ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Итак, проектная идея выросла в полноценный проект, ресурсы на него найдены (возможно, с помощью переработки проекта в грантовую заявку, подачи ее на конкурс и выигрыша), и проектный цикл переходит в новую, самую важную фазу – собственно, к реализации проекта.
К числу наиболее часто встречаемых трудностей, с которыми сталкиваются руководители проектов в процессе их реализации, относятся:
1. Неясные цели проекта/ частая смена целей и приоритетов.
2. Недостаток информации, проблемы внутренних коммуникаций.
Определите,
· кто из участников проекта в какой информации нуждается (к кому по каким вопросам обращаться, график проекта, изменения в расписании, где хранятся отчеты, по какой форме их составлять и т.д.);
· когда информация потребуется участникам проекта;
· каким образом информация будет доводиться до участников проекта (общее собрание, письменные инструкции, встречи рабочих групп, встречи координаторов, индивидуальные встречи с руководителем проекта, электронная рассылка и т.д.);
· организуйте общие встречи с обсуждением как деловых, так и неформальных вопросов.
3. Недостаточное техническое оснащение, дефицит рабочих мест:
- вместе с сотрудниками составьте график использования помещения и рабочих мест;
- проявите креативность, используйте партнерские связи.
4. Нечеткое и неверное распределение обязанностей, ответственностей и полномочий:
· убедитесь, что люди знают свои зоны ответственности;
· старайтесь, чтобы обязанности были равномерно распределены между участниками проекта;
· старайтесь сделать процесс распределения обязанностей и полномочий гласным, чтобы сразу же внести коррективы и дать необходимые разъяснения;
· большинство проблем возникает из-за отсутствия договоренностей по мелочам (кто придет первый, кто подготовит список, кто позвонит и т.д.).
5. Недостаточные ресурсы и финансирование, сбои и задержки:
· старайтесь заранее просчитывать риски, создавая несколько вариантов реализации проекта (минимум – максимум).
6. Атмосфера недоверия, борьба за власть, конфликты в команде:
· если Вам удастся благополучно справиться с трудностями 1-5, это Вам не грозит.
ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ
Хотя в Вашем проектном документе отражена общая логика того, что именно в какой последовательности и длительности происходит в проекте, теперь важно создать общий план реализации проекта и, по необходимости, более конкретные, мелкие планы.
Законы управления проектами
· Провал в планировании – это планирование провала.
· Вы не можете контролировать то, что не запланировали.
· “Как я буду знать, что заблудился, если я не знаю, куда первоначально собирался прийти?”
Шаги процесса планирования:
· Установите цели проекта (как направляющую, так и ближайшую конкретную).
· Рассмотрите несколько альтернатив достижения цели и выберите базовую стратегию.
· Разбейте проект на крупные зоны ответственности.
· Каждую зону ответственности разбейте на шаги.
· Определите исполнителей проекта, включая их число и требуемую квалификацию, их обязанности и необходимое им обучение.
· Определите стандарты выполнения каждого шага.
· Определите, сколько времени требуется на завершение каждого шага.
· Определите надлежащую последовательность выполнения шагов и те из них, которые могут идти параллельно.
· Соберите эту информацию в план-график работ по проекту.
· Подсчитайте расходы, нужные для выполнения каждого шага.
· Сведите эту информацию в единый бюджет проекта.
· Сделайте общий план проекта (таб. 6) и найдите ему видное место в офисе и в общем электронном доступе.
Таблица 6.Общий план проекта
№
| Зона ответственности/ шаг
| Время
| Люди
|
|
| Начала
| Конца
| þ
| Ответственный
| Поддержка
|
|
|
|
|
|
|
|
Важно, чтобы план проекта был рабочим документом, регулярно дополнялся и корректировался по ходу реализации проекта. По необходимости создайте ряд более детальных, мелких планов по отдельным направлениям, аспектам реализации проекта.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Управление проектом является вариантом управления организацией в целом и включает 4 основных функции: планирование, организация, мотивация, контроль (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М: Дело. 2005 г.).
