Сделай Сам Свою Работу на 5

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский государственный технический университет

Кафедра государственного управления и истории

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению контрольных работ

По курсу Отечественной истории

для студентов заочного отделения всех специальностей

ПЕРМЬ 2005
Методические указания утверждены на заседании кафедрыгосударственного управления и истории ПГТУ «13» апреля 2005 г.

 

Авторы-составители: д.и.н., доцент Н.И. Морозов, к.и.н., доцент М.Г. Копп,

 

Рецензенты: д.и.н., профессор В.П. Мохов, д.и.н., профессор Б.И. Поварницын

 

 

Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу Отечественной истории предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей ПГТУ. Содержат варианты контрольных заданий и образцы их выполнения, а также требования, предъявляемые к контрольным работам.

Контрольные задания и методические указания к ним составлены на основе федерального стандарта ГСЭ. Ф. 03 «Отечественная история».

 

 

© Н.И. Морозов, ©М.Г. Копп

©Пермский государственный

технический университет, 2005




 

О Г Л А В Л Е Н И Е

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ4

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ6

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ7

КРИТЕРИИ ЭКЗАМЕНАЦИОНЫХ ОЦЕНОК8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ

ЗАДАНИЙ В ФОРМЕ ТЕЗИСОВ, ТАБЛИЦ, ЛОГИЧЕСКИХ

ЦЕПОЧЕК ДАТ, СХЕМ, МОДЕЛИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ10

ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ11

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ18

ТЕМАТИКА ПРОБЛЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН40

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА42

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ИСТОРИИ
ГСЭ.Ф.03 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ45

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» (НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА)46


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ

Господа студенты!

До сдачи экзамена по курсу Отечественной истории допускаются только студенты, представившие контрольную работу, которая предполагает правильное выполнение задания: составления тезисов, таблицы, логической цепочки дат, схемы, моделирования исторического процесса.

1. Тезисы – положение, утверждение в изложении теории; краткий, сжатый конспект ответа, на основе которого можно дать развернутое изложение изученных процессов, событий. Каждый тезис содержит смысловую нагрузку. Он должен быть или логически связан с последующим или нести самостоятельное содержание.



2. Таблица– перечень сведений, приведенных в определенную систему по графам, что помогает выявить основные тенденции развития, четко осознать исторические события, явления, процессы.

3. Логическая цепочка дат – хронологический ряд, отражающий этапные события (в том числе – принятие важнейших документов), вносящих существенные изменения в общественную жизнь.

4. Схема– предполагает чертеж, на котором условными обозначениями показаны составные части сложного события, явления, исторического процесса. Схема помогает наглядно увидеть их многообразие, противоречивость.

5. Моделирование исторического процесса в отличие от схемы позволяет проследить внутреннюю логику событий, причинно-следственные связи, механизмы развития. Моделирование позволяет наглядно отразить сложный, насыщенный множеством противоречивых событий материал.

При выполнении контрольной работы следует обратить внимание на правильное понимание некоторых часто встречающихся в заданиях положений:

аргументировать – привести факты, доводы, доказательства, суждения, подтверждающие истинность главной мысли, высказанной идеи, точки зрения.

Дать определение – установить смысл незнакомого термина (слова) с помощью знакомых терминов через соотнесение его с родом предмета и выявления их видовых отличий.



Дать оценку –показать отношение к социальным явлениям, результатам человеческой деятельности, выявление значимости того или иного исторического события.

Концепция – способ понимания какого-либо явления, процесса; руководящая идея для освещения рассматриваемой проблемы; система взглядов на что-либо.

Объяснить – раскрыть внутреннее содержание изучаемого явления, события, процесса.

Проанализировать – рассмотреть отдельные стороны события, т.е. мысленно разложить на составные части изучаемый объект с тем, чтобы
впоследствии соединить их в осмысленный единый процесс.

Сделать вывод – сформулировать, изложить определенную точку зрения на рассмотренные вопросы в лаконичной (краткой) и понятной форме, в которой содержится новое знание о рассмотренных ситуациях, процессах.

Сравнить – выявить общее и особенное в исторических явлениях, стадиях и тенденциях их развития. При помощи сравнения можно выявить природу, сущность разнородных явлений, найти их сходство, осмыслить глобальные проблемы (См.: сопоставить).

Сопоставить – отразить уровни развития любой сферы общественной жизни внутри одной страны в разные периоды или в одних и тех же временных рамках, но по сравнению с другими странами.

Тенденция – направление развития какого-либо явления или процесса. В историческом аспекте она отражает устойчивые повторяющиеся явления, этап или линию развития. Она может быть краткосрочной (в силу определенных условий), тенденция может быть противоречивой (как и сама жизнь общества).

