Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА





ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ТЕКСТА

 

Азбучные требования к подготовке текста, написанного в печатных средствах массовой информации, прозвучавшего в телевизионном эфире или на радиоканале, выражаются тремя понятиями: точность, ясность, краткость.

 

Не рекомендуется заимствовать текст новостей (или ключевые фразы) из сообщений агентств и СМИ. Лучше писать текст так, что бы ссылок на источник информации было как можно меньше.

Текст должен состоять из трёх логически связанных частей – начала, сердцевины, концовки.

Рассчитывая объем текста новости, надо помнить правило – не бывает новости, которую нельзя было бы изложить за тридцать секунд. Хронометраж добротного информационного материала, в солидном выпуске телеканала – две с половиной, три минуты.

Текст, который пишется для эфира, должен отвечать важнейшему требованию: быть понятным для аудитории.

Пишите разговорным языком.Помните, что люди вас будут слушать, а не читать.

Вы должны уметь пользоваться литературными приёмами цитат, метафор и сравнений, иначе зрители решат, что вы их не уважаете.

Не пытайтесь, во что бы то ни стало, непрерывно говорить: если вам нечего сказать – помолчите.



Подчеркните значимость видеоряда – не объясняйте мне, что я вижу на экране; объясните, почему мне это показывают. Нет необходимости комментировать словами то, что зритель и так видит.

Существенная информациявычеркивайте все лишние сведения, оставляйте только то, что необходимо для понимания сюжета.

Правьте, правьте и еще раз правьте.Тщательно и придирчиво анализируйте каждое слово, каждую фразу.

 

 

 

Основные общие правила подготовки текста.

 

Вначале следует указать источник информации: если приводится высказывание, то нужно указать, кому оно принадлежит, и только после этого переходить к комментированию.

Имена нужно приводить в полной форме (если это возможно); имена и фамилии следует упоминать в сюжете дважды, если это важная деталь.

Должности или профессиональная принадлежность персонажей приводятся в краткой (но принятой) форме; иногда в интересах краткости и ясности пространные наименования официальных должностей подлежат сокращению.



Числительные округляются в тех случаях, когда точные данные не требуются.

Такие символы как $, %, №, + и т. д. не используются. Нужно писать: «1500 долларов», «50 процентов», «номер 1». Можно, и даже лучше: «полторы тысячи долларов», «пятьдесят процентов», «номер один».

Цитаты нужно обязательно выделять словами: «цитирую» (в начале) и «конец цитаты» (в конце). Цитируемый текст четко выделяется кавычками с двух сторон.

К таким аббревиатурам как, например, «АООТ» лучше не прибегать и использовать полную форму: «акционерное общество открытого типа».

Заглавные буквы используются в соответствии с правилами грамматики и установившимися формами написания наименований организаций, географических пунктов.

Избегайте ошибок при написании слов, это затрудняет работу с тестом в эфире.

В обязанности автора входит следить за верностью написания фамилий, должностей, географических названий.

 

Указание первоисточников информации.Не следует начинать текст с цитаты, где содержится критика, нападки (особенно на политических и государственных деятелей), иначе зритель сочтет, что эта критика исходит непосредственно от ведущего.

Пунктуация.Хотя зритель не увидит вашего текста и не заметит ошибочно поставленной запятой, соблюдение правил пунктуации весьма важно для обеспечения верного понимания текста со стороны тех, кто его озвучивает в эфире. Пунктуация текстов подчиняется общим правилам.

Фамилии, должности, профессиональная принадлежность.Не ставьте в начало текста незнакомые аудитории фамилии. Повторяйте фамилии персонажей; если сюжет рассказывает о человеке, чью фамилию зритель не услышал, (или не расслышал), то сюжет теряет смысл.