Рекомендации для руководителя проекта:
· Позаботьтесь о том, чтобы на основе текста проекта/грантовой заявки был составлен качественный план реализации проекта, чтобы о нем все знали и регулярно обращались к нему.
· Разработайте для себя систему мониторинга реализации проекта, контроля важных содержательных и финансовых показателей (в этом поможет как план, так и система оценки проекта – см. стр. 42)
· Сформулируйте риски проекта (если они не были сформулированы ранее). Отслеживайте их проявление и вовремя принимайте меры.
· Регулярно проводите встречи проектной команды, уделяя внимание как содержательным, так и эмоциональным аспектам. Не уставайте напоминать членам проектной команды и себе о целях проекта, его ценности, смысле.
Отслеживайте такие аспекты, как:
· непосредственно реализация проекта, выполнение его плана,
· выполнение требований юридической и финансовой отчетности,
· соблюдение этики и законности,
· выполнение требований донора проекта (если он есть) и сбор необходимой для донора содержательной/финансовой отчетности
· взаимодействие и взаимная поддержка проекта и всей организации, проекта и других проектов
· информирование о проекте
ИЗМЕНЕНИЯ
Ни один проект, как бы тщательно он ни был подготовлен и спланирован, не реализуется точь-в-точь в соответствии с планом.
Очень важно продумать систему обратной связи при реализации проекта. Руководитель проекта должен понимать, по каким каналам члены проектной команды, целевые группы и благополучатели проекта, представители организации, партнеров, наблюдатели смогут высказать свое одобрение, критику, предложения по улучшению и продолжению данного проекта. Такими каналами могут послужить встречи, личные и электронные опросы, беседы, формы обратной связи и т.д.
Сравнивая первоначальный план проекта и фактический ход его реализации, принимая во внимание данные обратной связи, руководитель и команда проекта принимают текущие решения по внесению корректировок, изменений в проект, которые позволят выполнить его наилучшим образом, учесть новые обстоятельства, достичь целей проекта, выполнить обязательства по проекту. Если изменения существенны, может потребоваться дополнительное согласование с донором и/или руководством организации.
ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Функции финансового управления проектом:
· Финансовое планирование – составление бюджетов проекта.
· Принятие финансовых решений.
· Контроль исполнения бюджетов.
· Финансовый анализ деятельности по проекту и прогнозирование.
· Финансовая отчетность перед донорами.
· Официальная отчетность перед налоговыми органами и органами статистики.
· Обеспечение соблюдения законов и правовой защищенности организации.
· Управление материальной инфраструктурой.
Иногда в организации есть финансовый директор, который исполняет все эти функции. Но чаще они делятся между руководителем и бухгалтером проекта. Кто из них за что отвечает – это решение организации, и часто способность руководителя проекта осуществлять финансовое управление зависит от его склонностей, знаний и умения обращаться с цифрами. Но даже если руководитель ничего не знает о принципах бухгалтерского учета и отчетности, он должен быть в состоянии принимать финансовые решения, а, значит, должен уметь «читать» бюджет и знать основные законы, связанные с деятельностью НКО.
Факторы успеха бюджета:
· Постарайтесь устранить любые неточности в бюджете, собирая надлежащую и уместную информацию.
· Бюджет должен быть составлен реалистично, должен показывать истинную картину.
· С бюджетом должны быть связаны обязательства финансового директора и членов команды. Все члены команды должны чувствовать, как будто это – их собственный бюджет.
· Приоритеты бюджета должны быть проставлены в соответствии с приоритетами плана проекта.
· Бюджет должен учитывать все имеющиеся ресурсы организации.
Рекомендуем использовать разные формы бюджета для нужд финансового управления проектом.
