей основывается на диалектики вещей. "Постановка гегелевской диалектики на ноги" означает "подведение" под нее материальной диалектики или диалектики вещей и процессов, чему способствовало знакомство М. с материализмом (с материализмом Фейербаха). Э. предпринял попытку материалистическою истолкования законов и категорий диалектики, взяв за основу категориальную систему гегелевской диалектики. Аналогия социальных и природных процессов. Например, переход количества в качество, соотношение необходимости и случайности, реализация действительности на основе возможностей имеют моего как в природе, так и в общ-ве. Э. принадлежит определение диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общ-ва и мышления. Гл. трудность, с которой столкнулась марксистская фил. связана с истолкованием универсальности з-ов диалектики и отличием их от целою ряда законов естественных наук, имеющих такой же общий характер. Э. предпринята класс-ия форм движения материи и наук, изучающих эти формы. При этом Э. исп-л идеи о клас-ии наук О. Конта и гегелевскую мысль о переходе "низшею" в "высшее", при к-ом 2-ое "в снятом виде" содержит в себе 1-ое, поступательно обогащаясь и совершенствуясь. В рез-те образуется сложная иерархич. сист. осн. форм дв-ия материи: механической, физической, химической, биологической и социальной.

Материалистическая конкретизация гегелевской идеи развития, включающая моменты прогресса, регресса и определение цикличности в форме открытого Гегелем "закона" отрицания отрицания. Марксистская фил. хар-тся ед-вом материализма и диалектики. Отрыв материализмма от диалектики всегда был под огнем критики основоположников и последователей марксизма. Объективной основой ед-ва материализма и диалектики явл. неразрывность материи и форм ее существования. Существование материи находит выражение в материализме, а ее противоречивость, дв-ие и развитие в диалектике. Единство диалектики, логики и теории познания –основополагающая идея М.фил. Материалистич. диалектика выступает как теория познания и логика марксизма. Теория познания рассматривается в качестве теории отражения. Познание - сложный диалектич. проц. взаимодействия субъектов и объектов. Это активный проц. творч. проникновения мысли чел. в объективную действит-сть, Материалистическая диалектика - логика, но не формальная, а диалектическая. Логикой она называется т.к. исследует последовательность чел-го мышления, опираясь на формальную логику и ее з-ны: противоречия, тождества, исключенного третьего и достаточного основания. В это смысле формальная логика является методом науч. познания. Теория познания и диалектич. логика –лишь аспекты одной науки диалектического материализма. Поэтому в марксист. фил. диалектический материализм не сводится только к учению о мышлении и познании – к диалектической логике и теории познания. Диалектический материализм в целом - учение о наиболее общих з-нах мышления, природы и общества.

Материалистическое понимание истории с основным принципом определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Согласно материалистическому пониманию истории общ-ое разв-е подчинено объективным з-нам, аналогичным з-нам природы. Поэтому общ-ное развитие характеризовалось в качестве "естественно-исторического процесса". Материалистическое понимание истории обусловлено трактовкой практики как исходной и первичной по отношению к духовному миру, миру сознания и культуры. Практика носит общ-но-исторический характер, выражая отношение и связи между людьми, а также постоянное преобразование людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика - предметная деятельность, осуществляемая в реальном мире, где преобразуется все, что дает природа и что создано другими людьми. Люди выражают, осмысливают лишь то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем. В общ-но-историч. практике решаются теоретич. проблемы, к-ые кажутся мыслителям исключительно делом фил-кого разума.

Материалистическое понимание истории или исторический материализм - социологическое учение марксизма. Оно поним. как распростр-е диалектич. материализма на познание общества. Диалектич. материализм - обща методология познания. М. фил. мыслилась состоящей из двух частей диалектич. и историч. материализма. Диалектич. и историч. материализм - две стороны единой фил. науки марксизма, где 1-ая - общефилософское, а 2-я – философско-социологическое учение марксизма. Диалектический материализм включает в себя основной вопрос философии (определяющая роль материи по отношению к сознанию), теорию познания, систему законов и категорий, учение о формах движения материи и идею развития. Исторический материализм – относительно самостоятельное социологическое учение об основном вопросе философии применительно к обществу (определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию), об объективных законах развития общества. Исторический материализм мыслился также как метод познания и преобразования социальной действительности. Представления об объективных законах общ-ного развития явились важным достижением фил. Однако в ряде случаев эти представления были абсолютизированы и приводили к ряду неадекватных выводов о ходе историч. процессов. С большими трудностями на протяжении всего развития марксистской философии сталкивалась идея основного вопроса фил. Уже при жизни Э. марксист. фил-ия получила название "экономического материализма" за абсолютизацию эк. отн-ний (способа производства) в жизни общ-ва.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.