Сделай Сам Свою Работу на 5

В какие игрушки играют современные дети в детском саду





Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются: с ними они разговаривают, делятся радостями и размышлениями, с ними вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Это так называемые «игрушки-подружки», способные стать друзьями и помогать малышу в трудных ситуациях. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей необходимости и самостоятельности.

Это могут быть куклы, зверушки или машинки, которых малыш наделяет душой и характером, и они становятся его лучшими друзьями. В то же время эти антропоморфизированные игрушки приобретают роль моделей, на которых отрабатываются различные бытовые действия: высаживание на горшок, одевание-раздевание, кормление с ложечки.

Если в дошкольных учреждениях игрушкам и развивающей среде уделяется первоочередное значение, за этим следят специалисты, педагоги, методисты, психологи, то тем игрушкам, которые дети приносят из дома, часто не уделяется должного внимания, между тем они могут и, как правило, не соответствуют элементарным требованиям безопасности, прежде всего психологической и духовно-нравственной. Например, приведем следующие реальные факты. Воспитанием Вадика Ч., 6,7 лет, занимается бабушка, которая работала и воспитателем в детском саду, заведующей и завучем в школе. Вадик любит приносить игрушки из дома. В основном, это трансформеры, « биониклы». Причем, это персонажи из американских фильмов и мультперсонажи. «Человек- паук», «Бэтмен», «Супермэн». Мальчик часто болеет. И вот после очередной болезни приносит в группу целый пакет… с черепами. Это игра по мотивам популярного фильма «Пираты Карибского моря».



Рис. "Пираты Карибского моря".

 

При разговоре с бабушкой выясняется, что мальчик предпочитает играть в «конструктор - трансформер», это человек-машина. Бабушка не видит в этом ничего плохого, по ее словам, это развивает воображение и мыслительную деятельность. Да и потом, это спокойные, тихие игры. Ведь Вадик часто болеет, если он будет бегать, то вспотеет, и опять заболеет. На мое замечание, что подобные игры неполезны ребенку, они порождают агрессию, страхи бабушка удивленно замечает, что телевизор просто невозможно включить, это там агрессия, но она мальчику не повредит, он должен уметь постоять за себя.



Следующий пример. Семья Дениса Т. (6,2 лет) вполне благополучная. В отличие, от вышеописанного случая, воспитанием мальчика занимаются родители, в основном, мама. У нее нет ни высшего, ни педагогического образования, но ситуации сходны. Мальчик часто болеет, неактивен со сверстниками, отчужден. Денис приходит в группу с целым пакетом игрушек. Это солдатики, с которыми он играет вместе с другими мальчишками. Но, есть и игрушки, которые вызывают недоумение. По словам мамы, для нее главный ориентир при покупке игрушек – низкая цена. У мамы мало времени для того, чтобы выбрать игрушку, поэтому она покупает игрушки в основном по дороге в детский сад, или в магазинах, расположенных около дома. Это игрушки, в основном дешевые, китайского производства, Покупает она их за его хорошее поведение или как компенсацию того, что не смогла выполнить какое-то свое обещание. Таким образом, как бы «откупается» от ребенка, считая, что сейчас такая жизнь, все так поступают. Игрушек у Дениса много, даже слишком, а играть не во что. Вот и приходится покупать все новые и новые.

Рис. "Игрушка» - транформер

 

Денис неохотно рассказал, что это «трансформеры», покупает ему их мама. Чем они ему нравятся, мальчик не смог объяснить. Мама сказала, что покупает, то, что хочет Денис, не задумываясь даже о том, что бывают и вредные игрушки. Она пояснила, раз эти игрушки продают, значит, они по определению не могут быть «вредными». Она не считает их «вредными», хотя и развивающий эффект тоже не может объяснить.



Захар К., 6 лет, ходит в логопедическую группу уже второй год, мальчик страдает логоневрозами, имеет дизартрию. Мама у него педагог, преподает физкультуру, растит сына без папы, хочет воспитать «настоящего мужчину». Игрушки, которые с собой приносит мальчик, схожи с описанными выше. На вопрос, чему могут научить такие игрушки, мама, уверенно отвечает, что они учат смелости и побеждать страхи. Если ребенку, страдающему заиканием, покупают такие игрушки, насильно ставят на горные лыжи, даже когда он плачет, может, это и есть «воспитание характера»?

Яна Г., 4 года, самая маленькая в группе. Всегда приходит с игрушками из дома, но почти никогда в них не играет, кладет на полку и забывает. Очень охотно играет в те игрушки, которые есть в группе. С собой приносит, как правило, очень яркие, предметные игрушки. Птичка – декоративная, с бисером, блестящая, красивые перья; лошадка - необычных цветов (розовый, фиолетовый). Часто приносит игрушки из Макдоналдса, игрушки из «Киндер - сюрприза», «Чупа-чупса». В беседе с мамой выясняется, что у девочки много игрушек, но она в них не играет, а требует все новые и новые. Родители не могут ей отказать. Вдруг у нее не будет такой игрушки, как у соседской девочки? Девочки приносят, конечно же, куклы, в основном, Барби, или похожих на них. Кукла Братц со всеми аксессуарами разгульной жизни, их с удовольствием покупают своим дочкам родители, также и Барби, с домами, автомобилями, одеждой, разной тематики. Девочке явно не хватает домашнего тепла, в группе она часто берет голыша и «укладывает спать».

.