Таблица 7. “Внутренний бюджет” для контроля расходов
Доходы
| Расходы
| Статья дохода
| План
| Имеется
| Разница
| Статья расхода
| План
| Истрачено
| Разница
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этот бюджет важно регулярно просматривать руководителю, чтобы понимать текущее финансовое состояние проекта и принимать соответствующие решения по корректировке бюджета. Руководителю важно согласовать с главным бухгалтером периодичность предоставления этих данных. По нашему опыту, обычно достаточно ежемесячного контроля (если нет форс-мажорных ситуаций). Если в организации параллельно осуществляется несколько проектов, то важно иметь такой бюджет как по каждому отдельному проекту, так и по организации в целом.
Таблица 8. Внешний бюджет для отчета
№
| Статья расхода
| План
| Факт
| Остаток
|
|
|
|
|
| Это тот вид бюджета, который предоставляется донору в качестве финансового отчета об использовании его средств. В графу «план» вносится утвержденный донором бюджет, в графу «факт» – реально произведенные расходы, после этого считается остаток. Остаток может быть положительным – недорасход средств по статье, и отрицательным – перерасход. Важно, чтобы в вашем договоре с донором было прописано, какой процент средств вы можете перераспределять между статьями без согласования с ним. В случае, если ваш остаток превышает этот процент, заранее позаботьтесь о получении письменного одобрения донором предложенного изменения бюджета, иначе у вас будут неприятности не только с донором, но и с налоговой инспекцией (нецелевое расходование средств). Если этот отчет – промежуточный, то дополнительно включаются следующие графы: остаток с прошлого периода и расход в текущем периоде (вместо графы «факт»).
Таблица 9. График потока денежных средств
Статья дохода/ расхода
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| График потока денежных средств (cash flow) призван не допустить отсутствия свободных финансовых средств в каждый из периодов времени. Прежде всего, вы разносите все расходы по проекту (или организации в целом) по месяцам. Также может быть выбран другой период, в зависимости от длительности проекта (неделя, квартал). Соответственно с этим графиком расходования вы должны будете привлекать средства, чтобы ни в одном из периодов у вас не было денежного дефицита. Каждую из колонок с периодом времени вы можете разделить еще на 3 – доход, расход и разница, причем разницу между доходом и расходом вы делаете «нарастающим итогом», т.е. во 2-м месяце вы плюсуете остаток по 1-му месяцу и доход во 2-м и вычитаете из них расход 2-го месяца. Вам важно добиться того, чтобы ни в одном из периодов разница не была отрицательной, либо заранее позаботиться о том, где занять средства, чтобы произвести все траты вовремя.
Контрольные вопросы:
1. С какими трудностями часто сталкиваются руководители проектов на этапе реализации? Перечислите как минимум 3 трудности и дайте рекомендации по их устранению.
2. Для чего нужна система обратной связи по проекту? С помощью каких инструментов она может быть реализована? Приведите примеры.
3. Чем отличается внутренний бюджет, используемый во время реализации проекта, от внешнего «отчетного» бюджета для доноров?
Задания для самостоятельной работы:
1. Работа над самостоятельным проектом. Представьте, что ресурсы на реализацию этого проекта уже есть и Ваша организация реализует его с сегодняшнего дня.
Спланируйте работу по проекту, используя приведенную таблицу (если проект большой, возьмите для задания одно из мероприятий или группу сходных мероприятий).
Название проекта:
| Какая часть проекта спланирована в этой таблице:
| №
| Зона ответственности/ шаг
| Время
| Люди
|
|
| Начала
| Конца
| þ
| Ответственный
| Поддержка
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Работа над самостоятельным проектом. Опишите, как будет построена система обратной связи в Вашем проекте. Кто, каким образом, в какие моменты сможет получить и учесть мнение благополучателей, членов проектной команды, коллег, экспертов и т.д.
3. Работа над самостоятельным проектом. Опишите, какое развитие получит Ваша организация в результате реализации предлагаемого Вами проекта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|