Пример устойчивой тенденции: укрепление абсолютизма в России в XVIII – первой половине XIX вв.

Пример краткосрочной тенденции: в политической жизни России ведущая роль гвардии периода дворцовых переворотов утратила свое значение в начале XIX века, на первый план выдвинулась бюрократия.

Пример противоречивой тенденции: консолидация дворянства с монархией в XVIII веке сопровождалась, с одной стороны, усилением зависимости дворянства от монаршей власти, с другой, приспособлением к интересам дворян, использованием их услуг в управлении государством (например, через фаворитизм).


НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

Обращаем Ваше внимание, что усвоение курса Отечественной истории невозможно без уяснения следующих наиболее употребительных терминов:

Абсолютизм, Автономия, Аристократия, Боярин, Бюрократия, бюрократизм, Вече, Волость, Вотчина, Государственная Дума, Государство, Губерния, Дань, Дворянство, Демократия, Деспотия, Диктатура, Диктатура пролетариата, Догоняющее развитие, Жалованные грамоты, Западники, Закуп, Земский собор, Земщина, Империя, Индустриализация, История, Кадеты, Класс, Князь, Коллективизация, Комбед, Консерватизм, Конституция, Крестьянство (частновладельческое, вольные хлебопашцы, монастырское, черносошное), «Культ личности», Крепостное право, Либерализм, Мануфактура, Марксизм, Меркантилизм, Модернизация, Монархия (абсолютная, конституционная, раннефеодальная, «третьеиюньская»), Народники, Народовольцы, Натуральное хозяйство, Национализация, Община, Октябристы, Оппозиция, Опричнина, Партия политическая, Плюрализм, Политика, Полюдье, Помещик, Поместье, Приватизация, Пролетариат, Продотряд, Промышленный переворот, Протекционизм, Радикализм, Раскол (церковный), Революция, Республика (парламентская, президентская, феодальная), Реформа, Рядович, Секуляризация. Славянофилы, Смерд, Советы, Сословие, Социал-демократы, Социалисты-революционеры. Структура социальная, Старообрядцы (староверы), Судебник, Тирания, Уезд, Фаворитизм, Федерация, Формация, Холодная война, Холоп, Целовальник, Цивилизация, Экспроприация, Язычество.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Контрольная работа должна быть выполнена студентом ЛИЧНО. Студент обязан уметь объяснять употребленные термины и ответить на любой вопрос преподавателя по теме работы. В противном случае работа не зачитывается.

2. Список использованной литературы следует оформлять согласно ГОСТ 7-80-2000. Указывается только та литература, которая использована при выполнении задания.

3. В контрольной работе рассматриваются, анализируются и критикуются только те концепции, которые были лично рассмотрены студентом при изучении литературы.

4. Изложение материала и аргументация не должны противоречить логике.

5. Контрольная работа должна быть зачтена Вашим преподавателем до начала сессии.

6. Работа, оцененная как неудовлетворительная, должна быть переработана. Изменение варианта контрольной работы не допускается.

Работа, включающая в себя решение обеих задач, должна быть выполнена не более чем на пяти листах формата А 4 (шрифт № 14) и представлена на кафедру государственного управления и истории Пермского государственного технического университетастрого в машинописном виде. Контрольные работы,не отвечающие этому требованию, не рассматриваются.

На титульном листе в соответствии с требованиями государственного стандартав обязательном порядке указываются все необходимые данные (название федерального агенства, учебное заведение, кафедра, вид представленной работы, Ф.И.0. студента, факультет, отделение, индекс группы, год выполнения работы; фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание преподавателя).

Контрольная работа, полностью соответствующая вышеуказанным требованиям, должна быть представлена студентом на кафедру «Государственное управление и история» ПГТУ лично или же может быть выслана почтой по адресу: 614000 ПЕРМЬ, Комсомольский пр., 29а., комн. 209 корпуса «А» для ее регистрации и последующей проверки Вашим преподавателем.

Все возникающие при выполнении работы вопросы и проблемы можно разрешить в дни и часы консультаций Вашего преподавателя на кафедре по вышеуказанному адресу. По этому же адресу студенты могут получить необходимую консультационную поддержку при изучении курса.

Консультации можно также получить по телефону 219-83-92во время нахождения Вашего преподавателя на кафедре. Код г. Перми - 342 (для иногородних звонков).

 

 

УВАЖАЕМЫЕ СТДЕНТЫ!

Особо обращаем ваше внимание на то, что контрольная работа должна быть представлена на кафедру как минимум за 10 (десять) дней до начала экзаменационной сессии. При несоблюдении этого требования, согласно существующим нормативным документам, Вы не допускаетесь до экзамена по курсу. За качество почтовой связи кафедра «Государственное управление и история» ПГТУ ответственности не несет.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.