Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинарских (практических) занятий





Практические занятия по семейному праву это одна из важных форм аудиторных занятий, направленных на то, чтобы дать обучающимся навыки правильного пользования юридическими нормами, научить их применять теоретические знания, действующее законодательство и руководящую судебно-арбитражную практику к конкретным случаям жизни и уметь правильно отчитываться о проделанной работе.

Готовясь к проведению занятия, преподаватель должен тщательно продумать план проведения урока, составить его так, чтобы он был похож на «сценарий», по которому строится методика занятий. Следует избегать включения в план общих фраз, известных постулатов. В нем должно быть указано: какие конкретно вопросы надо отработать на данном занятии, какие вопросы нужно поставить дополнительно, какие вводные надо предложить обуающимся при решении казусов, как изменить их условия и т.д.

Не следует превращать практическое занятие в семинар, но нельзя и обходить на занятиях теоретические вопросы. Когда целесообразно разбирать теоретические вопросы – до решения казусов или это следует делать попутно при их решении? Представляется, что последний вариант решения вопроса выглядит предпочтительнее, поскольку будучи «привязанным» к конкретной жизненной ситуации, изложенной в казусе, теоретический вопрос легче запоминается обучающимся, а преподавателю легче направить ход дискуссии в нужном направлении. Мало дает пользы занятие, которое сводится к беседе между преподавателем и отвечающим обучающимся при пассивном поведении остальной аудитории.



В общем объеме времени, отведенном учебным планом на практические занятия, главное место должно занимать решение казусов, от качества которых во многом зависит успех проводимых занятий. Желательно, чтобы фабула казуса была интересной, лучше, если она основана на конкретном материале, основанном на судебных или арбитражных делах. В казусах должны быть четко сформулированы вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии. В них не рекомендуется включать наводящие решения, нежелательны и простые односложные ответы, исключающие возможность иных высказываний.

В содержание казуса можно включать вопросы из ранее пройденных тем, но лучше избегать вопросов, которые обучающиеся еще не изучены.



Не следует давать одни и те же казусы в разных группах одного потока. Для этого необходимо в методических пособиях для практических занятий иметь достаточное количество задач, чтобы ими варьировать, давая задания к следующему занятию.

Давая задание, преподаватель должен назвать новейшие нормативные акты, появившиеся после выхода в свет учебника, практикума и после чтения лекции по теме.

Количество казусов, даваемых к занятию, зависит от их сложности и охвата вопросов, заложенных в фабулу. К одному занятию не рекомендуется давать более семи задач. У преподавателя должны быть в резерве один-два казуса на случай, если останется свободное время. Если же времени окажется недостаточно, преподаватель может сам дать правильные ответы на не решенные казусы с тем, чтобы обучающиеся могли проверить, насколько правильно они их решили и внести необходимые записи в свои тетради.

Условие задачи на занятии должно быть не прочитано, а доложено своими словами. В докладе следует осветить все основные моменты казуса, имеющие значение для его решения. Неумение доложить казус или незнание его основного содержания свидетельствует о неподготовленности обучающегося к занятию.

При подготовке к занятию рекомендуется обучающимся сначала внимательно ознакомиться с условием задачи, посмотреть конспект лекции, в которой обычно даются все последние изменения в законодательстве, относящиеся к теме, изучить соответствующий нормативный материал и правоприменительную практику, после чего изучить главу учебника, относящуюся к теме. Затем надо возвратиться к условию задачи и после тщательного выяснения каждого обстоятельства решить ее по существу. Такая последовательность подготовки обучающихся к занятиям обусловлена тем, что ныне принимаемые нормативные акты нередко имеют недостатки, неточности, пробелы, в силу чего в них вносится много изменений и дополнений, и учебники за этими правками не успевают.



Для того, чтобы занятие прошло интересно при активном участии всей группы, преподаватель должен умело руководить аудиторией. В этой связи можно использовать, в частности, такие рекомендации:

¨ чередовать добровольные ответы обучающихся с вызовом тех, кто не проявляет активности на занятиях;

¨ следует выявлять и пресекать «ложную активность» тех, кто пытается выступить, будучи вообще не подготовленным к занятию, надеясь на свою «интуицию», либо повторяет высказывания ранее выступивших обучающихся, не добавляя от себя ничего нового. Не следует допускать уход от вопросов, вытекающих из задачи.

¨ надо умело давать вовремя вводные по ходу решения задач, изменить их содержание с целью оживить интерес обучающихся к решению и попытаться организовать между ними дискуссию. Не надо торопиться сразу отвергать неправильные ответы – на ошибках учатся. Правильное решение должно быть логическим выводом их совместного обсуждения всех вопросов под руководством преподавателя;

¨ решая казус, обучающийся должен не только ответить на поставленные в нем вопросы, но и сослаться на нормативный акт и конкретную норму из него. Аргументировать, почему он принял такое решение, дать оценку доказательствам по делу. После этого следует выяснить, кто не согласен с таким решением и дать возможность им высказаться.

Обучающийся должен иметь тетрадь для практических занятий, куда записывать решения с указанием: какой нормативный акт он применял, почему и обосновать свое решение, указав в нем наименование нормативного акта, конкретную норму, применяемую при решении казуса (номер статьи, часть, пункт и т.д.), содержание и источник опубликования. Ответы должны быть краткими по форме, но полными по содержанию. Периодически на выборку рекомендуется просматривать эти записи и делать по ним свои замечания.

Преподаватели должны настораживать записи в тетради, если в ней зафиксированы только безукоризненно правильные ответы. Не исключено, что они сделаны не при подготовке к занятиям, а после проведения итогов при их решении на занятиях.

Заключение преподавателя следует давать сразу же после окончания обсуждения каждого казуса. В нем дается анализ выступлений обучающихся с указанием их положительных, так и отрицательных особенностей их выступлений, указать, в чем они ошиблись. Но критические замечания преподавателя не должны отбивать желание обучающегося выступать на занятиях.

Преподаватель должен учитывать не только сами выступления обучающихся на занятии, но и качество их ответов. Но никаких оценок объявлять обучающимся не следует.

Неотработанным заданием на практических занятиях считается только то, на котором обучающийся не присутствовал (независимо от причин) или отказался отвечать ввиду своей неподготовленности к занятию. Такая задолженность должна быть погашена в ближайшее время.

Обучающиеся, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятии теме, к началу зачетной сессии не получают зачет за соответствующий семестр. Если обучающийся неправильно решил казус или при обсуждении казуса высказал ошибочное положение, но присутствовал на занятии и к занятию готовился, задолженность за ним числить не следует.

Когда практические занятия ведут несколько преподавателей, решение казусов следует согласовывать. Недопустимо, если один и тот же казус в разных группах решался по-разному.

При подведении итогов в конце занятия преподаватель указывает, как отработана тема в целом, на что надо обратить внимание для закрепления занятия темы и дает задание для подготовки к следующему занятию.

Работа каждого оюучающегося на практических занятиях отмечается преподавателем в своей тетради и обязательно учитывается при проведении зачета.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.