Цитирование.Как правило, лучше избегать цитирования. Причина проста – как профессиональный журналист, вы сумеете изложить суть дела лучше, чем большинство лиц, высказывающихся по данному поводу. Поэтому в интересах краткости и ясности лучше перефразировать высказывания «ньюсмейкеров». Однако с учетом интересов редакции иногда необходимо приводить прямые цитаты.

Кавычки (особенно это важно для печатных СМИ) используются для выделения названий и устойчивых оборотов (даже если отсутствует ссылка на автора). Кавычки, помогут ведущему, обратить внимание на выделенные слова. Например: Председатель собрания заявил, что эти меры идут дальше простого оживления губернаторской программы «Каждому бомжу по отдельному колодцу».

Обстоятельство времени.Для того, чтобы подчеркнуть «свежесть» новости, большинство информационных текстов содержит указание на время действия. Тем не менее, при подготовке выпусков новостей на радио и телевидении исходят из того, что все сюжеты – это сегодняшние новости. Поэтому бывает достаточно один раз указать обстоятельство времени «сегодня», которое будет относиться сразу к нескольким сюжетам. При работе в эфире сиюминутность происходящего подчеркивают с помощью таких отсылок как «час назад», «несколько минут назад». Говоря о времени прошедшего или будущего события, избегайте ограничиваться лишь указанием на день недели. Лучше сказать: «вчера», «сегодня», «завтра», чем «во вторник», «в среду», «в четверг», тогда аудитории не придется судорожно вспоминать, какой сегодня день недели и отсчитывать назад или вперед.

Аббревиатуры.Используйте только общепринятые аббревиатуры, которые диктор, ведущий и аудитория могли бы мгновенно правильно понять. Нет смысла прибегать к аббревиатурам, требующим расшифровки. Поэтому не используйте аббревиатуры, известные только ограниченному контингенту слушателей или зрителей (особенно те, что бытуют только в отдельном регионе, или профессионально-ориентированные). Совершенно недопустимо вводить аббревиатуры собственного изобретения. Такие общепринятые аббревиатуры как ООН, ЮНЕСКО, НАТО, НАСА, ОПЕК можно смело использовать.

Правописание.Следите за правильностью написания слов. Можно попасть в беду, если исходить из убеждения, что «никто не увидит текста на экране, зрители будут его только слушать».

Произношение.Автор текста должен помочь ведущему верно произнести неизвестные для него слова и фамилии (например, обозначив правильное ударение).

Цифры.Чтобы облегчить ведущему безошибочное чтение текста, числительные следует писать буквами, а не прибегать к цифрам и символам. Даже двухзначные числа лучше писать словами. Трехзначные и более модно уже с помощью цифр, а не слов. Если не требуется указать точные данные, то можно прибегнуть к округлению. Например: вместо «18.990 тонн», можно написать «около девятнадцати тысяч тонн».

Результаты спортивных матчей.При сообщении счета матча двух команд сначала приводится количество мячей, шайб забитых победителем, а затем - побежденным.

Сценарий сюжета на бумаге.Процесс подготовки газетного и телевизионного репортажей имеет много общего. Вначале вы собираете всю нужную информацию о событии. Чтобы определить, какую часть этой информации следует донести до аудитории, вы опираетесь на свой журналистский опыт и чутье. Корреспонденты работающие на телевизионном канале обычно излагают свой материал так, чтобы в рассказе было начало, сердцевина и заключение (почти как в романе). В тексте должна соблюдаться логика изложения, которое нужно завершить соответствующей концовкой, а не просто оборвать на какой-то фразе.