Рис. Куклы Братц

 

По отзыву воспитательницы, эти куклы являются антиигрушками: «По моему глубокому убеждению, это олицетворение уродливости, ассиметрии, непропорциональности и негармоничности, полное отсутствие эстетики и вкуса. Я поинтересовалась у родителей, зачем они купили такую куклу, нравится ли она им самим. Ответы меня удивили. Они были примерно такие: купили, потому что у всех есть, а у Кати не будет? С ней играть никто не захочет. Кукла им самим нравится, «прикольная». Странная позиция, «быть, как все», хотя, с другой стороны, говорят, что растят индивидуальность. В настоящий момент девочки редко приносят Барби, отдают предпочтение Бэби бонам. Это куклы в виде пупсов, иногда с непривлекательным лицом, искаженным, сморщенным. Почти каждая девочка считает необходимым принести своего Бэби бона, в новых одеждах, с новыми бутылочками и сосками, колясками.

Рис. Кукла-модель, стилист.

Недавно, одна девочка принесла в детский сад, голову куклы, чтобы делать прически. На вопрос Даше Е. (6 лет), нравится ли ей играть с такой «куклой», девочка, сказала, что ей подарили эту «куклу» на день рождения, и теперь она хочет быть парикмахером. Воспитательница: «Девочка сама спросила меня, нравится ли мне эта «кукла», я сказала, что не очень. Почему, чтобы делать прически, нужна только голова? Даша не смогла мне ответить, впрочем, как и ее родители.» Может быть, нашим родителям в силу занятости на работе, лени, невежества или еще чего-то не приходит даже в голову, что этоможно назвать куклой, я уж не говорю, о том, что это можно дарить?». Фактически подобные куклы-манекены, кроме коммерцианализации сознания ребенка и ложных установок на «красивую жизнь» не способны осуществить воспитательный эффект, на который ханжески претендуют: ни о какой материнской заботе не может быть речи – если не говорить о материнской «заботе» о профориентации дочери.

В такие (см. также рис. ниже) игрушки ежедневно играют дети в дошкольных образовательных учреждениях – в помещении и на детской игровой площадке. Нет никаких подзаконных актов или административных распоряжений, запрещающих или регламентирующих их воздействие на всех детей группы.

 

 

 
 

 


Сами игрушки, по отзывам воспитателей, осуществляют сначала эффект шока, а затем эффект заражения. Детей первоначально поражает негативное ужасающее содержание игрушек, это хорошо запоминается в силу сильного психо-эмоционального воздействия, а затем многие дома просят купить точно такие и добиваются этого при первом же походе в игрушечный магазин или киоск. При бездумном отношении родителей к детской игровой продукции и желании, чтобы у ребенка «было все не хуже, чем у других», а также, надеясь компенсировать свою «занятость», родители или прародители (бабушки и дедушки) часто даже не пытаются объяснить ребенку, что этого монстра или этого мертвеца не нужно приносить в дом, что это вредная игрушка и пр. и покупают все новые и новые образцы агрессивных, безнравственных и ужасающих игрушек.

Вместе с тем, воспитатель не имеет право изъять у ребенка эти игрушки, оказывающие травмирующее влияние на развитие дошкольников, заведомо формирующих негативные установки детского поведения, поскольку родители на запрет высказывают свое недовольство и возмущение. И некоторые администраторы на свой страх и риск запрещают приносить из дома игрушки – все игрушки (хотя среди них могут быть и достойные, позитивные), поскольку критерии отбора не определены.

Следовательно, у администрации и воспитателей должны быть, во-первых, нормативные документы, определяющие основные критерии и требования к игровой продукции и, во-вторых, методы самостоятельной экспертизы игр и игрушек, поступающих в дошкольное образовательное учреждение.

Таким образом, можно констатировать, что ежегодно в России распространяется около 100 тысяч различных видов игрушек (прежде всего иностранного производства), значительная доля которых – это игрушки низкого качества, наносящие прямой физический, психологический и нравственный вред ребенку. В игрушке зафиксированы все основные тенденции влияния на сознание и поведение человека, способы и средства его формирования. Игрушка – особая форма представления информации. Поэтому игрушка попадает под действие законов об информационной безопасности, рекламе и др. Однако в силу своей специфики и силы воздействия на ребенка игрушка должна рассматриваться как особый предмет правового регулирования.

В последние годы заметны усилия ученых по разработке критериев экспертизы игрушки: которые включают, помимо медицинских и экологических критериев (качество материала и степень обработки), эстетических (красота и совершенство), психо-эмоциональных (радость и удовольствие), педагогических (развитие способностей, умений) и иные требования:

· креативности (развитие, творчество, сотрудничество);

· культуросообразности (соответствие культурным архетипам прежде всего той страны, где проживает ребенок);

· психо-терапевтичности (установки на здоровье, позитивные перспективы);

· социальности (возможности использования игрушки в групповой игре) и др.

Исключительно важным сегодня оказывается критерий духовно-нравственного смысла игрушки для ребенка, то есть, того, какие ценности она транслирует, способствует ли она формированию совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам.


[1] Пример антиигрушки: «Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шприцы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделывай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!».

[2] Примеры антиигрушек: «игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор), производства компании «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотрошенный труп подростка; продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень; кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительная надпись: «Жестокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас другим» и пр.

[3] Пример антиигрушки: брелок типа тамагочи или говорящая кукла с электронной начинкой, постоянно отвлекающая, дергающая ребенка («Поиграй со мной!», «Покорми меня», «Я хочу пи-пи» и т.п.) во время, когда он занят другими играми или занятиями.

[4] Например, игрушки- упаковки к чупа –чупсамс: сочетание сладкого и того, что несет смерть или связано со смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа, и т.п..)

[5] С психологической точки зрения, духовное понимается (условно) как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть – духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку ребенком собственных поступков.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.