 

 

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

 

Бывает так: материал насыщен фактами, актуален, затрагивает важные вопросы – но «не идет». Скучен. И здесь нам снова нужно вспомнить о единстве формы и содержания. Помимо правдивости и актуальности, газетный текст должен быть ярок, выразителен, написан хорошим литературным языком. Журналист обязан владеть целым арсеналом выразительных средств языка и активно их использовать в своих произведениях. О них-то мы сегодня и поговорим. Есть у языка естественный, простой склад, а есть и украшения, «позы» СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Они делают речь ярче, богаче, выразительнее. Ус-ловно их можно разделить на две большие группы:

фигуры мысли (те, что не меняются от пересказа) и

фигуры слова (те, что меняются). Сначала давайте познакомимся с некоторыми фигурами мысли. Одна из самых распространенных стилистических фигур – антитеза, оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия («Пусть светит месяц – ночь темна»). В антитезе могут противопоставляться не только понятия, выраженные одним словом, но и целые словосочетания и даже предложения. Иногда встречаются статьи, целиком построенные на приеме антитезы.

Противоположные понятия могут не только противопоставляться, но и неожиданно соединяться, образуя оксюморон. «Живой труп», «Оптимистическая трагедия» – объединяются, казалось бы, несовместимые, взаимоисключающие слова.

Инверсия– расположение членов предложения в необычном порядке. Позволяет подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова. Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Нагнетает напряжение, заставляет читателя искать параллели между различными явлениями. Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

О фигурах переосмысления мы поговорим более подробно: они особенно важны для журналиста. С их помощью вы можете более четко выделять те или иные черты изображаемого, придавать конкретность явлениям, делать повествование или описание более жизненным, а речь более образной. В литературоведении их называют тропами (по-гречески это слово означает «образ», «способ выражения», «оборот»).

Троп- это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В так называемом словнике Института русского языка хранится пять миллионов слов. Наш язык необыкновенно богат и выразителен во многом благодаря тропам, ведь если бы не они, слово употреблялось бы только в одном своем значении - прямом.

Наша речь насыщена тропами, многие мы давно перестали замечать. Слово «ошеломить», например, мы уже не связываем с человеком, который получил удар по шлему, а говоря о «ветке метро» или «стволе орудия», мы не думаем о дереве, с которым связаны слова «ветка и ствол».

Мы постараемся разобраться в нескольких видах тропов – в тех, которые наиболее активно используются в журналистской практике и которые, несомненно, способны поднять ваши материалы на новый качественный уровень.

Эпитет– это художественное определение слова, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении. Понятно, что не всякое определение можно назвать эпитетом. «Железные сплавы», например, - простое определение, а вот «железные нервы» – уже эпитет.

Сравнение– сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Профессионалы часто пользуются развернутыми сравнениями, а иногда и закладывают их в основу статьи (это может быть сравнение и героев, и их поступков, и судеб и т. д.).

Метафора– это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать. В метафоре пересекается и прямое, и переносное значение слова; два сопоставляемых явления совсем не обязательно похожи, сходство может быть и незначительным. В зависимости от частоты употребления, метафоры делятся на три основные группы:

Гипербола– непомерное преувеличение («сто лет не виделись»), литота – непомерное преуменьшение («я на секундочку»). Одно и то же слово может быть и гиперболой, и литотой («одно слово выговаривает пять минут» - «за пять минут сделал домашнее задание»).

Ирония– это насмешка, при которой ее форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл. В романе Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» автор пишет: только после смерти прокурора близкие ему люди, увидев «бездушное тело», «с соболезнованием узна-ли, что у покойника была, точно, душа, хотя он, по скромности своей, никогда ее не показывал».

Злая или горькая ирония называется сарказмом. В журналистике этот троп особенно активно используется в таких жанрах, как фельетон и памфлет. Ирония – грозное оружие в руках журналиста, умеющего ей пользоваться. Не-даром Некрасов писал любимой женщине: «Я не люблю иронии твоей» – ирония, считал он, нужна для борьбы, а друзей она может поссорить. Но и в том случае, если вы стремитесь к обличению, взвесьте сперва свои силы: сумеете ли вы использовать иронию легко, непринужденно, естественно? Если вы «засиделись» над чистым листом бумаги и никак не найдете достойную форму для вы-ражения своих мыслей, вспомните о тропах: любой из них может лечь в основу журналистского материала.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.